СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП Татарский язык 1-4 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РП Татарский язык 1-4 классы»

Введение.

Рабочая программа по родному татарскому языку для 1-4 классов составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:

1) Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2) Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897

  1. Приказа Минобрнауки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС OОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 № 1897»,

  2. Постановления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями, внесенными Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 №81, на 29.06.2011, );

  3. Федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки по Приказу МО РФ от 31.03.2014 №253,ООП НОО, ООП ООО, одобренных Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки РФ от 8.06.2015 г. № 576; приказом

Минобрнауки РФ от 28.12. 2015 г. № 1529; приказом Минобрнауки РФ от 26.01.2016 г.№

38).

  1. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (с изменениями);

  2. Закона «Об образовании в Республике Башкортостан»;

  3. Закона «О языках народов Республики Башкортостан»;

  4. Программы по татарскому языку для 1-11 классов общеобразовательных организаций с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как родной) под ред.

Сагдиевой Р.К., Гарапшиной Р.М., Хайруллиной Г.И., Казань, «Магариф- Вакыт», 2017 г. 10) Учебного плана МАОУ СОШ с.Нижнетроицкий;

11)Календарного учебного графика МАОУ СОШ с.Нижнетроицкий;

Рабочая программа разработана на основе УМК «Татарский язык»: учебники для 1-4 классов общеобразовательных организаций основного общего образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как родной), под.ред. Сагдиевой Р.К., Ф.Ф.,Харисова, Ч.М.Харисовой. Казань: «Магариф – Вакыт»», 2019 г .

Согласно учебному плану основного общего образования на изучение предмета «Родной язык» в 1-4 классах выделено 1 час в неделю (всего 34 часа в год),1 класс- 33 часа.

Целью программы является развитие устной и письменной речи учащихся совершенствование речевой деятельности по всем ее видам, формирование и развитие лингвистической компетенции. Задачи изучения учебного предмета следующие:

:

  • обеспечение мотивации обучения родному языку;

  • формирование первоначальной лингвистической компетенции по всем

уровням татарского языка;

  • воспитание положительного ценностного отношения и уважения к родному

языку;

  • формирование гражданских и патриотических чувств;

  • овладение умениями связной устной и письменной речи;

  • развитие культуроведческой компетенции учащихся.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК»

Планируемые предметные результаты освоения с учетом общих требований Стандарта и специфики учебного предмета «Родной (татарский) язык» должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования:

    • овладение первоначальными знаниями о единстве и многообразии

языкового и культурного пространства народов Российской Федерации;

    • осознание языка как значимой части национальной культуры, как средства общения между разными народами;

    • воспитание позитивного отношения к овладению литературными нормами устной и письменной речи;

    • овладение орфоэпическими, лексическими и грамматическими нормами татарского языка, первоначальными сведениями о татарском речевом этикете, умение выборочного использования языкового материала, необходимого для коммуникации в объеме изученного программного материала;

    • использование полученных знаний по татарскому языку в познавательной и коммуникативной деятельности при различных жизненных ситуациях (в учебном процессе и во внеклассных мероприятиях).

В результате усвоения татарского языка учащиеся осознают язык как средство коммуникации, как национально-культурный феномен. К концу 4-го класса они воспринимают владение нормами устной и письменной речи по родному языку как показатель развития общей культуры человека.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного контроля, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК»

Материал учебного предмета «Родной (татарский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке (1-4 классы) структурирован в соответствии с видами речевой деятельности и следующими разделами языкознания: фонетика и орфография, лексикология, морфемика и словообразование, морфология, синтаксис, орфография и пунктуация, развитие речи.

Аудирование.

Понимание содержания прослушанного текста, ответы на вопросы по его содержанию, проведение беседы с целью определения основной мысли текста.

Говорение.

Использование изученных языковых единиц с учетом речевой ситуации. Составление диалогической и монологической речи с соблюдением орфоэпических и интонационных норм родного языка. Использование образцов татарского речевого этикета по различным темам в учебном процессе и во внеклассных мероприятиях.

Чтение.

Понимание содержания прочитанного текста с соблюдением орфоэпических норм, определением логического ударения. Определение темы и основной мысли текста.

Письмо.

Формирование навыков письма букв, звукосочетаний, слогов, слов и предложений. Письмо под диктовку и переписывание текста на изученное правило. Составление небольшого письменного текста на основе просмотренной картины (рисунка) или видеозаписи, с привлечением увиденного (услышанного) материала.

Фонетика.

Звуки речи. Выделение отдельных гласных и согласных из прослушанного слова. Определение количества и последовательности букв и звуков. Сравнение слов, отделяющихся друг от друга одним или несколькими буквами (звуками).

Определение гласных и согласных, твердых и мягких, ударных и безударных, звонких и глухих согласных.

Слог. Деление слова на слоги. Определение ударного слога.

Графика.

Понятие о буквах и звуках. Гласные и согласные звуки. Мягкие и твердые гласные и их буквенные обозначения. Сравнение мягкого и твердого произношения слов. Значение гласных в твердом и мягком произношении слов. Буквы е, ë, ю, я. Твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки.

Чтение.

Формирование послоговое, беглое чтение с соблюдением произносительных норм. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с соблюдением нужной интонации и паузы в соответствии с проставленными знаками препинания. Осознанное и выразительное чтение небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).

Письмо.

Выполнение гигиенических норм при письме. Овладение быстрыми и ритмичными движениями руки и пальцев при письме. Правописание строчных и заглавных букв. Письмо под диктовку слов и предложений, у которых не расходятся произношение и правописание. Осознание необходимости соблюдения при письме таких графических средств, как интервал между словами, проставление знака переноса между ними.

Слово и предложение.

Лексическое значение слова. Выделение слова из предложения. Наблюдение над порядком расположения слов в предложении. Изменение порядка слов в предложении.

Орфография. Ознакомление с правилами орфографии:

  • раздельное написание слов;

  • написание букв о и ө в первом слоге татарских слов;

  • заглавная буква в начале предложения, знаки препинания – точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения;

  • деление слов на слоги, перенос слов по слогам.

Развитие речи. Понимание содержания прочитанного или прослушанного текста. Составление небольших текстов с использованием сюжетных картин, на основе личных наблюдений.

Систематический курс Фонетика и орфоэпия.

Определение гласных и согласных звуков. Выделение ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных. Характеристика звуков: гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой. Деление на слоги. Произношение звуков и звукосочетаний с соблюдением орфоэпических норм современного литературного языка.

Элементы фонетического анализа.

Графика.

Звуки и буквы. Твердые и мягкие согласные. Употребление разделительных знаков (ъ и ь). Соотношение звуков и букв в словах с е, ë, ю, я. Интервал между словами, знак переноса. Знание татарского алфавита. Использование алфавита при работе со справочной литературой.

Лексика.

Слово как единство произносимого и значимого. Определение семантики слова по толковому словарю. Наблюдения над однозначными и многозначными словами, над употреблением речи синонимов и антонимов.

Состав слова.

Понятие об однокоренных словах, их отличия от синонимов и омонимов. Определение корня слова и аффикса. Понятие о словообразовательных аффиксах.

Выполнение упражнений с элементами словообразовательного анализа.

Морфология.

Понятие о частях речи. Имя существительное, его значение и употребление в речи. Вопросы имен существителных. Определение имен существительных, отвечающих на вопросы кем? нәрсә? Собственные и нарицательные имена. Формы единственного и множественного числа. Названия и вопросы падежей. Склонение имен существительных. Имена с аффиксами притяжательности. Выполнение упражнений на морфологический анализ существительных.

Имя прилагательное: его значение и употребление в речи. Вопросы прилагательных, выражение различных признаков предметов. Степени сравнений имен прилагательных.

Выполнение упражнений на морфологический анализ имен прилагательных.

Местоимения. Понятие о местоимениях. Личные местоимения: значение, употребление в речи, формы единственного и множественного числа, склонение личных местоимений.

Глагол. Значение глагола и употребление в речи. Определение глаголов, отвечающих на вопросы нишли? (что делает?), нишләде? (что делал?), нишләр? (что будет делать?). Спряжение глаголов. Формы настоящего, прошедшего и будущего времени. Утвердительная и отрицательная формы глаголов. Выполнение упражнений на морфологический анализ глаголов.

Наречие. Его значение, вопросы, употребление в речи.

Послелоги, их значение в речи.

Частицы да, дә, та, тә, гына, генә, кына, кенә, ук, үк, ич, бит. Правописание частиц.

Синтаксис.

Выделение слов, слосочетаний и предложений. Разные по цели высказывания предложения, знаки препинаний при них. Чтение различных коммуникативных предложений с соответствующей интонацией.

Понятие о главных членах предложения. Определение связи слов в словосочетаниях и предложениях с помощью наводящих вопросов.

Определение предложений с однородными членами с союзами һәм, ә, ләкин.

Составление собственных предложений с союзами и без них с интонацией перечисления.

Определение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация.

Формирование орфографической зоркости, уместное использование правил правописания:

  • правописание букв о, ө, э;

  • правописание букв, обозначающих согласные звуки;

  • перенос слов;

  • заглавные буквы в начале предложения и в именах собственных;

  • разделительные знаки (ъ, ь);

  • твердые согласные [гъ], [къ];

  • обозначение в письме звука гамза - һәмзә [ ’ ];

  • знаки препинания в конце предложения;

  • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

Развитие речи.

Выражение своего мнения с учетом ситуации, цели и адресата общения. Аргументированное выражение своего мнения. Овладение основными элементами проведения беседы: вводное слово, поддержание темы и ее продолжение, привлечение внимания собеседника и т.д. Усвоение норм татарского речевого этикета в процессе повседневной учебной деятельности и во внеклассных мероприятиях: приветствие, прощание, извинение, благодарение, обращение с просьбой и др. Особенности татарского речевого этикета при общении с собеседником, уровень владения которого не всегда соотвествует требованиям программы. Составление собственных речевых (монологических) высказываний описательного или оценочного характера.

Текст.

Понятие о тексте. Семантическое единство предложений в тексте. Озаглавливание текста. Последовательность составляющих текста. Абзац. Составление плана по содержанию текста. Составление текста по предложенному плану. Особенности описательного, повествовательного текста.

Особенности составления письменных текстов с учетом пунктуальности, правдивости, выразительности описываемых событий (фактов).

Ознакомление с различными видами изложений и сочинений (без заучивания правил): изложение на основе полного или частичного использования предложенного текста, изложение с элементами сочинения, повествовательно-описательное сочинение и др.

1 класс

Предварительный устный курс

Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.

Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв. Букварный период

Составление слогов, слов, словосочетаний. Формирование навыков составления предложений. Деление на слоги.

Ознакомление с согласными звуками [б], [п], [д], [т], [ж],[ш], [з], [с], [и], [й], [л], [м], [н], [р], [у], [ф], [ц], [щ].

Специфика произношения звуков [а], [о], [э], [w], [гъ], [къ], [х], [ч], [ы] и обозначение их на письме.

Чтение слов, словосочетаний и предложений со звуками [ә], [ө], [ү], [җ], [ң], [һ].

Татарский язык Речь.

Устная и письменная речь. Этика общения.

Слово ислог.

Деление слова на слоги. Произношение и правописание слогов и слов.

Звуки и буквы.

Алфавит. Слова с заглавной буквой.

Гласные звуки, их классификация. Перенос слов. Ударение.

Согласные звуки, их класификация.

Слова, выражающие предмет, его действие и признак.

От слова к предложению.

Понятие о знаках препинаний в конце предложений. Понятие о главных членах предложения. Составление предложений, связь между словами.

Развитие связной речи.

2 класс

Звуки и буквы

Гласные звуки. Сингармонизм. Правописание букв, обозначающих гласные звуки.

Гласные [а], [э], [о], [ө], [ы] в татарском и русском языках. Буквы я, ю, е и првописание слов с ними.

Согласные звонкие и глухие. Произношение согласных [w], [гъ], [къ], [х], [ч]; [җ],

[ң], [һ].

Правописание и произношение слов с буквами ц, щ, ъ, ь.

Словарные и объяснительные диктанты.

Слово.

Слог. Понятие о словесном ударении.

Корень слова.

Морфология.

Имя существительное.

Правописание собственных имен. Формы единственного и множественного числа.

Правописание аффиксов множественного числа, соспоставление их с русским языком.

Глагол.

Понятие о временах глагола. Сопоставление с русским языком.

Имя прилагательное.

Употребление прилагательных в речи. Особенности прилагательных в татарском и русском языках.

Синтаксис.

Составление словосочетаний и предложений. Порядок слов (главных членов) в предложении, соспоставление с русским языком.

Обобщенное повторение за год.

Развитие связной речи.

3 класс Слово

Слово единство произносимого и семантического. Прямое и переносное значение слова. Синонимы, омонимы и антонимы.

Ознакомление со словарями, формирование умение работать с ними. Словрные диктанты.

Состав слова и словообразование.

Корень и аффикс. Производные слова. Однокоренные слова. Особенности присоединения аффиксов в татарском и русском языках. Сложные и парные слова.

Морфология.

Нарицательные и собственные имена сущствительные. Склонение имен.

Особенности склонения имен существительных на носовые согласные.

Прилагательные.

Синонимы и антонимы. Употребление прилагательных в предложении. Особенности синтаксической связи между прилагательным и существительным в татарском языке.

Имя числительное, его значение, вопросы. Особенности синтаксической связи между числительным и существительным в татарском языке Местоимение.

Склонение личных местоимений. Понятие о вопросительных местоимениях.

Глагол.

Спряжение глаголов изъявительного наклонения. Сопоставление с временными и личными формами глаголов татарского и русского языков.

Синтаксис.

Составление словосочетаний и предложений с использованием изученных частей речи.

Предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, повелительные, восклицательные. Определение главных членов предложения.

Понятие об определении. Особенности синтаксической связи между определением и определяемым словом в татарском языке.

Порядок слов (подлежащего и сказуемого, определения и определяемого слова) в татарском языке.

Обобщенное повторение за год.

Развитие связной речи.

4 класс

Морфология.

Имя существительное. Склонение существительных на звонкие, глухие и носовые согласные.

Имя прилагательное. Степени сравнения прилагательных.

Имя числительное. Количественные и порядковые числительные. Особенности употртебления существительных при числительных в татарском языке.

Местоимение.Указательные местоимения.

Глагол. Прошедшее и будущее время, спряжение глаголов изъявительного наконения.

Синтаксис.

Словосочетание и предложение в татарском и русском языках, порядок слов в них.

Главные члены предложения. Выражения подлежащего существительными и личными местоимениями.

Выражение сказуемого глаголами изъявительного наклонения и прилагательными.

Второстепенные члены предложения. Выражение определения прилагательными и порядковыми числительными.

Понятие о дополнениях.

Нераспространенные и распространенные предложения.

Обобщенное повторение за год.

Развитие связной речи.

3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

  1. класс

Тема.


Кол. часов

Дата проведения

примеч

ание

план факт



Повторение (2ч.)



1

Повторение.

1

2

Звуки и буквы.Алфавит.

1

Гласные звуки и буквы (11ч.)

3

Звук а,буква а;звук ә,буква ә.

1

4

Звук о,буква о;

1

5

Звук у,ү,буква у,ү.

1

6

Звук ө,буква ө.

1

7

Звук ы,буква ы;

1

8

Звук э,буква э.

1

9

Контрольное списывание.

1

10

Работа над ошибками.

1

11

Звук йу,йү,буква ю.

12

Звук йа,йә,буква я.

1

13

Звук йы,йе,буква е.

1

Согласные звуки и бкувы (9ч.)

14

Звук уы,буква в.

1

15

Буквы х,һ.

1

16

Звук къ,кь,гъ,гь.

1

17

Звук ч, буква ч.

1

18

Звук ң,буква ң.

1

19

Ъ и ь знаки.

1

20

Слово.Ударение.

1

21

Контрольное списывание.

1

22

Работа над ошибками.

1

Морфология (12 ч.)

23

Имя существительное.

1

24

Имена собственные и нарицательные.

1

25

Глагол

1

26

Склонение глаголов.

1

27

Имя прилагательное

1

28

Виды прилагательных.

1

29

Изложение.

1

30

Работа над ошибками

1

31

Синтаксис.Словосочетание.

1

32

Предложение.Главные члены предложения.

1

33

Контрольный диктант.

1

34

Работа над ошибками.Повторение.

1

4 класс

Тема.

Кол. часов

Дата проведения

примеч

ание

план

факт

Повторение (2)



1

Алфавит.

1

2

Корень и окончание.

1

Морфология (19)



3

Имя существительное.

1

4

Склонение имен существительных.

1

5

Имя прилагательное.

1

6

Степени прилагательных.

1

7

Имя числительное.

1

8

Количественные и порядковые числительные.

1

9

Диктант.

1

10

Работа над ошибками.

1

11

Местоимение.

1

12

Указательные местоимения.

1

13

Категория пренадлежности местоимений.

14

Глагол

1

15

Глаголы изъявительного наклонения.

1

16

Глаголы повелительног наклонения.

1

17

Глаголы прошедшего и будущего времени.

1

18

Глаголы настоящего времени.

1

19

Повторение.Морфология.

1

20

Контрольный диктант.

1

21

Работа над ошибками.

1

Синтаксис (13)



22

Главные члены предложения.

1

23

Подлежащие и сказуемое.

1

24

Изложение.

1

25

Работа над ошибками.

1

26

Второстепенные члены предложения.

1

27

Дополнение.

1

28

Распрастраненные и нераспрастраненные предложения.

1

29

Однородные члены преложения.

1

30

Предложение и словосочетание.

1

31

Слово и словосочетание.

1

32

Повторение.Предложение.

1

33

Контрольный диктант.

1

34

Работа над ошибками.Повторение.

1

  1. класс

Тема.

Кол. часов

Дата проведения

примеч

ание

план

факт

Повторение (2ч.)



1

Звуки и буквы.

1

2

Морфология.

1

Слово (9ч.)



3

Прямое и переносное значение слов.

1

4

Однозначные и многозначные слова.

1

5

Синоним,омоним,антоним.

1

6

Корень и окончание.

1

7

Однокоренные слова.

1

8

Парные и сложные слова.

1

9

Контрольное списывание.

1

10

Работа над ошибками.

1

11

Словари.

Морфология (18ч.)



12

Имя существительное.

1

13

Собственные и нарицательные.

1

14

Склонение имен существительных.

1

15

Имя прилагательное.

1

16

Прилагательные антонимы и синонимы.

1

17

Роь прилагательных в предложениях.

1

18

Имя числительное.

1

19

Правописание числительных.

1

20

Местоимение.

1

21

Личные местоимения.

1

22

Контрольный диктант.

1

23

Работа над ошибками.

1

24

Вопросительные местоимения.

1

25

Глагол

1

26

Глаголы настоящего времени.

1

27

Глаголы прошедшего ибудущего времени.

1

28

Изложение.

29

Работа над ошибками.

Синтаксис (5ч.)


30

Словосочетание и предложение.

1

31

Утвердитлеьные и отрицательные предложения.

1

32

Главные члены предложения.Определение.

1

33

Контрольный диктант.

1

34

Работа над ошибками.Повторение.

1

1 класс

Тема.

Кол. часов

Дата проведения

примеч

ание

план

факт

1

Предмет и слово

1

2

Слова, обозначающие предмет

1

3

Слова, обозначающие действия предмета

1

4

Слова, обозначающие признаки предмета

1

5

Текст. Слово и предложение.

1

6

Слоги.

1

7

Гласные и согласные звуки

1

8

Ударение.

1

9

Звонкие и глухие согласные

1

10

Мягкие и твердые согласные.

1

11

Буквы Аа,Әә.

1

12

Буквы Уу,Үү.

1

13

Буквы Оо,Өө.

1

14

Буквы Ыы,Ии,Йй.

1

15

Буквы Эе,Ее,Ёё.

1

16

Буквы Нн,ң.

1

17

Буквы Җҗ,Жж.

1

18

Буквы Шш,Щщ.

1

19

Буквы Хх,Һһ.

1

20

Буквы Лл,Мм.

1

21

Буквы Сс,Зз.

1

22

Буквы Дд,Тт.

1

23

Буквы Вв,Фф.

1

24

Буквы Гг,Кк.

1

25

Буквы Бб,Пп.

1

26

Буквы Яя, Юю.

1

27

Буквы Чч,Цц

1

28

Буквы Рр.

1

29

Буквы ъ и ь.

1

30

Гласные исогласные звуки.

1

31

Алфавит.

1

32

Контрольный диктант.

1

33

Работа над ошибками.Повторение.

1

Оценка достижений планируемых результатов освоения учебной программы

Контрольные работы для 1 класса по итогам учебного года

Оценка диктанта.

Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны быть доступными по содержанию и не иметь в своем составе неизвестных учащимся слов, грамматических форм и синтаксических конструкций. Если в тексте диктанта встречаются незнакомые слова или слова с неизученными орфограммами, то их необходимо объяснить и записать на доске.

При подсчете количества слов в диктанте принимаются во внимание все слова, включая заголовки. Служебные слова (предлоги и союзы) также считаются за отдельные слова.

Количество слов в диктанте в течение учебного года должно увеличиваться постепенно: в начале учебного года такое же количество слов, как в диктантах предыдущего класса, затем в каждой четверти текст постепенно увеличивается и в III четверти число слов в диктанте должно достигать указанной для каждого класса нормы.

Проверочный диктант по определенной теме должен включать основные орфограммы или пунктограммы не только этой темы, но и других программных разделов, изученных ранее. Итоговые контрольные диктанты должны выявлять подготовленность учащихся по всем изученным ранее темам. Объем текстов для диктантов:

2 класс

3 класс

4 класс

28—35 слов

35—45 слов,

45—55 слов

При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.

При оценке диктантов (а также изложений и сочинений) исправляются, но не учитываются следующие орфографические и пунктуационные ошибки:

  1. на правила, которые не включены в школьную программу;

  2. на еще не изученные правила;

  3. в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

  4. в переносе слов;

  5. на единичные пропуски точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения начинается с заглавной буквы; 6) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются на одну ошибку. При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл.

Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой. Нормы оценки диктантов следующие:

Отметка «5» ставится за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Отметка «4» выставляется при наличии и работе трех орфографических и трех пунктуационных ошибок, или двух орфографических и четырех пунктуационных, или пяти пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.

Отметка «3» выставляется при наличии пяти орфографических и пяти пунктуационных ошибок, или четырех орфографических и пяти пунктуационных ошибок, или девяти пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических. В 2 классе допускается выставление отметки «3» за диктант при шести орфографических и пяти пунктуационных ошибках.

Отметка «2» ставится при наличии восьми орфографических и восьми пунктуационных ошибок, или семи орфографических и девяти пунктуационных, или шести орфографических и десяти пунктуационных, или девяти орфографических и семи пунктуационных.

При некоторой вариативности количества ошибок следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Такой предел для оценки «З»— пять орфографических ошибок .«2» — девять орфографических ошибок.

Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Тексты для изложений должны отвечать требованиям нравственно-эстетического воспитания учащихся и со держанию учебной программы данного класса.

С помощью изложений проверяют умения раскрыть тему данного текста, передать его основную мысль, использовать языковые средства в соответствии с темой и задачей высказывания, а также грамматические знания, орфографические, пунктуационные умения и навыки.

Текст изложения должен быть доступен учащимся. Новые слова и выражения следует объяснить и в целях усвоения правописания выписать их на классной доске.

Примерный объем текстов для изложения:

2 класс

3 класс

4 класс

45-50 слов

50-60 слов

60-70 слов

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, от их общего развития.

С помощью сочинений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Кроме того, при оценке письменных работ следует обращать внимание на логическую последовательность как при передаче содержания готового текста (изложение), так и при построении самостоятельного высказывания (сочинение), на умение членить текст на абзацы, связывать предложения между собой, использовать разнообразные выразительные средства языка. Изложения и сочинения оцениваются двумя оценками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки — по татарскому языку, за исключением тех случаев, когда сочинение проводят с целью проверки знаний по литературе. В этом случае первая оценка, за содержание и речь, считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оцениваются по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность и логичность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число речевых ошибок и речевых недочетов в содержании. Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.

Рекомендации по оценке изложений и сочинений в начальной школе:

    1. класс

Отметка

Основные критерии

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

Допускается:

1

орфографическая,



2. Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание изложено последователь но (по плану или без него).

  1. Работа отличается богатством словаря и точностью словоупотребления, разнообразием используемых морфологических категорий и синтаксических конструкций (с учетом изученного материала).

  2. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

  3. Допускаются 1 недочет в содержании и 1—2 речевые ошибки.

или 1 пунктуационная, или 1 грамматичес кая ошибка.

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (с незначительными отклонениями от темы).

  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические ошибки.

  3. Имеются незначительные нарушения в последовательности изложения мыслей.

  4. Лексический и грамматический строй речи в целом достаточно разнообразен.

  5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

  6. Допускаются не более 2 недочетов в содержании и 3— 4 речевые ошибки.

Допускается:

3

орфографические,

3

пунктуационные

и 3

грамматические ошибки.

«3»

  1. Допущены существенные отклонения от темы.

  2. Имеются отдельные фактические неточности.

  3. Допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей.

  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

  6. Допускаются не более 4 речевых недочетов в

Допускается:

5

орфографических,

5

пунктуационных

и 5

грамматических ошибок


содержании и 5—6 речевых ошибок.


«2»

  1. Работа не соответствует теме.

  2. Допущено много фактических неточностей.

  3. Нарушена последовательность в изложении, работа не соответствует плану.

  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями, нарушена связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  5. Нарушено стилевое единство текста.

  6. В работе допущены 6 недочетов в содержании и до 7 речевых ошибок.

Допускается: 7—8

орфографичес

ких, 8 пунктуационных

и 8

грамматических ошибок.

    1. класс

Отметка

Основные критерии

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.

  2. Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание изложено последователь но (по плану или без него).

  1. Работа отличается богатством словаря и точностью словоупотребления, разнообразием используемых

морфологических категорий и синтаксических конструкций (с учетом изученного материала).

  1. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

  2. Допускаются 1 недочет в содержании и 1—2 речевые ошибки.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматичес кая ошибка.

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (с незначительными отклонениями от темы).

  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические ошибки.

  3. Имеются незначительные нарушения в последовательности изложения мыслей.

Допускается: 3 орфографические,

3

пунктуационные

и 3

грамматические ошибки.


  1. Лексический и грамматический строй речи в целом достаточно разнообразен.

  2. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

  3. Допускаются не более 2 недочетов в со держании и 3—4 речевые ошибки.

«3»

  1. Допущены существенные отклонения от темы.

  2. Имеются отдельные фактические неточности.

  3. Допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей.

  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

  6. Допускаются не более 4 речевых недочетов в содержании и 5—6 речевых ошибок.

Допускается: 5 орфографических,

5

пунктуационных

и 5

грамматических ошибок

«2»

  1. Работа не соответствует теме.

  2. Допущено много фактических неточностей.

  3. Нарушена последовательность в изложении, работа не соответствует плану.

  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями, нарушена связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  5. Нарушено стилевое единство текста.

  6. В работе допущены 6 недочетов в содержании и до 7 речевых ошибок.

Допускается: 7—8

орфографическ

их, 8

пунктуационных

и 8

грамматических ошибок.

Примечания:

  1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

  2. Первая оценка не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

  3. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях

4 класс

Отметк

а

Основные критерии

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.

  2. Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание изложено последователь но (по плану или без него).

  1. Работа отличается богатством словаря и точностью словоупотребления, разнообразием используемых

морфологических категорий и синтаксических конструкций (с учетом изученного материала).

  1. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

  2. Допускаются 1 недочет в содержании и 1—2 речевые ошибки.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматичес кая ошибка.

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (с незначительными отклонениями от темы).

  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические ошибки.

  3. Имеются незначительные нарушения в последовательности изложения мыслей.

  4. Лексический и грамматический строй речи в целом достаточно разнообразен.

  5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

  6. Допускаются не более 2 недочетов в со держании и 3—4 речевые ошибки.

Допускается: 3 орфографические,

3

пунктуационные

и 3

грамматические ошибки.

«3»

  1. Допущены существенные отклонения от темы.

  2. Имеются отдельные фактические неточности.

Допускается: 5 орфографических,

5


  1. Допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей.

  2. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

  3. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

  4. Допускаются не более 4 речевых недочетов в содержании и 5—6 речевых ошибок.

пунктуационных

и 5

грамматических ошибок

«2»

  1. Работа не соответствует теме.

  2. Допущено много фактических неточностей.

  3. Нарушена последовательность в изложении, работа не соответствует плану.

  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями, нарушена связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  5. Нарушено стилевое единство текста.

  6. В работе допущены 6 недочетов в содержании и до 7 речевых ошибок.

Допускается: 7—8

орфографическ

их, 8

пунктуационных

и 8

грамматических ошибок.

Примечания:

  1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

  2. Первая оценка не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

  3. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях


28


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!