________________Т.А. Лаврёнова
образовательной программы СПО подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Менеджмент разработана на основе ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.07.2014 г. № 832.
СОСТАВИТЕЛЬ – И.В. Ясинская, преподаватель общепрофессиональных дисциплин, ГБПОУ ВЛАТТ, СЗД
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Осваиваемые элементы компетенций |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Современный менеджмент: сущность и характерные черты. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-9. ПК 2.2-2.4. |
Понятие менеджмента, его задачи и роль в развитии современного производства. Понятие менеджмента. Менеджмент как наука и искусство. Цели менеджмента. Задачи менеджмента. Роль менеджмента в развитии современного производства. | 2 |
Тематика практических занятий | 2 | |
Современные подходы в менеджменте и функции управления. | 2 | ОК 1-9. ПК 2.2-2.4. |
Самостоятельная работа обучающихся (при наличии указывается тематика и содержание домашних заданий) В рабочей тетради студенты выполняют следующие виды заданий: составить тематический тезаурус, заполнить схему, составить сравнительную таблицу подходов к пониманию менеджмента, ответить на вопросы, выполнить теоретические задания, подготовить доклад, составить тест, карту мышления, написать эссе, подготовить презентацию. | 4 | |
Тема 2. История развития менеджмента. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-9. ПК 2.2-2.4. |
Условия и предпосылки возникновения менеджмента. Основные школы управления. Основные научные подходы. Сравнительная характеристика американской и японской моделей менеджмента. | 2 |
Тематика практических занятий | 2 | |
Особенности национальных и зарубежных моделей менеджмента. | 2 | ОК 1-9. ПК 2.2-2.4. |
Самостоятельная работа обучающихся (при наличии указывается тематика и содержание домашних заданий) В рабочей тетради студенты выполняют следующие виды заданий: составить тематический тезаурус, заполнить схему, составить сравнительную таблицу подходов к пониманию менеджмента, ответить на вопросы, выполнить теоретические задания. | 4 | |
Тема 3. Структура организации. Внутренняя и внешняя среда организации. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-9. ПК 2.2-2.4. |
Понятие организации в менеджменте. Разновидности организаций и их правовой статус. Признаки организаций. Внутренняя среда и её параметры. Внешняя среда и её параметры. | 2 |
Тематика практических занятий | 2 | ОК 1-9. ПК 2.2-2.4. |
Структура организации внешней и внутренней среды организации. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся (при наличии указывается тематика и содержание домашних заданий) В рабочей тетради студенты выполняют следующие виды заданий: составить тематический тезаурус, заполнить схему, составить сравнительную таблицу подходов к пониманию менеджмента, ответить на вопросы, выполнить теоретические задания, подготовить доклад, составить тест, карту мышления, написать эссе, подготовить презентацию. | 4 | |
Тема 4. Процесс управления. Цикл менеджмента. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-9. ПК 2.2-2.4. |
Цикл менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль) – основа управленческой деятельности. Основные составляющие цикла менеджмента. Характеристика функций цикла. Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла. | 2 |
Тематика практических занятий | 2 | |
Анализ цикла менеджмента предприятия. | 2 | ОК 1-9. ПК 2.2-2.4. |
Самостоятельная работа обучающихся (при наличии указывается тематика и содержание домашних заданий) В рабочей тетради студенты выполняют следующие виды заданий: составить тематический тезаурус, заполнить схему, ответить на вопросы, выполнить теоретические задания, составить тест, подготовить презентацию. | 4 | |
Тема 5. Планирование в системе менеджмента. | Содержание учебного материала | | |
Роль планирования в организации. Формы планирования. Виды планов. Основные стадии планирования. Стратегическое (перспективное) планирование. Процесс стратегического планирования: миссия и цели, анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон, анализ альтернативных и выбор стратегии, управление реализацией стратегии, оценка стратегии. Тактическое (текущее) планирование. Основные этапы текущего планирования. Реализация текущих планов. | 2 | ОК 1-9. ПК 2.2-2.4. |
Тематика практических занятий | 4 | ОК 1-9. ПК 2.2-2.4. |
Составление миссии организации. | 2 |
Тема 6. Мотивация и потребности. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-9. ПК 2.2-2.4. |
Мотивация и критерии мотивации труда. Индивидуальная и групповая мотивация. Ступени мотивации. Правила работы с группой. Первичные и вторичные потребности. Потребности и мотивационное поведение. Мотивация и иерархия потребностей. Процессуальные теории мотивации. Сущность делегирования, правила и принципы делегирования. |
Тематика практических занятий | 6 | ОК 1-9. ПК 2.2-2.4. |
Мотивация персонала. | 2 |
Тема 7. Методы управления. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-9. ПК 2.2-2.4. |
Основные методы управления: организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические; их достоинства и недостатки; характер воздействия. Система методов: моделирование, экспериментирование, экономико-математические и социальные измерения и др. | 2 |
Тематика практических занятий | 2 | |
Система методов управления. | 2 | ОК 1-9. ПК 2.2-2.4. |
Самостоятельная работа обучающихся (при наличии указывается тематика и содержание домашних заданий) В рабочей тетради студенты выполняют следующие виды заданий: составить тематический тезаурус, заполнить схему, составить сравнительную таблицу подходов к пониманию менеджмента, ответить на вопросы, выполнить теоретические задания, подготовить презентацию. | 4 | |
Тема 8. Система координационных связей. Коммуникации. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-9. ПК 2.2-2.4. |
Координация отношений в организации. Понятие общения и коммуникации. Информация и ее виды: функциональная, координационная, оценочная. Трансакты, три формы трансакта: параллельный, перекрестный, скрытый. Эффективная коммуникация. |
Тематика практических занятий | 2 | ОК 1-9. ПК 2.2-2.4. |
Построение схем трансакции. | 2 |
Тема 9. Управленческое и деловое общение. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-9. ПК 2.2-2.4. |
Функции и назначение управленческого общения. Условия эффективного общения. Два закона управленческого общения. Психологические приемы достижения расположенности подчиненных (аттракция). Правила ведения бесед, совещаний. Планирование проведения данных мероприятий. Абстрактные типы собеседников. Факторы повышения эффективности делового общения. Техника телефонных переговоров. Фазы делового общения: начало беседы, передача информации, аргументирование, опровержение доводов собеседника, принятие решения. | 2 |
Тематика практических занятий | 2 | ОК 1-9. ПК 2.2-2.4. |
Проведение деловой беседы. | 2 |
Тема 10. Контроль и его виды. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-9. ПК 2.2-2.4. |
Контроль, понятие и сущность; этапы контроля: выработка стандартов и критериев, сопоставление с реальными результатами, коррекция. Правила контроля и виды: предварительный, текущий, заключительный. Итоговая документация по контролю. | 2 |
Тема 11. Процесс принятия решения. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-9. ПК 2.2-2.4. |
Типы решений и требования, предъявляемые к ним. Методы принятия решений. Матрица принятия решений. Уровни принятия решений: рутинный, селективный, адаптационный, инновационный. Этапы принятия решений. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся (при наличии указывается тематика и содержание домашних заданий) В рабочей тетради студенты выполняют следующие виды заданий: составить тематический тезаурус, заполнить схему, составить сравнительную таблицу , ответить на вопросы, выполнить теоретические задания, составить тест, подготовить презентацию. | 4 | |
Тема 12. Управление конфликтами и стрессами. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-9. ПК 2.2-2.4. |
Конфликт как органическая составляющая жизни общества и организации. Сущность и классификация конфликтов. Конфликты в коллективе и пути их преодоления. Причины и виды конфликтов. Методы управления конфликтами. Последствия конфликтов. Природа и причина стрессов. Взаимосвязь конфликта и стресса. Позитивные и негативные стрессы. Методы снятия стресса. | 2 |
Тематика практических занятий | 2 | ОК 1-9. ПК 2.2-2.4. |
Решение конфликтной ситуации. | 2 |
Тема 13. Руководство: власть и партнерство. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-9. ПК 2.2-2.4. |
Власть и влияние. Виды власти: власть, основанная на принуждении; власть, основанная на вознаграждении; законная власть (влияние через традиции); власть примера (влияние с помощью харизмы); экспертная власть. Методы влияния, их содержание. Лидерство и власть. Стили руководства в управлении. Двухмерная трактовка стилей. Управленческая решетка. Имидж менеджера. Психологическая устойчивость руководителя как основа нормальной обстановки в организации. | 2 |
Промежуточная аттестация | дифференцированный зачёт | 2 | |
Всего: | 48 | |
Кабинет «Менеджмента», оснащенный оборудованием: доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), раздаточного дидактического материала и др.; техническими средствами: компьютером, средствами аудиовизуализации, мультимедийным проектором.
Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий.