Улан-Удэ, 2017 г.
составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Эксперты: Воробьева Е.С., ст. воспитатель МБДОУ №112 «Сибирячок»
Агафонова С.Ю., ст. воспитатель МБДОУ № 95 «Рябинушка»
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.01. Дошкольное образование входящей в укрупненную группу специальностей 050000 Педагогика и образование по направлению 050100 Педагогическое образование.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | | Объем часов | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
Раздел 1. Общие основы психологии | | Уровень освоения | 8 | ОК 1-11 ПК1.1-1.4 2.1-2.7 3.1-3.5 4.1-4.4 5.1-5.5 6.1-6.5 |
Тема 1.1. Введение в психологию | Содержание учебного материала | 3 |
Становление и развитие психологии как науки. Предмет психологии, полипредметность. Современные представления о психике. Связь психологии с педагогической наукой и практикой. |
Методы психологического исследования. Классификация методов психологии. Основные методы психологического исследования и их виды. Эмпирические методы обработки данных. | 3 |
Психика и мозг. Физиологические механизмы психической деятельности. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в психическом развитии. | 3 |
Тематика практических занятий и лабораторных работ Ознакомление с основными этапами развития психологии как науки и определение направлений развития современной психологии. Моделирование ситуации, подбор и обоснование выбора метода психологического исследования. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Составление опорной таблицы этапов развития психологии, основных представителей. Написание сообщения по одной из предложенных тем: «Основные этапы развития психики у животных», «Виды интеллектуального поведения, наблюдаемые у животных», «Перспективы развития человеческого сознания», «Соотношение между сознанием и бессознательным». Оформление структурно-логической схемы: категории психологии, место психологии в системе наук, системы психологических наук, методы психологии, этапы психологического исследования. | 2 |
Тема 1. 2 Основы психологии личности и деятельности | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 10 | ОК 1-11 ПК 1.1-1.4 2.1-2.7 3.1-3.5 4.1-4.4 5.1-5.5 6.1-6.5 |
Понятие о личности и путях ее формирования. Устойчивость и единство свойств личности, ее активность. Общественная природа личности. | 3 |
Структура личности Современные психологические теории личности. Направленность личности. Личностные психологические свойства человека. | 3 |
Внутренние и внешние условия развития личности. Нормальное и аномальное развитие человека как личности. Кризисы в развитии личности. Процесс социализации личности. Психология межличностных отношений. Понятие о группах и коллективах. Взаимоотношения людей в группах. Массовые социально-психологические явления. | 3 |
Понятие о деятельности. Отличие деятельности человека от поведения животных. Структурные компоненты деятельности: осознание цели, планирование, осуществление деятельности и текущий контроль, проверка результатов, исправление ошибок, подведение итогов. | 3 | |
Основные виды деятельности, психологическая характеристика особенностей. Умения и навыки, привычки. Интеллектуальные навыки. Процесс образования умений и навыков. Привычки и их формирование. | 3 |
Тематика практических занятий и лабораторных работ | 6 |
1 Определение модели личности выпускника в соответствии с требованиями ФГОС СПО, ФГОС ДО и Профстандарта педагога (воспитатель) Ознакомление с различными теориями понимания источника активности личности (фрейдистское, неофрейдистское и современное понимание). Выявление источника активности личности в различных направлениях психологии, соотношение сознания и деятельности, их единство и различия. |
Самостоятельная работа обучающихся Оформление структурно – логических схем отличия деятельности человека от жизнедеятельности животного, процесса образования умений и навыков в учебной деятельности. Составление аннотации или конспекты работ отечественных и зарубежных психологов по психологии личности и межличностных отношений. Написание сообщений- реферата на темы по выбору: «Процесс формирования привычек и их роль в поведении человека», «Взаимосвязь деятельности и общения в развитии ребенка». | 4 |
Тема 1. 3. Познавательная сфера личности | Содержание учебного материала | | 12 | ОК 1-11 ПК 1.1-1.4 2.1-2.7 3.1-3.5 4.1-4.4 5.1-5.5 6.1-6.5 |
Ощущение. Значение ощущений в познавательной деятельности человека. Рецепторная и рефлекторная теории ощущений. Анализаторы как органы ощущений, их строение и функции. Виды ощущений. Основные закономерности протекания ощущений. Пороги ощущений и чувствительность анализаторов. Понятие об адаптации. Взаимодействие ощущений. | 3 |
Восприятие. Физиологические основы восприятия. Виды восприятия. Роль прошлого опыта человека в восприятии. Зависимость восприятия от особенностей личности. Иллюзии. Наблюдение и наблюдательность. | 3 | |
Внимание. Значение внимания в жизни и деятельности человека. Физиологические основы внимания. Виды внимания. Условия проявления и сохранения внимания. Основные свойства внимания. Причины неустойчивости внимания. Рассеянность и ее виды. | 3 |
Память Значение памяти в жизни и деятельности человека. Физиологические механизмы памяти. Процессы памяти. Виды памяти. Индивидуальные особенности памяти. | 3 | |
Мышление и речь. Физиологические механизмы речи и мышления. Речь и ее функции. Единство мышления и речи. Операции мышления и формы мышления. Качества ума. Виды мышления и речи, их особенности. | 3 |
Воображение. Понятие о воображении и его физиологические основы. Значение воображения в деятельности человека. Виды воображения. Приемы создания образов воображения. Мечта. | 3 | |
Практические занятия Исследование уровня развития восприятия, порогов ощущений и чувствительности анализаторов, особенностей памяти, внимания, воображения в процессе самопознания Решение психологических задач, характеризующих проявления познавательных психических процессов. Выделение условий и средств самосовершенствования, составление программы самовоспитания. | 6 | |
Самостоятельная работа студентов Применение некоторых диагностических методик исследования особенностей познавательных процессов в процессе самопознания Оформление структурно-логических схем - характеристики некоторых познавательных процессов, познавательная сфера личности. Написание рефератов по темам: Организация педагогом процесса произвольного запоминания, Основные теории памяти, Память человека и память машины, Зависимость памяти от некоторых личностных особенностей ( на примере материалов книги Лурия « Маленькая книга о большой памяти») | 6 | |
Тема 1.4. Эмоционально-волевая сфера личности | Содержание учебного материала | 3 | ОК 1-11 ПК 1.1-1.4 2.1-2.7 3.1-3.5 4.1-4.4 5.1-5.5 6.1-6.5 |
Общая характеристика эмоций и чувств. Роль чувств и их социальная обусловленность. Эмоциональные состояния и высшие чувства. Психологические основы и внешнее выражение эмоций и чувств. Понятие «воля». Значение воли в жизни и деятельности человека. Физиологические основы волевых действий. Общественно-историческая обусловленность воли. Анализ волевого действия. Волевые качества личности | 3 |
Практические занятия | 2 | |
Определение основного тона своих эмоциональных состояний в процессе самопознания на основе использования различных диагностических методик. Определение роли дополнительных мотивов и понимания значимости действий в развитии и укреплении волевого поведения. Решение психолого - педагогических задач на проявление эмоциональных реакций и волевое поведение в разных жизненных ситуациях |
Самостоятельная работа студентов Выявление важнейших путей и условий воспитания воли в процессе самосовершенствования Подготовка обзора литературы по теме: «Основные психологические теории воли». Оформление структурно-логической схемы эмоций и чувств, их соотношений. | 2 | |
Тема 1. 5. Индивидуально-психологические особенности личности | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-11 ПК1.1-1.4 2.1-2.7 3.1-3.5 4.1-4.4 5.1-5.5 6.1-6.5 |
Темперамент. Типы темпераментов, их психологическая характеристика Физиологические основы темперамента. | 3 |
Характер. Физиологические основы характера. Акцентированные черты характера. Типология характера. | 3 |
Способности. Задатки как природные предпосылки способностей Виды способностей. Высшие способности. Развитие способностей. | 3 |
Практические занятия Решение психолого – педагогических задач, характеризующих различные проявления индивидуально – психологических особенностей личности. Проведение анализа своих поступков и отношений и определение основных черт своего характера и типа темперамента. Диагностика индивидуально психологических особенностей Развитие творческих способностей личности в условиях модернизации образования: значение и пути на основе ознакомления с требованиями ФГОС СПО и ДО и Профстандарта | 4 | |
Самостоятельная работа студентов Оформление структурно-логической схем характеристики темперамента, характера, способностей Составление программы самовоспитания, указывая, на положительные стороны и недостатки характера Самопознание – выявление способностей, особенностей темперамента и характера | 2 | |
Раздел 2. Возрастная психология | | | | |
Тема 2.1. Общетеоретические вопросы возрастной психологии и возрастная периодизация | Содержание учебного материала | 3 | 4 | ОК 1-11 ПК 1.1-1.4 2.1-2.7 3.1-3.5 4.1-4.4 5.1-5.5 6.1-6.5 |
Предмет и задачи возрастной психологии. Взаимосвязь возрастной психологии с другими дисциплинами психолого-педагогического и биологического циклов. Основные проблемы в изучении возрастного развития детей. Основные задачи и структура возрастной психологии. Методы исследования в возрастной психологии, особенности их применения в условиях ДОУ |
Закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса. Источники, движущие силы и условия психического развития. Основные закономерности психического развития. Четыре основных закона детского развития Л.С. Выготского. Периоды и стадии детского развития в теории Д.Б. Эльконина. Критерии развития. |
| Практические занятия Сравнительный анализ различных возрастных периодизаций и изменение социальной ситуации развития в разные периоды жизни. Создание социальной ситуации развития в соответствии со спецификой дошкольного возраста, основные условия в соответствии с ФГОС ДО | 2 | |
Самостоятельная работа студентов Оформление структурно-логической схемы «Связь возрастной психологии с другими науками» Дополнение таблицы «Основные и вспомогательные методы исследования психики ребенка». Особенности изучения детей воспитателем детского сада. Сравнение критерии определения возрастного периода детей и заполнение таблицы «Возрастная периодизация развития и кризисы» согласно аннотациям работ Д.Б. Эльконина и Л.С. Выготского | 3 | |
Тема 2.2. Основные закономерности психического развития детей в период младенчества и раннего детства. | Содержание учебного материала. | | 2 | |
Психология младенчества. Основные закономерности психического развития ребенка от рождения до 3 лет. Единство физического и психического развития. Кризис новорожденности. Безусловные рефлексы и их роль в развитии ребенка. Социальная ситуация развития и новообразование периода. Психосоциальное развитие в младенчестве. Комплекс оживления. Кризис одного года. | 3 | ОК 1-11 ПК1.1-1.4 2.1-2.7 3.1-3.5 4.1-4.4 5.1-5.5 6.1-6.5 |
Психология детей раннего детства. Социальная ситуация развития в раннем возрасте. Анатомо-физиологические, психологические особенности развития в раннем детстве. Кризис трех лет. | 3 | |
Практические занятия Решение педагогических ситуаций, характеризующих различные проявления закономерностей психического развития детей в период младенчества и раннего детства Выявление возрастных и индивидуальных особенностей психического развития детей раннего возраста по предложенным диагностическим методикам и составление рекомендаций по организации развивающей работы -подбор игр и упражнений | 6 | |
Самостоятельная работа обучающихся Оформление таблицы проявления симптомов кризиса и негативных личностных проявлений по Л.С. Выготскому (учебное пособие. О. Косяковой Психология раннего и дошкольного детства- Ростов н / Д, 2007, стр.113 -124) Подбор игр и упражнений на развитие познавательных процессов и личностных особенностей детей раннего и дошкольного возраста. Организация и проведение работы с детьми раннего возраста. Апробирование игр и игровых упражнений в модельной ситуации и ДОУ. | 6 | |
Тема 2.3. Психология дошкольника | Содержание учебного материала. | | 8 | |
Развитие деятельности дошкольника. Игровая деятельность как особая форма освоения действительности. Значение игры в психическом развитии детей. Основные линии развития игры и роль взрослых. Изучение особенностей развития разных видов деятельности в дошкольном возрасте. Соотношение видов детской деятельности и форм образовательной деятельности. Особенности организации предметно пространственной среды в соответствии с видами детской деятельности и требованиями ФГОС ДО. | 3 | ОК 1-11 ПК1.1-1.4 2.1-2.7 3.1-3.5 4.1-4.4 5.1-5.5 6.1-6.5 |
Познавательное развитие дошкольника. Соотношение произвольности и непроизвольности. Основные направления, условия, пути и средства развития познавательных процессов дошкольников в разных видах деятельности. Изучение особенностей развития познавательных процессов | 3 | |
Особенности развития личности в дошкольном возрасте. Условия формирования личности. Развитие сферы самосознания. Роль взрослого в становлении самосознания и самооценки дошкольника. Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников. Развитие волевой и мотивационно – потребностной сфер личности в дошкольном возрасте.. Особенности нравственного и полоролевого развития детей дошкольного возраста. Психология творчества. Одаренные дети. Девиантное поведение, социальная дезадаптация как следствие эмоционального неблагополучия детей: понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции. Психофизиологические особенности отдельных категорий детей, в том числе с ОВЗ и направления коррекции нарушений их развития. | 3 | | |
Проблемы готовности к школьному обучению. Социальная ситуация развития в переходный к младшему школьному возрасту период. Кризис 7 лет. Основные достижения и противоречия периода. Формирование новой внутренней позиции. Диагностика готовности к школьному обучению и достижений детей – целевых ориентиров в соответствии с ФГОС ДО. | 3 | |
Практические занятия. Выявление возрастных и индивидуально – психологических особенностей детей, особенностей общения и динамики группового поведения по предложенным методикам и разработка рекомендаций их учета в педагогическом процессе и коррекции. Решение психолого – педагогических ситуаций, характеризующих различные закономерности психического развития детей дошкольного возраста и групповую динамику взаимоотношений детей со сверстниками. Выявление проявления творческих способностей детей в различных видах деятельности по предложенным методикам, разработка рекомендаций по их развитию Ознакомление с признаками проявления нарушений поведения детей по психолого – педагогической литературе (работы Смирновой, Косяковой и др.) | 17 | |
Самостоятельная работа студентов Оценка степени готовности детей к обучению в школе, сформированности универсальных учебных действий (УУД) и разработка рекомендаций коррекционно – развивающей работы. Изучение изменений взаимоотношений детей в игре. Преодоление и предупреждение конфликтов. Подбор игр и игровых упражнений для преодоления негативного развития, коррекции развития. Изучение и оценка проявления возрастных психологических особенностей дошкольников, индивидуальных особенностей, достижений – целевых ориентиров детей по предложенным диагностическим методикам и разработка практических рекомендаций по их учету в воспитании и обучении. Решение психолого – педагогических задач. | 9 | |
Тема 2.4. Психология младшего школьника | Содержание учебного материала. | | 1 | |
Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность младшего школьника, ее особенности. Познавательное и личностное развитие младшего школьника. | 3 | ОК 1-11 ПК1.1-1.4 2.1-2.7 3.1-3.5 4.1-4.4 5.1-5.5 6.1-6.5 |
Практические занятия. Решение педагогических ситуаций, характеризующих возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, особенности общения и группового поведения | 3 | |
Самостоятельная работа студентов. Наблюдение особенностей общения и группового поведения детей. Изучение характера взаимоотношений детей на основе анализа результатов социометрии | 1 | |
Курсовая работа студент имеет право выбора: выполнять курсовой проект по тематике данной дисциплины или профессионального модуля. Обязательные аудиторные учебные занятия по курсовому проекту не предусмотрены Тематика курсовых работ Психологические условия оптимальной организации игровой деятельности детей. Психологические условия совершенствования учебной деятельности дошкольников. Психологические проблемы развивающего обучения и особенности его организации в дошкольном возрасте. Пути и способы совершенствования речи и мышления ребенка раннего возраста. Развитие речевого мышления у дошкольников. Развитие произвольного и опосредствованного запоминания у детей дошкольного возраста. Психологическое обеспечение индивидуального подхода к ребенку в организации учебной деятельности. Психологические особенности влияния внутрисемейного воспитания на формирование личности ребенка дошкольника. Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие ребенка. Сказка как метод психологической диагностики и коррекции. Педагогические условия использования игры в развитии внимания ( логического мышления, произвольной памяти, воображения и др.) дошкольников. Факторы эмоционального развития ребенка. Формирование эмоциональной саморегуляции в разных видах деятельности Роль взрослых в развитии самосознания (самооценки) дошкольников. Речь и становление личности в дошкольном возрасте. Особенности формирования базовых качеств личности у детей дошкольного возраста. Изменение мотивов и форм отношений со сверстниками на протяжении дошкольного возраста. Пути оптимального обеспечения психологической готовности детей к обучению в школе. Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой - составление библиографии, анализ современной литературы по вопросам темы; - систематическая проработка учебной и психолого-педагогической литературы; - составление плана курсовой работы; - оформление научного аппарата темы; - проработка и анализ теоретической части курсовой работы; - подбор диагностических методик по выявлению тех или иных качеств; - разработка практических рекомендации для детей и родителей с учетом их возраста по теме. | 6 | ОК 1-11 ПК1.1-1.4 2.1-2.7 3.1-3.5 4.1-4.4 5.1-5.5 6.1-6.5 |
Всего: | 118 | |
-компьютер, проектор, интерактивная доска.
Приказ МО и Н РФ от 17.10.2013г.№1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Акимова М.К. Психологическая диагностика. - СПб.: Питер, 2016.-652с.
БакшихановаС.С., Общая психология (курс лекций). - У-Удэ: Изд-во БГУ, 2016.-144с.
Давыдов В.В. Лекции по общей психологии. - М.: Издательский центр Академия, 2015. -176с.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном возрасте. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.; Мозаика – Синтез, 2016. -306с.
Диагностика развития дошкольника. Психологические тесты /Сост. Т.Г.Макеева- 2изд.ил.– Ростов н /Д, Феникс, 2014.- 125с.
Дубровина И.В. Психология. Учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений/ И.В. Дубровина, Е.Е.Данилина, А.М.Прихожан. – М.: Академия,2016. - 464с.
Дубровина И.В., Прихожан А.М., Возрастная и педагогическая психология - М.: Издательский центр «Академия», 2015.-368с
Марцинковский Т.Д., Психология развития. - М.: Издательский центр «Академия», 2015.-529с.
Мониторинг в детском саду. Научно – методическое пособие /Под ред. А.Г.Гогоберидзе. – СПб.; Детство – Пресс,2016. – 592с.,цв. вклейка.
Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах/ Под общ. ред. М.Е. Верховниковой, А.Н.Атаровой. – СПб.:КАРО,2014.-112с.
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
Знания: |
особенности психологии как науки | Определяет и дает характеристику предмета психологии | Тестирование, устный ответ |
ее связь с педагогической наукой и практикой | Устанавливает и показывает связь психологии с другими науками, применение знаний психологии в практической жизни и профессиональной деятельности | Структурно – логическая схема, собеседование |
основы психологии личности | Определяет и объясняет основные психологические характеристики личности, подбирает и использует диагностические методики и приемы развития | Тестирование, Структурно – логическая схема, решение психологических задач, выполнение практических заданий |
закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности | Определяет и характеризует факторы и закономерности развития | Тестирование, устный ответ |
возрастную периодизацию | Определяет основные законы развития, дает характеристику разных периодизаций и кризисов, особенностей их проявления | Тестирование, устный ответ, решение психологических задач |
возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности детей, их учет в обучении и воспитании | Определяет и по описанию дает характеристику особенностей, определяет рекомендации по их учету и коррекции в обучении и воспитании | Тестирование, собеседование, решение психологических задач, выполнение практических заданий |
особенности общения и группового поведения в дошкольном возрасте | Выделяет особенности общения и поведения | Решение психологических задач |
групповую динамику | Характеризует особенности развития детского коллектива | Решение психологических задач |
понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции социальной дезадаптации, девиантного поведения | Характеризует и определяет по описанию причины, психологические основы предупреждения и коррекции социальной дезадаптации, девиантного поведения | Тестирование, решение психологических задач |
основы психологии творчества | Определяет и характеризует особенности проявления, диагностики и направлений развития творческих способностей, оценивает их проявление у себя и детей | Тестирование, решение психологических задач, выполнение практических заданий |
Умения: | | |
применять знания психологии при решении педагогических задач | Решает психологические задачи, объясняет различные возрастные или личностные проявления | Решение психологических задач, оценка результатов выполнения практической работы |
выявлять индивидуально-типологические и личностные особенности детей | Подбирает методики и проводит диагностическое обследование детей | Оценка результатов выполнения практической работы |
- в профессиональной подготовке по специальностям «Преподавание в начальных классах», «Физическая культура», «Изобразительное искусство и черчение», «Музыкальное образование» при рассмотрении вопросов связанных с организацией занятий с детьми дошкольного возраста;
- в дополнительном профессиональном образовании.
Все изменения рабочей программы рассмотрены и одобрены на заседании кафедры _______________________________________ Протокол № __«__»_______________20__г.