МОУ «ООШ с.Ключи»
Тематический урок
«РОССИЯ, УСТРЕМЛЕННАЯ В БУДУЩЕЕ»
(1 сентября 2018 года)
«РОССИЯ – ПЕРВАЯ В КОСМОСЕ»
8-9 классы
КОЛЫЧЕВА Н.К.
в рамках научно-методического и организационно-технического сопровождения календаря образовательных событий
на 2018 – 2019 учебный год
Цель:
При проведении тематического занятия решаются следующие задачи:
образовательная задача – освоение нового, ранее не изучавшегося материала о перспективных направлениях развития России;
воспитательная задача – воспитание у учащихся гордости и уважения к Российской Федерации сегодня, её развитию, формирование чувства патриотизма, основанного на возможностях собственного участия в развитии России;
развивающие задачи – заинтересовать учащихся предлагаемым материалом, дать им возможность самим самостоятельно продолжить изучение данной темы.
Ожидаемый результат занятия: побудить учащихся активно участвовать в процессах социально-экономического развития России, дополнительно изучить достижения и перспективы России в одной из сфер и ориентироваться на построение собственной карьеры и создание семьи в Российской Федерации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ В 8 – 9 КЛАССАХ
Для учащихся 8 – 9 классов предлагается провести урок в форме дискуссионной площадки.
Основной темой занятий станет развитие науки и технологий, развитие техники в России, новейших разработок в сфере электроники, физики и химии.
Россия – первая в Космосе.
Примерный план проведения тематического занятия для 8 – 9 классов
Вид занятия: тематическое занятие.
Цель: воспитание у учащихся чувства патриотизма через формирование представлений о развитии современных научных знаний и достижений, а также возможности самим принять участие в этих процессах, тем самым повысить свои шансы на построение успешной карьеры.
Оборудование: персональный компьютер, презентация Microsoft Power Point, мультимедийное оборудование.
Примерная технологическая карта занятия
Этап урока | Содержание | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Организационный | Организация пространства класса для работы учащихся. Задача – настроить учащихся на работу, определить эмоционально- волевое состояние учащихся перед изучением темы | Подготовка рабочего места | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к занятию |
Этап подготовки обучающихся к активному усвоению знаний | Просмотр слайдов с изображениями и информацией о развитии науки и технологий в сфере космонавтики, атомной отрасли, информатики, нанотехнологий и др. | Отвечают на вопрос учителя. Под руководством учителя учащиеся формулируют цели и задачи урока | Организует диалог с учащимися |
Этап усвоения новых знаний | Изучение текущей ситуации в развитии науки и технологий в Российской Федерации Изучение последних достижений России в развитии Космоса и атомной отрасли, нанотехнологий и достижений в сфере компьютерных технологий. Обсуждение перспективных направлений развития российской науки и технологий, а также направлений, наиболее перспективных для развития в форме деловой игры | Совместно с учителем изучают текущую ситуацию в развитии науки и технологий в Российской Федерации. Совместно с учителем изучают последние достижения Российской Федерации в современных научных отраслях. Совместно с учителем в форме деловой игры обсуждают перспективы развития той или иной отрасли российской науки | Организует диалог с обучающимися. Дает обучающимся информацию для изучения и проработки. Обсуждает с обучающимися представленную информацию. Организует работу в мини-группах в рамках деловой игры |
Обобщение и систематизация | Презентация результатов работы мини-групп | Обучающиеся презентуют результаты работы мини-групп, задают друг другу вопросы, отвечают на вопросы | Организует выступление групп, обмен мнениями, побуждает к высказыванию своей точки зрения |
Итог урока. Рефлексия | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом | Оценивают свою работу и общее впечатление от занятия | Организует работу, побуждает к высказыванию собственного мнения |
Домашнее задание | Подготовка проектов для участия в конкурсе «Саратовская область через 18 лет» |
Учитель: Космонавтика как наука, а затем и как практическая отрасль, сформировалась в середине 20 века.
Аникина Н.И.:
Я стою на пороге Вселенной
Вихри космоса веют в лицо,
Все, что вечно, и все, что мгновенно
Припорошено звездной пыльцой К звездам я прикасаюсь и,
Зеркальностью мира пленен,
Я могу неотступно годами
Ждать привета из бездны времен.
И теплом переполнено сердце:
Средь сугробов могучей тайги
Вижу поезд зеленый пришельцев,
Незнакомые слышу шаги.
Верю: в будущем, с космосом слиты,
Всю Галактику сможем пройти
Кто-то встретит свою Аэлиту,
Кто-то — звездных субстанций дожди.
А пока корабли на орбите
За витком совершают виток,
Я сплетаю фантастики нити
В многоцветный рассказов венок.
Константин Симонов
Учитель: Российский ученый Константин Циалковский был одним из первых, кто выдвинул идею об использовании ракет для космических полетов. Ракету для межпланетных сообщений он спроецировал в 1901 году
Преодолев земное притяженье, Ракета от Земли оторвалась… И не было счастливее мгновенья – Здесь новая эпоха началась. Ступень… вторая… Третья отделилась, Сгорая в атмосфере без следа… А над Землей внезапно появилась Стремительно летящая звезда. И Человечество застыло в изумленье: Летящий в небе серебристый шар - Рук человеческих великое творенье - Был послан от Земли Вселенной в дар!
Учитель: 4 октября 1957 года человечество вступило в эру освоения космического пространства. В этот день на околоземную орбиту был выведен первый в мире советский искусственный спутник Земли.
Учитель: Первая серия лунных станций была запущенной в СССР в 1959 году. Оказавшись по расчетной траектории позади Луны, станция сфотографировала ее поверхность. «Луна-3» оказалась первым аппаратом, который стал искусственным спутником и для Земли, и для Луны.
(Презентация)
После просмотра презентации игра «Космознатели»
Соответствие фотографий космонавтов именам.
Достижения космонавтов.
Достижения соотнеси с датами.
Названия новых технологий в России.
5