СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Россия – Родина моя!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках Круглого стола "Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности" было показано воспитательное мероприятие «Россия – Родина моя!». Разработано на основе программы филологического кружка внеурочной деятельности «Русское слово».

Просмотр содержимого документа
««Россия – Родина моя!»»














Тематическое направление: патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

Номинация: методическая разработка/сценарий воспитательного мероприятия «Патриоты России» (патриотическое, военно-патриотическое воспитание)

Название работы: «РОССИЯ – РОДИНА МОЯ!»

Целевая аудитория: обучающиеся 14 – 15 лет (8 – 9 классы)

Автор: Цапурина Ирина Сергеевна

Место работы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Степанцевская средняя общеобразовательная школа Вязниковского района Владимирской области»

Должность: учитель русского языка и литературы


























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитательное мероприятие «Россия – Родина моя!» разработано на основе программы филологического кружка внеурочной деятельности «Русское слово» (34 часа в год, 1 час в неделю) для обучающихся 8 – 9 классов и проекта «Поликультурная школа – диалог культур». Занятие построено на межпредметной связи с географией, историей, литературой и перемежает факты о России со стихотворениями о Родине поэтов ХХ – ХХI веков.

В современных условиях на историю и литературу как на учебные предметы возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России.

Актуальность связана с реалиями страны: в связи с активными миграционны­ми процессами перед системой образования остро встают проблемы обеспечения консолидации различных слоёв гражданского общества, уменьшения социальной напряжённости между представителями различных конфессий и национальных культур, развитие культуры взаимоуважения.

Целью данного занятия является формирование и развитие у обучающихся чувства любви к Родине, гордости за свою страну, принадлежности к российскому обществу, воспитание патриотических качеств личности.

Воспитательное мероприятие решает следующие задачи:

  • воспитание патриотизма, активной гражданской позиции, любви к русскому языку и литературе как духовной ценности россиян (добро, целостность, образованность);

  • развитие и совершенствование коммуникативных умений (диалогичность, понимание ситуативного момента, смысла слова), обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения;

  • формирование любви и уважения к русскому языку как государственному и языку межнационального общения.

Эти задачи реализуются в следующих видах деятельности обучающихся:

  • Познавательная – работа над учебным материалом, включающим в себя фольклорные произведения (сказки, былины, пословицы, поговорки и т.д.).

  • Ценностно-смысловая – моделирование позитивного отношения к русскому языку, российской культуре (её черта – многонациональность и поликультурность), окружающей среде через игровые ситуации, формирование умения принимать компромиссные решения.

  • Эстетическая – развитие способности выражать свои положительные эмоции, чувства, настроения художественными средствами (стихи, проза, фразеологизмы, крылатые выражения).

  • Коммуникативная деятельность, или общение, являющееся условием межличностного познания.

Воспитательное мероприятие «Россия – Родина моя!» проходит в рамках филологического кружка и проекта «Поликультурная школа – диалог культур». Это отчётное занятие, которое проводится раз в четверть в форме «литературного вечера». Такая форма проведения позволяет детям глубже усвоить знания о нашей стране, развивать навыки устной речи, обогащаться духовно.

Ожидаемыми результатами после проведения воспитательного мероприятия являются: обогащение речи обучающихся; активная гражданская позиция; способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины; чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству; духовность, нравственность, личная и общественная ответственность.

:

  • мобильный ;

  • контролируемый к информационным в сети .

Наше образовательное учреждение в течение восьми лет занимается вопросами адаптации и социализации детей-инофонов, включающими воспитание гражданской позиции, осознание, что теперь они являются частью огромной страны, в которой им предстоит жить, работать, в будущем растить своих детей. Русскоязычные дети учатся взаимодействию с представителями другой религии и культуры, принятию гражданской общности.

И сегодня на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Степанцевская средняя общеобразовательная школа Вязниковского района Владимирской области» открыта муниципальная инновационная площадка по теме «Развитие эффективных педагогических условий для функционирования поликультурного пространства в сельской школе».

Опытом нашей работы пользуются многие школы Вязниковского района. Мы размещаем свои материалы на личных сайтах и сайте управления образования Вязниковского района.









Ведущий 1

Россия – крупнейшее государство в мире. Нет, не просто государство, а континент, над которым никогда не заходит солнце: если в Петербурге солнце садится, и город погружается в сумрак ночи, то во Владивостоке солнце встаёт, и зарождается новый день.

Расположенная в двух частях света – Европе и Азии, имея площадь свыше 17 миллионов квадратных километров, Россия с севера на юг протянулась более чем на 4000 километров, а с запада на восток почти на 10000 километров. Территорию страны омывают воды тринадцати морей, из которых двенадцать принадлежат трём океанам: Тихому, Атлантическому и Северному Ледовитому.

Не случайно Евгений Евтушенко писал:

Большая ты, Россия,

и вширь и в глубину.

Как руки ни раскину,

тебя не обниму.



Ведущий 2

Мы живём в стране, отличающейся не только огромной протяжённостью, но и удивительным разнообразием ландшафтов. На территории России есть совершенно уникальные места.

Так, например, в Северной Осетии находится самый крупный водопад в Европе – Зейгалан, что в переводе на русский язык означает «падающая лавина». Такое название более чем оправдано: из-под нависшего над ним ледника водопад Зейгалан мощно низвергается с высоты более 700 метров.


Ведущий 1

Жемчужиной России является Сибирское озеро Байкал – самое глубокое озеро в мире, самый крупный источник пресной воды на планете. В Байкале 23 615, 39 кубических километров воды. Все крупнейшие реки мира должны течь почти год, чтобы заполнить бассейн, равный по объёму озеру Байкал.


Ведущий 2

Долина гейзеров находится на Камчатке в глубоком речном каньоне. Она занимает площадь 6 квадратных километров и представляет собой одно из крупнейших в мире гейзерных полей. На территории Долины действуют около ста гейзеров, двадцать из них – одни из самых крупных в мире.


Ведущий 1

Перечислять потрясающие места России можно долго: уникальная красота её гор, долин, лесов, рек и озёр поражает воображение. Но жители России любят свою страну не только за исключительные по своей красоте места, но и за скромные, родные и столь милые сердцу пейзажи: за маленькую речушку, теряющуюся в зарослях ивняка, за белоснежную берёзовую рощу, наполненную гомоном весёлых птиц, за поля в ромашках и васильках, за дороги, манящие вдаль.

Не случайно тема Родины является одной из основных тем в русской литературе (особенно в поэзии), потому что Россия – это не просто территория, гражданами которой мы являемся, она – наша жизнь и наша душа, наша радость и боль, наша гордость. Сергей Васильев так признавался в любви Отечеству...



Чтец 1: отрывок из стихотворения «Люблю тебя, моя Россия».

Люблю тебя, моя Россия,

за ясный свет твоих очей,

за ум, за подвиги святые,

за голос звонкий, как ручей.

………….

Люблю твои луга и нивы,

прозрачный зной твоих равнин,

к воде склонившиеся ивы,

верха пылающих рябин.

Люблю тебя с твоей тайгою,

с воспетым трижды камышом,

с великой Волгою-рекою,

с могучим, быстрым Иртышём.

Люблю, глубо́́ко понимаю,

твержу всем сердцем наизусть

всё то, что гордо называю

одним широким словом: Русь.

Ведущий 2:

А вот какой видел нашу родину Сергей Есенин…



Чтец 2: отрывок из стихотворения «Русь».

Тебе одной плету венок,

Цветами сыплю стёжку серую.

О Русь, покойный уголок,

Тебя люблю, тебе и верую.

Гляжу в простор твоих полей,

Ты вся — далёкая и близкая.

Сродни мне посвист журавлей

И не чужда́ тропинка склизкая.

Цветёт болотная купель,

Куга́́ зовёт к вечерне длительной,

И по кустам звенит капель

Росы холодной и целительной.



Ведущий 1:

Николая Рубцова называли «поэтом Русского Севера». Его вдохновляли прекрасные пейзажи Вологодской и Архангельской областей.


Чтец 3: отрывок из стихотворения «Привет, Россия»

Привет, Россия — родина моя!

Как под твоей мне радостно листвою!

И пенья нет, но ясно слышу я

Незримых певчих пенье хоровое…

Как будто ветер гнал меня по ней,

По всей земле — по сёлам и столицам!

Я сильный был, но ветер был сильней,

И я нигде не мог остановиться.

Привет, Россия — родина моя!

Сильнее бурь, сильнее всякой воли

Любовь к твоим овинам у жнивья,

Любовь к тебе, изба в лазурном поле.

За все хоромы я не отдаю

Свой низкий дом с крапивой под оконцем.

Как миротворно в горницу мою

По вечерам закатывалось солнце!



Ведущий 2

Россия – страна, в которой – в плане полезных ископаемых - представлена вся таблица Менделеева. В нашей стране имеются богатейшие залежи золота, меди, серебра, олова, урана, алюминия, вольфрама, никеля… Огромные запасы нефти, газа, угля, торфа, горючих сланцев… Перечислять можно долго.

Естественно, огромная территория с уникальной природой и богатейшими залежами полезных ископаемых веками является предметом зависти у многих недоброжелателей России. Кто только не пробовал покорить нашу страну! И англичане, и французы, и немцы, и шведы, и поляки, и турки… И сегодня западные страны хотели бы видеть нашу страну со склонённой головой.


Ведущий 1

Но Россия – это цивилизация, не относящаяся ни к Западу, ни к Востоку. Мы представляем собой единство народов, проживающих на этой земле тысячу лет: русские, татары, калмыки, чеченцы, осетины, буряты, чукчи, чуваши… Нам удалось сформировать единую силу, способную обеспечить мировой баланс: никто не может владеть миром. «Владыками мира» не могут быть какие-то избранные государства.

Наша страна всегда шла путём справедливости, милосердия, добра и любви. Россия всегда выступала за равноправие и взаимоуважение. Только за правое дело наша Отчизна поднимала свой меч. «Россия начиналась не с меча», - написал Эдуард Асадов в своём замечательном стихотворении.


Чтец 4: отрывок из стихотворения «Россия начиналась не с меча».



Россия начиналась не с меча,

Она с косы и плуга начиналась.

Не потому, что кровь не горяча,

А потому, что русского плеча

Ни разу в жизни злоба не касалась…



И стрелами звеневшие бои

Лишь прерывали труд её всегдашний.

Недаром конь могучего Ильи

Осёдлан был хозяином на пашне.





В руках, весёлых только от труда,

По добродушью иногда не сразу

Возмездие вздымалось. Это да.

Но жажды крови не было ни разу.

……………….

И вечно тем сильна моя страна,

Что никого нигде не унижала.

Ведь доброта сильнее, чем война,

Как бескорыстье действеннее жала.



Встаёт заря, светла и горяча.

И будет так вовеки нерушимо.

Россия начиналась не с меча,

И потому она непобедима!





Ведущий 2

Как уже говорилось выше, Россия не стремится стать центром мира, никому не навязывает свою волю, со всеми государствами мира ведёт честный и справедливый диалог на равных. У неё много сторонников, но и враги остались прежние.

Ведущий 1

Да, враги остались прежние. Вспомним историю. Век девятнадцатый:

- 1812 год – война с Францией, с Наполеоном Бонапартом;

- 1853-1856 годы - Крымская война. Россия воевала сразу с тремя государствами: Англией, Францией и Турцией.



Ведущий 2:

Век двадцатый:

- 1914 – 1918 годы – Первая мировая война.

- 1941 – 1945 годы Великая Отечественная, война с фашистской Германией.

Все эти войны закончились бесславно для врагов. Россия не уступила ни пяди своей земли. Конечно, все победы достались нашей стране дорогой ценой. Но Россия сто́ит этой цены, потому что это наша земля, завещанная нам предками. И никто и никогда не покорит наш народ!



Ведущий 1:

Поэты времён Великой Отечественной войны в своих стихотворениях прочувствовали на своём опыте каждое слово.



Чтец 5: Константин Симонов, отрывок из стихотворения «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины».

Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди,



Как слёзы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали: - Господь вас спаси! -

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.



Слезами измеренный чаще, чем вёрстами,

Шёл тракт, на пригорках скрываясь из глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась,



Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в бога не верящих внуков своих.



Ты знаешь, наверное, всё-таки Родина —

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти проселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил.

……………….

«Мы вас подождем!»- говорили нам пажити.

«Мы вас подождем!»- говорили леса.

Ты знаешь, Алёша, ночами мне кажется,

Что следом за мной их идут голоса.



По русским обычаям, только пожарища

На русской земле раскидав позади,

На наших глазах умирали товарищи,

По-русски рубаху рванув на груди.



Нас пули с тобою пока ёще милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я всё-таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился,



За то, что на ней умереть мне завещано,

Что русская мать нас на свет родила,

Что, в бой провожая нас, русская женщина

По-русски три раза меня обняла.



Чтец 6: Юлия Друнина, стихотворение «Запас прочности».



До сих пор не совсем понимаю,

Как же я, и худа, и мала,

Сквозь пожары к победному Маю

В кирзачах стопудовых дошла.



И откуда взялось столько силы

Даже в самых слабейших из нас?..

Что гадать!—

Был и есть у России

Вечной прочности вечный запас.



Чтец 7: Юлия Друнина, стихотворение «Я только раз видала рукопашный…»

Я только раз видала рукопашный,

Раз наяву. И тысячу — во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.



Ведущий 2

На военную тему великолепные стихи о Родине и о войне писали такие талантливые поэты России, как: татарский поэт Муса Джалиль, дагестанский поэт Расул Гамзатов, грузинский поэт Мирза Геловани, который с фронта писал своим родным: «Вы можете с гордостью сказать, что я защищаю свою Родину для того, чтобы грядущие поколения были счастливы», еврейский поэт Ион Деген, белорусский поэт Алесь Дубрович, украинский поэт Михаил Кульчицкий, русские поэты Сергей Орлов, Михаил Дудин, Александр Твардовский, грузино-армянский поэт Булат Окуджава и многие другие.



Звучит песня на стихи Булата Окуджавы «До свидания, мальчики».



Ведущий 1

В ХХI веке тоже пылают пожары войны: рвутся снаряды, совершают свои боевые вылеты самолеты…

24 февраля 2022 года Россия начала специальную военную операцию на Украине с целью защитить жителей Донецка и Луганска от варварских обстрелов со стороны украинских националистов.

Сегодня, сейчас на земле Донецка и Луганска многонациональный российский народ доблестно сражается с потомками Бандеры, с фашистской нечистью.

Плечом к плечу сражаются с нацистами на Украине доблестные воины России: русские и буряты, чеченцы и осетины, татары и чуваши, тувинцы и дагестанцы… Весь российский народ!

Народ, который всегда считал украинцев родными, считал братьями. Так россияне будут считать и впредь. Мы не рассматриваем в одной плоскости украинский народ и украинских националистов!

И сейчас звучат прекрасные стихи современных поэтов, посвящённые СВО, России и нашим солдатам.



Чтец 8: Дмитрий Ахременко, стихотворение «Своих не бросаем».



Своих не бросаем – так было и будет,

Мы грудью готовы друзей защищать,

Мы русские люди, мы мирные люди,

Но другу на помощь придём мы опять.


Своих не бросаем – запомните это!

За правое дело идём мы на бой,

Так было всегда: души светом согреты.

Россия, родная, мы вместе с тобой!


Своих не бросаем, как дед в сорок пятом,

Мы снова с победой вернёмся домой,

Для русских людей вечно Родина свята,

Одною мы связаны с нею судьбой.


Своих не бросаем, в том сила Державы,

Наш разум силён и не дрогнет рука,

Россия – ты Свет, наша Вера и Слава.

Душа наша с Богом, Победа близка.


Чтец 9: Алёна Хрычова, отрывок из стихотворения «Мариуполь»

Майский вечер привычно от ветра дрожит,

По осколкам ступает, разутый,

И горят на закате в окне витражи,

А морпехи берут Мариуполь.



Набегает волна на холодный песок,

Вымывает забытые мины.

Время выйдет вперёд и нажмёт на курок –

Пуля вязнет в весне, словно в глине.

………………..

Догорает, как свечи в подвале, луна,

Ветер волосы иве запутал.

Завтра утром узнает родная страна,

Что бойцами был взят Мариуполь.





Ведущий 2

В это сложное и трудное для России время нашлись и такие граждане, для которых слово Родина ничего не значит, хотя Родина дала этим гражданам абсолютно всё: образование, славу, положение в обществе, деньги… Началась спецоперация, и они спешно покинули Россию. Это люди с пустой душой. Про таких когда-то, в начале ХХ века, Анна Ахматова с презрением писала так:

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.



Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключённый, как больной.

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой…



Ведущий 1

Такие «странники-изгнанники» - печальное исключение, а в целом сила России именно в её великом народе, который никогда не предаст и не продаст.

Сила Отчизны – в нас. Мы любим свою страну, мы гордимся ею!



Родина!

Не узкою полоской —

Ты встаешь державой мировой,

Паспортом, который Маяковский

Поднял высоко над толовой.



Все твои богатства и просторы,

Всех живых и мёртвых имена,

Все леса, равнины, реки, горы

Уместились в сердце у меня.



Каждый из нас может поставить свою подпись под этими искренними строками прекрасного русского поэта Марка Лисянского.





13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!