СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роспись по дереву в декоративно - прикладном искусстве

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Декоративно-прикладное искусство – это умение выполнять изделие своими руками. Одна из особенностей художественного творчества представляет собой целостную систему, неразрывно связанную с национальной культурой, местными традициями Виды декоративно-прикладного творчества очень разнообразны: это лепка, роспись по дереву и шелку, вышивка, плетение кружев изготовление игрушек, ткачество, работа с соломкой и природным материалом, гончарное ремесло и кузнечное дело и многое другое. На Руси вышивкой украшали одежду и предметы быта. Расписывали жилища, посуду и домашнюю утварь. Из глины и теста лепили игрушки, вытканными коврами украшали избы. Одним словом -  творили красоту своими собственными руками.

Просмотр содержимого документа
«Роспись по дереву в декоративно - прикладном искусстве»

Название образовательной организации: Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Тайшетская детская художественная школа»   ТЕМА: «РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ В ДЕКОРАТИВНО -ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ»    Выполнила: преподаватель Ялмурзина Г.В.

Название образовательной организации:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Тайшетская детская художественная школа»

 

ТЕМА: «РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ В ДЕКОРАТИВНО -ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ» 

 

Выполнила: преподаватель Ялмурзина Г.В.

Тема: «РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ В ДЕКОРАТИВНО -ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ»  

На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Декоративно-прикладное искусство – это умение выполнять изделие своими руками. Одна из особенностей художественного творчества представляет собой целостную систему, неразрывно связанную с национальной культурой, местными традициями Виды декоративно-прикладного творчества очень разнообразны: это лепка, роспись по дереву и шелку, вышивка, плетение кружев изготовление игрушек, ткачество, работа с соломкой и природным материалом, гончарное ремесло и кузнечное дело и многое другое. На Руси вышивкой украшали одежду и предметы быта. Расписывали жилища, посуду и домашнюю утварь. Из глины и теста лепили игрушки, вытканными коврами украшали избы. Одним словом - творили красоту своими собственными руками.

Росписи по дереву бывают нескольких видов и различаются по принадлежности к определенному региону, а также по стилю. Рисунок может быть сюжетным или орнаментальным.

Основные росписи по дереву : мезенская; полховская; хохломская; городецкая; палехская ; северодвинская; петриковская; пермогорская .

Каждая разновидность содержит "фирменные" признаки, которые придают изделию дополнительную привлекательность .

МЕЗЕНСКАЯ РОСПИСЬ – ( палащельская) - это раскрашивание предметов домашнего обихода: ковшей, коробов, прялок, лавок и кухонных столов.

Графический тип росписи деревянных предметов (прялок). Сложился к началу 19 в. в низовьях р. Мезени, селе Палащелье Архангельской обл.

Применяемая техника – капелька, усик, штрих, спираль, листок. Основным мотивом является геометрический орнамент – солярные диски, кресты, ромбы. Основную нагрузку несет на себе, конечно, графика, которую отличают всего два цвета – красный и черный. Чтобы добыть красную охру, использовали глину. Порошок смешивали с растворенной в теплой воде смолой. Ее собирали с лиственниц. Черную краску готовили из сажи, тоже замешанной на смоле. Яркие красные пятна, окаймленные строгими черными контурами – типичный стиль мезенских искусников. Рисовали птичьим пером и измочаленным кончиком деревянной палочки.

Графика сдержанная, но очень выразительная Элементы рисунка укладываются в четыре условные схемы: орнамент в квадрате, в ромбе, в косой клетке и в треугольнике. Изображения внутри них обозначают плоды и зерна, семена шишек, огонь, солнце, охраняющие символы и т. д.

ПОЛХОВСКАЯ РОСПИСЬ - относительно молодой промысел, возраст которого едва перевалил за 90 лет. Графический тип росписи деревянных предметов (тарарушка, матрешка) сложился к началу 17 в. На речке Полховка в Вознесенском районе Нижегородской области. Применяемая техника – различают несколько видов нанесения рисунка: цветы с наводкой - черный контур хорошо виден, цветы без наводки, пестрение - краски накладываются легкими мазками. Типичным является изображение фруктов (особенно яблок) и ягод, животных и птиц. Присутствует также городской либо сельский пейзаж, характерной чертой которого стала красная за В росписи используются основные цвета — красный, зеленый, синий. В наложении красок — своя очередность. Сначала наносится самый светлый — желтый цвет. Затем начинаются комбинации с цветом. Перекрытый ярко- красным или алым желтый цвет приобретает особую интенсивность и сочность. Тот же желтый в соединении с синим дает яркую зелень. Любимый сюжет полховских мастеров — матрешка. Здешние матрешки торжественны и нарядны.

ПОЛХОВСКАЯ РОСПИСЬ - относительно молодой промысел, возраст которого едва перевалил за 90 лет.

Графический тип росписи деревянных предметов (тарарушка, матрешка) сложился к началу 17 в. На речке Полховка в Вознесенском районе Нижегородской области.

Применяемая техника – различают несколько видов нанесения рисунка: цветы с наводкой - черный контур хорошо виден, цветы без наводки, пестрение - краски накладываются легкими мазками. Типичным является изображение фруктов (особенно яблок) и ягод, животных и птиц. Присутствует также городской либо сельский пейзаж, характерной чертой которого стала красная за В росписи используются основные цвета — красный, зеленый, синий. В наложении красок — своя очередность. Сначала наносится самый светлый — желтый цвет. Затем начинаются комбинации с цветом. Перекрытый ярко- красным или алым желтый цвет приобретает особую интенсивность и сочность. Тот же желтый в соединении с синим дает яркую зелень. Любимый сюжет полховских мастеров — матрешка. Здешние матрешки торжественны и нарядны.

ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ - близ Нижнего Новгорода, среди заволжских деревень раскинулось большое старинное село Хохлома, расположенное на берегу Волги. Жители села издавна занимались разными ремёслами, в том числе изготовлением деревянной посуды и домашней утвари. Огромным спросом пользовалась их деревянная посуда, расписанная в красные, чёрные и золотые цвета, украшенная стеблями, цветами и ягодами. Золотая хохлома развозилась по всей России. Доходила она и до Средней Азии, Турции, Индии и Европы, заслужив всемирную славу. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Роспись выглядит ярко, хотя фон чёрный. Используются краски: красная, жёлтая, золотая, оранжевая, зелёная, голубая и чёрный фон. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ - близ Нижнего Новгорода, среди заволжских деревень раскинулось большое старинное село Хохлома, расположенное на берегу Волги. Жители села издавна занимались разными ремёслами, в том числе изготовлением деревянной посуды и домашней утвари. Огромным спросом пользовалась их деревянная посуда, расписанная в красные, чёрные и золотые цвета, украшенная стеблями, цветами и ягодами. Золотая хохлома развозилась по всей России. Доходила она и до Средней Азии, Турции, Индии и Европы, заслужив всемирную славу.

На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Роспись выглядит ярко, хотя фон чёрный. Используются краски: красная, жёлтая, золотая, оранжевая, зелёная, голубая и чёрный фон. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ - живописный вид росписи по дереву, получил развитие в середине 19 в. в деревнях по р. Узоле, в окрестностях Городца Нижегородской обл.. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.. Орнаментом служит сюжетная живопись, изображение городского быта. Но также как в Мезенской и Пермогорской используется символика образов: кот – обман, собака – преданность, конь – сила и величие. Применяемая техника – замалевок, листок, дуга, капелька с поворотом. Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок, имевших свою особенность: гребень и донце. Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой — инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Образ коня – древний, связанный с культом солнца. Вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца.

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ - живописный вид росписи по дереву, получил развитие в середине 19 в. в деревнях по р. Узоле, в окрестностях Городца Нижегородской обл.. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.. Орнаментом служит сюжетная живопись, изображение городского быта. Но также как в Мезенской и Пермогорской используется символика образов: кот – обман, собака – преданность, конь – сила и величие.

Применяемая техника – замалевок, листок, дуга, капелька с поворотом. Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок, имевших свою особенность: гребень и донце. Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой — инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Образ коня – древний, связанный с культом солнца.

Вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца.

В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Это — быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных.

В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Это — быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных.

ПАЛЕХОВСКАЯ РОСПИСЬ – название промысла происходит от названия села Палех. Графический тип -р одоначальница палехской росписи - древнерусская икона. Местные иконописцы украшали своими фресками церкви и терема по всей Руси. Особенности: письмо яичными темперными красками; использование темных фонов; роспись золотом; многообразие элементов композиции и их живописность; миниатюрность росписи; узорчатость и орнаментальное богатство рисунка; тщательная детализация каждого элемента; удлиненность и хрупкость человеческих фигур; тонкость прорисовки частей тела людей. На деревянной шкатулке, покрытой черным лаком, Иван-царевич, вышедший из царских покоев на волю, знакомится с Жар-птицей. Традиционны для Палеха сказочные и литературные мотивы, исторически события и бытовые сценки. В настоящее время палехская роспись по дереву - это глубоко традиционное искусство, с той лишь разницей, что натуральное дерево заменили на папье-маше. Теперь изделия с палехской росписью не только красивые, но и легкие.

ПАЛЕХОВСКАЯ РОСПИСЬ название промысла происходит от названия села Палех.

Графический тип -р одоначальница палехской росписи - древнерусская икона. Местные иконописцы украшали своими фресками церкви и терема по всей Руси.

Особенности: письмо яичными темперными красками; использование темных фонов; роспись золотом; многообразие элементов композиции и их живописность; миниатюрность росписи; узорчатость и орнаментальное богатство рисунка; тщательная детализация каждого элемента; удлиненность и хрупкость человеческих фигур; тонкость прорисовки частей тела людей. На деревянной шкатулке, покрытой черным лаком, Иван-царевич, вышедший из царских покоев на волю, знакомится с Жар-птицей. Традиционны для Палеха сказочные и литературные мотивы, исторически события и бытовые сценки. В настоящее время палехская роспись по дереву - это глубоко традиционное искусство, с той лишь разницей, что натуральное дерево заменили на папье-маше. Теперь изделия с палехской росписью не только красивые, но и легкие.

СЕВЕРОДВИНСКАЯ РОСПИСЬ – на берегу реки Двина развивались несколько видов росписи. Они отличаются по цветовой гамме, рисунку, композиции- Северодвинская роспись отличается графичностью и яркостью. Часто используются знаки традиционной росписи: древо Жизни, птица Сирин, лев, грифон, медведь. В основном росписью украшались прялки.  Борецкая роспись - возникла в Селе Борок на берегу Двины при заселении двинского края новгородцами. Наиболее часто используемые цвета в росписи: красный, зеленый, коричневый, оранжевый, желтый. Орнамент состоит из ромбиков, кружочков, капелек, треугольников. Все элементы обводятся черным контуром. Символ борецкой росписи - Древо жизни. Огромный цветок с прямым стеблем, вокруг которого изображаются цветы, птицы, ягоды, изящные листья. Мотивами композиции могли служить жанровые сценки: чаепитие, гуляние.

СЕВЕРОДВИНСКАЯ РОСПИСЬ на берегу реки Двина развивались несколько видов росписи. Они отличаются по цветовой гамме, рисунку, композиции- Северодвинская роспись отличается графичностью и яркостью. Часто используются знаки традиционной росписи: древо Жизни, птица Сирин, лев, грифон, медведь. В основном росписью украшались прялки. 

Борецкая роспись - возникла в Селе Борок на берегу Двины при заселении двинского края новгородцами. Наиболее часто используемые цвета в росписи: красный, зеленый, коричневый, оранжевый, желтый. Орнамент состоит из ромбиков, кружочков, капелек, треугольников. Все элементы обводятся черным контуром. Символ борецкой росписи - Древо жизни. Огромный цветок с прямым стеблем, вокруг которого изображаются цветы, птицы, ягоды, изящные листья. Мотивами композиции могли служить жанровые сценки: чаепитие, гуляние.

Пучужская роспись - Село Пучуга находится на реке Двина в 25 километрах от Борка. Пучужская роспись выполняется на белом фоне красной краской, украшается ярко-зелеными листочками и белыми капельками, иногда используется синий цвет. Основными мотивами композиции служат жанровые сцены катания на лошадях. В красную кудрявую листву мастера любили вплетать красных птиц .

Пучужская роспись - Село Пучуга находится на реке Двина в 25 километрах от Борка. Пучужская роспись выполняется на белом фоне красной краской, украшается ярко-зелеными листочками и белыми капельками, иногда используется синий цвет. Основными мотивами композиции служат жанровые сцены катания на лошадях. В красную кудрявую листву мастера любили вплетать красных птиц .

Пермогорская - графическая роспись русского Севера. Возникла вероятно в конце 18 в. В районе Сев. Двины, пристани Пермогорье и деревень Помазкино, Черепаново и Грединская. Применяемая техника – листок, замалевок, обводка. Орнамент – присутствие языческих мотивов, иконографии, наблюдается связь с древнерусской книжной миниатюрой (например, дом также изображается в разрезе.) постановка инициалов мастером. Основным цветом в Пермогорской росписи был красный, сопутствовали ему зеленый и желтый. Иногда использовали и синий кобальт, чуть

Пермогорская - графическая роспись русского Севера. Возникла вероятно в конце 18 в. В районе Сев. Двины, пристани Пермогорье и деревень Помазкино, Черепаново и Грединская.

Применяемая техника – листок, замалевок, обводка. Орнамент – присутствие языческих мотивов, иконографии, наблюдается связь с древнерусской книжной миниатюрой (например, дом также изображается в разрезе.) постановка инициалов мастером. Основным цветом в Пермогорской росписи был красный, сопутствовали ему зеленый и желтый.

Иногда использовали и синий кобальт, чуть "золота". На более ранних образцах краски приглушенные, желтый был ближе к охре, красный к темно - вишневому или терракотовому, глухой зеленый. На более поздних образцах белые фоны, яркие краски.

Красный цвет – преобладающий в цветовой гамме Пермогорской росписи. Кроме того, особое внимание привлекает тонкий черный контур, нанесенный на изображения как будто бегло, но с невероятной точностью. Секрет таится в технике исполнения росписи – сначала мастер наносил контур на белый фон и только потом постепенно заполнял его цветом.

ПЕТРИКОВСКАЯ РОСПИСЬ - своим названием Петриковская роспись обязана селу Петриковка, которое находится в Днепропетровской области (Украина), предположительно основанное в 18в. полтавским казаком Петриком. На побеленой стене украинской хаты-мазанки. Технология изготовления краски была проста и в тоже время уникальна - яичный желток размешанный с соком. Росписью украшались дома, печи, стены, создавая единый ансамбль. За основу композиций брали окружающую природу, причудливо изменяя форму растений, цветов, птиц. Особенностью данной росписи было: высокое графическое исполнение, декоративность всей композиции, а так же сдержанность гаммы цветов (черный, желтый, красный цвета).  Основным элементом петриковских орнаментов является цветок  — символ пышной природы. Чаще всего шедевры народного искусства украшают мальвы, пионы, астры, различные полевые цветы, а еще те, которые придумывают сами мастера. Так на стенах, полотнах и посуде образуется свой, особый мир красоты и вдохновения.

ПЕТРИКОВСКАЯ РОСПИСЬ - своим названием Петриковская роспись обязана селу Петриковка, которое находится в Днепропетровской области (Украина), предположительно основанное в 18в. полтавским казаком Петриком. На побеленой стене украинской хаты-мазанки. Технология изготовления краски была проста и в тоже время уникальна - яичный желток размешанный с соком. Росписью украшались дома, печи, стены, создавая единый ансамбль. За основу композиций брали окружающую природу, причудливо изменяя форму растений, цветов, птиц. Особенностью данной росписи было: высокое графическое исполнение, декоративность всей композиции, а так же сдержанность гаммы цветов (черный, желтый, красный цвета).

Основным элементом петриковских орнаментов является цветок  — символ пышной природы. Чаще всего шедевры народного искусства украшают мальвы, пионы, астры, различные полевые цветы, а еще те, которые придумывают сами мастера. Так на стенах, полотнах и посуде образуется свой, особый мир красоты и вдохновения.

Краски для петриковских произведений никогда не смешивают . Розовая, желтая, синяя, красная и зеленая — все краски призваны вдохнуть в рисунок жизнерадостность и природную легкость. А поскольку когда-то краски нередко изготавливались из природных материалов, петриковские росписи имели недолгий век. Поэтому каждый год накануне большого праздника старые рисунки смывали и украшали дома новыми красочными оберегами. Так из года в год село расцветало новыми красками и причудливыми узорами.

Краски для петриковских произведений никогда не смешивают . Розовая, желтая, синяя, красная и зеленая — все краски призваны вдохнуть в рисунок жизнерадостность и природную легкость. А поскольку когда-то краски нередко изготавливались из природных материалов, петриковские росписи имели недолгий век. Поэтому каждый год накануне большого праздника старые рисунки смывали и украшали дома новыми красочными оберегами. Так из года в год село расцветало новыми красками и причудливыми узорами.

Интернет - ресурсы Читайте подробнее на SYL.ru:  http:// www.syl.ru/article/185494/new_rospis-po-derevu-foto-vidyi-rospisi-po-derevu SYL.ru:  http:// www.syl.ru/article/185494/new_rospis-po-derevu-foto-vidyi-rospisi-po-derevu FB.ru:  http:// fb.ru/article/160124/polhov-maydanskaya-rospis-hudojestvennaya-rospis-po-derevu http:// www.spletnik.ru/blogs/kruto/94056_petrikovskaya-rospis http://pustunchik.ua/online-school/art/petrykivskyy

Интернет - ресурсы

Читайте подробнее на SYL.ru:  http:// www.syl.ru/article/185494/new_rospis-po-derevu-foto-vidyi-rospisi-po-derevu

SYL.ru:  http:// www.syl.ru/article/185494/new_rospis-po-derevu-foto-vidyi-rospisi-po-derevu

FB.ru:  http:// fb.ru/article/160124/polhov-maydanskaya-rospis-hudojestvennaya-rospis-po-derevu

http:// www.spletnik.ru/blogs/kruto/94056_petrikovskaya-rospis

http://pustunchik.ua/online-school/art/petrykivskyy


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!