СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Романтизм в зарубежном изобразительном искусстве"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

На рубеже XVIII и XIX веков  романтизм обогащал художественный мир новыми красками, сюжетными линиями и смелостью обнаженной натуры.  Глубина собственных личных переживаний и мыслей – вот что передают живописцы через свой художественный образ, который сделан с помощью цвета, композиции и акцентов. В различных европейских странах существовали свои особенности в трактовке романтического образа - об  этом данная презентация.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Романтизм в зарубежном изобразительном искусстве"»

РОМАНТИЗМ В ЗАРУБЕЖНОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ   Составила: Сутаева Ю.С. учитель ИЗО и искусства  МБОУ «Гимназия № 1 » г. Махачкала

РОМАНТИЗМ В ЗАРУБЕЖНОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Составила: Сутаева Ю.С.

учитель ИЗО и искусства

МБОУ «Гимназия № 1 » г. Махачкала

На рубеже XVIII и XIX веков европейская и, в том числе американская, культура переживали зарождение, совершенно отличного от периода размышлений и философии Просвещения, — этапа Романтизма. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке.

Романти́зм ( фр. romantisme) — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века, характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

Романтизм обогащал художественный мир новыми красками, сюжетными линиями и смелостью обнаженной натуры. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией.

Глубина собственных личных переживаний и мыслей – вот что передают живописцы через свой художественный образ, который сделан с помощью цвета, композиции и акцентов. В различных европейских странах существовали свои особенности в трактовке романтического образа. Все это связано с общественно-политической обстановкой, на которую единственным живым откликом было искусство. Одной из первых стран, в изобразительном искусстве которой сложился романтизм, стала Германия. .

           Заметное влияние на развитие жанра романтического пейзажа оказало творчество КАСПАРА ДАВИДА ФРИДРИХА (1774–1840).  Романтизм Фридриха имеет выраженный налет мистицизма и некоторой меланхоличности. В его работах часто встречаются мотивы кладбищ, крестов, придорожных распятий, далеких городов и стоящих далеко в море парусников.  Эта тема одиночества и отрешенности от бурных радостей жизни в целом характерна для романтической живописи той эпохи, но у этого художника работы приобрели специфическую окраску, что сделало их легко узнаваемыми. Иногда живописец вводит в пейзажи развалин готических соборов, заброшенные монастыри, которые привносят в его искусство элементы загадочного и необычного  («Крест в горах», 1808;  «Аббатство среди дубовых деревьев», 1810).

Заметное влияние на развитие жанра романтического пейзажа оказало творчество КАСПАРА ДАВИДА ФРИДРИХА (1774–1840). Романтизм Фридриха имеет выраженный налет мистицизма и некоторой меланхоличности. В его работах часто встречаются мотивы кладбищ, крестов, придорожных распятий, далеких городов и стоящих далеко в море парусников. Эта тема одиночества и отрешенности от бурных радостей жизни в целом характерна для романтической живописи той эпохи, но у этого художника работы приобрели специфическую окраску, что сделало их легко узнаваемыми. Иногда живописец вводит в пейзажи развалин готических соборов, заброшенные монастыри, которые привносят в его искусство элементы загадочного и необычного («Крест в горах», 1808; «Аббатство среди дубовых деревьев», 1810).

 Каспар Давид Фридрих   Крест в горах. 1808 Аббатство в дубовом лесу. 1810 г.г. Аббатство в дубовом лесу. 1809-10

Каспар Давид Фридрих Крест в горах. 1808 Аббатство в дубовом лесу. 1810 г.г.

  • Аббатство в дубовом лесу. 1809-10
 В творчестве Фридрих воплотил свое преклонение перед величием и силой природы. Излюбленные им изображения гор и моря наполнены живым дыханием, в них чувствуется радость, тоска, порой тревога и холод («Меловые скалы на острове Рюген»,1820 ).  В картинах художника практически всегда природный мотив соединен с человеческим.

В творчестве Фридрих воплотил свое преклонение перед величием и силой природы. Излюбленные им изображения гор и моря наполнены живым дыханием, в них чувствуется радость, тоска, порой тревога и холод («Меловые скалы на острове Рюген»,1820 ). В картинах художника практически всегда природный мотив соединен с человеческим.

Помещенные на первом плане редкие фигуры людей, поглощенных созерцанием далеких горизонтов, как будто изгнанники пребывают в ожидании божественной благодати.   «На паруснике», 1819; «Восход луны над морем», 1821

Помещенные на первом плане редкие фигуры людей, поглощенных созерцанием далеких горизонтов, как будто изгнанники пребывают в ожидании божественной благодати. «На паруснике», 1819; «Восход луны над морем», 1821

     Своеобразным программным произведением художника принято считать картину «Этапы жизни»(1835). На ней изображены трое взрослых и двое детей – представители разных возрастов, возможно, представители нескольких поколений одной семьи. Интересно, что они гуляют на берегу моря, в котором находится ровно столько же кораблей разных размеров. Проводится четкая ассоциативная линия с размерами парусников и возрастом персонажей. Особенностью полотна является мастерская передача ярких красок заката над морем. Они очень сочные и насыщенные, что делает картину современной и выразительно звучащей даже в наши дни.

Своеобразным программным произведением художника принято считать картину «Этапы жизни»(1835). На ней изображены трое взрослых и двое детей – представители разных возрастов, возможно, представители нескольких поколений одной семьи. Интересно, что они гуляют на берегу моря, в котором находится ровно столько же кораблей разных размеров. Проводится четкая ассоциативная линия с размерами парусников и возрастом персонажей. Особенностью полотна является мастерская передача ярких красок заката над морем. Они очень сочные и насыщенные, что делает картину современной и выразительно звучащей даже в наши дни.

Некоторые произведения мастера кажутся очень современными и иногда с трудом ассоциируются с живописью, созданной в начале XIX века. Например, полотно «Северный Ледовитый океан», которое раньше носило название «Крушение «Надежды».»(1824г.), выглядит абсолютно современным и даже авангардным в свободном обращении художника с цветом и передачей форм и динамики ледяных глыб.

Некоторые произведения мастера кажутся очень современными и иногда с трудом ассоциируются с живописью, созданной в начале XIX века. Например, полотно «Северный Ледовитый океан», которое раньше носило название «Крушение «Надежды».»(1824г.), выглядит абсолютно современным и даже авангардным в свободном обращении художника с цветом и передачей форм и динамики ледяных глыб.

  ГЕРМАНИЯ того времени была раздроблена на маленькие герцогства и княжества и переживала суровые публичные потрясения. Живописцы не изображали героев-титанов, не делали монументальных полотен, в данном случае энтузиазм вызывал глубокий духовный мир человека, нравственные искания, его величие и красоту.  Потому в наибольшей степени романтизм в живописи Германии представлен в пейзажах и портретах.   Традиционный эталон жанра портрета – это работы ФИЛИППА ОТТО РУНГЕ (1777 -1840). В портретах этого живописца, через обработку черт лица и глаз, через контраст тени и света передается рвение художника продемонстрировать противоречивость личности, ее глубину и мощь чувствования.

ГЕРМАНИЯ того времени была раздроблена на маленькие герцогства и княжества и переживала суровые публичные потрясения. Живописцы не изображали героев-титанов, не делали монументальных полотен, в данном случае энтузиазм вызывал глубокий духовный мир человека, нравственные искания, его величие и красоту. Потому в наибольшей степени романтизм в живописи Германии представлен в пейзажах и портретах. Традиционный эталон жанра портрета – это работы ФИЛИППА ОТТО РУНГЕ (1777 -1840). В портретах этого живописца, через обработку черт лица и глаз, через контраст тени и света передается рвение художника продемонстрировать противоречивость личности, ее глубину и мощь чувствования.

Полотно «Мы втроем» , где художник изобразил себя с братом Даниелем и его женой Полиной (картина не сохранилась), является автопортретом.   Ощущение меланхолической гармонии общего настроения портретируемых усиливает горный пейзаж, на фоне которого изображены фигуры.   Этот портрет символизирует братскую дружбу, духовную близость, но акцентирует и внутренние духовные различия и индивидуальность натур.  «Мы втроем», 1805  Филлип Отто Рунге

Полотно «Мы втроем» , где художник изобразил себя с братом Даниелем и его женой Полиной (картина не сохранилась), является автопортретом. Ощущение меланхолической гармонии общего настроения портретируемых усиливает горный пейзаж, на фоне которого изображены фигуры. Этот портрет символизирует братскую дружбу, духовную близость, но акцентирует и внутренние духовные различия и индивидуальность натур.

«Мы втроем», 1805

Филлип Отто Рунге

      Его мастерство аналитика и наблюдателя легли в основу создания серии картин, повествующих о его близких. Картины с изображением жены художника с ребенком (1807г.), его родителей (1806г.) - выложены на холосты в теплых тонах, с точной передачей тени и полутени, глубины красок и со светлыми мазками света .

Его мастерство аналитика и наблюдателя легли в основу создания серии картин, повествующих о его близких. Картины с изображением жены художника с ребенком (1807г.), его родителей (1806г.) - выложены на холосты в теплых тонах, с точной передачей тени и полутени, глубины красок и со светлыми мазками света .

В русле романтических устремлений эпохи и обращение художника к национальной традиции, темам из национальной истории. Для немецких церквей он создает полотна «Отдых на пути в Египет» (1805-1806) и «Христос, шагающий по водам» (1806-1807). В плавном абрисе фигур, воспроизведении деталей яркого пейзажного фона с фантастическими растениями, глубокой духовной сосредоточенности персонажей ощущается влияние мастеров Северного Возрождения, изучение произведений Дюрера.

В русле романтических устремлений эпохи и обращение художника к национальной традиции, темам из национальной истории. Для немецких церквей он создает полотна «Отдых на пути в Египет» (1805-1806) и «Христос, шагающий по водам» (1806-1807). В плавном абрисе фигур, воспроизведении деталей яркого пейзажного фона с фантастическими растениями, глубокой духовной сосредоточенности персонажей ощущается влияние мастеров Северного Возрождения, изучение произведений Дюрера.

        Рунге считал оптику цветов ключом к искусству будущего. Расколов цветовой спектр на составляющие, Филипп Отто Рунге овладел безошибочной свето - и цветопередачей. Выделив три основных цвета (желтый, красный, синий) и три производных (оранжевый, фиолетовый и зеленый), он обобщил свои размышления и эксперименты в трактате «Шар цветов, или конструкция связей между всеми взаимными смешениями красок и их полного сродства», которая явилась примечательным этапом в развитии постньютоновской оптики, до сих пор сохраняя и художественно-практический интерес.  Трактат положен в основу современной школы живописи.  Книга вышла в 1810 г., в год смерти Рунге.

Рунге считал оптику цветов ключом к искусству будущего. Расколов цветовой спектр на составляющие, Филипп Отто Рунге овладел безошибочной свето - и цветопередачей. Выделив три основных цвета (желтый, красный, синий) и три производных (оранжевый, фиолетовый и зеленый), он обобщил свои размышления и эксперименты в трактате «Шар цветов, или конструкция связей между всеми взаимными смешениями красок и их полного сродства», которая явилась примечательным этапом в развитии постньютоновской оптики, до сих пор сохраняя и художественно-практический интерес. Трактат положен в основу современной школы живописи. Книга вышла в 1810 г., в год смерти Рунге.

 Автопортрет, 1823 Наиболее последовательная школа романтизма в живописи сложилась во Франции. Французские художники-романтики тяготели к сюжетам, полым драматизма и патетики, внутреннего напряжения, далеким от «тусклой повседневности».  Первые блестящие успехи романтизма во французской живописи связаны с именем ТЕОДОРА ЖЕРИКО ( 1791- 1824), который раньше других сумел выразить чисто романтическое ощущение конфликтности мира.  Уже в первых его работах видно стремление к показу драматических событий современности. Так, например, в картинах «Офицер конных стрелков, идущий в атаку» и «Раненный кирасир…» Жерико стремился передать «дух времени», а не пафос наполеоновской эпохи. В них ощущается динамика, трагическая напряженность композиции, и цветового решения.
  • Автопортрет, 1823

Наиболее последовательная школа романтизма в живописи сложилась во Франции. Французские художники-романтики тяготели к сюжетам, полым драматизма и патетики, внутреннего напряжения, далеким от «тусклой повседневности». Первые блестящие успехи романтизма во французской живописи связаны с именем ТЕОДОРА ЖЕРИКО ( 1791- 1824), который раньше других сумел выразить чисто романтическое ощущение конфликтности мира. Уже в первых его работах видно стремление к показу драматических событий современности. Так, например, в картинах «Офицер конных стрелков, идущий в атаку» и «Раненный кирасир…» Жерико стремился передать «дух времени», а не пафос наполеоновской эпохи. В них ощущается динамика, трагическая напряженность композиции, и цветового решения.

Раненный кирасир, покидающий поле боя, 1814г. «Офицер конных стрелков, идущий в атаку», 1812г.

Раненный кирасир, покидающий поле боя, 1814г.

«Офицер конных стрелков, идущий в атаку», 1812г.

Огромный резонанс имела картина Жерико « Плот Медузы», посвященная недавнему событию современной жизни – гибели пассажирского корабля по вине морского пароходства  Жерико создал гигантское полотно 7×5 м., на котором изобразил тот момент, когда находящиеся на грани гибели люди увидели на горизонте спасительный корабль. Борьба человека со смертью, стихией, страдание и мужество в картине - основные идеи его знаменитого полотна . Крайнее напряжение подчеркнуто суровой, мрачной цветовой гаммой, диагональной композицией. Эта картина стала символом современной Франции, которая, подобно людям, спасающимся от кораблекрушения, переживала и надежду, и отчаяние.

Огромный резонанс имела картина Жерико « Плот Медузы», посвященная недавнему событию современной жизни – гибели пассажирского корабля по вине морского пароходства Жерико создал гигантское полотно 7×5 м., на котором изобразил тот момент, когда находящиеся на грани гибели люди увидели на горизонте спасительный корабль. Борьба человека со смертью, стихией, страдание и мужество в картине - основные идеи его знаменитого полотна . Крайнее напряжение подчеркнуто суровой, мрачной цветовой гаммой, диагональной композицией. Эта картина стала символом современной Франции, которая, подобно людям, спасающимся от кораблекрушения, переживала и надежду, и отчаяние.

Интересует Жерико и трагедия сломанной души: героями произведений часто становятся душевнобольные люди ( «Сумасшедшая, страдающая пристрастием к азартным играм», «Умалишенный, воображающий себя полководцем» и др.).

Интересует Жерико и трагедия сломанной души: героями произведений часто становятся душевнобольные люди ( «Сумасшедшая, страдающая пристрастием к азартным играм», «Умалишенный, воображающий себя полководцем» и др.).

Тему своей последней большой картины – «Дерби в Эпсоме, 1821г.» – художник нашел в Англии. Здесь изображены летящие как птицы кони (любимый образ Жерико, который еще подростком стал прекрасным наездником). Впечатление стремительности усиливается определенным приемом: кони и жокеи написаны очень тщательно, а фон – широко.

Тему своей последней большой картины – «Дерби в Эпсоме, 1821г.» – художник нашел в Англии. Здесь изображены летящие как птицы кони (любимый образ Жерико, который еще подростком стал прекрасным наездником). Впечатление стремительности усиливается определенным приемом: кони и жокеи написаны очень тщательно, а фон – широко.

 Автопортрет, 1837г После смерти Жерико (он погиб трагически, в расцвете сил и таланта) признанным главой французских романтиков стал его молодой друг ЭЖЕН ДЕЛАКРУА (1798–1863).   Делакруа был всесторонне одарён, обладал музыкальным и литературным талантом. Его дневники, статьи о художниках – интереснейшие документы эпохи.   Его теоретические исследования законов цвета оказали огромное влияние на будущих импрессионистов и особенно на Ван Гога.

Автопортрет, 1837г

После смерти Жерико (он погиб трагически, в расцвете сил и таланта) признанным главой французских романтиков стал его молодой друг ЭЖЕН ДЕЛАКРУА (1798–1863). Делакруа был всесторонне одарён, обладал музыкальным и литературным талантом. Его дневники, статьи о художниках – интереснейшие документы эпохи. Его теоретические исследования законов цвета оказали огромное влияние на будущих импрессионистов и особенно на Ван Гога.

Греция на развалинах Миссолунги, 1826г. Освободительная борьба народов изображена на картинах французского романтика ЭЖЕНА ДЕЛАКРУА ( 1798-1863 )

Греция на развалинах Миссолунги, 1826г.

Освободительная борьба народов изображена на картинах французского романтика ЭЖЕНА ДЕЛАКРУА ( 1798-1863 ) "Свобода , ведущая народ", "Резня на Хиосе", "Греция на развалинах Миссолунги". Они символизировали не только борьбу с угнетением и кабалой, но также отражали собственное отношение художника к происходящим событиям на Родине во время свержения власти Бурбонов. Тревожно-взволнованный пафос, напряженные контрасты цветового языка художник использует как средство эмоционального воздействия на зрителя. Делакруа играл роль «бунтовщика», радуя народ работами с революционными сюжетами, многолюдными сценами, дымом, хаосом войны, эмоциями.

Свобода, ведущая народ, 1830 Вершиной творчества художника стала «Свобода на баррикадах» («Свобода, ведущая народ»). Достоверность реального факта (картина создавалась в самый разгар июльской революции 1830 года во Франции) сливается здесь воедино с романтической мечтой о свободе и символичностью образов. Прекрасная молодая женщина становится символом революционной Франции.

Свобода, ведущая народ, 1830

Вершиной творчества художника стала «Свобода на баррикадах» («Свобода, ведущая народ»). Достоверность реального факта (картина создавалась в самый разгар июльской революции 1830 года во Франции) сливается здесь воедино с романтической мечтой о свободе и символичностью образов.

Прекрасная молодая женщина становится символом революционной Франции.

Откликом на современные события была и более ранняя картина «Резня на Хиосе», посвященная борьбе греческого народа с турецким владычеством  Резня на Хиосе,1824г.

Откликом на современные события была и более ранняя картина «Резня на Хиосе», посвященная борьбе греческого народа с турецким владычеством Резня на Хиосе,1824г.

 Автопортрет, 1800г.  Еще одним представителем романтического направления в Европе начала XIX века является ФРАНСИСКО ГОЙЯ (1746-1828 ).  На его творчество оказало влияние антифеодальное движения в Испании и события Французской революции.  В его произведениях мы находим глубокие философские обобщения и глубину анализа духовной сущности человека. Эти тенденции прослеживаются в

Автопортрет, 1800г.

Еще одним представителем романтического направления в Европе начала XIX века является ФРАНСИСКО ГОЙЯ (1746-1828 ). На его творчество оказало влияние антифеодальное движения в Испании и события Французской революции. В его произведениях мы находим глубокие философские обобщения и глубину анализа духовной сущности человека. Эти тенденции прослеживаются в "Автопортрете", а также в картине «Портрет семьи короля Карла IV» , который поражает своим беспощадным реализмом. В нем прослеживаются художественные решения, раскрывающие пустоту мыслей и ничтожность чувства людей, распоряжающихся судьбой народа. В глубине картины «Портрет семьи Карла IV», в тени, Гойя рисует самого себя, превращая, таким образом, королевский дворец в свою мастерскую, а саму картину — в пародию на парадный портрет.

 Портрет семьи Карла IV, 1800-1801

Портрет семьи Карла IV, 1800-1801

Тема народа, восстающего против насилия звучит в эмоционально-напряженном полотне «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»(1814г.). В этом произведении напряженный образный строй достигается сложностью композиционного решения, резким контрастом красок и цветовых рефлексов, красочностью теней.

Тема народа, восстающего против насилия звучит в эмоционально-напряженном полотне «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»(1814г.). В этом произведении напряженный образный строй достигается сложностью композиционного решения, резким контрастом красок и цветовых рефлексов, красочностью теней.

 Основным открытием Гойи в области колорита являются его находки цветовой мерцающей гаммы в картинах

Основным открытием Гойи в области колорита являются его находки цветовой мерцающей гаммы в картинах "Махи на балконе«, 1808 – 1812г., Маха и сводня на балконе. 1808-12 г.г.

 Имена английских живописцев эпохи романтизма – Джона Констебла и Уильяма Тернера – связаны с жанром пейзажа. В этой области они, поистине, открыли новую страницу: родная природа нашла в их творчестве такое широкое и любовное отражение, какого тогда не знала ни одна другая страна.   ДЖОН КОНСТЕБЛ (1776–1837) одним из первых в истории европейского пейзажа стал писать этюды полностью с натуры, обратившись к непосредственному наблюдению природы. Его картины просты по мотивам: деревни, фермы, церкви, полоска реки или морского пляжа: «Телега для сена, 1821», Детхемская долина, 1802», «Собор Солсбери из сада епископа, 1825 ».  Произведения Констебла послужили импульсом к развитию реалистического пейзажа во Франции.   Автопортрет,1804

Имена английских живописцев эпохи романтизма – Джона Констебла и Уильяма Тернера – связаны с жанром пейзажа. В этой области они, поистине, открыли новую страницу: родная природа нашла в их творчестве такое широкое и любовное отражение, какого тогда не знала ни одна другая страна. ДЖОН КОНСТЕБЛ (1776–1837) одним из первых в истории европейского пейзажа стал писать этюды полностью с натуры, обратившись к непосредственному наблюдению природы. Его картины просты по мотивам: деревни, фермы, церкви, полоска реки или морского пляжа: «Телега для сена, 1821», Детхемская долина, 1802», «Собор Солсбери из сада епископа, 1825 ». Произведения Констебла послужили импульсом к развитию реалистического пейзажа во Франции.

Автопортрет,1804

Дедхемская долина,1802г. Собор Солсбери из сада 00000000000000000000000 епископа, 1825г. Собор в Солсбери 1825

Дедхемская долина,1802г. Собор Солсбери из сада 00000000000000000000000 епископа, 1825г.

  • Собор в Солсбери 1825
В этой картине, как и в большинстве полотен мастера, весьма впечатляет небо. Оно кажется живым и объемным, кажется, что можно ощутить движение облаков и их структуру. Поля и деревья далекого пейзажа слева имеют тени от этих облаков, что заставляет все цвета играть и переливаться полутонами.  Своим истинным призванием Констебл всегда считал пейзажи.. В своих картинах Констебл отходил от академических норм, его работы были независимыми, а трактовка рисования пейзажей – совершенно новой. Художник утверждал, что главное – наблюдать за природой. А лейтмотивом любого пейзажа он считал небо. Также Констебл любил изображать одни и те же пейзажи в разных погодных условиях, тонко передавая неповторимость и своеобразие каждого из них.  Стиль художника отличался рельефной фактурой. Констебл любил накладывать краску густыми мазками, никогда тщательно не выписывал детали.    Телега для сена,1825г.

В этой картине, как и в большинстве полотен мастера, весьма впечатляет небо. Оно кажется живым и объемным, кажется, что можно ощутить движение облаков и их структуру. Поля и деревья далекого пейзажа слева имеют тени от этих облаков, что заставляет все цвета играть и переливаться полутонами. Своим истинным призванием Констебл всегда считал пейзажи.. В своих картинах Констебл отходил от академических норм, его работы были независимыми, а трактовка рисования пейзажей – совершенно новой. Художник утверждал, что главное – наблюдать за природой. А лейтмотивом любого пейзажа он считал небо. Также Констебл любил изображать одни и те же пейзажи в разных погодных условиях, тонко передавая неповторимость и своеобразие каждого из них. Стиль художника отличался рельефной фактурой. Констебл любил накладывать краску густыми мазками, никогда тщательно не выписывал детали.

  • Телега для сена,1825г.
УИЛЬЯМ ТЕРНЕР (1775–1851) – художник–маринист, британский живописец, мастер романтического пейзажа, акварелист. Предтеча французских импрессионистов.  Его привлекало бурное море, ливни, грозы, наводнения, смерчи. Смелые колористические искания, редкие световые эффекты порой превращают его картины в сияющие фантасмагорические зрелища: «Пожар Лондонского парламента».  Тёрнер постоянно совершенствовал свою технику, изучал связь между архитектурой и геологией, природу движения воды и воздуха. К началу XIX века в своих акварелях он достигает силы и выразительности, обычно присущей живописи маслом. Отбрасывая излишнюю детализацию, он создавал новый тип пейзажа, посредством которого художник раскрывал свои воспоминания и переживания. В свои картины Тёрнер вводил изображения людей в сценах прогулок, пикников, полевых работ. Внимательно и с любовью изображая человека, художник подчёркивал несовершенство его природы, его бессилие перед огромным окружающим миром иногда спокойным, иногда грозным, но всегда равнодушным.  Автопортрет, 1799

УИЛЬЯМ ТЕРНЕР (1775–1851) – художник–маринист, британский живописец, мастер романтического пейзажа, акварелист. Предтеча французских импрессионистов. Его привлекало бурное море, ливни, грозы, наводнения, смерчи. Смелые колористические искания, редкие световые эффекты порой превращают его картины в сияющие фантасмагорические зрелища: «Пожар Лондонского парламента». Тёрнер постоянно совершенствовал свою технику, изучал связь между архитектурой и геологией, природу движения воды и воздуха. К началу XIX века в своих акварелях он достигает силы и выразительности, обычно присущей живописи маслом. Отбрасывая излишнюю детализацию, он создавал новый тип пейзажа, посредством которого художник раскрывал свои воспоминания и переживания. В свои картины Тёрнер вводил изображения людей в сценах прогулок, пикников, полевых работ. Внимательно и с любовью изображая человека, художник подчёркивал несовершенство его природы, его бессилие перед огромным окружающим миром иногда спокойным, иногда грозным, но всегда равнодушным.

  • Автопортрет, 1799
Рыбаки в море, 1796г.  Кораблекрушение «МИНОТАВРА». 1810г.

Рыбаки в море, 1796г.

Кораблекрушение «МИНОТАВРА». 1810г.

 Последний рейс корабля Отважный, 1838

Последний рейс корабля Отважный, 1838

 Пожар в здании парламента 16 октября 1834 года, 1835г.

Пожар в здании парламента 16 октября 1834 года, 1835г.

Тёрнеру принадлежит первое в живописи изображение бегущего по рельсам паровоза – символа индустриализации. В картине « Дождь, пар и скорость» (1844) паровоз мчится вдоль Темзы сквозь туманную дождевую мглу. Все материальные предметы словно сливаются в образ-мираж, превосходно передающий ощущение скорости.

Тёрнеру принадлежит первое в живописи изображение бегущего по рельсам паровоза – символа индустриализации. В картине « Дождь, пар и скорость» (1844) паровоз мчится вдоль Темзы сквозь туманную дождевую мглу. Все материальные предметы словно сливаются в образ-мираж, превосходно передающий ощущение скорости.

Гроза над Пьяцеттой,1840г. В позднем творчестве художника наблюдаются заметные перемены. Он все большее предпочтение отдает светлым оттенкам, белилам, желтому и коричневому цветам. Каждая картина Тёрнера — это часть бесконечного целого. Он так увлечен передачей воздуха, воды и света, что не столько изображает отдельные предметы, сколько среду, в которую они погружены. Его тяга к величественным зрелищам бурь, грозы, гор прекрасно гармонирует с его стремлением писать «возвышенные» пейзажи, возносящие дух и служащие воплощением лучших человеческих эмоций.

Гроза над Пьяцеттой,1840г.

  • В позднем творчестве художника наблюдаются заметные перемены. Он все большее предпочтение отдает светлым оттенкам, белилам, желтому и коричневому цветам.
  • Каждая картина Тёрнера — это часть бесконечного целого. Он так увлечен передачей воздуха, воды и света, что не столько изображает отдельные предметы, сколько среду, в которую они погружены. Его тяга к величественным зрелищам бурь, грозы, гор прекрасно гармонирует с его стремлением писать «возвышенные» пейзажи, возносящие дух и служащие воплощением лучших человеческих эмоций.

Итак, для романтизма характерны устремленность к безграничной свободе и "бесконечному", жажда совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа романтического мировосприятия и искусства . Романтикам присущи утверждение самоценной духовно-творческой личности, изображение сильных страстей, одухотворенности и целительной силы природы. В своих произведениях романтики обращаются к традициям фольклора, к культуре своего и других народов. Героика протеста в их произведениях соседствует с мотивами "мировой скорби", "мирового зла", "ночной стороны души".

Потеряв веру в силу разума, романтики обратили свой взор к чувствам человека, к его душе с надеждой обрести там "царство свободы и гармонии".

Однако, они нашли там разлад, о котором очень точно сказал немецкий поэт Г.Гейне: "Весь мир надорван до самой середины, а так как сердце поэта - центр мира, оно должно самым жалостным образом надорваться. Кто хвалится, что сердце его осталось целым, тот признается в том, что у него прозаичное, далекое от мира, глухое, закоулочное сердце".

Трещина, надорвавшая сердце поэта, стала причиной появления основного приема романтиков - антитезы, т.е. противопоставления , которую мы можем наблюдать в произведениях романтиков. На этом приеме построены романтические произведения и изобразительного искусства и литературы, и музыки первой трети XIX века.

 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!