СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ролевое обыгрывание ситуации

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настроить на активное общение участников, создание условий для отработки практических навыков разрешения конфликтной ситуации.

 

Просмотр содержимого документа
«Ролевое обыгрывание ситуации»

Ролевое обыгрывание ситуации



Цель: настроить на активное общение участников, создание условий для отработки практических навыков разрешения конфликтной ситуации.

Задачи: настроить на активное общение участников, продолжить обучению разрешению конфликтных ситуаций на практике.

1.Упражнение: «МУМУ»

Инструкция: Встаньте в круг. Сейчас я скажу каждому название животного, (необходимо его запомнить) кошка, собака, коровка, птичка. Теперь закройте глаза и, издавая звуки предложенных животных, объединиться в группы.

Пример восстановительной медиации

Источник информации: заявление от мамы одной из участниц конфликта, которое классный руководитель направила в службы примирения.

Фабула ситуации: Многолетний конфликт и драки между тремя девочками 7 «А» класса: Верой и Лерой с одной стороны и Лизой с другой. Вера и Лера выказали свое недовольство по поводу агрессивного поведения, а также из-за того, что она берет их вещи. Также с их слов Лиза периодически стремится что-то получить первой, Они хотят удалить Лизу из класса в параллельный, мотивируя это тем, что «ей там будет лучше» и «мы мучаемся, пусть и тот класс помучается». Лиза очень эмоциональна и из-за болезненности отстает по учебе (в результате она на 2 года старше своих одноклассниц). Ее претензиями было то, что берут ее вещи, обижают ее словесно и физически. Таким образом, примирительная встреча началась в ситуации, когда одна из сторон фактически не высказала своего желания участвовать. Кроме того, Лизе требовалась помощь            психолога. Однако мы приняли решение провести встречу.





Ход и  результат встречи:



Лиза сказала, что ее сильно обижает такое отношение со стороны девушек, что ей очень нравиться класс, что она хотела в нем остаться. И что она просит прощения у девочек за свое резкое поведение. Также она рада, и что, наконец, она смогла высказаться. Изменение отношений между девочками было заметно по изменению их поз. Обе стороны легко пришли к договоренности не брать без разрешения вещи друг друга. Однако неразрешимым остался вопрос контролирования Лизой своих эмоций. Всеми участниками встречи в виде мозгового штурма предлагались разные варианты того, как они «сбрасывают» негативные эмоции. Из всех возможных вариантов Лиза сказала, что она будет просто поворачиваться и уходить от ситуации. На вопрос, действительно ли она сможет уходить и это ей поможет, Лиза сказала, что попробует. Поскольку здесь уже вопрос самоконтроля выходил за рамки Лизиной ответственности (в связи с ее психофизическим состоянием), было решено прекратить встречу и встретиться с родителями Лизы для прояснения ситуации (что позже и было проделано). Через неделю ведущая Даша Воронова связалась с Верой и Лерой. Они сказали, что ситуация нормализовалась. Лиза встречалась с классным руководителем и горячо благодарила ее за то, что ей впервые за эти годы дали возможность высказаться. Она сказала, что все хорошо и ей в классе намного легче

  1. Ролевое обыгрывание ситуации

  • Получив двойку на уроке английского языка, ученик шумно и демонстративно сел на стул и начал грубо высказываться в адрес учителя. Учительница выгнала ученика с урока, поставила двойку за поведение и вызвала родителей к директору.

  • Ученик 5 класса Илья С. Систематически не занимается на уроках физкультуры, т.к. забывает спортивную форму. Каждый раз он её либо забывает, либо она выстирана, либо порвалась.

Когда в первый раз случилась такая ситуация, учитель сделала предупреждение. Во второй раз, сделала запись в дневнике. В третий раз, поставила неудовлетворительную оценку, мотивируя это не выполнением домашнего задания. Ситуация накалялась, при встрече с родителями и выяснилось, что ребёнок на каждый урок берёт форму, но почему то не признаётся в этом. Илья стал «сбегать» с уроков физкультуры, приносить справки о болезнях в дни, когда по расписанию была физкультура.

 

Занятие Ролевое обыгрывание ситуации (продолжение)

Цель: настроить на активное общение участников, создание условий для отработки практических навыков разрешения конфликтной ситуации.

Задачи: настроить на активное общение участников, продолжить обучению разрешению конфликтных ситуаций на практике.

  1. Упражнение: Построиться по…»

Активное упражнение, позволяющее отработать навыки невербального общения. Участникам предлагается построиться по: росту, по размеру ладони, по размеру обуви, по длине волос, по цвету волос от светлого к тёмному, по цвету глаз от светлых к тёмным.

  1. Пример восстановительной медиации.

Источник: заявление мальчиков (Руслана и Саши).

Фабула:  В течение четырех лет ребята (Руслан и Саша) регулярно обзывались на девушек, что часто заканчивалось драками. Ребята сказали, что Наташа часто вмешивается в дела ребят и принимает на свой счет то, что к ней не относится. Девочки, не имея признания в классе, очень болезненно реагируют на то, что о них говорят. Мальчики не заинтересованы в учебе и на уроках им откровенно скучно. Когда они говорят о девочках, то допускают всевозможные пошлые и другие неприятные сравнения.



Не то чтобы они хотят их обидеть (они обо всех так говорят), а просто то, что это резко воспринимается, только раззадоривает их. Именно это и становится причиной разборок на переменах. В разборки подключаются старшие братья, друзья и т.д.

Ход и результат встречи:

Предварительная встреча была направлена на признание собственной ответственности за происходящее. То, что только они сами, а не администрация (к которой неоднократно обращалась) или брат (драки помогают максимум на неделю), смогут понять, что происходит и это изменить. Интересная деталь: Прошла программа в программе. На следующий день должна была состояться «стрелка» (драка). Мы выяснили, что причиной для этого стала неправильно понятая информация от их общего знакомого. После чего прямо в ходе программы ребята позвонили этому человеку и поняли, что информация была искажена. “Стрелку” отменили. После чего договорились, что по возможности они будут проверять слухи друг у друга. Встреча была долгой, часа 4-5, с несколькими перерывами. Были выбраны наиболее понимающие участники, и разговор с ними шел на основании их историй, а потом следовала просьба рассказать товарищам, что же они поняли. Мальчишки поняли, что девочки обижаются тогда, когда всем остальным нормально, признали, что именно их поведение становится этому причиной, и признали это несправедливым. Девочки поняли, что мальчишки не хотят их обижать, но сказали, что воспринимают такое прилюдное неприятное обсуждение как оскорбление. Но они не могли самостоятельно найти решение (а ведущие не собирались подсказывать), поэтому встреча не пришла к четкому результату. Скорее всего, причина в том, что они хотели, чтобы за несправедливость отвечал кто-то еще, а не они сами.

  1. Ролевое обыгрывание ситуации

  • Урок рисования был практически сорван: Андрей, никогда не блиставший примерным поведением, распевал песню, не реагировал на замечания учителя, ходил по классу. Остальные ученики были тоже возбуждены — кто смеялся над клоунадой Андрея и беспомощностью учителя, а кто стремился ему подражать. В довершение всего Андрей накинулся с кулаками на своего соседа по парте за то, что тот перевернул его банку с водой для рисования. Учительница чувствовала себя абсолютно беспомощной, но в такой ситуации необходимо было что-то предпринять. Она быстро подошла к дерущимся, взяла с ближайшей парты стакан с водой и плеснула в лицо Андрею. Тот остолбенел, по нему текла вода, в классе наступила полная тишина. «Выйди и приведи себя в порядок», — сказала учительница. Андрей вылетел из класса, громко хлопнув дверью. Урок удалось довести до конца, но после его окончания учительница чувствовала себя ужасно из-за своего непедагогичного поведения, из-за понимания того, что родители Андрея могут теперь пожаловаться на нее директору.

  • Ярослав из 7-б класса нагрубил учителю физики, обвинив в несправедливом к себе отношении и занижении оценок. Учитель выгнал Ярослава с урока. На следующий урок физики Ярослав не пришёл, но обратился в службу примирения, заявив, что не будет ходить на уроки физики, пока к нему не изменится отношение учителя.

Группы друг для друга разыгрывают предложенные ситуации. Задача каждой группы – представить поэтапное решение конфликта. (Одна группа решает ситуацию с другой, третья наблюдает).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!