СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль учителя в организации проектно - исследовательской деятельности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление посвящено роли учителя в организации проектно - исследовательской деятельности на уроке 

Просмотр содержимого документа
«Роль учителя в организации проектно - исследовательской деятельности»

Выступление Ж.А. Панкратовой

Роль учителя в организации проектно - исследовательской деятельности заключается в том, что он выступает как

  • Руководитель проекта

  • Координатор

  • Консультант

Как руководитель проекта учитель

  • Осуществляет руководство разработкой заданий, общей логической структуры проекта. Я помогаю определять цель, задачи, этапы проекта, план каждой группы, для этого я использую лист план работы группы, шаблон которого вы можете видеть (1)

Лист планирования работы в группе

Основополагающий вопрос__________________________________________

Вопрос (проблема)__________________________________________________

Этапы

Гипотеза:

Цель:

Задачи:



Что знаю:



Что еще нужно найти:




Что можно использовать:

Источник информации / ресурс

Вид информации









Какую консультацию и у кого мы можем получить:






Координатор в группе:_______________________________

Распределение обязанностей и план работы:


1 ученик

2 ученик

3 ученик

Что делать









Что сделано









  • Как руководитель проекта учитель решает оперативные вопросы. Часто у учащихся нет принтера, сканера, фотоаппарата, камеры, выхода в Интернет, а подготовка проекта требует данной техники, тогда кто как не учитель должен прийти на помощь?

  • Как руководитель учитель оценивает работу членов группы: промежуточное оценивание мною используется, чтобы понять, как учащийся разобрался в теме, что он уже сделал, на каком этапе он находится. Промежуточное оценивание я применяю в виде теста, написания отчёта, сообщения, листа вклада в деятельность группы (2),

Рубрика совместной деятельности

(самооценка собственного вклада в проект)

Критерии

4

3

2

1

Вклад в работу группы

Я последовательно и активно вношу свой вклад в групповое обсуждение работу группы.



Я принимаю и выполняю все порученные мне задачи



Я помогаю группе в постановке целей



Я помогаю группе в достижении общих целей


Я участвую в групповых обсуждениях.



Я выполняю свои задачи



Я участвую в постановке задач



Я помогаю группе в достижении целей


Иногда я вношу свой вклад в работу группы



Я выполняю свои задачи, если мне помогают



Изредка я участвую в постановке задач



Мне трудно удерживать цели


Я предпочитаю не участвовать



Я не выполняю свои задачи



Я мешаю постановке задач



Я задерживаю достижение целей


Взаимодействие с группой


Я предлагаю к обсуждению множество идей и делюсь необходимой информацией



Я побуждаю других делиться своими идеями.



Я поддерживаю баланс между выслушиванием и высказыванием.



Я всегда внимательно отношусь к чувствам и мыслям других людей.

Я делюсь своими идеями, когда меня к этому побуждают



Я позволяю всем делиться своими идеями.



Я могу слушать других



Я выказываю внимание к чувствам и мыслям других людей.

Я делюсь своими идеями, когда меня к этому побуждают



Я позволяю большинству делиться своими идеями.



Иногда я слушаю других людей



Иногда я принимаю во внимание чувства и мысли других людей.

Я не люблю делиться своими идеями



Я участвую в групповых обсуждениях.



Я прерываю других, когда они высказывают свои идеи



Я не слушаю других людей



Я не внимателен к чувствам и мыслям других людей.




для итогового оценивания я использую лист самооценки работы в группе (3).

Самооценивание собственной работы в группе

Я помогаю своей группе:

 организации обучения:

  • определять цели

  • определять задачи

  • намечать подходы

 Самостоятельно инициировать деятельность:

  • предлагать новые идеи и направления.

  • добровольно приниматься за решение сложных задач


 Поиск информации:

    • да

    • нет

 я изучал, анализировал литературу, информацию:

  • да

  • нет

 Воодушевления группы:

  • с энтузиазмом откликаюсь на работу других

  • Я приглашаю других к участию

  • способствую формировании положительной самооценки


 Анализ:

  • обобщаю точки зрения, высказанные в обсуждении

  • упрощаю сложные мысли

  • задаю вопросы на перспективу


Поддержка обсуждения:

  • удерживаю обсуждение в нужном русле

  • помогаю создать график работы и установить приоритеты

  • помогаю правильно разделить задачи

  • помогаю в поиске необходимых изменений и побуждаю группу к этим изменениям


 Постановка вопросов:

  • стимулирую дискуссию, предлагая различные точки зрения

  • противостою слабым идеям


 Я проводил социологическое исследование:

  • да

  • нет

Я проводил анализ социологического опроса

  • да

  • нет

Я готовил презентацию

  • да

  • нет




В качестве координатора учитель

  • Следит за соблюдением графика, сроков выполнения работы. Учащиеся должны чётко себе представлять рамки, сроки проекта

  • Контролирует выполнение формальных процедур. Для этого я использую, например, для контроля создания презентации лист критерии оценивания презентации (4)

Критерии оценивания презентации

Учащийся___________________________ класс__9___Дата______

СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ

Макс. кол. баллов

Оценка групп

учитель

1

2

3

4

5

6

7

8

Соответствие выводов целям

10










Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных

10










Указаны методы исследования

5









Содержание представлено в логической последовательности

5









Интересная, новая, полезная информация

5









Библиография

5









Анализ (выводы) по графикам, опросам и т.д.

5










Грамотное использование терминологии

5









Титульный слайд с заголовком

5









Минимальное количество – 15 слайдов

5









Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)

5









Вставка графиков, таблиц, рисунков

5










Грамотное оформление (размер шрифта, подписи к фотографиям)

5










Эстетичное оформление презентации, дизайн

5










ОБЩИЕ БАЛЛЫ

Окончательная оценка:

80














  • Организует совещания рабочей группы

  • Контролирует заполнение документов. Учащимся сложно, особенно вначале привыкнуть к заполнению требуемых листов проекта, поэтому мы их вначале заполняем вместе. Например, я помогала заполнять все имеющиеся листы и складывать их в определённом порядке в папке, сама разрабатывала карту социологического опроса и тоже помогала её заполнять.(5)

Карта социологического опроса по теме «Индустриализация: плюсы и минусы»

Вопросы/возрастные группы

Старшее поколение (старше 50 лет), %

Люди среднего возраста ( от 30 до 50 лет), %

Молодёжь ( от 18 до 30 лет), %

Учащиеся 15 – 17 лет, %

  1. знаком ли Вам термин «индустриализация» СССР в 30 –е гг.

А) да Б) нет В) имею смутное представление

А)

Б)

В)

А)

Б)

В)

А)

Б)

В)

А)

Б)

В)

  1. Как Вы считаете, индустриализация в это время была:

А) жизненно важной необходимостью Б) неизбежностью

В) авантюрой правительства

А)

Б)

В)

А)

Б)

В)

А)

Б)

В)

А)

Б)

В)

3. Методы, при помощи которых проводилась индустриализация, Вы оцениваете, как А) чрезмерно жестокие Б) жёсткие, но необходимые В) соответствующие времени и условиям

А)

Б)

В)

А)

Б)

В)

А)

Б)

В)

А)

Б)

В)

4. Как Вы оцениваете действия руководства страны во главе со Сталиным во время индустриализации в целом А) положительно Б) отрицательно В) мне неинтересна, безразлична эта тема, поэтому я не задумывался над ней

А)

Б)

В)

А)

Б)

В)

А)

Б)

В)

А)

Б)

В)

Выводы по 1 вопросу

Выводы по 2 вопросу

Выводы по 3 вопросу

Выводы по 4 вопросу

Карта социологического опроса по теме «Коллективизация: плюсы и минусы»

Вопросы/возрастные группы

Старшее поколение (старше 50 лет), %

Люди среднего возраста ( от 30 до 50 лет), %

Молодёжь ( от 18 до 30 лет), %

Учащиеся 15 – 17 лет, %

  1. знаком ли Вам термин «коллективизация» СССР в 30 –е гг.

А) да Б) нет В) имею смутное представление

А)

Б)

В)

А)

Б)

В)

А)

Б)

В)

А)

Б)

В)

  1. Как Вы считаете, коллективизация в это время была:

А) жизненно важной необходимостью Б) неизбежностью

В) авантюрой правительства

А)

Б)

В)

А)

Б)

В)

А)

Б)

В)

А)

Б)

В)

3. Методы, при помощи которых проводилась коллективизация, Вы оцениваете, как А) чрезмерно жестокие Б) жёсткие, но необходимые В) соответствующие времени и условиям

А)

Б)

В)

А)

Б)

В)

А)

Б)

В)

А)

Б)

В)

4. Как Вы оцениваете действия руководства страны во главе со Сталиным во время коллективизация в целом А) положительно Б) отрицательно В) мне неинтересна, безразлична эта тема, поэтому я не задумывался над ней

А)

Б)

В)

А)

Б)

В)

А)

Б)

В)

А)

Б)

В)

Выводы по 1 вопросу

Выводы по 2 вопросу

Выводы по 3 вопросу

Выводы по 4 вопросу

Карта социологического опроса по теме «Репрессии 30-х гг.: плюсы и минусы»

Вопросы/возрастные группы

Старшее поколение (старше 50 лет), %

Люди среднего возраста ( от 30 до 50 лет), %

Молодёжь ( от 18 до 30 лет), %

Учащиеся 15 – 17 лет, %

  1. Известно ли Вам что-либо о репрессиях в СССР в 30 –е гг.

А) да Б) нет В) имею смутное представление

А)

Б)

В)

А)

Б)

В)

А)

Б)

В)

А)

Б)

В)

2. Есть ли среди Ваших родственников, близких, знакомых люди, пострадавшие от репрессий А) есть Б) нет В) мне ничего не известно об этом

А)

Б)

В)

А)

Б)

В)

А)

Б)

В)

А)

Б)

В)

3. Как Вы считаете, в ходе репрессий в 30-е гг. пострадали в основном А) люди невиновные Б) среди наказанных и осуждённых были невиновные В) в основном пострадали люди действительно виновные в чём - либо

А)

Б)

В)

А)

Б)

В)

А)

Б)

В)

А)

Б)

В)

4. Репрессии в то время были: А) экономической и политической необходимостью Б) можно понять с точки зрения разума, но невозможно принять сердцем В) ничем нельзя оправдать массовое уничтожение людей

А)

Б)

В)

А)

Б)

В)

А)

Б)

В)

А)

Б)

В)

5. Как Вы считаете, кто инициатор и главный виновник репрессий 30-х гг.: А) партийная и государственная верхушка Б) лично Сталин В) сложившаяся система власти Г) классовая борьба, сложное время и нестабильная обстановка

А)

Б)

В)

Г)

А)

Б)

В)

Г)

А)

Б)

В)

Г)

А)

Б)

В)

Г)

6. Как Вы оцениваете действия руководства страны во главе со Сталиным в ходе репрессий 30-е гг. в целом А) положительно Б) отрицательно В) мне неинтересна, безразлична эта тема, поэтому я не задумывался над ней

А)

Б)

В)

А)

Б)

В)

А)

Б)

В)

А)

Б)

В)

Выводы по 1 вопросу

Выводы по 2 вопросу

Выводы по 3 вопросу

Выводы по 4 вопросу

Выводы по 5 вопросу

Выводы по 6 вопросу

Общие выводы

Карта социологического опроса по теме

«Великая Отечественная война – победы и поражения»

Вопросы/возрастные группы

Старшее поколение (старше 50 лет), %

Люди среднего возраста ( от 30 до 50 лет), %

Молодёжь ( от 18 до 30 лет), %

Учащиеся 15 – 17 лет, %

1. Интересна ли Вам тема Великой Отечественной войны А) хорошо известна (смотрю фильмы) Б) знакома немного в рамках учебника В) живо интересуюсь этой темой, читаю книги, исследования, публикации Г) мне эта тема не интересна

А)

Б)

В)

Г)

А)

Б)

В)

Г)

А)

Б)

В)

Г)

А)

Б)

В)

Г)

2. Есть ли среди Ваших родных, близких те, кто принимал участие в Великой Отечественной войне А) есть Б) нет В) не знаю, мне ничего об этом не известно

А)

Б)

В)

А)

Б)

В)

А)

Б)

В)

А)

Б)

В)

3. Как Вы считаете, каковы причины неудачных действий Красной Армии в 1941 – 1942 гг. А) недостаточно было сил у Красной Армии Б) уничтожение высшего командного состава Красной Армии в ходе репрессий в 30-е гг. В) просчёты руководства страны и лично Сталина Г) неготовность страны к войне Д) паникёрские, предательские настроения в войсках

А)

Б)

В)

Г)

Д)

А)

Б)

В)

Г)

Д)

А)

Б)

В)

Г)

Д)

А)

Б)

В)

Г)

Д)

4. Благодаря кому или чему СССР выиграл войну с фашистской Германией А) благодаря военной и материальной помощи союзников Б) благодаря мужеству и героизму советских солдат В) благодаря мудрому руководству страны Г) благодаря талантливым военачальникам Д) благодаря организаторскому таланту Сталина Е) благодаря полководческому таланту Сталина Ж) благодаря сверхценрализованной командно-административной экономики

А)

Б)

В)

Г)

Д)

Е)

Ж)

А)

Б)

В)

Г)

Д)

Е)

Ж)

А)

Б)

В)

Г)

Д)

Е)

Ж)

А)

Б)

В)

Г)

Д)

Е)

Ж)

5. Каково Ваше отношение к появлению неофашистов в России А) срочно запретить и прекратить их деятельность Б) слишком малочисленно движение, чтобы угрожать неофашистским путчем В) издержки демократии Г) возмущает и удивляет их появление

А)

Б)

В)

Г)

А)

Б)

В)

Г)

А)

Б)

В)

Г)

А)

Б)

В)

Г)

6. Как Вы оцениваете действия руководства страны во главе со Сталиным в ходе Великой Отечественной войны А) положительно Б) отрицательно В) мне неинтересна, безразлична эта тема, поэтому я не задумывался над ней Г) не берусь оценивать, т.к. это слишком сложный вопрос

А)

Б)

В)

Г)

А)

Б)

В)

Г)

А)

Б)

В)

Г)

А)

Б)

В)

Г)

Выводы по 1 вопросу

Выводы по 2 вопросу

Выводы по 3 вопросу

Выводы по 4 вопросу

Выводы по 5 вопросу

Выводы по 6 вопросу

Общие выводы

В качестве консультанта учитель

  • Консультирует в предметной области. Часто учащиеся сомневаются, не знают, им необходимо подсказать сайт, литературу, часто учащиеся обращаются за помощью к учителям, которые не ведут этот проект, т. к. проекты могут быть межпредметные или может требоваться помощь учителя информатики

  • Помогает составить перечень проблем, уточнить тему

  • Помогает определить метод исследования

  • Провоцирует креатив, самоанализ. Так, например, я разработала и применяю лист «Самоанализ учащимися подготовки и проведения презентации проектной работы» (6).

Самоанализ учащимися подготовки и проведения

презентации проектной работы


  1. Тема проекта: А) озвучена Б) нет

  2. Практические результат проекта:

А) реферат В) брошюра

Б) веб - страница Г) театрализованное представление

Д) презентация проекта Е) буклет

  1. Оформление титульного листа: А) правильное Б) неверное

  2. Выступления:

А) отражены важность и актуальность выбранной темы

Б) эмоциональность выступления

В) было нечётким, не отражающим суть темы

  1. Использование наглядных материалов

А) презентация Г) плакаты

Б) таблицы и графики Д) рисунки

В) видеозаписи Е) фотографии

  1. Подведение итогов работы:

А) получение новых знаний

Б) приобретение новых навыков (каких)

В) оригинальность представления темы проекта

Г) используемые новые источники информации

Д) личные размышления

Е) влияние руководителя на ход работы, подготовку проекта

  1. Самое важное в проекте:

А) выбор темы Б) формулировка целей и гипотез,

В) поиск и выбор источников информации Г) обобщение и систематизация материала,

Д) оформление работы, подготовка презентации Е) защита проекта, выступление

  1. Самое интересное в проекте

А) выбор темы Б) формулировка целей и гипотез,

В) поиск и выбор источников информации Г) обобщение и систематизация материала,

Д) оформление работы, подготовка презентации Е) защита проекта, выступление

  1. Самое неинтересное в проекте

А) выбор темы Б) формулировка целей и гипотез,

В) поиск и выбор источников информации Г) обобщение и систематизация материала,

Д) оформление работы, подготовка презентации Е) защита проекта, выступление

  1. Самое сложное в проекте

А) выбор темы Б) формулировка целей и гипотез,

В) поиск и выбор источников информации Г) обобщение и систематизация материала,

Д) оформление работы, подготовка презентации Е) защита проекта, выступление

  1. Работая над проектом, вы испытывали:

А) перегрузки Б) напряжение В) тревожность Г) нехватку времени

Д) радость творчества Е) интерес

  1. Значение проектной работы для вас:

А) возможность творческого самовыражения Б) эмоциональная удовлетворённость

В) получение дополнительной оценки по предмету Г) подготовка к будущей профессии

Д) потребность в общении Е) желание стать более активным, успешным Ж) желание стать лидером




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!