СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Роль учебного курса «Основы проектирования» в формировании навыков исследовательской деятельности обучающихся»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение основам проектирования и применение на практике проектных и исследовательских умений

Просмотр содержимого документа
««Роль учебного курса «Основы проектирования» в формировании навыков исследовательской деятельности обучающихся»»

«Роль учебного курса «Основы проектирования» в формировании навыков исследовательской деятельности обучающихся»

1.Общая характеристика учебного курса

Ребята в нашем образовательном учреждении по окончании учебного года защищают проекты, начиная с 5 класса, а по окончании 9,11 класса защищают итоговый годовой проект, отметка за который выставляется в аттестат. Поэтому возникла необходимость в таком курсе как «Основы проектирования»

Цель курса: обучение основам проектирования и применение на практике проектных и исследовательских умений

Задачи:

  • формирование знаний об основах проектирования, его приемах и способах осуществления;

  • включение учеников в проектирование изучения значимых вопросов через самостоятельное проведение исследования;

  • обеспечение приобретения дополнительных знаний по предмету;

  • формирование ключевых компетенций.

Для изучения курса "Основы проектирования" отводится 1ч в неделю из школьного компонента. Курс проводится в 5 классе, его продолжительность составляет 35 часов в год.

Принципиальным является характер занятий – это групповые формы работы, деятельностный режим, практико-ориентированная направленность обучения.

Данный курс основан на индивидуальном и групповом выполнении проектов. В процессе обучения учащиеся выполнят несколько групповых проектов разных типов и один индивидуальный проект. Это позволит сформировать у учащихся представление о типах проектов и их отличительных особенностях; познакомиться с основными этапами проектирования, которые универсальны для любого типа проекта; применить полученные знания на практике при выполнении индивидуального проекта. Так, в первой четверти предполагается знакомство с различными типами проектов на основе готовых проектов; во второй и третьей четвертях пошаговое знакомство с основными этапами работы над проектом, начиная с выбора темы и постановки проблемы и заканчивая выполнением продукта проекта. Четвертая четверть посвящена защите индивидуальных проектов с предварительным знакомством с особенностями публичного выступления и правилами выполнения презентации по защите проекта.

Способы оценки планируемых результатов

Результативность изучения программы может быть представлена групповыми краткосрочными проектами на итоговом занятии, проведенном в игровой форме (симпозиум, форум, съезд и др.)

Так же в течение года проводятся зачеты по теории и практические работы.

Проблемы, с которыми столкнулась

1. Существует большое количество учебной литературы и методических рекомендаций, рабочих тетрадей для работы с обучающимися над проектом, но в большинстве своем в них прописан теоретический материал,( не всегда в доступном для 5- классника изложении) практических заданий по формированию навыков крайне мало.

Решение:

- частично удалось решить проблему, используя учебник и рабочую тетрадь «Проектная деятельность в школе» В.С. Лазарева.

С чего же мы начинаем?

Первый блок тем направлен на формирование знаний о том, что такое проектная деятельность, проект, виды проектов. Что такое учебный проект. Знакомство с основными теоретическими сведениями, терминами. В процессе работы теоретический материал записывается в тетрадь. По окончании 2 четверти формируется памятка по работе над проектом.

1. Важно не уйти в теорию, заинтересовать обучающихся, поэтому о проектах рассказываю на примерах современных о которых обучающиеся слышали, имеют представление. Например: проект «Крымский мост» и т.д.

2. Интерес появляется, но так же возникает опасение, что проектная деятельность – это сложно и не доступно для обучающихся 5-х классов. Поэтому прошу тех ребят, которые выступали на НПК в 4 классе принести свои проекты и рассказать о них.

3. Т.к. обучающиеся 40 минут слушать не могут им предлагается ряд вопросов, в виде рабочего листа, на которые они должны дать ответы в течение урока, в конце мы эти ответы обсуждаем. Т.е. материал ребята получают не в готовом виде, а как проблемно изложенном.

Вопросы: что такое проект, затем люди создают проекты, приходим к выводу о том , что проект - это способ решения проблемы.

Второй блок тем, направлен на то чтобы сформировать представление о том что такое тема проекта, откуда она берется и как взаимосвязаны тема, проблема

4. Выбор темы:

тема и проблема взаимосвязаны…сл.16-17

Для того чтобы это показать наглядно, предлагаю решить несколько задач на сравнение реальной ситуации и желаемой ситуации. Возникающее между ними противоречие и есть проблема.

Предлагаемые пути решения - это не что иное как формулировка цели и задач.

Но: так как ребята только начинают проектную деятельность , возникают проблемы с формулировками. Поэтому важно разработать фразы-помощницы или фразы – клеше, для формулировки цели и задачи, так же как и других компонентов исследования.

Учимся формулировать тему , обосновывать ее актуальность. Объясняем почему эту проблему нужно решить именно сейчас.

Теоретические знания нужно подкрепить практикой. Решаем задачи следующего характера.

Я задаю ребятам вопрос. А зачем решать ту или иную проблему???

Обычно получаю ответ: потому что это важно, нужно мне или другим людям и т.д.

Таким образом мы подходим к пониманию актуальности проекта.

Но здесь мы начинаем не с изучения теории, а с практики. Мне помогают работы учащихся прошлых лет и материалы интернета.

Важно использовать материалы 1-2 проектов для работы на каждом уроке, чтобы у ребят складывалась система работы, понимание того, что и зачем нужно делать.

Затем прошу ребят определить «составляющие актуальности». Подвожу их к пониманию того, что актуальность - это важность для тебя, окружающих, затем записываем теорию и фразы-шаблоны.

Проверка усвоения материала. Урок-контроль. Включает в себя теоретические вопросы и практические задания.

1. Задание: что такое цель, с каких слов начинается формулировка цели…(ребята записывают)…

Ребятам предлагается выбрать тему. И уже к теме сформулировать цель.

2. Задание, что такое задачи, с каких слов начинается формулировка задач?. сформулируйте задачи к выбранной теме и т.д.

методы: анализ, синтез, обобщение, эксперимент, наблюдение

Ответ на вопрос: «Как проводилось исследование?»

Для анализа выбираю два текста, содержание которых имеет различие и сходные фрагменты. Например : текст «Символы государства»

2. Прошу найти сходства и отличия…

  • 1.Сравни два текста.

  • 2.Сопоставь информацию (найди факты-близнецы и факты антиподы).

В первом тексте изложен теоретический материал: что такое символы, что такое герб, флаг, гимн.

Во втором тексте рассказывается об истории их возникновения.

Наблюдение (дневник наблюдения за погодой)

Эксперимент – проводим на уроке(с монеткой)

Так же мы смотрим видео ролики Галилео, в которых тоже демонстрируются различные эксперименты

Анкетирование. Знакомимся с видами вопросов.

Когда изучена первая тема. Введение мы знакомимся со структурой проекта.

Таким образом, обучающиеся 5-х классов имеют багаж теоретических знаний и практических навыков.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!