«Роль тьюторского сопровождения участников конкурса профессионального мастерства «Абилимпикс» в достижении успехов в профориентационной работе специальных (коррекционных) ОО»
Тьютор: Борисова М.В.
Тьютор (tutor англ. наставник, опекун) - это педагогический работник, персонально
сопровождающий учебную деятельность «особого» ребенка , помогающий ему успешно войти в школьную среду и участвующий в разработке и реализации индивидуальной образовательной программы ребёнка.
Основная цель профессионального конкурса – презентация новых технологий, системы наставничества, высочайшего уровня профессионализма участников и постоянного совершенствования мастерства.
Подготовка к конкурсам - основа социальной адаптации. У конкурсантов развиваются навыки общественного поведения, формируются коммуникативные и профессиональные компетенции
Для успешной подготовки ключевым становится принцип индивидуализации , который реализуется в работе с тьютором. Он помогает участнику анализировать, оформлять и презентовать образовательные достижения, планировать этапы самостоятельной работы.
Конкурсант должен показать:
- осмысленное выполнение задания,
- нестандартный подход к решению поставленной задачи,
- гибкость мышления,
- умение придерживаться алгоритма выполнения задания,
- хорошо ориентироваться в профессиональной области.
Это требует особой подготовки , поэтому необходима технология взаимодействия с участником с учетом принципа индивидуализации .
Ключевые факторы, создающие стрессовую ситуацию:
- непривычная обстановка, незнакомая площадка;
- организация и оценка экспертами;
- ограниченное время выполнения заданий;
- большая ответственность (участник представляет образовательную организацию, либо регион – все ждут от него результата);
- множество людей, наблюдающих за работой и пр.
В связи с этим подготовка к участию в конкурсе должна начинаться приблизительно за год до проведения
Результат подготовки с тьютором:
- комфортное эмоциональное состояние,
- уверенность в своих силах,
- определенный алгоритм действий,
- сформированная оптимальная работоспособность (умение гармонично сочетать режим труда и отдыха, распределять силы при подготовке конкурсного задания)
Итог выступления будет зависеть от силы воли, характера, индивидуальных и психологических особенностей , а также от функциональных резервов организма конкурсанта.
Этапы тьюторского взаимодействия с участником в рамках подготовки и участия в конкурсе профессионального мастерства
Рефлексивный
Конкурсный
Организационно-подготовительный
Мотивационный
Первый этап. Мотивационный. Осуществляется отбор участников , вовлечение их в деятельность, близкую к конкурсным заданиям. Основной акцент направлен на заинтересованность , личную значимость участия, осознанность . На этом этапе тьютор определяет значимые для будущих участников конкурса характеристики и решает диагностические задачи.
Второй этап. Организационно-подготовительный – процесс подготовки участника. Результат этого этапа – настроенность на успех, уверенность в своих силах, благоприятное эмоциональное состояние, оптимальная работоспособность .
Участник правильно распределяет время на выполнение задания, учитывает все компоненты критериев профессиональной компетенции.
Третий этап. Конкурсный. Для тьютора это этап наблюдения и анализа за участником, т.к. по регламенту конкурса он не может принимать участие в оценке, общаться с конкурсантом во время выполнения задания.
Четвертый этап. Рефлексивный. Подведение итогов работы, контроль и анализ результатов, достигнутых участником в конкурсе; определение проблем, возникших при выполнении конкурсных заданий и коррекция стратегии подготовки (в зависимости от результата).
Системная подготовка и участие в конкурсе профессионального мастерства «Абилимпикс» определяет чёткие ориентиры в выбранной профессии, представляет собой опыт уникальной практики для конкурсантов, формирует творческую самостоятельность, адекватную самооценку и новые возможности в профессиональной среде.
Компетенция «Вязание крючком» специалисты
Компетенция «Вязание спицами» школьники
Фестиваль возможностей «Рисование картин пластилином»
школьники
Успешная социализация и благополучие инвалидов и лиц с ОВЗ зависят от выбора профессиональной траектории развития и успешного трудоустройства . Конкурсы профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс» являются одним из механизмов профессионального становления
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!