СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль сна в раскрытии художественных образов в произведениях русских писателей второй половины 19 века.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль сна в раскрытии художественных образов в произведениях русских писателей второй половины 19 века. Учебный проект по литературе. Реферат и презентация.

Просмотр содержимого документа
«Реферат»

Автор: Полякова Настя



Роль сна в раскрытии художественных образов в произведениях русских писателей второй половины 19 века.
Учебный проект по литературе

Цели и задачи

Тема: важны ли сны в раскрытии художественных образов в произведениях русских писателей

Цель:

  • определить роль снов в произведениях русских писателей второй половины 19 века

  • показать многофункциональность снов

  • выявить влияние снов на внутренний мир героев

Задачи: проанализировать данные различных произведений и объединить их в единый проект.

Содержание

  1. Введение

  2. Сон Обломова в романе И.А.Гончарова «Обломов»

  3. Три сна Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

  4. Вывод

  5. Библиографический список.




Притча...

Философу приснилось, что он стал мотыльком. И, проснувшись, он уже не знал, кто он: мудрый старец, видевший во сне, будто он стал мотыльком, или мотылёк, которому снится, что он — мудрый старец.

Сон Обломова как средство характеристики главного героя романа Гончарова

«Отчего я такой?» — в отчаянии спрашивает себя главный герой романа, Илья Ильич Обломов. Он ищет и не может найти «враждебного начала, мешающего ему жить как следует, как живут другие». Причина пассивности и несамостоятельности Обломова становится ясной читателю, когда он знакомится с IX главой романа.

Глава «Сон Обломова» является тем звеном в романе, без которого читателю были бы неясны истоки «обломовщины», сгубившей доброго, милого и умного дворянина. Обратимся к содержанию этой части произведения. Итак, во сне герой видит свою родину, родовое село Обломовку. Этимология названия позволяет безошибочно определить значение села: оно берёт начало от слова «обломок», что говорит о нечто разрушающемся (хотя это понимает читатель, но для героя эти ассоциации совершенно не очевидны). Для Ильи Ильича же Обломовка — «благословенный уголок земли», где «нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого». Весь уголок составляет вёрст пятнадцать — двадцать вокруг и представляет ряд живописных этюдов, «весёлых, улыбающихся пейзажей». Жизнь в Обломовке течёт однообразно и невозмутимо, и даже погода всегда одинакова и предсказуема (надо заметить, что одинаковость и предсказуемость — это очень важное условие спокойной жизни обломовцев). Существование — замкнутый круг, где царят старые традиции, и новые не появятся никогда, потому что люди боятся перемен... Именно в этом месте и начал свой жизненный путь главный герой. Детство Обломова проходило безмятежно и идеально с точки зрения обломовцев: он не только был окружён лаской, любовью и заботой, но и совершенно лишён возможности производить какие бы то ни было самостоятельные действия, так как абсолютно всё, включая элементарное самообслуживание, за него выполняли многочисленные мамки-няньки. Вначале это вызывало протест в растущем мальчике, и тогда он убегал в запрещённое место («самое страшное место в околотке») — к оврагу, откуда его сразу возвращали в заботливые руки любящих родителей. Интерес ребёнка ко всему необычайному пытаются подавить, желая сделать его похожим на всех.





Люди в Обломовке ленивы и бездеятельны; один день в их жизни похож на другой. В полдень жизнь здесь замирает, жители ложатся отдыхать, и даже собаки забиваются в свои конуры и не хотят их покидать. Автор пишет: «Можно было пройти по всему дому насквозь и не встретить ни души». Лень одолевает всех взрослых, но дети продолжают активную жизнь: они не спят. Когда наступает вечер, начинается медленное пробуждение дома; поздний обед плавно перетекает в ужин; наступает ночь, и все вновь ложатся спать Эту картину детства героя видит читатель глазами Обломова, уже зрелого человека, которого никак (даже во сне) не отпускает родина, взрастившая в нём ленность души и тела.

Потом герой видит себя мальчиком уже лет четырнадцати. Теперь он учится у немца Штольца—управляющего соседнего села Верхлёва. Влияние обломовщины давит на героя и здесь. Причина возвращения Обломова в родной дом - желание матери сохранить здоровье сына. Многое в доме Обломовых кажется непонятным и необъяснимым с точки зрения разумного подхода к быту. Обломовцы экономны до смешного: вместо траты денег на благоустройство они «соглашались терпеть всякого рода неудобства». Например, календарь вещь, чуждая местным жителям; счёт времени ведётся по праздникам, временам года, семейным событиям. Обломовцы верят в пророческие сны, а страшные сны приводя! в ужас всю деревню. К новизне обломовцы испытывают такой страх, что, например, пришедшее письмо пролежало несколько дней под замком. Учиться Илюше некогда, то гости приезжали, то объяснялось, что «на Фоминой неделе не учатся», господа считают знание и обучение барчонка неприятной необходимостью, как и всякий труд. Кроме того, воспитание, которое Илья Ильич получил в Обломовке, впоследствии привило ему мысль о своей исключительности: «Кажется, подать, сделать — есть кому», «ни голода, ни холода никогда не терпел... хлеба себе не зарабатывал и вообще чёрным делом не занимался»... Так постепенно герой, воспитываясь в деревне, всё больше отвыкал от активного отношения к жизни и приобретал узнаваемые читателем «обломовские» черты. Кроме того, Гончаров считал, что вредное воздействие на Обломова оказал и фольклор, в произведениях которого герои и богатыри побеждают препятствия без труда, волшебным образом. Фольклорная гиперболизация в духе русских былин или Гомера проявилась в восприятии и изображении спящей Обломовки и её обитателей. Да и сон Обломова на диване представлен богатырским.

Картина жизнеописания в Обломовке, увиденная в сне-воспоминании героя, даёт читателю объяснение феномена Обломова, когда становятся ясными истоки и причины «обломовщины». Детство — это период, когда закладывается основа личности, воспитывается характер и намечается линия жизни человека. «Сон Обломова, в котором читатель видит детство героя, — объяснение характера Обломова. Обломовка, «обломовщина» — «...одно слово, а какое ядовитое!» Это сущность Обломова, это типичность русской жизни. Обломовка постепенно и незаметно заглушила все хорошие качества и стремления. Нельзя не согласиться с мыслью, высказанной в романе: «...всё началось с неумения надевать чулки, а окончилось неумением жить».





Сны Раскольникова как средство раскрытия образа и авторской позиции в романе Достоевского «Преступление и наказание».

Значение снов:

Первый сон

  • неприятие убийства натурой человека (Раскольникова)

  • постоянная борьба души и разума

  • предзнаменование неминуемой ошибки

Видение

  • возможность отказаться от “эксперимента над собой”

Второй сон

  • муки совести и страх разоблачения

  • напрасное убийство повлечет за собой наказание

Третий сон

  • последствия воплощения теории в жизнь - апокалипсис

  • нравственное возрождение Раскольникова


... напротив, никакой красочности роману сны не придают, а еще больше затуманивают и без того неясные вещи. Так же, как и в «Евгении Онегине», сны здесь помогают лучше понять внутренний мир очень сложного человека – Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова символичны (антитеза церкви и кабака в первом сне); их отголоски присутствуют на протяжении всего романа. Кроме того, прием снов помогает лучше понять смысл произведения (третий сон Раскольникова).

Образ Родиона Раскольникова

  • До убийства

Раскольников — человек замечательного ума, он глубоко и тонко чувствует окружающих, способен к постоянному интеллектуальному анализу своих и чужих поступков. Он очень замкнут, не общителен. Единственный друг его — это Разумихин. Раскольников задавлен нищетой, он страдает от безысходности своего положения.


  • После убийства

Раскольников охвачен чувством страха, опасности разоблачения. Он теряет контроль над собой, падая в обморок в полицейском участке, заболевая нервной горячкой. В Родионе развивается болезненная подозрительность, которая постепенно превращается в чувство одиночества, отторженности от всех. Писатель находит удивительно точное выражение, характеризующее внутреннее состояние Раскольникова: он «как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего».





В романе Ф. М. Достоевского, как и в произведениях многих других русских писателей, встречаются описания снов главного героя. Для Достоевского сны имеют большое значение еще и потому, что они раскрывают характер и душу человека. В «Преступлении и наказании» встречается три сна Родиона Раскольникова

Первый сон Раскольникова

«Страшный сон приснился Раскольникову...»

Здесь символически описан момент потери героем веры и, наоборот, обретения уверенности в необходимости самому изменить мир. Видя общий грех людей, избивающих лошадку, он сначала кидается на помощь к отцу, затем к мудрому старику, но, поняв, что они ничего не могут или не хотят сделать, бросается защищать лошадку и наказывать обидчика сам. Но лошадка уже мертва, а обидчик даже не замечает его кулачков, и, наконец, отец ловит его и вытаскивает из ада и содома, в который он вверг себя своей ненасытной жаждой справедливости.

Это момент, в который он теряет доверие к Богу. Отец-Бог «умер» в сердце Раскольникова, но он постоянно помнит о Нем. Только «смерть», только отсутствие Бога дозволяет человеку карать чужой грех, а не сочувствовать ему. «Восстание» на народный грех, стремление покарать его не только бесполезно, но и опасно, отделяет героя от людей, позволяет ходить «бледным ангелом» - то есть лишает сознания собственной греховности.

«Восстание» на народный грех, стремление покарать его не только бесполезно, но и опасно, отделяет героя от людей, позволяет ходить «бледным ангелом» - то есть лишает сознания собственной греховности. В связи с этим нельзя не упомянуть о перекличке имен главного действующего лица убийцы лошади и маляра, который примет на себя преступление Раскольникова. Миколка «смрадно-грешный», избивающий тварь Божию, но и Миколка - сознающий, что нет чужого греха, и знающий одну форму отношения к греху - взять грех на себя. Это как бы два лика одного народа, в самой низости своей хранящего правду Божию.

Главная мысль эпизода заключается в неприятии убийства натурой человека, и в частности натурой Раскольникова. Перед сном герой думает о полезности убийства старухи-процентщицы, которая отжила свой век и «заедает» чужой, но после Раскольников просыпается в холодном поту и в ужасе от сцены, увиденной во сне. Эту перемену можно объяснить борьбой души и разума, которая постоянно происходит в главном герое. Сон открывает истинное состояние души Родиона, показывает, что задуманное им насилие противоречит его собственной натуре.

Второй сон Раскольникова

«Он забылся... Сердце его стеснилось, ноги не движутся, приросли...»

В этом сне Раскольникову дается возможность не совершить преступление. Он бьет и бьет по голове старушонку, но его удары не причиняют ей никакого вреда. Он думает, что может убить и что его боятся, но оказывается, что он бессилен совершить преступление, и над" ним смеются. Раскольников обнаруживает, что старуха живая, когда заглядывает ей снизу в лицо. «Таких неестественных звуков, такого вопля, скрежета, слёз, побоев и ругательств он ещё никогда не слыхивал». В нём кричала кровь убитых им людей. Всё существо героя воспротивилось совершенному им убийству, и лишь воспалённый мозг уверяет себя в том, что теория верна, что убийство так же обычно, как смена дня и ночи.

Смех прощает его и уравнивает с людьми, которые ждут, что он спустится к ним, смешается с ними, тоже будет «голова с головой», но герою дорог его смертоносный пьедестал. . Раскольников боится смешаться с толпой, с «тварью дрожащей», ибо все еще надеется, что, может быть, он еще «человек», а не «вошь».

Вывод: Прислушайся Раскольников не к зову ума, а к зову сердца, прозвучавшему в первом и втором снах, - страшное преступление не свершилось бы.

Третий сон Раскольникова

«Ему грезилось в болезни...»

«Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей,— люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бес­новатыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в ис­тине, как считали зараженные... всякий думал, что в нем одном и заключается истина... не могли согласиться, что считать злом, что добром. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе... Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и из­бранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей...»


Последний сон главный герой видит на каторге, уже на пути к нравственному возрождению, глядя на свою теорию другими глазами. «Раскольников понимает, что этот страшный сон может стать явью, если его теория овладеет людьми и никто не захочет считать себя всего лишь «материалом», «тварью дрожащей».Таким образом, происходит переосмысление героем смысла жизни, изменение его мировоззрения, постепенное приближение к духовному совершенству, то есть совершается нравственное возрождение Раскольникова, трудное, болезненное, но все же очистительное и светлое, купленное ценой страдания, а ведь именно через страдание, по мнению Достоевского, человек может прийти к настоящему счастью.

Значение снов Раскольникова:

Сон – повтор убийства. Обстановка – царство мёртвых. Но все мертвы только для Родиона – для остальных мир не изменился. Люди стояли внизу, а Родион был выше толпы. Он – Наполеон, гений. Но люди внизу осуждают Раскольникова, смеются над его попыткой изменить мир через убийство старушонки. Он видит, что ничего не изменил: старуха жива и смеётся над ним.

И именно признание наконец своей вины в конце эпилога освободит его от того тяжелого мрака, в который он погружен на протяжении всего романа Таким образом, сны героя помогают читателю понять глубину образа, его неповторимость. С другой стороны, отчетливо слышим голос автора, не приемлющего никаких теорий о разделении людей, никаких идей, разрешающих кровь по совести. Только христианская любовь, сострадание, милосердие спасут душу человека и весь мир.



Вывод:

В русской литературе сны всегда играли не меньшую, а иногда и большую роль, чем реальная действительность. Многие авторы делали сон полноценным “действующим лицом” своих произведений. Сны позволяют лучше понять характеры их героев, причины их поступков, отношение к людям и к себе. Ведь, по сути, сон — это время, когда освобождается подсознание человека. Оно не сковано внешними условностями, не позволяет лгать, притворяться и прикрываться масками. Наверное, именно по этим причинам авторы так часто прибегают к приему раскрытия личности персонажа через его сон.

Просмотр содержимого презентации
«Роль сна в раскрытии художественных образов в произведениях»

Роль сна в раскрытии художественных образов в произведениях русских писателей второй половины 19 века.   Учебный проект по литературе  Автор: Полякова Настя  .

Роль сна в раскрытии художественных образов в произведениях русских писателей второй половины 19 века. Учебный проект по литературе

Автор: Полякова Настя

.

Цели и задачи Тема: важны ли сны в раскрытии художественных образов в произведениях русских писателей  Цель: определить роль снов в произведениях русских писателей второй половины 19 века показать многофункциональность снов выявить влияние снов на внутренний мир героев Задачи: проанализировать данные различных произведений и объединить их в единый проект.

Цели и задачи

Тема: важны ли сны в раскрытии художественных образов в произведениях русских писателей

Цель:

  • определить роль снов в произведениях русских писателей второй половины 19 века
  • показать многофункциональность снов
  • выявить влияние снов на внутренний мир героев

Задачи: проанализировать данные различных произведений и объединить их в единый проект.

Содержание

Содержание

  • Введение
  • Сон Обломова в романе И.А.Гончарова «Обломов»
  • Три сна Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
  • Вывод
  • Библиографический список.
Притча...   Философу приснилось, что он стал мотыльком. И, проснувшись, он уже не знал, кто он: мудрый старец, видевший во сне, будто он стал мотыльком, или мотылёк, которому снится, что он — мудрый старец.

Притча...

Философу приснилось, что он стал мотыльком. И, проснувшись, он уже не знал, кто он: мудрый старец, видевший во сне, будто он стал мотыльком, или мотылёк, которому снится, что он — мудрый старец.

Сон- стирание грани между реальными и фантастическими событиями и образами Без фантастических элементов С элементами фантастики Форма введения сюжетных элементов (например экспозиция) сон Обломова у И.А.Гончарова Форма выражения взглядов автора(внесюжетный элемент) сон о моровой язве в «Преступлении и наказании»  Отражение бессознательного в психике героя 1 и 2 сны Раскольникова в «Преступлении и наказании»

Сон- стирание грани между реальными и фантастическими событиями и образами

Без фантастических элементов

С элементами фантастики

Форма введения сюжетных элементов

(например экспозиция)

сон Обломова у И.А.Гончарова

Форма выражения взглядов автора(внесюжетный элемент) сон о моровой язве в «Преступлении и наказании»

Отражение бессознательного в психике героя

1 и 2 сны Раскольникова в «Преступлении и наказании»

Сон Обломова как средство характеристики главного героя романа Гончарова

Сон Обломова как средство характеристики главного героя романа Гончарова

«Отчего я такой?» — в отчаянии спрашивает себя главный герой романа, Илья Ильич Обломов. Он ищет и не может найти «враждебного начала, мешающего ему жить как следует, как живут другие».

«Отчего я такой?» — в отчаянии спрашивает себя главный герой романа, Илья Ильич Обломов. Он ищет и не может найти «враждебного начала, мешающего ему жить как следует, как живут другие».

Этимология названия позволяет безошибочно определить значение села: оно берёт начало от слова «обломок», что говорит о нечто разрушающемся (хотя это понимает читатель, но для героя эти ассоциации совершенно не очевидны).

Этимология названия позволяет безошибочно определить значение села: оно берёт начало от слова «обломок», что говорит о нечто разрушающемся (хотя это понимает читатель, но для героя эти ассоциации совершенно не очевидны).

Для Ильи Ильича же Обломовка — «благословенный уголок земли», где «нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого». Весь уголок составляет вёрст пятнадцать — двадцать вокруг и представляет ряд живописных этюдов, «весёлых, улыбающихся пейзажей».

Для Ильи Ильича же Обломовка — «благословенный уголок земли», где «нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого». Весь уголок составляет вёрст пятнадцать — двадцать вокруг и представляет ряд живописных этюдов, «весёлых, улыбающихся пейзажей».

Жизнь в Обломовке течёт однообразно и невозмутимо, и даже погода всегда одинакова и предсказуема (надо заметить, что одинаковость и предсказуемость — это очень важное условие спокойной жизни обломовцев). Существование — замкнутый круг, где царят старые традиции, и новые не появятся никогда, потому что люди боятся перемен...

Жизнь в Обломовке течёт однообразно и невозмутимо, и даже погода всегда одинакова и предсказуема (надо заметить, что одинаковость и предсказуемость — это очень важное условие спокойной жизни обломовцев). Существование — замкнутый круг, где царят старые традиции, и новые не появятся никогда, потому что люди боятся перемен...

Детство Обломова проходило безмятежно и идеально с точки зрения обломовцев: он не только был окружён лаской, любовью и заботой, но и совершенно лишён возможности производить какие бы то ни было самостоятельные действия.
  • Детство Обломова проходило безмятежно и идеально с точки зрения обломовцев: он не только был окружён лаской, любовью и заботой, но и совершенно лишён возможности производить какие бы то ни было самостоятельные действия.
Вначале это вызывало протест в растущем мальчике, и тогда он убегал в запрещённое место («самое страшное место в околотке») — к оврагу, откуда его сразу возвращали в заботливые руки любящих родителей. Интерес ребёнка ко всему необычайному пытаются подавить, желая сделать его похожим на всех.
  • Вначале это вызывало протест в растущем мальчике, и тогда он убегал в запрещённое место («самое страшное место в околотке») — к оврагу, откуда его сразу возвращали в заботливые руки любящих родителей. Интерес ребёнка ко всему необычайному пытаются подавить, желая сделать его похожим на всех.
В полдень жизнь здесь замирает, жители ложатся отдыхать, и даже собаки забиваются в свои конуры и не хотят их покидать. «Можно было пройти по всему дому насквозь и не встретить ни души».

В полдень жизнь здесь замирает, жители ложатся отдыхать, и даже собаки забиваются в свои конуры и не хотят их покидать. «Можно было пройти по всему дому насквозь и не встретить ни души».

Эту картину детства героя видит читатель глазами Обломова, уже зрелого человека, которого никак (даже во сне) не отпускает родина, взрастившая в нём ленность души и тела.

Эту картину детства героя видит читатель глазами Обломова, уже зрелого человека, которого никак (даже во сне) не отпускает родина, взрастившая в нём ленность души и тела.

Потом герой видит себя мальчиком уже лет четырнадцати. Теперь он учится у немца Штольца—управляющего соседнего села Верхлёва Учиться Илюше некогда, то гости приезжали, то объяснялось, что «на Фоминой неделе не учатся», господа считают знание и обучение барчонка неприятной необходимостью, как и всякий труд.

Потом герой видит себя мальчиком уже лет четырнадцати. Теперь он учится у немца Штольца—управляющего соседнего села Верхлёва Учиться Илюше некогда, то гости приезжали, то объяснялось, что «на Фоминой неделе не учатся», господа считают знание и обучение барчонка неприятной необходимостью, как и всякий труд.

Обломовцы верят в пророческие сны, а страшные сны приводят в ужас всю деревню. К новизне обломовцы испытывают такой страх, что, например, пришедшее письмо пролежало несколько дней под замком. Гончаров считал, что вредное воздействие на Обломова оказал и фольклор, в произведениях которого герои и богатыри побеждают препятствия без труда, волшебным образом. Фольклорная гиперболизация в духе русских былин или Гомера проявилась в восприятии и изображении спящей Обломовки и её обитателей. Да и сон Обломова на диване представлен богатырским.

Обломовцы верят в пророческие сны, а страшные сны приводят в ужас всю деревню. К новизне обломовцы испытывают такой страх, что, например, пришедшее письмо пролежало несколько дней под замком. Гончаров считал, что вредное воздействие на Обломова оказал и фольклор, в произведениях которого герои и богатыри побеждают препятствия без труда, волшебным образом. Фольклорная гиперболизация в духе русских былин или Гомера проявилась в восприятии и изображении спящей Обломовки и её обитателей. Да и сон Обломова на диване представлен богатырским.

Вывод: Сон Обломова, в котором читатель видит детство героя, — объяснение характера Обломова. Обломовка, «обломовщина» — «...одно слово, а какое ядовитое!» Это сущность Обломова, это типичность русской жизни. Обломовка постепенно и незаметно заглушила все хорошие качества и стремления. Нельзя не согласиться с мыслью, высказанной в романе: «...всё началось с неумения надевать чулки, а окончилось неумением жить».

Вывод: Сон Обломова, в котором читатель видит детство героя, — объяснение характера Обломова. Обломовка, «обломовщина» — «...одно слово, а какое ядовитое!» Это сущность Обломова, это типичность русской жизни. Обломовка постепенно и незаметно заглушила все хорошие качества и стремления. Нельзя не согласиться с мыслью, высказанной в романе: «...всё началось с неумения надевать чулки, а окончилось неумением жить».

Сны Раскольникова как средство раскрытия образа и авторской позиции в романе Достоевского «Преступление и наказание».

Сны Раскольникова как средство раскрытия образа и авторской позиции в романе Достоевского «Преступление и наказание».

Значение снов:

Первый сон

  • неприятие убийства натурой человека (Раскольникова) постоянная борьба души и разума предзнаменование неминуемой ошибки
  • неприятие убийства натурой человека (Раскольникова)
  • постоянная борьба души и разума
  • предзнаменование неминуемой ошибки

Видение

  • возможность отказаться от “эксперимента над собой”
  • возможность отказаться от “эксперимента над собой”

Второй сон

  • муки совести и страх разоблачения напрасное убийство повлечет за собой наказание
  • муки совести и страх разоблачения
  • напрасное убийство повлечет за собой наказание

Третий сон

  • последствия воплощения теории в жизнь - апокалипсис нравственное возрождение Раскольникова
  • последствия воплощения теории в жизнь - апокалипсис
  • нравственное возрождение Раскольникова

... напротив, никакой красочности роману сны не придают, а еще больше затуманивают и без того неясные вещи. Так же, как и в «Евгении Онегине», сны здесь помогают лучше понять внутренний мир очень сложного человека – Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова символичны (антитеза церкви и кабака в первом сне); их отголоски присутствуют на протяжении всего романа. Кроме того, прием снов помогает лучше понять смысл произведения (третий сон Раскольникова).

Образ Родиона  Раскольникова До убийства  Раскольников — человек замечательного ума, он глубоко и тонко чувствует окружающих, способен к постоянному интеллектуальному анализу своих и чужих поступков. Он очень замкнут, не общителен. Единственный друг его — это Разумихин. Раскольников задавлен нищетой, он страдает от безысходности своего положения.  После убийства  Раскольников охвачен чувством страха, опасности разоблачения. Он теряет контроль над собой, падая в обморок в полицейском участке, заболевая нервной горячкой. В Родионе развивается болезненная подозрительность, которая постепенно превращается в чувство одиночества, отторженности от всех. Писатель находит удивительно точное выражение, характеризующее внутреннее состояние Раскольникова: он «как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего ».

Образ Родиона Раскольникова

  • До убийства

Раскольников — человек замечательного ума, он глубоко и тонко чувствует окружающих, способен к постоянному интеллектуальному анализу своих и чужих поступков. Он очень замкнут, не общителен. Единственный друг его — это Разумихин. Раскольников задавлен нищетой, он страдает от безысходности своего положения.

  • После убийства

Раскольников охвачен чувством страха, опасности разоблачения. Он теряет контроль над собой, падая в обморок в полицейском участке, заболевая нервной горячкой. В Родионе развивается болезненная подозрительность, которая постепенно превращается в чувство одиночества, отторженности от всех. Писатель находит удивительно точное выражение, характеризующее внутреннее состояние Раскольникова: он «как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего ».

В романе Ф. М. Достоевского, как и в произведениях многих других русских писателей, встречаются описания снов главного героя. Для Достоевского сны имеют большое значение еще и потому, что они раскрывают характер и душу человека. В «Преступлении и наказании» встречается три сна Родиона Раскольникова

В романе Ф. М. Достоевского, как и в произведениях многих других русских писателей, встречаются описания снов главного героя. Для Достоевского сны имеют большое значение еще и потому, что они раскрывают характер и душу человека. В «Преступлении и наказании» встречается три сна Родиона Раскольникова

Первый сон Раскольникова «Страшный сон приснился Раскольникову...» Здесь символически описан момент потери героем веры и, наоборот, обретения уверенности в необходимости самому изменить мир. Видя общий грех людей, избивающих лошадку, он сначала кидается на помощь к отцу, затем к мудрому старику, но, поняв, что они ничего не могут или не хотят сделать, бросается защищать лошадку и наказывать обидчика сам. Но лошадка уже мертва, а обидчик даже не замечает его кулачков, и, наконец, отец ловит его и вытаскивает из ада и содома, в который он вверг себя своей ненасытной жаждой справедливости.

Первый сон Раскольникова

«Страшный сон приснился Раскольникову...»

Здесь символически описан момент потери героем веры и, наоборот, обретения уверенности в необходимости самому изменить мир. Видя общий грех людей, избивающих лошадку, он сначала кидается на помощь к отцу, затем к мудрому старику, но, поняв, что они ничего не могут или не хотят сделать, бросается защищать лошадку и наказывать обидчика сам. Но лошадка уже мертва, а обидчик даже не замечает его кулачков, и, наконец, отец ловит его и вытаскивает из ада и содома, в который он вверг себя своей ненасытной жаждой справедливости.

Это момент, в который он теряет доверие к Богу. Отец-Бог «умер» в сердце Раскольникова, но он постоянно помнит о Нем. Только «смерть», только отсутствие Бога дозволяет человеку карать чужой грех, а не сочувствовать ему. «Восстание» на народный грех, стремление покарать его не только бесполезно, но и опасно, отделяет героя от людей, позволяет ходить «бледным ангелом» - то есть лишает сознания собственной греховности.

Это момент, в который он теряет доверие к Богу. Отец-Бог «умер» в сердце Раскольникова, но он постоянно помнит о Нем. Только «смерть», только отсутствие Бога дозволяет человеку карать чужой грех, а не сочувствовать ему. «Восстание» на народный грех, стремление покарать его не только бесполезно, но и опасно, отделяет героя от людей, позволяет ходить «бледным ангелом» - то есть лишает сознания собственной греховности.

Перекличка имен Миколка- «смрадно-грешный», избивающий тварь Божию Миколка- сознающий, что нет чужого греха, и знающий одну форму отношения к греху - взять грех на себя(на себя преступление Раскольникова ) Это как бы два лика одного народа, в самой низости своей хранящего правду Божию.

Перекличка имен

  • Миколка- «смрадно-грешный», избивающий тварь Божию
  • Миколка- сознающий, что нет чужого греха, и знающий одну форму отношения к греху - взять грех на себя(на себя преступление Раскольникова )

Это как бы два лика одного народа, в самой низости своей хранящего правду Божию.

Главная мысль эпизода заключается в неприятии убийства натурой человека, и в частности натурой Раскольникова. Перед сном герой думает о полезности убийства старухи-процентщицы, которая отжила свой век и «заедает» чужой, но после Раскольников просыпается в холодном поту и в ужасе от сцены, увиденной во сне. Эту перемену можно объяснить борьбой души и разума, которая постоянно происходит в главном герое.

Главная мысль эпизода заключается в неприятии убийства натурой человека, и в частности натурой Раскольникова. Перед сном герой думает о полезности убийства старухи-процентщицы, которая отжила свой век и «заедает» чужой, но после Раскольников просыпается в холодном поту и в ужасе от сцены, увиденной во сне. Эту перемену можно объяснить борьбой души и разума, которая постоянно происходит в главном герое.

Второй сон Раскольникова «Он забылся... Сердце его стеснилось, ноги не движутся, приросли...» В этом сне Раскольникову дается возможность не совершить преступление. Он бьет и бьет по голове старушонку, но его удары не причиняют ей никакого вреда. Он думает, что может убить и что его боятся, но оказывается, что он бессилен совершить преступление, и над

Второй сон Раскольникова

«Он забылся... Сердце его стеснилось, ноги не движутся, приросли...»

В этом сне Раскольникову дается возможность не совершить преступление. Он бьет и бьет по голове старушонку, но его

удары не причиняют ей никакого вреда. Он думает, что может убить и что его боятся, но оказывается, что он бессилен совершить преступление, и над" ним смеются. Раскольников обнаруживает, что старуха живая, когда заглядывает ей снизу в лицо.

Смех прощает его и уравнивает с людьми, которые ждут, что он спустится к ним, смешается с ними, тоже будет «голова с головой», но герою дорог его смертоносный пьедестал. . Раскольников боится смешаться с толпой, с «тварью дрожащей», ибо все еще надеется, что, может быть, он еще «человек», а не «вошь».

Смех прощает его и уравнивает с людьми, которые ждут, что он спустится к ним, смешается с ними, тоже будет «голова с головой», но герою дорог его смертоносный пьедестал. . Раскольников боится смешаться с толпой, с «тварью дрожащей», ибо все еще надеется, что, может быть, он еще «человек», а не «вошь».

Вывод:.  Прислушайся Раскольников не к зову ума, а к зову сердца, прозвучавшему в первом и втором снах, - страшное преступление не свершилось бы.

Вывод:. Прислушайся Раскольников не к зову ума, а к зову сердца, прозвучавшему в первом и втором снах, - страшное преступление не свершилось бы.

Третий сон Раскольникова  « Ему грезилось в болезни...»  Последний сон главный герой видит на каторге, уже на пути к нравственному возрождению, глядя на свою теорию другими глазами. «Раскольников понимает, что этот страшный сон может стать явью, если его теория овладеет людьми и никто не захочет считать себя всего лишь «материалом», «тварью дрожащей».Таким образом, происходит переосмысление героем смысла жизни, изменение его мировоззрения, постепенное приближение к духовному совершенству, то есть совершается нравственное возрождение Раскольникова, трудное, болезненное, но все же очистительное и светлое, купленное ценой страдания, а ведь именно через страдание, по мнению Достоевского, человек может прийти к настоящему счастью.

Третий сон Раскольникова

« Ему грезилось в болезни...»

Последний сон главный герой видит на каторге, уже на пути к нравственному возрождению, глядя на свою теорию другими глазами. «Раскольников понимает, что этот страшный сон может стать явью, если его теория овладеет людьми и никто не захочет считать себя всего лишь «материалом», «тварью дрожащей».Таким образом, происходит переосмысление героем смысла жизни, изменение его мировоззрения, постепенное приближение к духовному совершенству, то есть совершается нравственное возрождение Раскольникова, трудное, болезненное, но все же очистительное и светлое, купленное ценой страдания, а ведь именно через страдание, по мнению Достоевского, человек может прийти к настоящему счастью.

Значение снов Раскольникова:  Сон – повтор убийства. Обстановка – царство мёртвых. Но все мертвы только для Родиона – для остальных мир не изменился. Люди стояли внизу, а Родион был выше толпы. Он – Наполеон, гений. Но люди внизу осуждают Раскольникова, смеются над его попыткой изменить мир через убийство старушонки. Он видит, что ничего не изменил: старуха жива и смеётся над ним.

Значение снов Раскольникова:

Сон – повтор убийства. Обстановка – царство мёртвых. Но все мертвы только для Родиона – для остальных мир не изменился. Люди стояли внизу, а Родион был выше толпы. Он – Наполеон, гений. Но люди внизу осуждают Раскольникова, смеются над его попыткой изменить мир через убийство старушонки. Он видит, что ничего не изменил: старуха жива и смеётся над ним.

И именно признание наконец своей вины в конце эпилога освободит его от того тяжелого мрака, в который он погружен на протяжении всего романа Таким образом, сны героя помогают читателю понять глубину образа, его неповторимость. С другой стороны, отчетливо слышим голос автора, не приемлющего никаких теорий о разделении людей, никаких идей, разрешающих кровь по совести. Только христианская любовь, сострадание, милосердие спасут душу человека и весь мир.

И именно признание наконец своей вины в конце эпилога освободит его от того тяжелого мрака, в который он погружен на протяжении всего романа Таким образом, сны героя помогают читателю понять глубину образа, его неповторимость. С другой стороны, отчетливо слышим голос автора, не приемлющего никаких теорий о разделении людей, никаких идей, разрешающих кровь по совести. Только христианская любовь, сострадание, милосердие спасут душу человека и весь мир.

Вывод В русской литературе сны всегда играли не меньшую, а иногда и большую роль, чем реальная действительность. Многие авторы делали сон полноценным “действующим лицом” своих произведений. Сны позволяют лучше понять характеры их героев, причины их поступков, отношение к людям и к себе. Ведь, по сути, сон — это время, когда освобождается подсознание человека. Оно не сковано внешними условностями, не позволяет лгать, притворяться и прикрываться масками. Наверное, именно по этим причинам авторы так часто прибегают к приему раскрытия личности персонажа через его сон.

Вывод

В русской литературе сны всегда играли не меньшую, а иногда и большую роль, чем реальная действительность. Многие авторы делали сон полноценным “действующим лицом” своих произведений. Сны позволяют лучше понять характеры их героев, причины их поступков, отношение к людям и к себе. Ведь, по сути, сон — это время, когда освобождается подсознание человека. Оно не сковано внешними условностями, не позволяет лгать, притворяться и прикрываться масками. Наверное, именно по этим причинам авторы так часто прибегают к приему раскрытия личности персонажа через его сон.

Библиографический список

Библиографический список

  • «Преступление и наказание» - Ф.М. Достоевский, 1866
  • Статья «Сны Раскольникова» (социальный психоанализ от Сергея Выгонского, выпуск 12), 2005
  • «Обломов» - И.А.Гончаров, 1859


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!