СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль семьи и школы в формировании гражданских качеств школьников «Мой дом – моя семья, моя школа»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Роль семьи и школы в формировании гражданских качеств школьников «Мой дом – моя семья, моя школа»»

Роль семьи и школы в формировании гражданских качеств школьников

«Мой дом – моя семья, моя школа»

Патриотизм

должен воспитываться,

он не заложен в генах, это не природное,

а социальное качество и

потому не наследуется, а

формируется


Одной из важнейших задач современного общества продолжает оставаться воспитание человека, гражданина, патриота. Актуальность воспитания гражданственности и патриотизма обусловлена  процессами в обществе, которые обострили проблемы национального экстремизма, оказывая негативное влияние на формирование патриотического сознания и гражданской позиции личности. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, происходит переоценка жизненных ценностей, что актуализировало нравственный аспект в гражданском развитии личности, в формировании гражданина-патриота.

За последнее время гражданско-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в воспитательной работе. И наша школа не стала исключением. С 2015 года мы создали и работаем по программе патриотического воспитания «Воспитание ради будущего». Проводится просто глобальная работа каждым классным руководителем и вот сейчас, я думаю, каждому будет интересно увидеть результат нашей с вами работы . Мы провели анкетирование в выборочных классах с 5 -9 и после обработки данных получили вот такой результат:

I. На вопрос «Считаете ли вы себя патриотом?» были получены следующие ответы:

1. Да – 40 .

2. Нет – 6 .

3. Частично – 64 .

4. Не знаю – 2 .

Таким образом, только часть респондентов считают себя патриотами. Сомневаются или частично относят – 66. Шесть человек не смогли отности себя к патриотам.

II. На вопрос «Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств» были получены следующие результаты:

Школа – 35.

Родители – 30.

Окружающие люди – 28.

СМИ – 19.

Органы власти – 8.

Другое – тренер.

Подводя итоги, можно сказать, что наибольшее влияние оказывают школа , потом родители , меньшее влияние – окружающие люди и СМИ . Параметр «органы власти» прозвучал в ответах 8 подростков, что также может быть значимым при оценке влияния представителей власти на формирование мировоззрения молодежи.

III. На вопрос «Как вы для себя определяете понятие патриотизма» дети при ответе выделили следующие категории:

Рассматривая вопрос в совокупности с вопросами самоопределения понятия «патриотизм» и «По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя патриотизм», можно увидеть, что те, кто определили патриотизм как любовь к Родине на первый вопрос отвечали, как правило, «не знаю», «частично».

IV. На вопрос «По каким признакам определяется понятие патриотизма» мы получили следующее распределение:


Таким образом, наибольшее значение придается таким составляющим, как: любовь к родному дому, национальное самосознание, бескорыстная любовь к Родине и самопожертвование. И если первое и второе составляющие достаточно адекватны, то самопожертвование с психологической точки зрения можно отнести к юношескому максимализму. Стремление трудиться на благо своей Родины можно расценивать и как адекватное понимание повседневного патриотизма, в зависимости от того, что вкладывалось в данную фразу респондентом.

Выбор некоторых респондентов, определивших одним из признаков патриотизма, непримиримость к другим нациям, говорит о необходимости проведения мероприятий направленных на формирование чувства толерантности и разграничения понятий «патриотизма» и «экстремизма».

Классным руководителям, при проведении классных мероприятий, необходимо больше опираться на близкие учащимся компоненты проявления патриотизма, чаще опираться на жизненный материал.

V. На вопрос о том, какие качества должны присутствовать у патриота, и просьбу определить, насколько эти качества развиты у самого респондента, были получены следующие результаты:

1. Наибольшую значимость придают таким качествам, как активность жизненной позиции , честность. Вторую по значимости строчку заняли самосовершенствование. Третью строчку занимают твердая воля. Больше половины также отмечали такие качества, как друзья, семейная жизнь, счастье других, интересная работа, воспитанность, жизнерадостность, исполнительность. Некоторая противоречивость полученных данных может служить хорошей основой для глубоких бесед о патриотизме с учащимися и представляет, пожалуй, наиболее интересный результат данной анкеты. Наименьшее число выборов в характеристике патриотизма получили: материальная обеспеченность, красота природы и искусства, интересная работа, развлечение, высокие жизненные запросы, непримиримость к другим. Анализ этого материала также может стать хорошей темой для классного часа.

VI. На вопрос «Отметьте, что в вашей компании, коллективе, кругу ваших друзей ценится выше всего?». Большинство выделили умение ценить настоящую дружбу , готовность помочь другу в трудную минуту и взаимопонимание .

На второе место поставили честность, порядочность, принципиальность . И на третьем месте смелость и решительность .

Симпатичная внешность, политические принципы и наличие фирменных вещей не являются значимыми при выборе друзей.

VII. .  На вопрос «Своя точка зрения на моральные ценности», обучающиеся ответили, что любят приятно проводить время с друзьями; второе- зависят от оценки других людей и на третьем- чувствуют удовлетворение от хорошо выполненной работы.

VIII. На предложение закончить предложения , были даны следующие ответы:

1. Каждый из нас верит…:

а) в свою Родину- 13

б) в жизнь - 12

в) в хорошее будущее - 24

г) в бога - 21

д) религию и жизнь - 8

е) в то, что умеет делать - 8

ж) в своих близких - 6

з) в окончание войны – 3

2. Каждый из нас имеет…:

а) много - 11

б) все - 10

в) Ф.И.О. – 8

г) любовь, доброта - 9

д) права - 9

е) право на жизнь­ - 15

ж) жить в благоприятной среде, условиях - 9

з) близких - 14

и) веру - 7

к) свое мнение – 14

3. Каждый из нас готов…:

а) сделать все для родных - 28

б) на все поступки - 10

в) помочь - 12

г) помочь друзьям - 8

д) служить Родине - 16

е) защищать Родину - 8

ж) сражаться за Родину - 8

з) на самопожертвование для друзей - 15

4. Подвиги героев заставили нас задуматься…:

а) о будущем - 16

б) о Родине - 21

в) о благодеянии - 12

г) о настоящем - 13

д) о смысле жизни - 16

е) о том, что герои совершали подвиги, жертвуя собой ради других. Они - патриоты - 14

5. Защищать свою Родину можно не только с автоматом в руках, но и…:

а) трудом на благо Родины - 21

б) смелостью, отвагой, решительностью - 8

в) соблюдением своей религии - 8

г) умом - 9

д) с гранатой - 9

е) мирно - 9

6. Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то…:

а) представляю, что будет в будущем - 40

б) думаю, что страна будет лучше - 14

в) думаю о лучшем - 8

г) думаю о себе - 9

д) хочу помочь - 8

е) становится страшно, грустно - 15

ж) мечтаю об окончании войны - 2

7. Быть достойным гражданином своей страны – значит быть…:

а) патриотом - 46

б) смелым и т.д. - 10

в) уверенным в себе - 8

г) ответственным - 9

д) честным, трудолюбивым - 13

е) гордым за свою страну - 3

Подводя общий итог, можно заметить наличие разнообразных мнений среди молодого поколения, но радует и то, что большинство опрошенных имеют понятие об истинном патриотизме. Вторая часть представленной анкеты позволяет поставить перед учащимися значимые для личностного развития вопросы, создать диалогичную среду, понять глубинные и поверхностные мысли обучающихся, будущих полноправных граждан Донецкой Народной Республики, наметить программу развития патриотических чувств.


С целью изучения мнения родителей о воспитании патриотизма был проведен опрос среди родителей обучающихся 5-10 классов. В опросе приняли участие 255 родителей. 80% респондентов считают, что в настоящее время необходимо больше уделять внимания патриотическому воспитанию обучающихся. На вопрос: "Считаете ли вы себя патриотом?» - 100 % ответили ДА. 65% респондентов отметили, что семья занимается воспитанием патриотизма. 75% опрошенных считаю, что патриотическое воспитание обязательно в школе. На вопрос «Будете ли вы сознательно воспитывать патриотизм в своих детях?» - ответило ДА 89% опрошенных.

Выводы: Проведенное анкетирование показало, что родители знакомы с понятием патриотизма. Имеют представление об этом понятии, выделяют качества, которые присуще патриоту.

Данные результаты анкетирования показывает положительную динамику в понимании и отношении к  патриотизму. По итогам анкетирования были сделаны выводы, что полноценное воспитание человека невозможно без семьи. В семье человек обретает мир души, равновесие, здесь формируется его личность, качества души. Семья – это малый мир, малое общество. Однако многим нашим детям сегодня, увы, не ведомо, что такое истинная семья, простые семейные радости. Мы утратили семейную преемственность, отошли от традиций, разорили уклад.  Вот почему на помощь семье сегодня призвана прийти школа и совместными усилиями возродить все то, что утратили.

Родители, род, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. Это своеобразная формула гражданского патриотизма, в основе которой лежат чувства Родины, родства, сопричастности к миру других, ответственности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Она обязательна: мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения. Родина наделяет человека родственниками, верой, любовью, надеждой, совестью и нравственностью.

Главным направлением в патриотическом воспитании является изучение традиций семьи. Вместе с родителями дети составляют родовое дерево, собирают фотографии, изучают семейный архив. Путеводной звездой для нас стали слова А.С.Пушкина:

«Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу –

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к Отеческим гробам.

Животворящая святыня,

Земля была б  без них мертва».

Результатом совместной поисковой деятельности стали генеалогические древа семьей наших обучающихся и интересные рассказы о  родственниках на классных часах: «Моя родословная – частица истории страны». Родители главные помощники в начинаниях детей: вместе они пишут стихи , создают семейные проекты, участвуют в различных конкурсах. Ведь не секрет, что особенно в начальной школе родители очень активны и участвуют во всех предложенных конкурсах. Нам необходимо это продолжать и в среднем и старшем звене.

Девиз нашей работы:

Собраться вместе – это начало,

Оставаться вместе – это прогресс,

Работать вместе – это успех.

Нам необходимо стремится, чтобы семья и школа были  социальными партнерами.

«Когда случается что-то неладное с ребятами и начинают доискиваться причин этого, одни утверждают: это школа виновата, она обо всем должна позаботиться, ей принадлежит главная роль в воспитании. А другие, напротив, считают, что школа в основном все-таки учит, а воспитывать должна семья. Я думаю, что и те, и другие не правы. Если говорить образно, семья и школа — это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега — ведь и моряки дальнего плавания всегда возвращаются на берег, и каждый моряк знает, как он обязан берегу»

Лев Кассиль

И в этом году мы разработали комплексную программу семейного воспитания в школе на основе социального партнерства «Мы – дети Донецкой Народной Республики», которая была представлена на городской научно- практической конференции «Воспитание патриотов – забота о будущем страны »

Цель программы: укрепление престижа и роли семьи в школе и обществе

Задачи:

  • оказание помощи семье в воспитании детей;

  • психолого-педагогическое просвещение семей;

  • коррекция семейного воспитания;

  • организация досуга;

  • усиление роли семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Решение указанных задач будет осуществляться путем реализации программных мероприятий;

  • знакомство с нормативно-правовой документацией по защите прав ребёнка.

К реализации Программы мы должны привлечь к тесному сотрудничеству родителей. Ни для кого не секрет, что в нашем современном мире очень тяжело с родителями проводить беседы, но мы педагоги и наша задача находть формы и методы бесед с родителями. Даже, если родители абсолютно невоспитанные.

Главная нагрузка по обеспечению реальной связи с семьей ложится на плечи классного руководителя. Свою деятельность он организовуют через классный родительский комитет, родительские собрания, а также через учителей, работающих в данном классе. Важной частью практической деятельности классного руководителя по поддержанию контактов с семьей является регулярное личное посещение обучающихся дома, изучение условий их жизни на месте, согласование и координация с родителями совместных мер по усилению воспитательного воздействия, предотвращению нежелательных результатов. Традиционной функцией классного руководителя остается просвещенческая: многие семьи нуждаются в педагогических советах, профессиональной поддержке.

Классным руководителям, для выстраивания дальнейшей работы с родителями, необходимо проводить анкетирования, с целью выяснения образовательных потребностей родителей. Получив приближенную к реальной картине о каждой семье воспитанников, вырабатывается  тактика своего общения с каждым родителем.

Родительское собрание – это основная форма совместной работы ( об этом мы сегодня еще услым подробнее), что играть любят не только дети, но и родители.

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, а планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия  семьи и школы, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Помните!!! Наши дети это наша старость.Хорошее воспитание-это наша счастливая старость. Плохое воспитание это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной

Таким образом, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально, он связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Родители, педагоги пробуждают у ребенка чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Решение педагогического совета.

  1. Утвердить комплексную программу семейного воспитания в школе на основе социального партнерства «Мы – дети Донецкой Народной Республики»

2. Определить основные пути развития системы семейного и патриотического воспитания на заседании ШМО.

3. Классным руководителям разнообразить и активизировать работу с классными коллективами в этом направлении. Больше проводить встреч с интересными людьми города, экскурсии на предприятия и в организации города.

4. Принимать активное участие во всех патриотических акциях города.

5. Активизировать работу учителей предметников по защите рефератов, проектов, методических разработок учителей школы ,обучающихся с привлечением родителей.

6. Начать реализацию системы программных мероприятий и проанализировать оценку их эффективности в конце 2019-2020 учебного года.







О выполнении решения педсовета от 02.04.2018 , протокол № 2 от 02.04.2018, прошу снять с контроля.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!