СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль самообразования в профессиональном становлении педагога ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В концепции модернизации российского образования определяется задача повышения качества образования, более эффективного использования человеческих ресурсов. Решение данной государственной задачи невозможно без организации системы самообразовательной деятельности педагогических работников. Деятельность воспитателя в условиях изменяющейся среды становится все более инновационной, что позволяет ему иметь личностный вектор профессионального развития как признак определенного уровня его педагогической культуры . Поэтому самообразование педагога является социальным заказом общества по отношению к образованию и фактором его личностно-профессионального роста.В концепции модернизации российского образования определяется задача повышения качества образования, более эффективного использования человеческих ресурсов. Решение данной государственной задачи невозможно без организации системы самообразовательной деятельности педагогических работников. Деятельность воспитателя в условиях изменяющейся среды становится все более инновационной, что позволяет ему иметь личностный вектор профессионального развития как признак определенного уровня его педагогической культуры . Поэтому самообразование педагога является социальным заказом общества по отношению к образованию и фактором его личностно-профессионального роста.В концепции модернизации российского образования определяется задача повышения качества образования, более эффективного использования человеческих ресурсов. Решение данной государственной задачи невозможно без организации системы самообразовательной деятельности педагогических работников. Деятельность воспитателя в условиях изменяющейся среды становится все более инновационной, что позволяет ему иметь личностный вектор профессионального развития как признак определенного уровня его педагогической культуры . Поэтому самообразование педагога является социальным заказом общества по отношению к образованию и фактором его личностно-профессионального роста.В концепции модернизации российского образования определяется задача повышения качества образования, более эффективного использования человеческих ресурсов. Решение данной государственной задачи невозможно без организации системы самообразовательной деятельности педагогических работников. Деятельность воспитателя в условиях изменяющейся среды становится все более инновационной, что позволяет ему иметь личностный вектор профессионального развития как признак определенного уровня его педагогической культуры . Поэтому самообразование педагога является социальным заказом общества по отношению к образованию и фактором его личностно-профессионального роста.

Просмотр содержимого документа
«Роль самообразования в профессиональном становлении педагога ДОУ»

 Роль самообразования в профессиональном становлении педагога ДОУ



          В концепции модернизации российского образования определяется задача повышения качества образования, более эффективного использования человеческих ресурсов. Решение данной государственной задачи невозможно без организации системы самообразовательной деятельности педагогических работников.

        Деятельность воспитателя в условиях изменяющейся среды становится все более инновационной, что позволяет ему иметь личностный вектор профессионального развития как признак определенного уровня его педагогической культуры .

       Поэтому самообразование педагога является социальным заказом общества по отношению к образованию и фактором его личностно-профессионального роста. 

       Политика правительства в области образования направлена на обеспечение повышения качества предоставляемых образовательных услуг и доступности дошкольного образования.        

       Проблему повышения качества образовательных услуг можно решать путем поиска эффективных методик дошкольного воспитания, внедрения инновационных технологий. Таким образом, возникает потребность в творческом педагоге, всесторонне развитом, способном разбираться в инновационных разработках современной науки и практики.

Самообразование - это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого кон­кретного педагога.

  Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспита­нием и считается его составной частью.

  В процессе самовоспитания у человека развивается умение само­стоятельно организовать свою деятельность по приобретению новых знаний.

  Почему педагогу необходимо постоянно работать над собой, по­полнять и расширять свои знания? Педагогика, как и все науки, не стоит на месте, а непрерывно развивается и совершенствуется. Объем научных знаний с каждым годом увеличивается. Ученые утвержда­ют, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые десять лет.

  Это обязывает каждого специалиста независимо от полученного образования заниматься самообразованием.

  Самообразование - это первая ступенька к совершен­ствованию профессионального мастерства.

       Выбор темы по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС – одна из профессиональных задач современного педагога ДОУ. 

       Современный педагог дошкольного учреждения, чтобы быть в тренде, просто обязан знакомиться с новыми исследованиями в области дошкольной педагогики и детской психологии, передовым опытом коллег, повышать общую эрудицию, совершенствовать педагогическое мастерство.

Как выбрать тему для самообразования?

Основных критериев два:

требование к изучению темы извне (формулируется в нормативно-правовых документах, в частности, в ФГОС ДОО); работа самого педагога (нехватка опыта и знаний для разрешения той или иной педагогической ситуации).

Таким образом, перед выбором темы необходимо ознакомиться с нормативно-правовой базой по дошкольному образованию и проанализировать собственный опыт.

Согласно ФГОС ДОО, развитие ребенка-дошкольника осуществляется по следующим направлениям:

социально-коммуникативному; познавательному; речевому; художественно-эстетическому; физическому.

В соответствии с выделенными направлениями темы по самообразованию по ФГОС для воспитателей детского сада могут быть примерно следующими:

- Педагогическая диагностика в дошкольном учреждении;

- Индивидуальный подход в дошкольном образовании;

- Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности;

- Руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста;

- Воспитание целеустремленности у воспитанников ДОУ;

- Формирование представлений о малой родине у дошкольников;

- Развитие связной речи детей дошкольного возраста (в общении, игре);

- Обучение детей 4-7 лет элементарному анализу литературного произведения;

- Обучение дошкольников пересказу литературных произведений;

- Обучение дошкольников выразительному чтению стихотворений;

- Здоровьесберегающие технологии дошкольного образования;

- Формирование у детей раннего и дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков;

- Создание психологического комфорта в группе ДОУ;

- Преемственность дошкольного и начального образования;

- Психолого-педагогическая помощь семье в воспитании и развитии дошкольников и многие другие.

       Следует также учитывать современные тренды в образовании, приоритетные направления края, своего района, ДОУ.

       В 2016 году в  ФГОС ДО были внесены изменения и дополнения об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим одной из тем по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС может быть:

- «Инклюзивное образование в условиях ДОУ».

       Помимо тем по конкретному направлению можно выбрать тематику, касаемо работы дошкольного учреждения в целом:

- Планирование работы в дошкольном учреждении по ФГОС ДО;.

- Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ;

- Разработка парциальных программ дошкольного образования;

- Инновационные формы работы с родителями воспитанников ДОУ.

В перечне тем по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС ДО  может быть заявлена тематика:

- Вариативность услуг дошкольного образования на современном этапе;

- Экспериментальная (проектная)  деятельность в ДОУ;

- Качество дошкольного образования: критерии оценки;

- Общественные отношения в дошкольном образовании.

       Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои собственные усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием, использовать свой потенциал, проявлять творческую активность.

У педагога должна быть сформирована устойчивая мотивация к постоянному профессиональному саморазвитию, приобретению новых знаний и профессиональных умений.

       Мотивация саморазвития обусловлена профессиональными образовательными потребностями – желанием усовершенствовать педагогическую деятельность или устранить возникшие в ней проблемы, то есть стать профессионально более успешным. 

В научном управлении есть понятие «мотивационная среда» - совокупность мотивационных условий, которые являются производными определенной культуры коллектива. Условия, формирующие мотивационную среду:

- перед педагогами должны быть поставлены привлекательные цели, достижение которых требует наличия новых знаний;

- педагог должен постоянно включаться в новые для себя виды деятельности, работать в новых условиях, использовать новые средства, менять круг общения;

- педагог должен иметь широкий и разнообразный круг общения;

- в ДОУ должна быть «конкурентная» социальная профессиональная среда, стимулирующая педагога к постоянному совершенствованию;

- результаты профессионального развития должны являться в ДОУ организационной ценностью;

- педагог должен быть уверен, что способен обучиться новым методам работы и адаптироваться к изменениям;

- педагог должен быть уверен в возможности получения качественной информации, необходимой для удовлетворения потребностей в его профессиональном развитии;

- ДОУ должно оказывать педагогу необходимую и востребованную им самим помощь в решении проблем профессионального развития;

- педагог в процессе контроля и оценки своей работы должен регулярно получать адекватную обратную информацию об уровне своего профессионализма;

- педагог должен быть уверен в получении внутреннего (удовлетворенность, достижение желаемых целей и др.) и внешнего (статус, признание коллег, получение значимой работы, высокого разряда, повышения заработной платы и др.) вознаграждения. Это вознаграждение должно являться для него ценным, удовлетворять его потребности;

- педагог должен быть уверен, что данное вознаграждение нельзя получить без профессионального развития;

- статус педагога в коллективе должен зависеть от уровня его компетентности и образованности.

       Профессионализм не просто приходит с опытом, он зависит еще и от много другого: мотивации педагога, содержания работы, интереса к делу, личных способностей. Целенаправленное, правильно организованное самообразование играет в становлении профессионала немалую роль.

Вопросы для самоанализа профессиональной деятельности:

Какие были мои крупнейшие успехи и неудачи в профессии?

Знаю ли я задачи моей работы по моей должности?

Знаю ли я, чего от меня ожидают?

Какой я как профессионал в глазах других (родителей, детей, коллег, администрации)?

Выполняю ли я своевременно задачи профессиональной деятельности?

Устанавливаю ли я приоритеты?

В чем проявляются результаты моей деятельности?

Что я хочу сделать как профессионал?

В чем смысл моей профессиональной деятельности?

В чем могут раскрыться мои возможности, в чем не могут, что я могу сделать?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!