Л.В. Чернышова
преподаватель физики
Государственное автономное профессиональное образовательное
Учреждение Свердловское области
Техникум индустрии питания и услуг «Кулинар»
Роль самообразования в деятельности педагога
Процесс познания является основным источником знаний об окружающем мире. Человек всегда стремился к знаниям и овладению тайнами мироздания. Процесс познания от самого простого к всесторонне углубленному. О необходимости получить знания, человек задумывался еще в глубокой древности.
Знания – сила. И очень важно использовать эту силу. В наше время, многие знания очень быстро меняются или устаревают или еще случается знания могут вредными или неправдивыми. И, конечно, правильно разобраться и выразить свою точку зрения педагогу очень важно. Самообразование - непрерывный познавательный процесс в жизни любого человека. Знания, навыки и умения очень важны и является необходимым условием профессиональной деятельности.
Экономические и политические реалии всегда диктуют высокие требования преподавателю. Тот, кто учит должен знать больше, не только по своей дисциплине, но и владеть техниками и методиками преподавания в современном, постоянно меняющемся мире. Потребность в новых знаниях ощущалась и раньше, но такой актуальной она стала именно сейчас.
Концепция непрерывного педагогического образования основывается на
- увеличении потребности общества, государства и
- расширении области образования педагога.
Цели самообразования:
- Совершенствование методов образования;
- Повышение уровня знаний студента;
- Повышение уровня педагогического мастерства.
Каждый педагог в современном мире стремиться творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения, уважая мнение учащихся и коллег, а для этого необходимо систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания. Самообразование становится актуальной проблемой как для ученика, так и для учителя. Человек думает или не задумывается о самообразовании, а объективная необходимость постоянно подводит его к мысли совершенствовать процесс обучения, который может быть как теоретическим и практическим.
Задачи самообразования:
- Творческое саморазвитие;
- Внедрение инновационных педагогических технологий;
- Повышение научно-теоретического уровня;
- Изучение возрастной психологии.
Готовность педагога к решению профессиональных задач показывают уровень его профессиональной компетентности. Для каждого человека его сознание, способы мышления, воображения должны изменяться, освежаться. Это происходит при смене способов познания и методов исследования, (астрономия XX век). Возможности самообразования определяется данными каждого человека.
Главная задача самообразования как и образования – развитие и совершенствование личности и подготовки ее к жизни и окружающей действительности и способности изменения ее к лучшему.
Человек, повышающий уровень своего самообразования, имеет богатый внутренний мир и выглядит более полезным в глазах окружающих его людей. Помимо этого, на сегодняшний день, не представляется возможным найти себе место «под солнцем» без дополнительных знаний. Это значит, что самообразование необходимо любому человеку.
Мотивация к самообразованию:
1. Поиск новой информации;
2. Желание творчества (Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие );
3. Конкуренция;
4. Соответствие современным требованиям ();
5. Рост современной науки (Педагогика и психология);
6. Общественное мнение («хороший» или «не очень хороший учитель»);
7. Интерес (учиться –это интересно!);
8. Материальный стимул.
Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога:
Направления и формы самообразования
1. Саморазвитие:
1.1. Личности преподавателя;
1.2. Знание психологии;
2. Специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);
3. Повышение квалификации:
3.1. Курсы;
3.2. Дистанционные курсы;
4. Групповая самообразовательная работа:
4.1. Методические объединения, творческие группы;
4.2. Проведение собеседований;
4.3. Ежегодные отчеты;
4.4. Посещение и анализ уроков коллег;
4.5. Проведение лекций, семинаров, педагогических чтений;
4.6. Индивидуальная самообразовательная работа с помощью:
4.6.1. Средств массовой информации;
4.6.2. Вычислительной и оргтехники;
4.6.3. Исследований, экспериментов;
4.6.4. Осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности
4.7. Формирование портфолио (конкурсы, олимпиады и т.д.);
4.8. Публикации.
Cамообразование это большая непрерывная работа, которая должна привести к определенным результатам.
Результаты самообразования:
Повышение качества преподавания;
Создание методических пособий, статей, программ;
Овладение новыми методами, приемами;
Разработка новых форм, методов и приемов обучения;
Написание докладов, выступлений;
Дидактических материалы;
Разработка и проведение открытых уроков по новым технологиям;
Проведение семинаров, конференций, олимпиад;
В заключении отмечу, что чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы.
Показатели эффективности педагогического самообразования — это, прежде всего, качество организованного учителем учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.
Познавая окружающий мир, мы живем т.е. поддерживаем желание к жизни и к педагогическому самообразованию в частности. Самообразование ценно не как узкое «набирание» знаний. Самообразование — это путь развития как интеллекта, так и личности в целом.
Источники информации:
Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Дело, 1994.
Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»; Издательство ЭКМОС, 1999.
Электронный педагогический словарь.
4