Родительское собрание:
«Роль родителей в развитии грамматически правильной речи
детей с ОВЗ младшего школьного возраста»
Учитель-дефектолог: Парфёнова Н.Л.
Нефтеюганск 2024 г.
Грамматически правильная речь. Какая она?
Требования к развитию речи учащихся:
- Содержательность
- Логичность
- Точность
- Выразительность
- Ясность
- Правильность
Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом.
- Для ребёнка хорошая речь – залог успешного обучения и развития.
Вот почему так важно создавать условия для речевого развития детей
Что даёт развитая речь?
Всестороннее развитие детей
Активное общение с окружающими
Свободное выражение своих мыслей
Уверенность в себе
Успешное обучение в школе, овладение грамотой
Легко адаптироваться к любой ситуации
Если у ребёнка неправильная речь:
- затрудняется взаимоотношения ребенка с людьми;
- дети замыкаются
- накладывает тяжелый отпечаток на характер ребенка.
Бытует мнение, что речь развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает устной речью. Это ошибочное суждение зачастую накладывает отпечаток на речь школьника.
Какие речевые ошибки вы наблюдаете у своих детей?
Классификация аграмматизмов
- Морфологический. Заключается в неправильном склонении слов, употреблении предлогов.
- Синтаксический. Выражается в пропуске главных и второстепенных членов предложения, неправильном порядке слов в предложении, сложности составления сложных предложений.
- Аграмматизмы в связной речи. Проявляются в нечеткой передачи идеи, нелогичности повествования.
Типичные речевые ошибки у детей
1.Неверное склонение имен существительных по падежам : нет кофт ов , фонар ёв ; были в сад е , в таз е 2.Изменение несклоняемых существительных кино, пальто и пр. («в пальт е », «в кин е »). 3.Образование множественного числа определений детенышей животных: котенки, львенки, ягненки вместо котята, львята, ягнята. 4.Использование неверной формулировки сравнительной степени прилагательных: простее, тонкее, ярчее . 5.Образование повелительного наклонения глаголов: ехай, скакай, положь, вместо езжай, скачи, клади. 6. Неправильное построение предложений
НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ОТМЕЧАЕТСЯ НЕУКЛОННЫЙ РОСТ ЧИСЛА ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ
СЕМЬЯ – ЭТО ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ
ОВЛАДЕНИЯ РЕБЁНКОМ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ КАК СРЕДСТВОМ И ИСТОЧНИКОМ ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕСНОЙ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ – ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВЛЬНОЙ РЕЧИ
Пути формирования грамматически правильной речи
- Создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи.
- Специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленным на предупреждение ошибок.
- Формирование грамматических навыков на практике речевого общения.
- Исправление грамматических ошибок.
Направления развития речи
Работа над словом
Работа над словосочетанием и предложением
Работа над связной речью
Особенности проведения домашних занятий
- Для успешного развития речи ничего специально не нужно организовывать.
- Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя.
- Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет , явление природы, привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки, мультфильмы.
Развиваем грамматически правильную речь на прогулке
На прогулке вы можете прививать и закреплять речевые навыки по лексическим темам: «Деревья», «Цветы», «Город», «Времена года», «Транспорт», «Птицы» и др.
Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми . Все это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в виде беседы. Новые, незнакомые ребенку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребенка понятно говорить их.
Полезно вслушиваться в звуки улицы : шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голос птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т. д. Это развивает слуховое внимание . Ребенку будут интересны игры «О чем рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?».
Развиваем грамматически правильную речь
на кухне
На кухне у вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребенка по следующим темам: « Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника», «Фрукты», «Овощи» .
Рассказывайте ребенку, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т. д., часто бывает так, что дети заменяют эти действия общими словами «готовит» или «делает»). Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарем, предлагайте ребенку все новые и новые слова . Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.
Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, черствый и т. д.).
Задавайте ребенку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы еще забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.).
Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь на кухне. И пусть рассказывает вам о том, что он делает. Ведь в деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.
Приёмы развития речи
• Рассматривание и называние тех предметов (отобрать овощи, которые нужны для приготовления щей; найти и назвать предметы, о которых можно сказать «деревянные» и т.д.);
• Постановка вопросов на уточнение названий признаков предметов, действий , которые ребенок видит вокруг (Что делает папа? Что сделала мама?) С
• Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предмета м (мяукает —... кошка, собака —... лает и т.д.);
• Подбор слов, противоположных по значению (подошел — отошел, улетел — прилетел, высокий – низкий, день- ночь );
• Дополнение предложений нужным по смыслу словом (Лиса заметает следы очень хитро, лиса (какая?)... хитрая. Папа взял пилу. Он будет пилить дрова (чем?)... пилой.);
• Игры на словообразование: стакан из стекла какой – стеклянный, из пластмассы – пластмассовый и т. Д
- «Сложные слова»: сад разводит – садовод, сам летит - …, снег падает -… и т. д.;
- « Кто у кого»: у слонихи - …, у тигрицы -…., у коровы -… и т. д.;
- «Чья голова, чей хвост?»: кошачьи лапы, медвежья морда и т.д.
«Что кому?»: портнихе - …, учителю - …, маляру -… и т. д.;
• Нахождение ошибки в предложении и исправление ее. (Осенью на юг надо улетать птицы -— вместо птицам.);
• Чтение рассказов, сказов, ответы на вопросы по тексту, пересказ текстов
- Простое чтение перед сном не только положительно повлияет на развитие речи и кругозор ребенка , но и скажется на школьных отметках по чтению и литературе !
- Создайте новую семейную традицию взамен просмотра телевизора. Такая семейная традиция отразится не только на речи, но и на ваших отношениях с ребенком.
Игры для развития речи с использованием
подручных предметов
У вас на столе лежит яблоко? Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребенка.
- игра-соревнование «Подбери словечко»
Яблоко какое ? – сладкое, сочное, круглое, блестящее, большое, спелое, душистое, желтое, тяжелое, вымытое. Игра пройдет интереснее, если вы пригласите других членов семьи, друзей вашего ребенка, их родителей. Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока.
- игра «Нарисуй и заштрихуй»
Пока яблоко еще целое, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом
В каких сказках упоминаются яблоки ? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки». Тут уж за правильный ответ можно заслужить и целое яблоко.
А когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой: 1 яблоко желтое, а 2 – красное; одно сладкое, а другое – кислое; у первого коричневые семечки, а у второго – белые и т. д.
- игра на правильное использование предлогов: «Положи на.., в, под и т.д»
В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.
К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно.
Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном.
Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения.
В наших руках огромная возможность создать атмосферу доверия, тепла и взаимопонимания.
Спасибо за внимание!