Особенности работы с детьми с ЗПР
Задержка психического развития это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных , речевых, эмоциональных, волевых).
Основные формы организации учебной деятельности детей с ЗПР
в МОУ СОШ №32 осуществляет образовательную деятельность по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для детей с ОВЗ (ЗПР) Вариант 7.2. Учебный год 2017-2020 (ч. 5 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ);
Особенности детей с ЗПР Незрелость эмоционально-волевой сферы Низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности Ограниченный запас общих сведений и представлений об окружающем мире Снижена работоспособность, повышена истощаемость Ограниченность словарного запаса, замедленное овладение грамматическим строем речи, трудности овладения письменной речью Трудности в счете через 10, решении задач.
Подходы в работе с детьми с ЗПР:
- Индивидуальный подход.
- Предотвращение наступления утомляемости.
- Активизация познавательной деятельности.
- Проведение подготовительных занятий.
- Обогащение знаниями об окружающем мире.
- Внимание на коррекцию всех видов деятельности.
- Проявление педагогического такта.
Основные подходы к обучению детей с задержкой психического развития
- 1. Личностно-ориентированный подход, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка .
- 2. Дифференцированный подход предполагает форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся.
Организационно-педагогические требования в работе с детьми ЗПР
- Создание доброжелательной атмосферы общения педагога с детьми, детей между собой.
- Обеспечение каждому ребенку близкой и понятной мотивации любой деятельности.
- Широкое использование на занятиях с детьми игровых приемов обучения, моментов соревнования, дидактических игр с целью поддержки интереса к процессу деятельности и получению заданного результата.
- Планирование от занятия к занятию постепенное усложнение заданий.
Методы обучения детей с ЗПР в основной школе в зависимости от способа организации учебной деятельности
- 1. Коммуникативный метод обучения.
- 2. Познавательный метод обучения. 3. Преобразовательный метод обучения.
- 4. Систематизирующий метод обучения.
- 5. Контрольный метод обучения.
Коррекционно-развивающие задачи обучения:
1. Развитие познавательной активности детей (принцип доступности учебного материала, эффект «новизны»)
2. Расширение общеинтеллектуальных умений
3. Нормализация учебной деятельности (формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки)
4. Развитие словаря, устной монологической речи в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности
5. Логопедическая коррекция нарушений речи
6. Социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения
Участие в марафонах на сайте Учи.ру
№
1
Название марафона
Навстречу знаниям
2
Кол-во баллов
Место в школе
387
Навстречу космосу
3
4
Эра роботов
Кол-во учащихся
4
1362
5
3133
Новогодняя сказка
13
4
Результат Толи (баллы)
0
1
Зимнее приключение
2310
24
1811
7
1
30
12
1
27
29
28
0
Важным элементом каждого урока являются коррекционно-развивающие упражнения
«Найди девятый» (внимание, зрительное восприятие).
Ученики должны рассмотреть плакат, найти закономерность и отыскать в нижней части рисунка среди фигур, обозначенных буквами (цифрами), ту, которая подходит на свободное вопросительного знака.
Например:
Правильный ответ – 4
Правильный ответ – 2
Зачеркни выделенные буквы и прочти стихотворение! (внимание, скорость мыслительных процессов, зрительное восприятие)
Слова друг от друга отделены восклицательным знаком.
г э ц з
г с э т ц р г э э а ц д г а г э л ! ц э м г з у э ч г и з г э т з г е г э л э ь н г з ц о ! г б ц а э ц л з г к э о г н ! : г э ц о з э э н г э! з ц б г ц ы л ! э г в ц ! ц б э а з г л ц к з г о г э н э ц и з х г г з у ! э в ц э з г л э ю г э ц б ц э з л э ё ц э н з . ! г з ц п э з ц о ц з д у э з ц м г ц з а э т э з ь ц ! э г т о ц э л г э ь ц к ц э з о г э ц з ! — г э ц и з ! г о э ц н з а г г ! э ц б з ы г л э ц а з ! з в ц ! э б г а ц з ц э л г з э к э о э н э ц э а э ! г в ц л г ю г з б г л э э е г г н э ц а з !.
ф я х щ
ф о я х н щ и ! , ф я л щ ю щ ф б х в я х и х ! х у с я ф л ы я ф ш я щ а х я в х ! я ф г ф л щ ф а с я ! , я х д р я ф у г щ ! я х с ! д я р я х у щ г ф ф а х ! ф я н щ е я х! х я с х в ф ф о щ д щ х и щ я л х ф и ф ! ф х г я л щ я а х ф з х ! . я ф н я о ! я ч у ф в х я с я т ф х в а я ! х в ф ы я я р ф х а щ я з щ х и я т ф ь я ! х щ с п ф я о я л щ н а ф ! ф я м я е я щ ш щ х а я л х а х ! ф к ф ф а щ ж щ я д я о ф х м у х ! ф я с я т ф я х е щ щ щ х н ф я х щ а я ф х щ .!
Расшифруйте слово. (развитие внимания, зрительной памяти)
1
2
р
с
3
4
и
т
5
6
я
о
Ключ: 3246135