СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль предмета Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Роль предмета Технология»

«Роль предмета «Технология»

в профессиональном самоопределении обучающихся»


выступление 06.02.2018 на заседании ГМО

учителей технологии (юноши).

За последние несколько лет в нашей стране произошли серьезные социально-экономические изменения, которые привели к тому, что профессиональное самоопределение старшеклассников происходит не в таких условиях, как раньше. Исчезла система распределения выпускников в ВУЗах, появилась безработица. В связи с этим школьники вынуждены уделять большее внимание выбору профессии и своему профессиональному пути в целом. Появилась возможность свободного планирования карьеры, и этот процесс может начаться еще за школьной скамьей.

Важная роль в осуществлении профориентационной работы в школе принадлежит учителю технологии. Содержание предмета «Технология» дает возможность учителю ознакомить учащихся со многими профессиями, воспитать интерес к ним.

Значение  профориентации  для  учеников  исключительно  важно.  Так  как  в  жизни  каждого  человека  наступает  момент,  когда  необходимо  принять  решение,  где  продолжить  образование  или  куда  пойти  работать,  т.е.  практически  выбрать  будущую  профессию  —  свой  жизненный  путь.  В  нашей  стране  для  каждого  гражданина  свободно  предоставлено  право  на  выбор  профессии,  род  занятий  и  работы.  Проблемой  является  лишь  то,  что  для  многих,  как  показывает  практика,  порой  очень  трудно  реализовать  это  право,  им  не  хватает  знаний  о  самих  профессиях,  тех  требований,  которые  они  предъявляют  к  личности  работающего,  и  умений  оценить  собственные  способности,  выявить  свои  интересы  и  склонности.  Профориентация  помогает  решить  эти  проблемы.

Подготовка  детей  к  выбору  ими  своих  будущих  профессий  —  одна  из  основных  задач  образовательных  учреждений  и  цель,  которую  она  ставит  перед  собой  —  подвести  учащихся  к  осознанному  выбору  профессии. 

Знакомство  ребят  с  огромным  миром  профессий  необходимо  начинать  уже  с  детского  сада  и  начальных  классов  школы. 

Первоначально  это  можно  начинать  с  увлекательной,  игровой  формы.  Обширная  подборка  веселых,  но  очень  полезных  стихов  и  загадок  про  труд,  мастерство  и  профессии  окажет  неоценимую  помощь  педагогам  и  воспитателям  в  профориентации  дошкольников  и  школьников  младших  классов.

Подготовкой  учащихся  к  осмысленному  выбору  профессии  занимаются  многие  предметы,  более  усиленно,  с  9-го  по  11-й  классы.  Конечно  же,  ознакомление  с  профессиями  происходит  ещё  в  более  ранних  классах,  при  непосредственном  изучении  конкретных  разделов  и  тем.  Осознанно  и  не  осознанно  ребята  узнают  много  интересных  профессий  и  деятельности,  связанных  с  этими  профессиями.  В  школьных  дисциплинах,  будь  то  биология,  физика  или  любая  другая,  учащиеся  получают  лишь  разнообразные  представления  об  отдельных  частях  производственной  деятельности.  Между  тем  как  в  образовательном  курсе  технология,  учащиеся  знакомятся  с  профессиями  охватывающие,  практически,  все  области  наук.  Эти  профессии  могут,  как  очень  близко,  соответствовать  и  быть  похожими,  так  и  совершенно  отличаться  друг  от  друга. 

Так,  к  примеру,  такие  профессии  как:  станочник  в  металлообработке,  заточник,  сверловщик,  фрезеровщик,  шлифовщик  —  профессии  с  очень  схожими  видами  деятельности.  Деятельность  этих  профессий  заключается  в  следующем:  осуществление  работы  происходит  с  применением  знаний  по  геометрии,  физике  и  черчению,  знаний  устройства,  правил  наладки  станков  и  проверки  их  на  точность,  устройства  и  правил  использования  измерительных  инструментов,  технологий  термообработки,  заточки,  доводки  инструмента,  а  также  принципов  калибрования  профилей  деталей,  класса  точности  и  чистоты  обработки.  И,  пожалуй,  одно  из  самых  важных  и  главных  факторов  объединяющих  эти  профессии  —  это  то,  что  они  занимаются  в  одной  сфере  деятельности  —  в  металлообработке.  Рассматривая  всё  ту  же  деятельность  —  металлообработку,  можно  увидеть  и  такие  профессии  как  токарь, фрезеровщик, сверловщик, шлефовщик, слесари с различными видами деятельности.

Конечно  же,  предмет  технология  наиболее  усиленно  знакомит  учащихся,  непосредственно,  с  профессиями  производственного  характера.  Учащиеся  узнают  о  профессиях  слесаря,  токаря,  инженера,  каменщика,  сварщика,  швеи  и  т.д.  Это  всё  по  тому,  что  в  ходе  изучения  конкретных  тем  и  разделов  затрагиваются  профессии  связанные  с  этим  видом  деятельности. 

В седьмом и восьмом классе при изучении тем по ручной обработке металла таких как: «Резание металла», «Рубка металла», «Опиливание заготовок из металла» и другие, обучающиеся знакомятся с профессиями: «Слесаря механосборочных работ» - который собирает из отдельных деталей и узлов станки, двигатели, автомашины и тракторы, «Слесарь -ремонтник» - производящий ремонт и регулировку различного оборудования, «Слесарь – инструментальщик» - изготовляет и ремонтирует различные инструменты и приспособления.

В седьмом классе список мира профессий дополняют такие как: термист – специалист, занимающийся на предприятиях термической обработкой материалов; слесарь- ремонтник станочного парка – специалист, выполняющий на предприятиях ремонт и регулировку станков различного типа; наладчик станков – специалист, который на предприятиях выполняет установку и регулировку всех инструментов и приспособлений, а так же сменных частей станков; художники и мастера декоративно – прикладного искусства представленные в разделе: «Технология художественно – прикладной обработки материалов» - люди творческой профессии, специалисты, которые изготовляют художественные изделия из металла на ювелирных предприятиях.

В восьмом классе в разделе «Технология домашнего хозяйства» ученики познают мир таких профессий, как штукатур – специалист, выполняющий штукатурные работы в жилых помещениях и административных зданиях; маляр – специалист владеющий технологией оклейки помещений обоями; слесарь – сантехник, выполняющий работы по обслуживанию систем водоснабжения в домах.

В  восьмом  классе,  в  разделе  «электротехнические  работы»,  учащиеся  знакомятся  с  ещё  одной  профессией  производственной  отрасли  —  электромонтёром.  Специалисты,  отвечающие  за  работу  электротехнических  устройств  (электромонтёры),  должны  поддерживать  в  исправном  состоянии  бесчисленное  количество  работающих  на  благо  человека  электрических  машин  —  от  мелких  приборов  до  электрооборудования  предприятий  и  гигантских  систем  электроснабжения.  Таким  образом,  в  ходе  разбора  теоретической  части  материалов,  учащиеся  знакомятся  с  профессиями.

Знакомство  и  получение  большей  информации  о  профессиях  в  курсе  технология,  учащиеся  получают  на  уроках  при  изучении  раздела  «Профессиональное  самоопределение»  с  9-х  по  11-й  классы.  Сообщение  информации  о  профессиях  на  уроках,    реализуется не  только  из  учебника,  но  и  из  дополнительных  источников,  таких  как:  журналы,  интернет  ресурсы  и  жизненного  опыта,  как  учителя,  знакомых,  так  и  сведений  самих  учеников. 

Немаловажную  помощь  при  профессиональном  самоопределении,  помимо,  объяснения  теоретических  сведений,  несут  практические  задания. 

В  настоящее  время  информация  о  профессиях  располагается  во  многих  литературах.  По  профессиональной  ориентации  написано  множество  книг,  журналов,  статей,  текстовые  файлы  которых  хранятся  не  только  в  печатной  форме  на  бумажных  носителях,  в  просторах  глобального  интернета  содержатся,  также,  множество  ресурсов  по  этой  направленности.  В  помощь  самоопределения  существуют  множество  тестов,  опросников,  анкет,  которые  позволяют  определить  интересы  учащихся,  склонности,  способности;  выявляют  темперамент  и  характер,  что,  непосредственно,  влияет  на  выбор  профессии.  Некоторые  опросники  позволяют  анализировать  психические  реакции  людей,  так  же  —  служащие  важными  факторами  для  профессионального  самоопределения; выявляют профессиональную пригодность и  апробируют  профессии. 

Профориентационная беседа - наиболее распространенный метод. Беседа всегда должна быть связана логически с изучаемым материалом. В процессе подготовки дается учащимся задания, например, собрать информацию о данной профессии. Затем собранные учащимися сведения используются на уроке.

Вот примерный план беседы о профессии :

1.Знакомство с историей развития данной профессии.
2. Основное содержание труда специалистов этой профессии.
3.Орудия труда и материалы, используемые специалистами этой профессии.
4.Условия труда.
5. Общетрудовые, общетехнические и специальные знания, умения и навыки, которыми должен обладать рабочий данной профессии.
6.Психофизические требования профессии к человеку. 7.Экономические сведения о профессии.
8.Подготовка кадров и возможности профессионального

Почему  же,  если  написано  столько  литературы  и  разработано  столько  методик,  по-прежнему  ребята  не  могут  самоопределиться,  или  всё  же  выбрав  профессию,  остаются  огорчённые  ею?  Ответ  довольно  простой  —  ученики  не  серьёзно  подходят  к  решению  выбора  профессии. 

Ошибки  при  этом  довольно  схожи.  Так  можно  перечислить  несколько  причин,  приводящих,  по  мнению  академика  Е.А.  Климова,  к  неправильному  выбору:

1.    Выбирающий  видит  лишь  конечный  результат  длительного  профессионального  пути,  но  не  видит  сам  путь.  Например,  человек  хочет  сразу  стать  главным  инженером  на  заводе  или  директором  банка.  При  таком  подходе  невольно  возникает  опасность  застрять  на  начальных  этапах,  потерять  надежду,  почувствует  себя  неудачником,  если  загаданный  успех  не  даётся  сразу.  Вот  почему  надо  настроить  себя  на  начало  пути,  а  не  только  на  конечный  результат. 

2.    Выбор  профессии  под  прямым  или  косвенным  влиянием  товарищей,  «за  компанию»,  может  очень  подвести  вас.  Чтобы  не  ошибиться,  надо  больше  прислушиваться  к  самому  себе,  к  тому,  что  ближе  и  интересней  вам  самим. 

3.    Неумение  разобраться  в  своих  личных  качествах.  В  этом  помогут  родители,  учителя,  книги .  Так  же  ошибкой  может  послужить  то,  что  ребята,  выбирая  профессию,  стремятся  за  её  престижностью,  однако  это  не  самый  верный  путь,  так  как  подобно  моде  она  очень  изменчива.  Ошибкой  выбора  профессии  может  стать  не  полная  осведомлённость  о  профессии,  порой  выбор  осуществляется  только  из-за  интересов  или  только  склонностей  выпускника.  Так  же  ошибка,  может  быть  в  том,  что  ребята,  выбирая  профессию,  считают,  что  этот  выбор  будет  окончательным  и  бесповоротным,  не  подлежащим  впоследствии  изменениям.  Перечень  ошибок  гораздо  больше,  чтобы  сократить  и  даже  вовсе  искоренить  их,  необходимо  довести  до  глубины  души  каждого  ребенка  важность  правильного  выбора  профессии. 


Из  сказанного  следует,  что  подготовка  к  выбору  профессии  и  овладению  ей  не  просто  занимает  важное  место  в  учебном  процессе,  но  и  выступает  его  организующим  звеном.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!