СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Роль педагогического коллектива школы в профессиональном самоопределении обучающихся в условиях ФГОС СОО" Педагогический совет

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка будет полезна заместителям директора по учебно-воспитательной работе, лицам, ответственным за профориентацию в школе, классным руководителям. 

Просмотр содержимого документа
«"Роль педагогического коллектива школы в профессиональном самоопределении обучающихся в условиях ФГОС СОО" Педагогический совет»

Педагогический совет

Дата: 01.11.2019

Тема: «Роль педагогического коллектива школы в профессиональном самоопределении обучающихся в условиях ФГОС СОО»

Докладчик: заместитель директора по УВР Первова Т.П.

Содокладчики:

  1. Учитель математики Фомина Светлана Анатольевна «Роль учителя в профессиональном самоопределении обучающихся при изучении профильной математики».

  2. Учитель физики Мелекесова Ирина Владимировна «Обеспечение профессиональной ориентации обучающихся 10-11 классов во внеклассной работе и в условиях преподавания профильной физики».

  3. Учитель истории Фроликова Наталья Александровна «Профориентационный потенциал уроков истории и обществознания».

  4. Учитель химии и биологии Нетребская Татьяна Анатольевна «Некоторые наиболее значимые мероприятия города Самара, направленные на профессиональную ориентацию школьников»

  5. Учитель иностранного (английского) языка Краснова Светлана Александровна «Организация профориентации на уроках английского языка и во внеклассной работе».

  6. Учитель информатики Фатеева Ирина Геннадьевна «Возможности Всероссийской профориентационной диагностики обучающихся 8 – 11 классов общеобразовательных организаций России в профессиональном самоопределении».

Цель педагогического совета: Определить место различных форм профориентационной работы в процессе содействия профессиональному самоопределению школьников.

Задачи педагогического совета:

1. Повышение профессиональной компетентности учителей, ответственных за профессиональную ориентацию школьников.

2. Обобщение положительного опыта коллег, осуществляющих педагогическую деятельность по профессиональному самоопределению обучающихся посредством уроков и внеклассной работы.

3. Формирование системного представления о профориентационной работе.

4. Определение подходов к организации основных форм профориентационной работы с обучающимися.



Высказывания великих мыслителей о важности правильного выбора профессии:

  • Сенека: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».

  • Конфуций: «Выбери себе дело по душе, и тебе ни дня не придется работать».

  • К. Д. Ушинский: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет».

  • Е. А. Климов: «Выбор профессии — это второе рождение человека. От того, насколько правильно выбран профессиональный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье».

И один из главных выборов, который делает человек, принимает решение, кем быть и каким быть.

От ответа на вопрос «Кем быть?», который человек должен дать уже в школе, зависит благополучие всей его дальнейшей жизни. Давайте поразмышляем, почему так важно не ошибиться в выборе профессии. Подумайте, сколько времени вы проводите на работе? А если эта работа вам не в радость? Прибавляет ли радости в жизни любимое дело, любимая работа?

Сегодня на заседании педагогического совета мы сделаем попытку разобраться, как помочь нашим ученикам выбрать профессию, которая сделала бы их жизнь наполненной смыслом, счастливой и радостной, приносила бы не только удовлетворение результатами труда, но и (это не менее важно) обеспечивала финансовое благополучие.

А я на своем месте? Я не ошибся в выборе профессии?

Каждый из нас уже давно решил, чем для него является профессия учителя. Сегодня я вам предлагаю протестировать себя, чтобы узнать, насколько выбор профессии соответствует вашему психологическому типу. Конечно, не надо к этому тестированию относиться с полной серьезностью, но, как говорится, в каждой шутке есть доля правды (кстати, все, что мы сегодня будем делать на педсовете, можно использовать в профориентационной работе с учениками).

Практическая работа № 1. Тестирование (индивидуальная работа)
  1. Тест «Психогеометрия». На слайде вы видите четыре фигуры: круг, треугольник, зигзаг и квадрат. Выберите и зарисуйте ту геометрическую фигуру, которая вызывает у вас бОльшую симпатию по сравнению с другими.

  2. Тест «Мой характер определяет мою профессию». Данный тест состоит из пяти вопросов. В каждом пункте выберите один ответ, который вам ближе, запишите номер вопроса и выбранную букву (А, Б, В, Г или Д) на листе бумаги. После этого подсчитайте, каких букв у вас получилось больше, и получите ответ, правильный ли выбор вы сделали когда-то.

Вопрос 1. Какой досуг вам по душе?

А. Общение с друзьями или семьей.

Б. Чтение журналов, газет, просмотр новостей или информационных программ.

В. Поход за покупками или просто по магазинам, изучение и сравнение цен на те или иные товары.

Г. Лучше провести день, занимаясь починкой или конструированием чего-то, ковыряясь в автомобиле или переустанавливая программы в компьютере.

Д. Пойти на выставку, в театр, в кино, на концерт, на любое интересное культурное мероприятие.

Вопрос 2. Что, по вашему мнению, главное в работе?

А. Сплоченный коллектив, правильно выстроенные отношения между людьми. Возможность нести что-то обществу.

Б. Простор для обучения, познания, изучения чего-то нового.

В. Стабильный доход, возможность карьерного роста.

Г. Возможность что-то создавать или улучшать.

Д. Творчество, вдохновение, полет фантазии.

Вопрос 3. Что главное в жизни?

А. Отношения с людьми.

Б. Поиск ответов на вопросы, познание.

В. Материальная стабильность.

Г. Технический прогресс, модернизация.

Д. Вдохновение, возможность творить.

Вопрос 4. Что главное в человеке?

А. Доброта, честность и сострадание.

Б. Ум и умение логически мыслить.

В. Честность, умственные способности, целеустремленность.

Г. Трудолюбие.

Д. Нестандартное мышление, смелый взгляд на мир, воображение.

Вопрос 5. Чем бы вы готовы были заниматься бесплатно?

А. Работать с людьми: помогать детям, старикам, заниматься благотворительностью.

Б. Изучать какую-либо интересную область.

В. Ничем.

Г. Изобретать или чинить.

Д. Творить.

  1. Тест «Узнайте ваш личный код по дате рождения»

Подсчитайте личный код, сложив все цифры даты рождения. Например, дата рождения 25.12.1983.

Находим сумму даты: 25=2+5=7, месяца: 12=1+2=3, года рождения: 1983=1+9+8+3=21=2+1=3. В итоге получаем: 25.12.1983=(2+5)+(1+2)+(1+9+8+3)=7+3+3=13=1+3=4.

4 — это и есть личный код.

Давайте проанализируем, что у вас получилось. Сравните свои результаты с данными таблицы, и вы сможете сделать вывод, правильно ли вы выбрали профессию, соответствуют ли ваши личные качества тем, которыми должен обладать учитель.

Профессия учителя — ваша судьба, если:

  • вы выбрали из геометрических фигур круг (символ гармонии, тепла, любви) или квадрат (символ неутомимого труженика и эрудита);

  • в тесте № 2 у вас больше ответов, А (ваш долг — помогать, нести людям пользу);

  • тесте № 3 ваш личный код — цифра 2, 6 или 9 (профессии, связанные с помощью и заботой о других, требующие общения с людьми, работа, где есть возможность продемонстрировать свои способности, поделиться знаниями).

Как видите, далеко не все из вас, проработав большую часть жизни учителем, оказались на своем месте. А сколько таких людей в стране и в мире? Естественно, возникает вопрос: что делать, чтобы большинство наших нынешних и будущих учеников избежали подобных ошибок? Рецепт не нов, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и в ФГОС общего образования он указан вполне конкретно: «формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности», то есть профориентация.

Возникает вопрос: что делать, чтобы большинство наших нынешних и будущих учеников избежали подобных ошибок?

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 ФЗ одержит ряд положений о профессиональной ориентации и предусматривает:

подготовку обучающихся к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности (ст. 66);

помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в профориентации, получении профессии и социальной адаптации (ст. 42);

профориентационная направленность программ дополнительного образования детей (ст. 75).

Внедрение нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования обеспечивает более широкие возможности для формирования и развития готовности школьников к профессиональному самоопределению. Рецепт не нов, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и в ФГОС общего образования он указан вполне конкретно: «формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности», то есть профориентация.

Выписки из ФГОС СОО

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника школы"): подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества; мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать в т.ч. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возмжностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.

Результаты изучения дополнительных учебных предметов, курсов по выбору обучающихся должны отражать обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.

Требования к разделам основной образовательной программы: Программа должна обеспечивать: развитие у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению; подготовку к осознанному выбору дальнейшего образования и профессиональной деятельности.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность обеспечивает реализацию учебных планов одного или нескольких профилей обучения (естественнонаучный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный), при наличии необходимых условий профессионального обучения для выполнения определенного вида трудовой деятельности (профессии) в сфере технического и обслуживающего труда.

Условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать для участников образовательных отношений возможность: осознанного выбора обучающимися будущей профессии, дальнейшего успешного образования и профессиональной деятельности.

Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать: обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности.



Профориентационная работа сегодня: определение, цель, задачи, направления, формы

Сегодня мы и начнем разговор о том, что представляет собой профориентация в условиях введения ФГОС общего образования. Каковы ее цели, задачи, составляющие? В каком возрасте и как вести профориентацию? Какие методы профориентации более эффективны? Что представляет собой современный рынок труда? Как учитывать состояние рынка труда при проведении профориентации?

У каждого взрослого человека есть своя история прихода к выбору профессии. Анализ жизненных ситуаций, данные статистики дают основание утверждать, что к этому выбору далеко не все подходили взвешенно и по собственному решению. Вот только некоторые цифры, которые позволяют задуматься:

  • 30% людей к выбору профессии пришли благодаря тому, что с детства их ориентировали исходя из способностей и желания. Принятие решения родители оставляли за детьми;

  • 50% людей определялись к концу периода школьной жизни. Из них у половины выбор был обусловлен решением родителей (большинство из них не испытывает по этому поводу благодарности). Многие не стали работать по полученной специальности. Есть отдельные случаи, когда выбор вуза и факультета был обусловлен лишь подходящим набором баллов для поступления;

  • только 20% людей работают по той профессии, к которой готовились в юности;

  • 20% людей вообще не сформировали понимание своего предназначения.

Это данные опроса взрослого населения. А вот данные Центра профориентации и самоопределения школьников ИСМО РАО (Институт стратегии развития образования Российской академии образования):

  • 58,2% старшеклассников за четыре месяца до окончания школы еще не делают свой выбор профессии, точно не знают, где будут учиться и работать после окончания школы;

  • 50%, как правило, выбор профессионального будущего не связывают со своими реальными возможностями и потребностями рынка труда;

  • 67% не имеют представления о научных основах выбора профессии, в том числе не владеют информацией о требованиях профессии к ее соискателю и не владеют умениями анализировать свои возможности в профессиональном выборе;

  • 45% студентов плохо представляют сущность выбранной профессии;

  • около 60% молодых специалистов готовы поменять свою профессию уже после первого года работы.

Этих фактов вполне достаточно, чтобы убедить вас в том, что помощь школьнику в выборе будущей профессии крайне необходима.

Ситуация осложняется тем, что в наше время ученикам очень непросто делать выбор из-за постоянно меняющейся ситуации на рынке труда, из-за нестабильности экономической ситуации, из-за незнания профессий, имеющих перспективу в будущем. Надо иметь в виду, что ежегодно появляются около 500 новых профессий, многие из которых «живут» лишь 10−15 лет, а затем либо исчезают, либо претерпевают кардинальные изменения.

А еще сегодня молодежь в большинстве своем видит смысл выбора профессии вне ее содержания. На первое место выходят факторы престижа, популярности в обществе и зарплаты (дохода). Разъединение человека и его профессии ведет к серьезным внутренним противоречиям, делая его несчастным, потому что он тратит жизнь на работу, которую не любит. Таких людей Э. Фромм, автор книги «Душа человека», назвал «рыночными личностями», которые даже сущность профориентационной помощи переводят в рыночную плоскость: «Помогите мне получше устроиться», «Скажите, какие профессии самые оплачиваемые», «Сначала надо заработать побольше денег, а уж потом заняться любимым делом». Сложившуюся ситуацию Э. Фромм характеризует так: «Проповедь труда утрачивает свою силу, первостепенной становится проповедь продажи труда».

Ученые, занимающиеся проблемами профессионального выбора школьников, определили основные ошибки, которые делают выпускники школ при выборе профессии:

  • выбор работы или образовательной организации «за компанию» или под влиянием мнения знакомых, друзей, кумиров;

  • поступление по принципу «куда возьмут», «никуда больше не поступлю», поступление в вуз с целью отложить начало взрослой жизни или избежать призыва в армию;

  • концентрация всех усилий на выборе вуза, а не на специальности, сопровождающаяся, как правило, уверенностью в том, что главное — поступить, а дальше все пойдет само собой и ни о чем больше не надо заботиться;

  • ориентация на внешнюю привлекательность профессии, недооценка трудностей выбранной специальности;

  • ориентация на моду, приводящая к выбору одной из самых популярных и востребованных в данный момент специальностей.

И еще одна ошибка в выборе профессии, которая касается прежде всего родителей, — навязывание своего мнения, выбор профессии за ребенка, без учета его мнения.

А вот как чаще всего выбирают профессию наши дети или за них их родители.

Демонстрируются видеофрагменты  «Кем быть?» (журнал «Фитиль»).

Все, о чем мы уже сказали, должно было привести вас к однозначному выводу: подросткам нужна серьезная квалифицированная помощь в выборе профессии. И эту помощь должна оказать школа.

Прежде чем говорить о ней, разберемся с терминами. Сегодня ключевым понятием профориентации является понятие «профессиональное самоопределение личности» — процесс и результат формирования готовности человека самостоятельно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего образовательного профессионального маршрута.

Школа обязана оказывать психолого-педагогическую поддержку профессиональному самоопределению школьника. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения — это «особая сфера деятельности педагогов, ориентированная на взаимодействие со школьником по оказанию ему поддержки в становлении личностного роста, социальной адаптации, принятии решения об избираемой профессиональной деятельности и самоутверждении в ней».

Составляющими элементами педагогической поддержки профессионального самоопределения являются:

  • профессиональная ориентация по пяти направлениям: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика и профконсультация;

  • предпрофильная подготовка, включающая профильную ориентацию и информационную работу;

  • профильное обучение.

Центральным компонентом педагогической поддержки профессионального самоопределения является профессиональная ориентация, которая должна осуществляться на всех этапах жизни человека.

Попробуем сопоставить термины, выполнив следующую практическую работу.

Практическая работа № 2 (работа в группах)
  1. Сопоставьте понятие и его определение.

Понятие

Определение

1

2

1. Профессиональная ориентация

А. Компонент предпрофильной подготовки, который обеспечивает учащихся и их семьи знанием об образовательных возможностях территориально доступной им образовательной среды

2. Профильная ориентация

Б. Система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы в избираемых ими профилирующих направлениях будущего обучения и сфере последующей профессиональной деятельности

3. Предпрофильная подготовка

В. Система специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, предполагающая дифференциацию обучения и ориентированная на создание для каждого школьника возможностей продолжения образования в соответствии с его выбором в высших учебных заведениях

4. Профильное обучение

Г. Комплекс мер по оказанию помощи школьнику в выборе профессии

5. Профдиагностика

Д. Составная часть предпрофильной подготовки, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в выборе профиля обучения и возможного дальнейшего трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда

6. Информационная работа

Е. Изучение и оценка потенциальных профессиональных возможностей с помощью набора специальных диагностических методик

Таким образом, профессиональная ориентация — это комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на оказание помощи школьнику в выборе профессии с учетом его желания, склонностей, способностей и потребности рынка труда.

Цель профессиональной ориентации — оказание психолого-педагогической помощи ученикам в выборе профессиональной деятельности с учетом запросов рынка труда и личности.

В современном понимании смысл профориентационной работы заключается в формировании у обучающихся неких универсальных качеств, которые позволяют осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за него и стать профессионально мобильными.

Профориентационная работа занимает важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой страны, потребностями обучающихся и их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил максимально полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время и силы в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда. По сути, профессиональная ориентация в школе — это система учебно-воспитательной работы, направленная на усвоение обучающимися необходимого объема знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.

Главные задачи профориентации:

  • сформировать положительное отношение к труду;

  • ознакомить с разнообразными профессиями, прежде всего востребованными на рынке труда;

  • научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;

  • научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

  • научить анализировать свои возможности и способности (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности).

Основными направлениями профориентационной работы в школе являются:

  • профессиональное информирование — знакомство школьников с миром профессий, личностными и профессионально важными качествами человека, существенными для самоопределения, с системой образовательных организаций и путями получения профессии, с потребностями рынка труда;

  • профессиональное воспитание — формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать обучающихся к участию в разнообразных формах урочной и внеурочной работы, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности;

  • профессиональное консультирование (профдиагностика) — изучение личности обучающегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер и проводится с помощью психолога.

Эти направления реализуются в различных формах и с помощью различных методов работы по профориентации в зависимости от возраста обучающихся:

  • индивидуальные и групповые беседы-консультации;

  • классные часы и групповые беседы;

  • тренинги;

  • специально организованные дискуссии и диспуты;

  • активизирующие опросники;

  • изучение профессиограмм;

  • встречи с представителями различных профессий, представителями образовательных организаций;

  • элективные курсы профориентационной направленности;

  • круглые столы;

  • профориентационные игры: ярмарки и карнавалы профессий, фестивали, КВН, брейн-ринги и т. п.;

  • деловые и ролевые игры;

  • единые дни и недели профориентации;

  • викторины «Что я знаю о мире профессий?»;

  • выставки;

  • защита проектов;

  • вечера-портреты «Звезда в своем деле»;

  • экскурсии;

  • диагностические методики готовности к выбору профессии;

  • профессиональные пробы;

  • профконсультационные активизирующие методики Н. С. Пряжниковой:

— профориентационные игры с классом;

— игровые профориентационные упражнения;

— карточные профоконсультационные методики;

— разные виды опросников.

Этапы педагогической поддержки профессионального самоопределения

На первый взгляд кажется, что профориентация — явление в школе не новое, но в современных условиях оно должно стать одним из главных направлений работы, являясь частью программы социальной адаптации обучающихся. Притом работа школы по профориентации в современных условиях должна претерпеть существенные изменения, решая одну из главных целей — формирование у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, требованиям к современному человеку. Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию, используются в основном словесные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой.

Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу при соблюдении трех условий:

  • когда к ней привлечен весь коллектив;

  • когда профориентация является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах с 1-х по 11-е классы;

  • когда соблюдаются следующие принципы:

— систематичность и преемственность: профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс;

— дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости;

— оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы со школьниками и их родителями (законными представителями);

— связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).

Современное состояние рынка труда и его учет в профориентационной работе со школьниками

Как мы уже говорили, одна из главных задач профориентации — помощь ученику в выборе не просто профессии, а именно той, которая бы соответствовала его способностям, склонностям, желаниям, была бы востребована на рынке труда и обеспечивала бы его финансовое благополучие. Таким образом, в ходе профориентации очень важно дать ответы на важнейшие вопросы:

  • На какие профессии ориентировать ученика с учетом перспективы развития экономики и рынка труда?

  • Какие профессии окажутся востребованными в ближайшие 10−20 лет?

  • Какую специальность надо получить, чтобы диплом не оказался ненужной бумажкой?

Прошлые годы стал очень непростым для российской экономики. Сложная международная обстановка, падение курса рубля, санкции, существенное снижение цен на нефть — все эти факторы стали тяжелыми ударами для нашей страны. Такие резкие изменения не смогли не отразиться на рынке труда и на востребованности различных профессий.

Перспективные профессии будущего – ТОП-10 по версии «Сколково»

Этот список был представлен экспертами «Сколково» в виде атласа специальностей, которые будут востребованы в будущем. Среди них есть отличные варианты и для девушек, и для юношей.

Наиболее реалистичными профессиями были признаны:

  1. Сити-фермер. Он будет заниматься полезным озеленением мегаполисов. Вполне возможно, что в будущем большие города смогут самостоятельно обеспечивать себя овощами и фруктами – они будут выращиваться прямо на крышах и фасадах небоскребов.

  2. Молекулярный диетолог. «Диета Ларисы Долиной» может не помогать не только из-за антинаучного базиса, но и из-за индивидуальных особенностей вашего организма. В ближайшем будущем мы сможем худеть на молекулярном уровне – диетологи будут исследовать индивидуальность нашего строения в мельчайших подробностях и смогут составлять уникальные программы для похудения, набора или удержания веса.

  3. Онлайн-доктор. Ряд законов об онлайн-консультациях уже принят, потому профессия не кажется футуристической, и тем более утопической. Уже через 4-5 лет онлайн-доктор сможет заменить большинство врачей, практикующих классический очный прием пациентов.

  4. Менеджер по космическому туризму. Если американские исследователи отмечают космических гидов, то «Сколково» делает акцент на специалистах, которые будут организовывать полеты к звездам. Менеджеры в этой отрасли, согласно прогнозам, станут востребованными уже через 15-20 лет.

  5. Цифровой лингвист. Задача специалиста – адаптировать язык машин для человека, сделать его более понятным и «живым». Цифровые лингвисты будут работать с онлайн-переводчиками, поисковыми системами и другими роботизированными устройствами, которые «говорят» с человеком.

  6. Реконструкторы. Большинство знаковых зданий, памятников истории и архитектуры, совсем скоро станут аварийными. Задача специалистов по перестройке этих объектов создать проект, в соответствии с которым здание перестанет представлять опасность и при этом сохранит ценность памятника.

  7. Проектировщик 3D-печати. Эта профессия станет особенно востребованной в строительстве, где 3D-технологии широко применяются уже сегодня. И если сейчас печатают лишь отдельные элементы и стройматериалы, то в будущем с помощью специальных принтеров можно будет создавать полноценные здания.

  8. Разработчик домашних роботов. Специальность существует уже сегодня и в будущем продолжит набирать популярность. Эксперты полагают, что к 2030-му году человек сможет полностью избавиться от хлопот по дому, передав всю бытовую работу машинам.

  9. Проектировщик финансовой траектории. Он поможет вам не совершать ошибок при построении карьеры, разработав индивидуальный план достижения успехов. По сути это эксперт, который сможет составить алгоритм движения по карьерной лестнице для каждого человека.

  10. Тренер по майнд-фитнесу. Будут столь же харизматичными, как ведущие современных бесполезных тренингов, и одновременно помогут вам приблизиться к совершенству в интеллектуальном плане. Вы сможете овладеть скорочтением, развить феноменальную память и так далее.

С точки зрения специальностей будущего наиболее востребованными отраслями являются:

  • Биология;

  • IT;

  • Робототехника;

  • Химия;

  • Менеджмент.

Министерство труда РФ в начале февраля 2018 года назвало самые востребованные в ближайшем будущем профессии:

  • мехатроник — специалист, который должен знать все об автомобилестроении, о принципах работы в промышленности, то есть он должен обладать знаниями на стыке механических и электронных устройств;

  • специалист по неразрушающему контролю (дефектоскопист), работа которого связана со сварочным производством и сварочными швами;

  • специалисты в сфере мобильной робототехники;

  • программисты, разработчики мультимедийных приложений, технические писатели и сборщики электронных систем;

  • парикмахеры, повара-кондитеры и другие профессии, связанные со сферой питания и обслуживанием;

  • специалисты в сфере телекоммуникаций.

По мнению заместителя заведующего кафедрой труда и социальной политики ИГСУ РАНХиГС профессора Александра Щербакова, лет через пять на рынке труда образуется настоящий провал по узкоспециальным техническим и массовым профессиям: днем с огнем нельзя будет найти, к примеру, сварщиков, специалистов по обработке металлов, слесарей, токарей и т. д., — все то, что сегодня считается немодным и непрестижным. «Чтобы хоть как-то спасти ситуацию, правительство уже сейчас должно разработать четкий план привлечения в эти области молодых людей. А как это сделать? Надо поработать над имиджем этих профессий. Для этого можно запустить яркую социальную рекламу на телевидении, в журналах, распространить информацию в соцсетях, — говорит он. — Но и это не сработает, если мы не приведем в свою пользу достойный аргумент, а это, конечно, зарплата», — добавляет профессор.

Министерство образования и науки РФ проанализировало данные о трудоустройстве и зарплатах более чем 1,2 млн выпускников российских вузов. Наиболее востребованными на рынке труда остаются инженеры, самые высокие стартовые зарплаты — у специалистов по аэронавигации и ракетно-космической технике.

В десятке самых высокооплачиваемых специальностей восемь позиций также занимают «технари».

Кроме этого, в связи с развитием новых технологий в ближайшие 15−20 лет появятся и новые профессии, которые представлены в альманахе «Атлас новых профессий». Здесь же дан перечень профессий, которые в скором времени «уйдут на пенсию», исчезнут как устаревшие и неперспективные. Эта книга должна стать настольной для профориентатора.

Критерии эффективности профориентационной работы

Как оценить, измерить, насколько эффективна профориентационная работа в школе, каковы критерии эффективности?

Ответ на этот вопрос дает Г. В. Резапкина, которая в основу критериев положила четыре фактора психологической готовности подростка к выбору профессии.

Первый и самый очевидный критерий — своевременность профессионального выбора. Нормативный выбор профессии происходит примерно в 8−9-х классах (учитывая зыбкую границу нормы, можно ее немного сдвинуть: плюс-минус год). Критерий этот можно оценить одним вопросом: «Ты уже выбрал профессию?»

Второй критерий — осознанность выбора. Какой выбор можно считать осознанным? Более ста лет в профориентации используется простая и логичная модель «Хочу — могу — надо». Считается, что профессия должна нравиться. Но если школьник говорит, что выбирает профессию потому, что она ему нравится, но при этом ничего о ней не знает, то его выбор нельзя считать осознанным. Подросток может знать предмет, условия, средства труда, требования профессии, пути ее получения, противопоказания, но при этом иметь смутное представление о своих ресурсах, необходимых для получения профессии и успешной работы: интеллектуальных, физических, финансовых. Такой выбор может быть нереалистичным.

Третий критерий — реалистичность выбора. Например, подросток хочет стать ученым, но результаты работы с интеллектуальными тестами невысоки, не сформированы основные мыслительные операции. Девушка собирается стать певицей, но не имеет ни слуха, ни голоса. Эти выборы трудно признать реалистичными.(Примеры, когда человек добивается профессионального успеха вопреки, казалось бы, объективным данным, скорее, исключения чем правило.)

Четвертый критерий — согласованность, при котором выбор профессии, путей ее получения и результаты психологической диагностики лежат в одной плоскости. Согласованным можно считать выбор молодого человека, который хочет стать журналистом, собирается поступать на журналистский факультет, обладает развитым вербальным интеллектом и словесно-логическим мышлением, коммуникабелен.

Все четыре критерия взаимосвязаны. Своевременность, осознанность, реалистичность и согласованность профессионального выбора можно оценить с помощью анкеты и психологической диагностики. Анкету самоопределения, в вопросы которой «зашиты» эти критерии, целесообразно повторить через год систематической профориентационной работы в форме занятий, тренингов и классных часов по самоопределению.

Если мы делаем свое дело хорошо, то уже через год увидим в своей работе позитивные изменения. А помогут нам в работе книги главных идеологов профориентации сегодня: С. Н. Чистяковой, Н. Ф. Родичева, Г. В. Резапкиной, Н. С. Пряжниковой, а также интернет-ресурсы (см. приложение 2).

Просмотр мультфильма «Все профессии нужны».

Решение педагогического совета

  1. Направить все усилия коллектива на реализацию профориентационной деятельности в соответствии с основными принципами ФГОС

  2. Всем учителям-предметникам школы ознакомиться с «Атласом новых профессий» с целью пропаганды новых профессий на своих уроках.

  3. Классным руководителям 8−11-х классов ознакомить обучающихся и их родителей с «Атласом новых профессий», с перспективами развития рынка труда, со списком информационных ресурсов, посвященных профессиональному самоопределению, с целью коррекции профессионального выбора выпускников.

  4. Включить обучающихся школы в исследовательскую и творческую деятельность в рамках профориентации:



Приложение 1

На федеральном портале Российское образование Профориентация

Профессиональная ориентация — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.

Профессиональная ориентация включает в себя:

1) Профессиональное просвещение — ознакомление учащихся и выпускников учебных заведений с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности. Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.

2)  Профессиональное консультирование  — оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;

3)  психологическую поддержку — методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем.

Популярные Интернет-ресурсы по ПРОФОРИЕНТАЦИИ

Наименование ресурса

Информация о ресурсе

Условие доступа

Смарт Курс - http://smart-course.ru/ new!

Компания занимается вопросами осознанного выбора профессии и профориентации. Занятия проходят в различных форматах: очные и дистанционные программы, мастер-классы и встречи с представителями разных профессий, индивидуальные сессии по выбору профессии и групповые программы. Также, компания занимается подготовкой кадров в области профориентации и дополнительного образования подростков.

Проф.просвещение - бесплатно
Проф.консультирование, участие в мероприятиях и проф.поддержка, очные и дистанционные курсы - платно

Профессии СПОnew!

Этот раздел поможет вам узнать о действующих федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по профессиям.

Проф. просвещение.
Бесплатно

Справочник профессий

Раздел поддерживает кадровое агенство "Профит-М". Дается описание профессий отдельных категорий служащих: продавцы, менеджеры, бухгалтеры, мерчандайзеры, маркетологи. Часть описаний в виде должностных инструкций.

Проф. просвещение.
Бесплатно.

Специальности СПО

Этот раздел поможет вам узнать из действующих стандартов СПО о требованиях к выпускникам по выбранной специальности, о совокупности приобретённых в процессе обучения знаний, умений и навыков.

Проф. просвещение.
Бесплатно

Специальности ВПО

Этот раздел поможет вам узнать из действующих стандартов ВПО о требованиях к выпускникам по выбранной специальности, о совокупности приобретённых в процессе обучения знаний, умений и навыков.

Проф. просвещение.
Бесплатно

Центр развития и тестирования при МГУ "Гуманитарные технологии"

Центр предоставляет следующие виды услуг: профориентация учащихся и абитуриентов; развивающие тренинги для старшеклассников; профконсультирование выпускников ВУЗов и специалистов по выбору и развитию карьеры; пcихологическая диагностика и консультирование взрослых по вопросам выбора профессиональной сферы, получения второго высшего образования, повышения квалификации; консультации для соискателей по поиску работы и трудоустройству; Личностное и семейное консультирование.

Проф.консультирование, проф.поддержка.
Услуги на платной основе. Действуют скидки.

Effecton Studio 2006

Психодиагностический комплексы построены на научно-обоснованных и информативных методиках. Комплексы представляют не только результаты тестирования, но и их интерпретацию и статистическую обработку данных. Комплект устанавливается на компьютере покупателя, доступен для многократного использования и нет ограничений на количество испытуемых.

Проф.консультирование,
Приобретается на платной основе. Имеются скидки для образовательных учреждений для редакций: "Психология в школе" - для школ, лицеев, гимназий; "Психология в образовании" - для ВУЗов и ССУЗов.

Тесты МАПП

Тесты МАРР (Motivational Appraisal of Personal Potential), созданны более 40 лет назад. Постоянно совершенствуются. Назначение тестов: выбор профессии, планирование карьеры, определение путей профессионального развития. Тесты доступны на русском языке. 
Группы тестов: личная мотивация, профессиональные предпочтения, прогнозируемая успешность, сферы профессионального роста.

Проф.консультирование,
Услуги на платной основе. 
(Стоимость теста "МАРР для учащихся " - 880 рублей. Объем отчета - 10-15 страниц) 

ПСИ-ФАКТОР. Психотестодром

Информационный ресурсный центра по практической психологии предлагает 20 тестов, часть из которых может оказаться полезной для лиц, выбирающих себе профессию - Логический тест «Летающий крокодил», Ваши лидерские качества, Вы ведущий или ведомый?, Cклонны ли вы к деловому риску?, Способны ли вы быть руководителем?, Мерчандайзинг, Тест для рекламистов-копирайтеров, Психология рекламы.

Проф.консультирование,
Бесплатно. Дополнительные сервисы (прохождение индивидуальных курсов) - на платной основе.





Приложение № 2

Интернет-ресурсы в помощь педагогам


1. Психологические профориентационные игры, приемы, разработки занятий

1.1. Проект «Навигатум». Игровые профориентационные материалы, в том числе мультсериал «Калейдоскоп профессий». URL: http://navigatum.ru

1.2. Сайт «Профориентация». URL: http://profor.by/index.html

1.3. Сайт «Ваш психолог». URL: http://vashpsixolog.ru/index.php

1.4. Сайт Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии», созданного на базе факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. URL: http://www.proforientator.ru

1.5. Сайт «Профориентация Грейс». URL: http://proforientation.ru

1.6. Сайт Центра профориентации Эльмиры Давыдовой «ПрофГид». URL: http://www.profguide.ru

1.7. Сайт «PROект PRO». URL: http://proekt-pro.ru

1.8. Сайт «Сетевое методическое объединение школьных психологов» Профориентационные игры. URL: http://som.fio.ru/items.asp?id=10001985

1.9. Сайт «Школьный психолог». Профориентационные игры. URL: http://www.yandex.ru/yandsearch?text

1.10. Сайт «Сборник профориентационных игр». URL: http://lan.krasu.ru/studies/ppf/m_profgames.pdf

1.11. Сайт ЦПСО «Точка Пси». URL: http://www.tochkapsy.ru/publik.htm

1.12. Сайт «Время выбирать профессию». URL: http://metodkabi.net.ru


2. Секреты выбора профессии

2.1. Сайт «Find Job.ru»: «Как выбрать профессию? Секреты выбора профессии». URL: http://www.find-job.ru/profession; http://www.find-job.ru/secret

2.2. Сайт «Профориентация». URL: http://www.eoi.ru/consult/index

2.3. Сайт «Все для поступающих». URL: http://www.edunews.ru/task/prof

2.4. Сайт «Выбор профессии: кем стать?». URL: http://www.lyceum.krasnodar.ru

2.5. Сайт «Профориентация: кем стать?». URL: http://www.ht.ru/prof


3. Мир профессий (описания различных профессий)

3.1. Проект «E-executive»: справочник профессий. URL: http://www.e-ecutive.ru/professions

3.2. Сайт «Профориентация. Образование. Занятость». URL: http://www.acareer.ru

3.3. Сайт «Find Job.ru». Словарь профессий. URL: http://www.find-job.ru/glossary

3.4. Сайт «А.Я. Психология». Профессиограммы. URL: http://azps.ru/porientation/indexpg

3.5. Сайт «Работа.Su». Словарь профессий. URL: http://rabota.su/info/staff

3.6. Сайт «ПрофВыбор.ру». Электронный музей профессий. URL: http://www.profvibor.ru/oproekte.php

3.7. Портал «Учеба.ру». URL: http://www.ucheba.ru/prof

3.8. Общероссийская информационно-справочная система «Абитуриент»: для поступающих в вузы и школы России. URL: http://www.urc.ac/ru/abiturient/index.html

3.9. Сайт «Время выбрать профессию». URL: http://www.proftime.edu.ru

3.10. Сайт «Энциклопедия по трудоустройству». URL: http://www.rabotka.ru

3.11. Сайт «Профориентация. Образование. Занятость». URL: http://www.acareer.ru



Приложение 3

Какие профессии сейчас востребованы

Безусловно, выбор профессии – это важный этап в жизни каждого человека, ведь работа не только будет кормить вас, но и позволит получать удовольствие от жизни.

Отталкиваться в своем выборе стоит как от собственных способностей и наклонностей, так и от рыночной конъюнктуры. Например, в настоящее время на рынке наблюдается острый дефицит рабочих специальностей, без труда смогут трудоустроиться водители, продавцы продовольственных товаров, повара и обладатели строительных специальностей, среди работников высокой квалификации существует спрос на врачей, учителей, инженеров и бухгалтеров.

Если вы - обладатель названной профессии, то любая биржа труда подберет для вас вакансию, если же вы только выбираете свое призвание, то стоит ознакомиться со списком перспективных профессий на ближайшие 5 лет.
 

Список востребованных профессий в России 2020

Среди общего списка наиболее нужных профессий 2015-2020 гг. называют:

1. IT-специалистов (программисты, специалисты по администрированию баз данных или серверного оборудования, вебдизайнеры).
Поскольку окружающую нас действительность все больше наполняют компьютеры и информационные технологии, спрос на специалистов с соответствующим образованием будет только расти.

2. Инженеры.
Большинство крупных промышленных предприятий давно испытывают нехватку инженерных кадров, и, не смотря на то, что в кризис негативно сказывается на росте производства и темпов строительства, в ближайшем будущем потребность в квалифицированных инженерах будет расти.Зарплата инженера.

3. Специалисты в сфере маркетинга
В ситуации экономической нестабильности, перенасыщения рынка, падения потребительского спроса многие компании будут заинтересованы с грамотном маркетологе, способном продвинут товар или услугу и довести его до конечного потребителя.

4. Представители социальных профессий (педагоги, врачи).
Если предмет труда напрямую связан с основными потребностями человека, то его актуальность всегда будет на высокой. Старение общества и экологическая обстановка увеличивает спрос на медицинских работников, а потребность в новых знаниях обеспечит работой специалистов в сфере образования.

5. Переводчик.
Хотя знание иностранного языка постепенно будет выступать необходимым дополнением к большинству профессий, неизбежное расширение межкультурных связей приведет к росту спроса на специалистов сфере лингвистики.
 

Список востребованных женских профессий 2020

В целом современная сфера труда предлагает широкие возможности по реализации индивидуальных способностей независимо от возраста и пола. Однако при желании можно назвать и топ-5 наиболее востребованных женских профессий 2020, среди них:

  1.  Медики;

  2.  Специалисты по кадрам;

  3.  Психологи;

  4.  Специалисты в сфере торговли и услуг;

  5.  Педагоги.

Все перечисленные профессии требуют высокой стрессоустойчивости, развитых коммуникативных навыков и эмпатии, что делает их более подходящими для женской части работающего населения. Кроме того многие «женские» профессии предоставляют такие преимущества как свободный график и частичная занятость, что упрощает совмещение профессиональных и семейных обязанностей.
 

Список востребованных рабочих профессий 2020

Знание актуальных тенденций в социальной и экономической сферах позволяет не только перечислить топ самых востребованных профессий, но и проследить общий сдвиг спроса-предложения на рынке труда России.

Политика Правительства в сфере повышения престижа рабочих профессии уже сейчас привела к увеличению количества абитуриентов, желающих учиться в средне-специальных учебных заведениях. Среди наиболее востребованных до 2020 г. рабочих профессий называют:

  1.  Профессии, связанные со строительством (каменщик, слесарь, сварщик, токарь и т.д.) Уже сейчас значительная доля всех вакансий на рынке труда связана с профессиями основных производственных специальностей, а неизбежное увеличение темпов строительства способно многократно увеличить спрос на таких специалистов;

  2.  Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования. С появлением новой техники появляется и потребность в ее ремонте и обслуживании, а развитие информационных технологий приводит к необходимости прокладки кабелей и установке соответствующего оборудования;

  3.  Монтажники (например, специалисты по установке пластиковых окон);

  4.  Технологи, особенно в сфере химической и пищевой промышленности;

  5.  Операторы для работы с различным промышленным оборудованием(например, бурильщики или машинисты)

Безусловно, среди специалистов рабочих специальностей особенно ценятся сотрудники с профессиональным опытом. Именно по этой причине молодым специалистам особенно внимательно необходимо относится к выработке важных профессиональных навыков и умений.

Несмотря на широкие возможности, предоставленные современным рынком труда, главным для успешного трудоустройства остается именно желание работать.

Возможно Вас заинтересуют:

  • Нужные профессии в России 2020 - 2021

  • Профессии после 11 - список

  • Какие специальности востребованы

  • Самые востребованные специальности

  • Востребованные профессии для девушек и женщин

  • Самые востребованные профессии

  • Самые востребованные профессии врачей в России

  • Высокооплачиваемые гуманитарные профессии

  • Востребованные профессии через 5 лет

  • Востребованные профессии в России

  • Востребованные профессии 2025 - список

  • Востребованные профессии 2016

  • Самые высокооплачиваемые профессии

  • Железнодорожные специальности

  • Специальность "Социальная работа"




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!