«Роль педагога в сознании психологического
климата в детском коллективе»
Важным показателем психологически компетентного педагога является создание благоприятного социально – психологического климата в детском коллективе
Самые актуальные задачи воспитания, наиболее эффективно решаются, если разумно организовать жизнедеятельность детского коллектива. Ведь в сплочённом детском коллективе ребята приобретают опыт межличностного взаимодействия, группового сотрудничества, социальной ответственности. Но это возможно лишь при создании благоприятного социально-психологического климата в коллективе.
Воспитывая коллектив и используя его в формировании коллективных норм поведения и отношений, нельзя забывать и об индивидуальном развитии каждого ребёнка. Коллектив – мощный инструмент воспитания, настолько мощный, что он вполне способен подавлять индивидуальность. Этого не случится, если социально-психологический климат в коллективе не мешает, а благоприятствует проявлениям индивидуальности каждого ребёнка.
Современный педагог, для создания благоприятного социально-психологического климата в коллективе должен обладать:
- знаниями об индивидуальных особенностях каждого ребенка, его способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках;
- знаниями в области процессов общения, происходящих в группе целом, микро группах и в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению искомых педагогических результатов;
- знаниями об оптимальных методах обучения, о способности к профессиональному самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда.
В психологию понятие "климат" пришло из метеорологии и географии. Сейчас это установившееся понятие, которое характеризует невидимую, тонкую, деликатную, психологическую сторону взаимоотношений между людьми. Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель.
Психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Это устойчивое состояние временного детского коллектива как группы, относительно стабильный и типичный для него эмоциональный настрой, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений.
Социально-психологический климат представляет собой особую систему эмоциональных состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами.
В понятии социально-психологического климата выделяются три «климатические зоны»:
Первая климатическая зона – социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.
Вторая климатическая зона – моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.
Третья климатическая зона – психологический климат, т. е. неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат – это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального.
Формирование хорошего социально-психологического климата требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.
По наблюдениям за детским коллективом можно определить, что некоторые дети не всегда чувствуют себя комфортно (в силу возраста, характера) и необходимо их включение в «жизнь группы» для проявления способностей детей, избавления от замкнутости, стеснительности. Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала школьником и полноценному развитию его личности, является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.
Для того, чтобы изучить социально-психологический климат в детском коллективе педагоги должны знать те характеристики, которые его формируют.
Характеристики благоприятного социально-психологического климата:
В группе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения стоятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.
В группе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.
В группе высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.
Члены группы активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности.
Успехи или неудачи, отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.
В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.
Нездоровый психологический климат тормозит развитие детского коллектива и личности в нём, так как связан с преобладанием отрицательных эмоций.
Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата:
- такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.
- успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.
- в коллективе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.
- в трудных случаях класс не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения; коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами.
Способы формирования и поддержания психологического климата аналогичны способам формирования и управления детским коллективом и наоборот. Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой, обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.
Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для педагога (воспитателя). Именно ему наиболее подвластны механизмы управления данным явлениям, а, следовательно, именно на него ложится весь груз ответственности за качество психологического климата. Также, к условиям, определяющим эффективность влияния педагога (воспитателя) на психологический климат в детском коллективе, хочу отнести следующие:
- личностные качества педагога (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность).
- профессиональные качества педагога (теоретическая и методическая вооружённость).
- ориентация педагога на эмоциональный комфорт детского коллектива, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности педагога к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.
Исходя из прочитанной литературы по данной проблеме следует выделить эффективные способы формирования педагогом психологического климата :
Включение в жизнедеятельность группы различных видов искусства.
Использование разнообразных игр на сплочение детского коллектива.
Формирование общих традиций.
Создание ситуаций коллективного сопереживания значимых событий.
Стремление к эмоциональному включению в жизнь группы каждого ребенка.
Наличие активной позиции педагога по отношению к детскому коллективу.
Привнесение общечеловеческих ценностей в жизнь детского коллектива.
Существует не менее важная сторона жизнедеятельности детей, его психологического климата, которая почти целиком определяются руководителем - умение педагога правильно строить свои взаимоотношения с детьми. Для этого:
- необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка (вспыльчивость, молчаливость, обидчивость, замкнутость), его состояние в данный момент, его отношение к вам.
- нужно уметь выслушать детей, особенно в минуты напряженного, нервного состояния, возникшего в результате каких-либо неприятностей, недоразумения. Сохраняйте «секреты», доверительная беседа требует осторожности, деликатности.
- относитесь уважительно к мнению других людей. Не исключайте возможности того, что вы можете ошибаться, старайтесь убеждать, не спешите использовать административные права.
- старайтесь сказать об учащемся доброе слово, если он того заслуживает. Одобрение действует сильнее, чем порицание. Учтите, что захваливание одних и тех же людей, противопоставление их успехов недостаткам других способствует плохому отношению к ним всего класса.
- критика по форме и содержанию должна исходить из уважительного отношения к людям.
Старайтесь делать замечание наедине, выслушайте смягчающие обстоятельства, говорите конкретно о случае плохого поведения. К провинившемуся относитесь справедливо, уважая его человеческое достоинство. Будьте сдержаны, не переходите на крик и злость, старайтесь не угрожать, применять строгие меры. Покажите провинившемуся, что вы верите в него. Все это помогает создавать положительный психологический климат в коллективе.
Важность психологического климата для развития личности ребенка, говорит о необходимости в специальной профессиональной подготовке педагога (воспитателя), с целью ориентации его на создание и управление психологическим климатом в группе детей и снабжения всеми необходимыми для этого знаниями.