СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль образовательного пространства колледжа в формировании гуманистической направленности личности студента.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ведущая тенденция развития современной науки- ее обращение к своим мировоззренческим истокам, «возвращение» к человеку. Приоритетное направление гуманитарных наук на развивающуюся личность, возрождение гуманистической традиции,- важнейшая задача, поставленная самой жизнью.

Просмотр содержимого документа
«Роль образовательного пространства колледжа в формировании гуманистической направленности личности студента.»

Роль образовательного пространства колледжа в формировании гуманистической направленности личности студента.

Ведущая тенденция развития современной науки- ее обращение к своим мировоззренческим истокам, «возвращение» к человеку. Приоритетное направление гуманитарных наук на развивающуюся личность, возрождение гуманистической традиции,- важнейшая задача, поставленная самой жизнью. Ведущей идеей цивилизованного общества, его высшим гуманистическим смыслом является утверждение отношения к человеку как к высшей ценности бытия, слияние общественных и личных интересов, создание условий для гармоничного развития сущностных сил личности и роста ее духовного потенциала. Отличительная особенность современной России- ее устремленность в будущее, которое невозможно без высокоразвитых ее членов, людей. Стало понятно, что необходимо развивать человека как созидателя, готовить к свободному и творческому труду. На этом этапе образования первостепенное значение приобрели такие качества индивидуальности личности, как: социальная, интеллектуальная, коммуникативная и физическая компетентность, эмоциональность, креативность, самостоятельность и ответственность, а также самооценка и свобода поведения. Среди актуальных проблем современности оказались вопросы гармонического развития человека, его гуманистических ориентаций, психологической защиты и психологического здоровья. Проблема гуманизации образования, прежде всего, связана с восстановлением ее культурообразующей и личностно- развивающей функций.

Понятие «гуманизация» является производным от термина «гуманизм», толкований которого существует множество. По определению И.Канта, это «чувство блага в отношениях с другими». Нам представляется правомерным определение гуманизма как «исторически обусловленную систему воззрений, которая признает человека самодовлеющей ценностью, рассматривает его как сознательного субъекта своих действий, развитие которого по законам собственной деятельности является необходимым условием развития общества». Оно более других соответствует культурно-историческому подходу к личности. Гуманизация образования большинством исследователей понимается как создание условий, направленных на раскрытие способностей человека, его позитивную самореализацию, в основе чего лежит уважение к человеку и его вера в него, определение целей, содержания, организации и средств его жизнедеятельности, а также характер взаимодействия с окружающими людьми, в целом-средой.

  1. При гуманизации обучения учитываются психолого-возрастные особенности обучающихся, специфика содержания и методика преподавания как общеобразовательного предмета, так и профессиональных дисциплин. Возрастные особенности изменяют восприятие содержания обучения и оценку взаимоотношений в учебном процессе. В свою очередь, мотивирующая постановка целей, выбор содержания обучения, педагогической технологии позволяет индивидуализировать обучение, учесть личные особенности каждого.

  2. Гуманистически ориентированное обучение строится на этических основаниях, требует взаимодействия обучающего и обучаемого с целью содействия в созидании своей личности, установлении собственного отношения к миру и людям. Характер межличностного взаимодействия по типу субъект-субектных отношений является обязательным условием гуманизации обучения.

  3. Еще одним условием гуманизации процесса обучения является дифференцированный подход, при котором учитываются потребности, особенности и склонности обучающихся. Составление программы, планирование, подбор учебников, учебных пособий и других материалов осуществляется не только в соответствии с требованиями государственных стандартов, но и с учетом уровня знаний, форм и условий обучения.

  4. Существующая ныне вариативность содержания обучения позволяет предоставлять давать обучающимся право выбора на различных этапах учебной деятельности, что соответствует личностным устремлениям подростков и молодежи и высоко ими ценится. Даже при наличии авторского учебника преподаватель все-таки должен ориентироваться на право выбора учебника или пособия студентами при самостоятельной работе над материалом. Преподаватель рекомендует использовать разную учебную и справочную литературу, учит формировать собственное мнение, познакомившись с разными взглядами на изучаемую проблему. В таком случае преподаватель выступает как организатор работы, направляющий и помогающий рациональной организации данного вида деятельности.

  5. При обучении, ориентированном на личность, построении субъект-субъектных отношений основной технологической единицей обучения становится ситуация общения. Ситуация общения как особый вид учебной ситуации- это поле совместной работы тех, кто учит, и тех, кто учится, организованное на гуманистических принципах. Такая психолого-педагогическая среда- и условие, и средство становления личности, а реализация подобной учебной ситуации имеет развитие личности своим конечным результатом.

  6. Учебная ситуация общения реализуется через диалог. Такой подход изменяет роль педагога и характер образовательного процесса. В ситуации общения, построенной на принципах гуманизации, при совместной деятельности обучающегося и обучающего преподавателю отводится роль старшего, умного, знающего, мудрого собеседника. Под диалогом в данном случае понимается не только способ вербального общения, сколько специально организованная коммуникативная среда, которая способствует самоактуализации, саморазвитию личности и в которой реализуется и развивается не только личность студента, но и личность преподавателя.

  7. Обучение должно быть направлено на результативную и процессуальную стороны учебной деятельности обучающегося, на результат усвоения учебного материала и на развитие мыслительных процессов, формирование культуры умственного труда. Гуманистический подход предполагает вариативность педагогических технологий в зависимости от ситуативных учебных целей и особенностей его участников. Процесс обучения должен способствовать раскрытию личностной значимости знаний для каждого обучающегося. Важно создать условия, при которых поддерживается мотивация к обучению, существует атмосфера творческого поиска, предоставляется свобода выбора и «право на ошибку».

  8. Наиболее продуктивной учебной деятельностью в ситуации общения, способствующей созданию особой коммуникативной среды, открытому обмену мнениями, эффективному разрешению проблем, реализации творческих замыслов является работа в группе, где студенты активнее делятся своими мыслями.

  9. Критерии эффективности обучения при гуманистическом подходе имеют свои отличительные особенности. Эффективность обучения не сводится к оценке знаний, определяемой по конечному результату усвоения: уровню воспроизведения знаний, применению знаний по образцу, оперированию знаниями в нестандартной ситуации. Эта система необходима, так как позволяет оценить качество знанийстудента, но она не связана с процессом приобретения знаний и теми внутренними психическими изменениями, которые произошли при усвоении знаний, т.е. не учитывает индивидуальные характеристики обучающихся и личностный характер усвоения знаний.

  10. Важнейшим условием гуманизации обучения является создание ситуации успеха на всех этапах учебной деятельности. Очевидно, что обучающиеся имеют различную самооценку, то или иное отношение к себе: уверенность в собственных силах, убежденность в правильности своих действий или, наоборот, боязнь предъявить выполненную работу, страх неудачи, ожидание критики и осуждения своих действий. Задача преподавателя- найти индивидуальный подход к каждому, заставить поверить в свои силы, изменить взгляд на свои действия и мнения как на заведомо неверные, суметь вызвать ощущение ожидания успеха. Эффективность решения вышеназванной задачи определяется следующими факторами:

- совместной деятельностью с уважающими друг друга, интересующимися взглядами и мнениями друг друга людьми;

- уважением и доверием к преподавателю;

-одобрением хороших результатов со стороны преподавателя и товарищей;

-возможностью видеть результаты своего труда и совершенствовать работу при необходимости;

- выполнением заданий, требующих интеллектуальных усилий, применения имеющихся умений и навыков;

Уверенностью преподавателя и товарищей в возможности самостоятельного выполнения работы;

- владением информацией о перспективах работы, совместный и самостоятельный поиск путей изучения, решения проблемы;

- интересной, увлекательной работой.

Таким образом, при гуманистическом образовании необходимы следующие условия:

  1. учет психолого-возрастных особенностей обучающихся;

  2. субъект-субъектные отношения между участниками образовательного процесса;

  3. изменение роли преподавателя, формирующего благоприятную атмосферу для развития личности обучающихся;

  4. дифференциация обучения;

  5. вариативность содержания технологий обучения и предоставление обучающимся права выбора;

  6. создание учебной ситуации как особой коммуникативной среды, диалогического режима общения;

  7. организация групповых форм работы, способствующих диалогическому общению;

  8. направленность процесса обучения на результативную и процессуальную стороны учебной деятельности студентов;

  9. оценка двух ее составляющих: усвоения знаний и овладения способами учебной работы;

  10. создание ситуации успеха.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!