СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Роль новых подходов в развитии познавательной деятельности учащихся»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

После прохождения 3-х месячных курсов, где были представлены 7 модулей программы, использование новых подходов в педагогической практике становиться классическим и причем, не только на уроках, но и работа творческих групп учителей складывается таким же образом. Такой вид работы является эффективным и приводит к желаемому результату. Моя тема исследования: «Управление познавательной активностью на уроках химии и биологии». Я убедилась на практике в эффективности использования новых методов в обучении, которые применяю для организации урока, развития интереса у учащихся к своему предмету. Через активные формы работы добиваемся положительного результата.

Просмотр содержимого документа
««Роль новых подходов в развитии познавательной деятельности учащихся»»

Практическое занятие по теме: «Роль новых подходов в развитии познавательной деятельности учащихся»

Цель: Показать эффективность применения новых подходов в педагогической практике; правильной организации урока для развития познавательной деятельности учащихся; развитие интереса к предмету.

После прохождения 3-х месячных курсов, где были представлены 7 модулей программы, использование новых подходов в педагогической практике становиться классическим и причем, не только на уроках, но и работа творческих групп учителей складывается таким же образом. Такой вид работы является эффективным и приводит к желаемому результату. Моя тема исследования: «Управление познавательной активностью на уроках химии и биологии». Я убедилась на практике в эффективности использования новых методов в обучении, которые применяю для организации урока, развития интереса у учащихся к своему предмету. Через активные формы работы добиваемся положительного результата.

Предлагаю включиться в работу,для того, чтобы проследить какие подходы в обучении можно использовать, в рамках урока химии. Для этого нужно разбить на группы.

Стадия «Вызова»

Итак, для того, чтобы узнать, какова тема нашего урока, вам необходимо посмотреть следующий опыт: «Вулкан».

-Что произошло в ходе химического процесса? (выделение тепла и света)

- В повседневной жизни встречаются ли химические реакции, в результате которых выделяется свет и тепло? (горение свечи, угля, природного газа)

Тема: «Горение и медленное окисление. Химические свойства кислорода».

Эпиграф к уроку. «Кислород – это вещество, вокруг которого вращается земная химия». (Й.Я.Берцелиус)

Известно ли вам, что в нашем организме происходит процесс, сходный с процессом горения свечи и крайне необходимый для жизнедеятельности организма? Этот процесс называется дыханием. Профессор, доктор Ранке в свое время сказал «Воздух есть хлеб для легких с той лишь разницей, что его вдыхают, а не едят». Никому не придёт в голову покушать то, что уже переработал другой организм. Общеизвестно и давно доказано, что лучше всего снимает стресс, возвращает работоспособность человеку плач. А ведь причина кроется не в самом плаче, а в процессе дыхания вовремя него.

Для того, чтобы перейти к изучению нового материала, я предлагаю вспомнить изученный материал: «Способы получения кислорода». Для этого вам необходимо собрать прибор для получения кислорода в лаборатории. Задание 1.Используя рис. На слайде и в учебнике на странице 58.сделать это нужно за одну минуту.

Метод вытеснения воды и метод вытеснения воздуха

Стадия «Осмысления».

Что же за процессы «Горение» и «Медленное окисление»? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к источнику. Найдите в тексте учебника, параграф 22 эти определения и запишите их в тетрадь.

Задание 2.

Группа 1.


Установите соответствие:

Реакция горения: _____;

Медленное окисление: _____;

а). сжигание дров в печи;

б). гниющие остатки растений в компостной куче;

в). сжигание серы в колбе с кислородом;

г). влажное зерно пшеницы, загруженное в корпус элеватора;

д). воспламенение нефти.

е). сжигание хвороста в костре;

ж). зажжение олимпийского огня.


Группа 2.

Установите соответствие:

Реакция горения: _____;

Медленное окисление: _____;

а). прогоркание сливочного масла;

б). сжигание угля в печи;

в). влажная трава, убранная в стог;

г). сжигание фосфора в колбе с кислородом;

д). гниение навоза;

е). сжигание древесного угля в колбе с кислородом;

ж). гниение упавшего дерева.



Гореть, светить и окисляться, 
Со мной в оксиды превращаться. 
Да, будет свет, тепло и жар,
Мой, кислорода, это дар!



А теперь, внимание на доску, предлагаю вам посмотреть видеофрагменты «Горение веществ в кислороде».

Задание 3: нужно указать каковы признаки химических реакций записать уравнения реакций получения данных процессов. (собрать пазлы) дать название оксидам.

Опыт 1: «Горение серы»

S + O2 –– SO2

Опыт 2: «Горение углерода»

C + O2 –– CO2

Опыт 3: «Горение фосфора»

4P + 5O2 –– 2P2O5

Опыт 4: «Горение железа»

3Fe + 2O2 –– Fe3O4

Fe3O4 (железная окалина) – это смешанный оксид: (II,  III) FeO · Fe2O3

А вещества, которые образуются в результате этих реакций называются – оксиды.

Задание 4.Осознание содержания понятия «оксиды». Работа с карточками:

Из перечня веществ выберите оксиды и дайте им названия.

BaO, CaS, NaCl, Na2O, CO, H2SO4,

AgCl, NO2, H3PO4, ZnO.

Выполнение задания в группах, проявляя собственные способности и возможности, обмениваются информацией друг с другом, готовятся к ответу и обоснованию его содержания. Приходят к заключению, что для выполнения задания им необходимо знать понятия реакции горения и реакции медленного окисления.Один участник из каждой группы выступает перед пересказом содержания тех знаний, которыми обладает группа. Другие учащиеся имеют возможность контролировать ответ, задавать вопросы, ликвидировать пробелы в знаниях.

Физминутка.

Задание 5: Составить схему, интеллект-карту, которая будет отражать логическое объяснение данной темы. (на бумаге А3)

Составим критерии для оценивания данной работы: точность, полнота раскрытия данной темы, аккуратность, эстетичность. (запись на доске)

Оцените работу друг друга. Насколько тема данного урока раскрыта полно?

Задать вопросы друг другу по данной теме с помощью метода «Веер».

Домашнее задание: – составить кроссворд, ключевое слово которого «кислород»;

– составить плакат, листовку об опасности пожаров, об осторожном обращении с огнем;

– сочинить сказку или стихи об огне.

Оценочный лист координатора группы:

Ф.И.участника

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Общий балл

оценка

























































Критерии оценивания:

5 баллов – активная, творческая работа, точные ответы, умение сотрудничать;

4 балла – активность в работе, допускается неточность в ответах;

3 балла – пассивность в работе, правильность ответов, нежелание сотрудничать;

2 балла – отсутствие правильных ответов, нежелание сотрудничать, работать в группе.

Общий балл- среднее арифметическое значение.



Стадия: «Рефлексии». Выбрать свое настроение на конец урока:

Желтый – все хорошо, я все понял

Голубой – есть вопросы, на которые я хотел бы получить ответы

Красный – увы, но ничего не понял, много вопросов.

Рефлексия по занятию: -

- Мне понравилось…………………

- Мне не понравилось…………………………

- В своей практике я попробую использовать…………………

- Какие виды деятельности вам помогли сегодня на уроке для того, чтобы добиться усвоения материала?

- Что применимо на ваших уроках?

- Что вы применяете на своих урока и это является эффективным?


























Упражнения для пальчиковой гимнастики

1. «Солнечные лучи».

Упражнения с замком (пальцы переплетены, ладони сжаты). Сдавливание ладоней, повороты, наклоны вправо-влево, разжимание пальцев, не расцепляя замка.

2. «Ножницы».

Разведение пальцев в стороны и сведение вместе сначала на одной, затем на другой руке, затем пальцы обеих рук вместе.

Упражнения мозговой гимнастики
на развитие познавательных психических процессов

1. «Качание головой».

Упражнение улучшает мыслительную деятельность, используется для расслабления мышц шеи и плеч. Глубокое дыхание, уронив голову вперед, расправив плечи. Качание головой медленно из стороны в сторону, подбородок при этом вычерчивает слегка изогнутую линию на груди.

2. «Сова».

Упражнение улучшает зрительную память, внимание, снимает напряжение, которое развивается при длительном сидении. Следует ухватиться правой рукой за левое плечо и сжать его, повернуть влево так, чтобы смотреть назад, развести плечи и дышать глубоко. Посмотреть через другое плечо. Уронить подбородок на грудь и глубоко дышать, давая мышцам расслабиться.

Учащиеся выполняют упражнения, предложенные учителем.

Ребята отдохнули и готовы для дальнейшей работы.

Предлагаемый урок является комбинированным, основная часть – это формирование новых знаний и умений. Используются разнообразные формы работы, направленные на развитие у учащихся умений сопоставлять, анализировать, наблюдать, сравнивать, выбирать нужную информацию. Материал урока соответствует программе, способствует реализации поставленных целей, связан с предыдущим занятием. Выбор форм, методов и приемов обучения обеспечивает личностно ориентированную направленность урока.

Для стимулирования и формирования субъектной позиции учащихся на уроке организована индивидуальная деятельность по осмыслению и проработке заданного материала, формируется уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов, что стимулирует учащихся к высказываниям без боязни ошибиться. Создана ситуация выбора при использовании дидактического материала, варьирующегося для учащихся с разной успеваемостью.

На данном уроке я попытался обеспечить условия для проявления и развития индивидуальности учащихся, создавая ситуации, позволяющие ребятам проявлять собственные способности и возможности. Урок построен с учетом психофизиологических особенностей учащихся, что позволяет им лучше раскрыть свои способности и показать умения.

Реализация принципов личностно ориентированного образования на уроке способствует становлению личностного смысла учения: обучение школьников целеполаганию, создание ситуации успеха, помощь в осознании мотивов собственных действий.

Для организации развивающего пространства на уроке я создаю проблемные ситуации и обеспечиваю их разрешение, поощряю активность учащихся, использую разнообразные методы и приемы деятельности. Для формирования эмоционально-ценностного отношения к познанию создаю положительный эмоциональный настрой на работу для всех учеников, в ходе урока способствую формированию стремления к достижению успеха, а не к избеганию неудач.

На уроке прослеживается сотрудничество не только учителя и учеников, но и сотрудничество учеников между собой (в том числе – обеспечение взаимопомощи в ходе парной и групповой работы), оптимально используются фронтальные и индивидуальные формы организации учебной деятельности.

В конце урока следует разъяснение, как рационально организовать свою работу при выполнении домашнего задания, ориентация на самостоятельный поиск, самостоятельные открытия учащихся; предоставляется возможность выбора школьниками объема и сложности домашнего задания.

С целью обеспечения обратной связи я обучаю ребят рефлексии, самооценке действий, усилий, результатов, обсуждаю с детьми не только то, что мы узнали, но и то, что понравилось (или не понравилось), что хотелось бы выполнить еще раз, а что сделать по-другому, с интересом принимаю предложения и пожелания учеников.

На уроке царит благоприятная морально-психологическая атмосфера комфорта, обеспечивающая успех каждому ученику. Никто не чувствует себя слабым, неуверенным, отстающим. Все учащиеся вовлечены в общую работу класса.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!