СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль молодежи в патриотическом воспитании

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особую актуальность для каждого государства в современных условиях приобретает проблема формирования молодежной политики, ведь молодое поколение воспроизводит общество не только биологически, но и социально.

Молодежь — это главный ресурс общества, это его будущее. Но свое предназначение она выполнить не сможет, если ей не будут предоставлены определенные гарантии со стороны общества.

Просмотр содержимого документа
«Роль молодежи в патриотическом воспитании»


РОЛЬ МОЛОДЕЖИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ


XXI век дает заказ на выпускников, обладающих вероятным мышлением, т.е. способных ориентироваться в незнакомой ситуации, умеющих извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний и, самое важное, применять эти знания на практике. Так же в век информатизации, когда один человек не в состоянии «переварить» весь поток информации, важно умение работать сплочено.

Особую актуальность для каждого государства в современных условиях приобретает проблема формирования молодежной политики, ведь молодое поколение воспроизводит общество не только биологически, но и социально.

Молодежь как социально-демографическая группа включает в себя людей в возрасте от 16 лет до 30-31 года. Именно на эти годы приходятся главные «социодемографические» события в жизни человека: получение среднего и высшего образования, выбор и получение профессии, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей.

Молодежь — это главный ресурс общества, это его будущее. Но свое предназначение она выполнить не сможет, если ей не будут предоставлены определенные гарантии со стороны общества. Прежде всего, она нуждается в гарантиях приобретения знаний, соответствующей общественным потребностям профессиональной подготовки возможностей для вхождения в самостоятельную жизнь, создания условий для образования семьи.

Воспитание гражданина страны - одно из самых главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право, помнящий историю своей Родины. Понятие гражданственности предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству. К сожалению, в настоящее время гражданско-патриотическое воспитание сошло на нет… кроме того, это затрудняется отсутствием методических работ, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме. Итог гражданского воспитания заключается в том, чтобы повседневным смыслом каждого подрастающего человека стало наполненное благородством и уважением отношение к Отчизне. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности подрастающего поколения. Невозможно воспитать у молодежи чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества. В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости воспитания молодежи гражданами Донецкой народной республики, формирования у нового поколения сознания своей причастности к судьбе Родины.

Но разве задача формирования всесторонне и гармонично развитой личности ставится в обществе впервые? Анализируя ошибки прошлого, мы можем сказать, что в учебных заведениях разных типов, как тогда, так и в настоящий момент, было искреннее стремление всех, кто занимался проблемами воспитания, воспитать этого нового человека, свободного, гордого и красивого, но за идеологическими лозунгами и декларациями были спрятаны реальные противоречия и трудности воспитания, оказались опасные симптомы приспособления ради карьеры, бездуховности в молодежной среде.

Где выход? Ведь вполне понятно, что воспитывать нужно именно эту молодежь, которая сегодня представляет собой еще более, чем ранее, разнородную массу как по своему материальному состоянию, так и по своим потребностям, жизненным идеалам, способностью к социализации.

Но это есть наша молодежь, которую нам воспитывать. Осознание этого делает управление воспитательным процессом в вузах не просто желаемым, а объективно необходимым явлением.

Следовательно, воспитание – это важный фактор социализации личности в обществе, потому что со временем ценности, нормы, правила, культурные идеалы превращаются в часть внутреннего мира человека, в его убеждение, в стиль деятельности.

Именно в настоящий момент, когда в экономике, политике, социальной сфере много недостатков, проблем, трудностей, нам нужно не забывать ошибку прошлого: не идеализировать действительность, не заниматься «политической трескотней», не скрывать правды, а формировать у молодежи не «трибунный» патриотизм, которого к сожалению, в нашей жизни более чем достаточно, а настоящий, который идет от сердца. Любовь к родине не измеряется лишь особенностями национального колорита, участием в мероприятиях, праздниках, связанных с народными обычаями и обрядами. Проводить мероприятия мы научились, но жизнь не мероприятие, она намного сложнее, в ней не возможно выучить роль, она ставит вопросы, на которые не сразу найдешь ответ, а может и не найдешь совсем.

И не бояться жизни, мужественно преодолеть все трудности сможет только человек-патриот. Настоящий патриотизм – очень сложное явление, но именно его мы должны воспитывать в душах молодежи, невзирая на все проблемы и кризисы в обществе. Чтобы не только, читая стихотворения о родине, наши студенты выражали свою любовь к ней пылкими словами поэтов, а чувствовали свою причастность ко всему, что происходит в стране, свою ответственность за ее будущее и за свою учебу, свою жизнь, как взнос в это будущее.

Проектная деятельность помогает развивать самостоятельность мышления, творческие возможности, способность к самоорганизации, созиданию, сотрудничеству. Это такие качества личности, которые обеспечивают успешную адаптацию и самореализацию человека в обществе. Задача современной школы состоит не только в том, чтобы подготовить ребенка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас. Ведь полноценная, обогащенная ценностным личностным опытом жизнь «сегодняшнего дня» – лучшая подготовка к жизни «завтрашнего дня».

Внедрение проектного метода в воспитательный процесс существенно повысит инициативу и активность обучающегося в жизни классного коллектива, творческие способности, уровень коммуникативных и организаторских способностей, активную гражданскую позицию. Если использовать проектный метод в воспитательной деятельности, то результатом деятельности будут социальные проекты, направленные на совместную деятельность обучающихся, родителей и общественности, т.е. социально значимые проекты.

Патриотическое воспитание осуществляется через организацию учебных занятий, проведение внеклассной и внеурочной работы путем проведения мероприятий в исторических местах.

Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Наиболее эффективных средств патриотического воспитания учащейся молодежи остается музей. И особое внимание уделяется музею боевой славы. Большое воспитательное воздействие на студентов имеет работа по сбору документов, материалов и вещественных экспонатов во время туристско-краеведческих экспедиций непосредственно на местах, где проходили исторические события.

Музей и его архивные документы – важный источник знаний и воспитания молодежи.

Музей боевой славы имени Героя Советского Союза Федора Игнатьевича Бачурина был основан в 1985году группой «Поиск». Здесь сосредоточены уникальные материалы, представляющие историко-культурную ценность. Воспоминания, печатные и рукописные материалы, письма дают возможность студентам прикоснуться к жизни воинов, получить консультации у старших, ощутить радость познания, духовное единство с предыдущими поколениями.

Здесь обучают умению понимать и переживать увиденное или прочитанное, устанавливать связь документов с жизнью, подходить к ним исследовательски, развивать наблюдательность, вырабатывать навыки анализа, обобщений. Все воспринимается через чувства и проникает глубоко в душу, помогает сохранить память о тех, кто сделал так много для освобождения родной земли.

В техникуме стало традицией к юбилейным датам Дня Победы готовить группой студентов и преподавателей, новый выпуск альманаха о воспоминаниях родных и близких участников в Великой Отечественной войне.

Альманахи «Судьбы, опаленные войной», к 70-летию Великой Победы, [1] и «Дорогой войны к Великой Победе», к 75-летию Великой Победы, [2] - это материалы, рассказывающие о Великой Отечественной войне, о людях, чьи судьбы связаны с героическими событиями той Великой войны, это тяжелые бои за Волгу, Днепр и наш родной Донбасс; фронтовые окопные будни, редкие часы отдыха в землянке или просто на лесной земляничной поляне; дорогие нашему сердцу фронтовые письма, воспоминания ветеранов о солдатских дорогах войны, о нелегком времени трудового подвига у заводского станка, страшные факты жестокости фашистской нечисти в годы оккупации; это навсегда сломанные судьбы тех, кто был насильно, как скот, угнан в Германию, чтобы стать бесправным рабом нацистов.

Исследование «Судьбы, опаленные войной» повествует о ветеранах – макеевчанах, живущих или живших рядом с нами, в нашем родном городе. Альманах состоит из двух частей и разделов: «Письма с фронта», «Листая архивы… (материалы из музея Боевой Славы «Память»)», «Воспоминания родных о жизни молодых «остарбайтеров», «Тыл ковал Победу», «Памяти павших будьте достойны!».

Воспоминания ветеранов, письма, фотографии и документы – им нет цены. Они найдены и собраны, благодаря неутомимой, кропотливой работе группы «Поиск» при Макеевском строительном центре имени Героя Советского Союза Ф.И. Бачурина. Эту группу создала и возглавляла преподаватель истории Лариса Михайловна Ларионова. Бережно и с гордостью продолжают это благородное дело сегодня учащиеся и педагоги строительного центра.

Ребята группы «Поиск» разыскали подлинные письма с фронта, фотографии тех лет и другие ценные документы. Они записали рассказы - воспоминания ветеранов на электронные носители информации; фотографировали их, брали интервью, снимали на видео. Благодаря поисковой работе, мы и сегодня открываем новые факты, детали событий тех военных лет, восхищаемся, удивляемся и гордимся нашими соотечественниками, которые мужественно, с большим человеческим достоинством прошли все ужасы той страшной войны, и спасли мир от фашизма. Данный альманах опубликован на сайте «Сокровищница педагога среднего профессионального образования».

Альманах «Дорогами войны к Великой Победе» (к 75-летию Великой Победы) составлен на основании архивных документов и литературных исторических источников.

Актуальность этой работы не вызывает сомнений, так как она создана и напечатана к 75-ей годовщине Великой Победы в Великой Отечественной войне. В ходе исследования основной акцент ставился на педагогическое сопровождении процесса патриотического воспитания студентов.

Группа студентов «Поиск» вместе с педагогическим составом строительного центра провела исследовательско-поисковую работу по розыску документов из архивов музеев, семейных архивов, литературных источников об участниках в Великой Отечественной войне, статей из периодических изданий, а также сайта интернета «Память народа».

Альманахи имеют важное значение в военно-патриотическом воспитании молодежи. Учит беречь память о судьбах людей переживших эту войну и гордится своими дедами и прадедами отстоявших свою Родину в битве с врагом и приблизивших Великую Победу.

Студенты и педагогические сотрудники ГБПОУ «Макеевский техникум промышленных технологий имени Ф.И.Бачурина» провели большую исследовательскую работу по восстановлению исторической памяти своих родственников, соседей, прошедших через долгие годы Великой Отечественной войны. Это работа о прошлом, разбор семейных архивов, история главных событий и подвигов, которые существуют в памяти современного человека. Люди и их следы исчезают, вещи лишаются своего предназначения, а свидетельства говорят на мертвых языках, но авторы представленного альманаха оставляют нас один на один с нашим прошлым.

Альманах «Дорогами войны к Великой Победе» (к 75-летию Великой Победы) опубликован на сайте «Сокровищница педагога среднего профессионального образования».

Среди проектов приготовленных студентами и педагогическими работниками хочется вспомнить о проектах направленных на волонтерское движение - Республиканская акция «Дари добро».

За участие в волонтерском движении студенты ГБПОУ «МТПТ им. Ф.И.Бачурина» были награждены Дипломом и ценными подарками на Республиканском форуме «Молодежь. Инициатива. Республика».

Цель проекта: вовлечение студентов в волонтерское движение с целью пропаганды духовных и патриотических ценностей, профилактики асоциального поведения, формирования культуры.

Задачи проекта:

- воспитание гражданских и патриотических чувств студентов;

- поддержка социальных инициатив, направленных на – распространение гуманизма, милосердия, человеколюбия и сострадания;

- развитие социальной активности студентов, самостоятельности и ответственности, коммуникативных умений и навыков;

- предоставление возможности для самореализации развития организаторских качеств студентов посредством участия в планировании и проведении социально значимых дел, акций;

- привлечение средств массовой информации к освещению деятельности волонтерского движения в центре;

- поддержка волонтерского движения со стороны педагогического коллектива;

- пропаганда здорового образа жизни.

Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.  

На протяжении многих лет наши студенты принимают участие в вахте «Память».

Тесная дружба связывала наш строительный центр со многими известными участниками боевых действий Великой Отечественной войны: Аделью Николаевной Литвиненко, Виталием Николаевичем Белоцерковским, Серафимом Максимовичем Бучневым, Холопцевой Ниной Оганезовной и другими.

В Республиканском конкурсе «Дари добро», 2021 года, было немало желающих принять участие. Но выполнять поручения поручено лучшим. Не смотря на капризы погоды, ребята с удовольствием помогали в уборке территории двора по улице Папанина, где живут пожилые люди, некоторые из них инвалиды. Студенты убирали двор по улице Дружбы, д.19, кв.1, где проживает ветеран Великой Отечественной войны Кондакова Надежда Михайловна. Она всегда рада встрече со студентами, ей одинокой пожилой женщине необходимо общение и внимание.

Ребята с удовольствием смастерили птичьи домики для малышей детских садов №29, №31. А также подготовили вместе с преподавателем истории красочные материалы для уголка «Перелетные птицы». В детском саду №31 провели праздник «День птиц». Дети с удовольствием участвовали в конкурсе загадок, радовались новому скворечнику на своей детской площадке.

Счастливы были малыши детского сада №29, которые стали свидетелями того, как прибивали к дереву птичий домик – скворечник, играли, отгадывали загадки, получили заслуженные призы – наборы цветной бумаги.

Я считаю, что дарить добро другим людям, помогать им – это значит самому становиться добрее, лучше и счастливее.

Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы.

Важность добровольной и безвозмездной помощи, заключается в том, что характерной чертой современного мира стало неотъемлемое желание молодых людей внести свою лепту в сотворение добра и уважения между людьми разных интеллектуальных способностей, физических возможностей, национальностей, вероисповеданий; стремление к дружескому диалогу и взаимопониманию, что и является основными принципами волонтёрского движения.

Молодое поколение несет ответственность за настоящее и будущее своего государства. Ответственность молодого поколения реализуется на основе освоения и преобразования им системы ценностей и норм и реализации их в деятельности, содействующей возрождению России.

Молодое поколение несет ответственность за настоящее и будущее своего государства. Ответственность молодого поколения реализуется на основе освоения и преобразования им системы ценностей и норм и реализации их в деятельности, содействующей возрождению своей Родины.







Перечень используемых источников:

  1. https://pedmanagement.wordpress.com/2015/12/16/альманах-судьбы-опаленные-войной-к-7/ - Альманах «Судьбы, опаленные войной» (к 70-летию Великой Победы)

  2. https://pedmanagement.wordpress.com/2020/06/22/альманах-дорогами-войны-к-великой-по/ - Альманах «Дорогой войны к Великой Победе» (к 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне).

  3. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи [Электронный ресурс]. Режим доступа:. https :// docs . google . com / viewerng / viewer ? url = http :// xn -- h 1 aheeehel . xn -- p 1 acf / sites / default / files / documents / koncepciya _ vpv _0. pdf

  4. Патриотическое воспитание современной молодежи [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/181/46664/

  5. Н. А. Белоусов «Патриотическое воспитание студентов как проблема педагогического образования» / Н. А. Белоусов, Т. Н. Белоусова // Патриотическое воспитание: история и современность: Сб. науч. ст. — М., 2004. — С. 38–41.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!