СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль местоимений в речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Повторить личные местоимения;
  2. Учить употреблять в речи местоимения , заменять ими существительное;
  3. Формировать навык правильного и каллиграфического письма;
  4. Развивать творческое восприятие, воображение, наблюдательность, фантазию, образное и логическое мышление, память, внимание, творческие способности, устную связную речь.

Воспитывать умение сотрудничать, устанавливать контакты со сверстниками и учителем; прививать навыки коллективной работы, аккуратности, терпеливости.

Просмотр содержимого документа
«Роль местоимений в речи»

Дата: 26 февраля 2021г.

Предмет: русский язык

Класс: 4 «А»

Учитель: Бакулина Л.Н

Студент: Кошевая Елизавета

Технологическая карта урока по русскому языку

Тема урока

Роль местоимений в речи

Тип урока

Открытие новых знаний.

Цель урока

Создать условия для формирования у учащихся знаний о роли местоимений в речи.

Задачи урока

  1. Повторить личные местоимения;

  2. Учить употреблять в речи местоимения , заменять ими существительное;

  3. Формировать навык правильного и каллиграфического письма;

  4. Развивать творческое восприятие, воображение, наблюдательность, фантазию, образное и логическое мышление, память, внимание, творческие способности, устную связную речь.

  5. Воспитывать умение сотрудничать, устанавливать контакты со сверстниками и учителем; прививать навыки коллективной работы, аккуратности, терпеливости.

Планируемые

Образовательные результаты (предметные)

  • Совершенствовать представление о местоимении как части речи, знания о роли местоимений в речи;

  • распознавать местоимения среди других слов;

  • знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;

  • овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.

Личностные результаты

  • Развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке;

  • развитие самостоятельности;

  • развитие интереса к изучению русского языка.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные УУД:

  • способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников.

Коммуникативные УУД:

  • учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Познавательные УУД:

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
    уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения

Основные понятия

Местоимение.

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение, окружающий мир, информатика , культура речи.

Оборудование урока

Учебник «Русский язык» (автор Горецкий В.Г., Канакина В.П. 4 класс 1 часть), карточки, картинки веселая буква.

Организация пространства

Фронтальная , индивидуальная, проблемный метод, работа в парах,самостоятельная.





















Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организация учащихся.

Мотивация учебной деятельности (Мотивация – процесс побуждения человека к деятельности для достижения целей)

1.Приветствие и проверка готовности рабочего места.

- Здравствуйте ребята, меня зовут Елизавета Игоревна и урок русского языка проведу у вас я.


Прозвенел звонок,

Начинается урок!

Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

Работаю нашей довольны остались.

Пусть этот урок нас порадует всех

И каждый из нас ощутит свой успех.


-Проверьте все ли у вас готово к уроку, на ваших партах должны лежать учебник, тетрадь, карандаш, ручка и дневник.

Здороваются с учителем

Проверяют свое рабочее место. Готовятся к уроку




2.Актуализация знаний

-Ребята, а сейчас мы повторим с вами пройденный материал и проверим, насколько вы его усвоили. Четыре человека будут работать по карточкам, один человек у доски и остальные будут работать со мной.

1.Индивидуальная работа по карточкам (4 человека)

Содержание карточки: даны 3 текста, нужно определить какой из трех текстов подходит к тексту описания.

Напишите заголовок к тексту, разбирать слова по составу, звуко-буквенный разбор.

1.В воскресенье рано утром мы встали, чтобы наловить рыбы. Мы отправились к реке по короткой . Когда мы вышли к берегу, то там мы сели с удочками. Одну за другой мы вытаскивали из воды рыбу. Довольные, мы с полным ведром рыбы возвратились домой. мы уже ели уху и жареную рыбу.


2.Осенний лес очень красив и наряден, ведь осень – прекрасное время года. Деревья стоят в разноцветных нарядах. Листья в жёлтые, золотистые, красные и медные тона. Гроздья рябины рубинами сверкают на солнце. В воздухе мы видим летящие паутинки с паучками. А под нашими ногами раскинулся пёстрый , который собрал в себя все оттенки красок.


2.Работа у доски

Задание:

Вставьте пропущенные буквы.

Мес?ность

П..терка

В..ехал

Х..лмистая

..гонь

Лисич?ки

Дополнительный вопрос:

Какие из этих слов являются прилагательными, а какие существительными?


3.Фронтальная работа с классом.

Чтение текстов и определение их типов.

-Сейчас я прочитаю вам текст, а вы должны внимательно его послушать и определить, какой тип текста я вам прочитала. «Ночью был сильный шторм. Свирепо дул ветер. Весь дом содрогался от бури. Грозно ухали морские волны. К утру шторм постепенно стих. Наташа и Сережа пошли прогуляться к морю. Девочка подняла с песка маленького беспомощного рачка. Ночью волны выбросили его на морской берег. Рачок слабо шевелил лапками. Наташа бросила беднягу в воду. Он закувыркался в зеленой воде и быстро уплыл. В прибрежной лужице на боку плавала рыбка. Мальчик поймал ее и поскорее выпустил в море. Потом Сережа нашел двух беспомощных улиток. Они почти высохли и тоже нуждались в помощи. В этот день Сережа и Наташа спасли много морских жителей.»

-Скажите мне какой это тип текста и докажите почему?

-Какие типы текстов вы знаете. Назовите их.

4.Проверка работы у доски и сбор карточек.

-Ребята, сейчас мы проверим как справились с работой у доски и соберем карточки.

Итак у нас на доске записаны слова, давайте проверим их(отвечает у доски)

-Верно, а теперь дополнительный вопрос.

- Какие из этих слов являются прилагательными, а какие существительными?

-Все правильно, садись пять.


5.Минутка чистописания.

- Откройте тетради, запишите дату, классная работа. (Двадцать шестое февраля. Классная работа).

Сейчас мы с вами проведём минутку чистописания.

-Давайте вспомним с вами как нужно сидеть правильно за столом при письме.

Написание какой буквы повторим вы узнаете из загадки:

Дельфин, весёлый наш дельфин,

Играет в море не один,

Там два дельфина на воде,

Играя, учат букву ...


  • -Верно, это буква «Д»

  • -На что похожа эта буква?

  • -Какой звук обозначает?

  • -Охарактеризуйте этот звук.

- На первой строке запишите соединения заглавных и строчной букв «Дд» до середины строки. (Образец показываю на доске).











С середины до конца строчки запишите сочетание букв «Ду», «Да», «Ди».

-На второй строчке запишите словосочетание: дружные дети и пропишите до конца строки.

-На следующей строчке запишите слова: Дарья, доблестный.

-Какие правила помогли вам написать эти слова?

6.Словарная работа

- С красной строки запишите слово «Словарь» и сейчас запишем словарные слова (под диктовку): автомобиль, вагон, багаж ,солнце, акварель, диалог, металл, сумма ,тайга, ссора.

-Ребята я буду знакомить вас с новым словарным словом «багаж».

-Кто скажет что такое багаж?

-Верно. Лексическое значение слова «багаж» я прочитаю вам из толкового словаря Ожегова. Багаж - это вещи, груз пассажиров, упакованные для отправки, перевозки. Посмотрите правильное написание этого слово (на доске), запишите это слово в словарь.

Взаимопроверка.

-Теперь я предлагаю вам обменяться тетрадями, проверить и оценить работу своего товарища по эталону.

Дополнительный вопрос:

-Сколько падежей в русском языке? Назовите их.

- Сколько склонений существует в русском языке?

-Если у вас ни одной ошибки это -5

1 или 2 ошибки -4

3 ошибки- 3

-Поднимите руку кто получил 5? Молодцы!

-А теперь запишите предложение:

 Поезд медленно подъезжал к станции.

-Сколько слов в предложении? Оно простое или сложное?

-Подчеркните главные члены предложения и подпишите какими частями речи они выражены.

-Молодцы, ребята!






Работают по карточке.









Второй текст подходит к тексту описания.






































Это текст повествования, так как в этом тексте было описание события, которое прослеживалось поочередной цепочкой. То есть все шло по очереди.


Текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествования


Пишем местность с буквой Т потому что проверочное слово место, пятерка пишем с буквой Я потому что проверочное слово пять, въехал пишем с твердым знаком потому что твердый знак пишется после приставки «В» и она согласная. Холмистая пишется буква О, так как проверочное слово холм. Огонь пишется буква О, так как проверочное слово огненный. И лисички мы пишем без мягкого знака потому что сочетание чк, чн.

1.Голова наклонена под углом не более 15°;

2. Дистанция между рабочей зоной и глазами ученика составляет не менее 30 см;

3. Локти не упираются в стол, а лежат свободно.

Прилагательные: холмистая

Существительные: местность, пятерка, огонь, лисички


Это буква Д.


Эта буква похожа на дом

Она обозначает звук Д

Это согласный, звонкий, твердый.















Мне помогли написать слова правила правописания с непроизносимой согласной, имен собственных и безударная гласная в корне.


Записывают в тетрадях словарные слова.



Багаж-это какой то груз.








6 падежей. И.п, Р.п, Д.п, В.п, Т.п, П.п.

3 склонения.









4 слова. Оно простое.

Поезд является подлежащим и выражен существительным. Подъезжал будет сказуемое выражено глаголом.

Постановка учебной задачи

-А что вы знаете о местоимении?

-Верно

-Местоимения- самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их, то есть заменяет существительное, прилагательное

-Значит, какая тема нашего урока?

-А точнее , «Роль местоимений в речи»

Давайте для начала, я прочитаю текст с повторяющимися существительными , а вы должны заменить это слово на местоимение.

Солнце ярко светило. Солнце заглядывало в окно комнаты.

Какое существительное в этом тексте повторяется 2 раза?

Каким местоимением, мы можем заменить данное слово

Все верно!!!

-Это часть речи






-Местоимения







-Солнце

-Оно заглядывало в окно комнаты.

Построение проекта выхода из затруднения

-Ребята а сейчас мы выполним с вами работу по нашей теме.

7. Работа по учебнику.

- Откройте учебник на стр.52, найдите упр. 108 (коллективная работа)

- Прочитайте текст (читает один человек вслух)

Прочитайте.
Зелёные листики —
и нет зимы.
Идём
раздольем чистеньким —
и я,
и ты,
и мы.

-Ребята , что вы представили , читая строки? Почему автор именно так расположил стихотворные строки?

-Какой частью речи являются выделенные слова? Называют ли они конкретное лицо? А на кого могут указывать?


-Все верно!!


-Давайте рассмотрим упражнение под номером 109.

Прочитайте местоимения.


я ты он она оно мы вы они

− Почему эти местоимения называют личными?
− Назовите личные местоимения, которые указывают на того: а) кто говорит; б) к кому (к чему) обращаются с речью; в) о ком (о чём) говорят.

-Молодцы!




В берёзовой роще поселились шумные грачи


Главные члены предложения будут «Грачи поселились».

Шумные

грачи (какие?) шумные

Грачи

То, от которого мы задаем вопрос













- Читая стихотворение, представляется весна и гуляющие друзья.

Выделенные слова являются местоимениями.
Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они − это личные местоимения.
Личные местоимения указывают на предмет, но не называют его.



-Они указывают на предмет, но не называют его
-а) я, мы;
б) ты, вы;
в) он, она, оно, они.

Реализация проекта выхода из затруднения

Давайте прочитаем правило, которое находится под упражнением 108.


Я, ты, он, она, мы , вы, они- это личные местоимения.

Личные местоимения указывают на предмет, но не называют его.

Расцвела сирень. Она очень красивая



Открываем страницу 53, упражнение 110

Прочитайте загадки. Отгадайте их.
1. Он в самом омуте живёт, хозяин глубины. Имеет он огромный рот, а глазки чуть видны.
2. Она, как змейка, в траве мелькает, хвостом виляет. Хвост оборвёт — другой наживёт.
-Выпишите местоимения, а рядом запишите имена существительные, вместо которых употреблены эти местоимения.

Вывод:
-Почему в загадках используются местоимения? (чтобы не называть предмет, который нужно отгадать) Вспомните другие загадки, где встречаются местоимения.

-С помощью местоимений засекречивается объект речи, местоимения не называют предмет, а подменяют его название. Кто- она, он- можно узнать, когда будет отгадана загадка.



-Теперь давайте выполним фонетический разбор, а запишем на доске.(Учитель вызывает ученика)

А вы ребята записываете у себя в тетрадях.

глазки [гласк’и] 2 слога

г [г] – согл., звонк., твёрд.
л [л] – согл., звонк., твёрд.
а [а] – гласн., ударн.
з [с] – согл., глух., твёрд.

к [к’] – согл., глух., мягк.
и [и] – гласн., безуд.
6 б., 6 зв.

-Все верно, теперь давайте разберем слово змейка.

змейка [зм’эй’ка] 2 слога
з [з] – согл., звонк., твёрд.
м [м’] – согл., звонк., мягк.
е [э] – гласн., ударн.
й [й’] – согл., звонк., мягк.
к [к] – согл., глух., твёрд.
а [а] – гласн., безуд.
6 б., 6 зв.

Выполнение упражнений

Упражнение 111.

- Обратите внимание на упражнение 111.Что нам нужно сделать?

-Вам нужно списать последнее предложение, указать часть речи. Подчеркнуть главные члены предложения.

А много ль рассветов ты встретил в лесу? (С. Маршак)

(ты- личное местоимение, встретил -глагол)

− Скажите, на кого или на что указывает местоимение в каждом предложении.
− Когда в разговорной речи вы употребляете личное местоимение вы, а когда — ты?:
В разговорной речи местоимение ты говорят другу, близкому знакомому, родственнику, а так местоимение вы − старшим людям, когда обращаются сразу к нескольким собеседникам.








Образец на доске:

-Он -сом;
она -ящерица.

- Он всюду: в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт. (Дождь)

Рукава есть у меня,
Рук хотя и нет,
И хоть я не из стекла,
Я как зеркало светла…
Кто я? Дай ответ! (Река)




-Работа в тетради.






























Для начала его нужно прочитать



Работа в тетради


-1. вы − на того (или тех), к кому обращается автор.
2. вы-на товарища.
3. ты-на лётчика.
4. ты − на василек.
5. ты − на того, к кому обращается автор.
-Да

-Поднимают руку


Физкультминутка

-Сейчас мы с вами отдохнем, вставайте из-за парт и повторяйте за мной.

Ветер тихо клен качает,

Влево, вправо наклоняет.

Раз — наклон

И два наклон.

Зашумел листвою клен.





Выполнение упражнений.

Самостоятельная работа

-Сейчас вы будете работать самостоятельно по парам.

Учитель выдает листочки с заданием.

(1 вариант)

Спишите. Выделенные имена существительные замените личными местоимениями.

У меня есть сестра. Сестра учится в институте. Мой папа - геолог. Папа работает в Сибири.

(2 вариант)

Прочитайте. Выпишите местоимения единственного числа с глаголами.

Всё лето я жил в деревне. Мы с дедушкой ходили на рыбалку. Однажды я поймал щуку. Она сильно била хвостом.

(3 вариант)

Напишите личные местоимения единственного числа

Спишите. Вставьте подходящие по смыслу личные  местоимения.

Катя сказала мне, что зимой _______ поедет в Москву. Завтра ______ пойдём в музей. В класс пришёл новый учитель, раньше ______ работал в другой школе.

Проверка выполнения упражнения

-Все справились с заданием? - Итак, сейчас мы проверим упражнение. -Кто мне прочитает свои предложения? -Хорошо дети, молодцы! -Что мы изучали сегодня на уроке? -Что вы узнали о местоимении? -Что больше всего вам понравилось на уроке? - Узнали ли вы что то новое для себя?














Итог урока. Рефлексия

-Что мы изучали сегодня на уроке?

-Что вы узнали о личных местоимениях?

-Что больше всего вам понравилось на уроке?

- Узнали ли вы что то новое для себя?

- На полях тетради нарисуйте лесенку (три ступеньки). Если вы хорошо работали и у вас все получалось на уроке поставьте + на самой верхней ступеньке. Если у вас что-то не получалось + на второй ступеньке. Если у вас ничего не получилось на уроке + на самой нижней ступеньке.

- Дети, встаньте.

-Урок закончен, до свидания.

-Личные местоимения

- Я, ты, он, она, мы , вы, они- это личные местоимения.

Личные местоимения указывают на предмет, но не называют его.

-Да

Больше всего понравилось выполнять упражнения и физкультминутка.

Да, узнали

Мы вспомнили непроизносимые согласные, типы текста, падежи…




Методист: Мартынюк Л.Е/______________________ / Учитель: Бакулина Л.Н./________________________/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!