2.Актуализация знаний | -Ребята, а сейчас мы повторим с вами пройденный материал и проверим, насколько вы его усвоили. Четыре человека будут работать по карточкам, один человек у доски и остальные будут работать со мной. 1.Индивидуальная работа по карточкам (4 человека) Содержание карточки: даны 3 текста, нужно определить какой из трех текстов подходит к тексту описания. Напишите заголовок к тексту, разбирать слова по составу, звуко-буквенный разбор. 1.В воскресенье рано утром мы встали, чтобы наловить рыбы. Мы отправились к реке по короткой . Когда мы вышли к берегу, то там мы сели с удочками. Одну за другой мы вытаскивали из воды рыбу. Довольные, мы с полным ведром рыбы возвратились домой. мы уже ели уху и жареную рыбу. 2.Осенний лес очень красив и наряден, ведь осень – прекрасное время года. Деревья стоят в разноцветных нарядах. Листья в жёлтые, золотистые, красные и медные тона. Гроздья рябины рубинами сверкают на солнце. В воздухе мы видим летящие паутинки с паучками. А под нашими ногами раскинулся пёстрый , который собрал в себя все оттенки красок. 2.Работа у доски Задание: Вставьте пропущенные буквы. Мес?ность П..терка В..ехал Х..лмистая ..гонь Лисич?ки Дополнительный вопрос: Какие из этих слов являются прилагательными, а какие существительными? 3.Фронтальная работа с классом. Чтение текстов и определение их типов. -Сейчас я прочитаю вам текст, а вы должны внимательно его послушать и определить, какой тип текста я вам прочитала. «Ночью был сильный шторм. Свирепо дул ветер. Весь дом содрогался от бури. Грозно ухали морские волны. К утру шторм постепенно стих. Наташа и Сережа пошли прогуляться к морю. Девочка подняла с песка маленького беспомощного рачка. Ночью волны выбросили его на морской берег. Рачок слабо шевелил лапками. Наташа бросила беднягу в воду. Он закувыркался в зеленой воде и быстро уплыл. В прибрежной лужице на боку плавала рыбка. Мальчик поймал ее и поскорее выпустил в море. Потом Сережа нашел двух беспомощных улиток. Они почти высохли и тоже нуждались в помощи. В этот день Сережа и Наташа спасли много морских жителей.» -Скажите мне какой это тип текста и докажите почему? -Какие типы текстов вы знаете. Назовите их. 4.Проверка работы у доски и сбор карточек. -Ребята, сейчас мы проверим как справились с работой у доски и соберем карточки. Итак у нас на доске записаны слова, давайте проверим их(отвечает у доски) -Верно, а теперь дополнительный вопрос. - Какие из этих слов являются прилагательными, а какие существительными? -Все правильно, садись пять. 5.Минутка чистописания. - Откройте тетради, запишите дату, классная работа. (Двадцать шестое февраля. Классная работа). Сейчас мы с вами проведём минутку чистописания. -Давайте вспомним с вами как нужно сидеть правильно за столом при письме. Написание какой буквы повторим вы узнаете из загадки: Дельфин, весёлый наш дельфин, Играет в море не один, Там два дельфина на воде, Играя, учат букву ... -Верно, это буква «Д» -На что похожа эта буква? -Какой звук обозначает? -Охарактеризуйте этот звук. - На первой строке запишите соединения заглавных и строчной букв «Дд» до середины строки. (Образец показываю на доске). С середины до конца строчки запишите сочетание букв «Ду», «Да», «Ди». -На второй строчке запишите словосочетание: дружные дети и пропишите до конца строки. -На следующей строчке запишите слова: Дарья, доблестный. -Какие правила помогли вам написать эти слова? 6.Словарная работа - С красной строки запишите слово «Словарь» и сейчас запишем словарные слова (под диктовку): автомобиль, вагон, багаж ,солнце, акварель, диалог, металл, сумма ,тайга, ссора. -Ребята я буду знакомить вас с новым словарным словом «багаж». -Кто скажет что такое багаж? -Верно. Лексическое значение слова «багаж» я прочитаю вам из толкового словаря Ожегова. Багаж - это вещи, груз пассажиров, упакованные для отправки, перевозки. Посмотрите правильное написание этого слово (на доске), запишите это слово в словарь. Взаимопроверка. -Теперь я предлагаю вам обменяться тетрадями, проверить и оценить работу своего товарища по эталону. Дополнительный вопрос: -Сколько падежей в русском языке? Назовите их. - Сколько склонений существует в русском языке? -Если у вас ни одной ошибки это -5 1 или 2 ошибки -4 3 ошибки- 3 -Поднимите руку кто получил 5? Молодцы! -А теперь запишите предложение: Поезд медленно подъезжал к станции. -Сколько слов в предложении? Оно простое или сложное? -Подчеркните главные члены предложения и подпишите какими частями речи они выражены. -Молодцы, ребята! | Работают по карточке. Второй текст подходит к тексту описания. Это текст повествования, так как в этом тексте было описание события, которое прослеживалось поочередной цепочкой. То есть все шло по очереди. Текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествования Пишем местность с буквой Т потому что проверочное слово место, пятерка пишем с буквой Я потому что проверочное слово пять, въехал пишем с твердым знаком потому что твердый знак пишется после приставки «В» и она согласная. Холмистая пишется буква О, так как проверочное слово холм. Огонь пишется буква О, так как проверочное слово огненный. И лисички мы пишем без мягкого знака потому что сочетание чк, чн. 1.Голова наклонена под углом не более 15°; 2. Дистанция между рабочей зоной и глазами ученика составляет не менее 30 см; 3. Локти не упираются в стол, а лежат свободно. Прилагательные: холмистая Существительные: местность, пятерка, огонь, лисички Это буква Д. Эта буква похожа на дом Она обозначает звук Д Это согласный, звонкий, твердый. Мне помогли написать слова правила правописания с непроизносимой согласной, имен собственных и безударная гласная в корне. Записывают в тетрадях словарные слова. Багаж-это какой то груз. 6 падежей. И.п, Р.п, Д.п, В.п, Т.п, П.п. 3 склонения. 4 слова. Оно простое. Поезд является подлежащим и выражен существительным. Подъезжал будет сказуемое выражено глаголом. |
Постановка учебной задачи | -А что вы знаете о местоимении? -Верно -Местоимения- самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их, то есть заменяет существительное, прилагательное -Значит, какая тема нашего урока? -А точнее , «Роль местоимений в речи» Давайте для начала, я прочитаю текст с повторяющимися существительными , а вы должны заменить это слово на местоимение. Солнце ярко светило. Солнце заглядывало в окно комнаты. Какое существительное в этом тексте повторяется 2 раза? Каким местоимением, мы можем заменить данное слово Все верно!!! | -Это часть речи -Местоимения -Солнце -Оно заглядывало в окно комнаты. |
Построение проекта выхода из затруднения | -Ребята а сейчас мы выполним с вами работу по нашей теме. 7. Работа по учебнику. - Откройте учебник на стр.52, найдите упр. 108 (коллективная работа) - Прочитайте текст (читает один человек вслух) Прочитайте. Зелёные листики — и нет зимы. Идём раздольем чистеньким — и я, и ты, и мы. -Ребята , что вы представили , читая строки? Почему автор именно так расположил стихотворные строки? -Какой частью речи являются выделенные слова? Называют ли они конкретное лицо? А на кого могут указывать? -Все верно!! -Давайте рассмотрим упражнение под номером 109. Прочитайте местоимения. я ты он она оно мы вы они − Почему эти местоимения называют личными? − Назовите личные местоимения, которые указывают на того: а) кто говорит; б) к кому (к чему) обращаются с речью; в) о ком (о чём) говорят. -Молодцы! | В берёзовой роще поселились шумные грачи Главные члены предложения будут «Грачи поселились». Шумные грачи (какие?) шумные Грачи То, от которого мы задаем вопрос - Читая стихотворение, представляется весна и гуляющие друзья. Выделенные слова являются местоимениями. Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они − это личные местоимения. Личные местоимения указывают на предмет, но не называют его. -Они указывают на предмет, но не называют его -а) я, мы; б) ты, вы; в) он, она, оно, они. |
Реализация проекта выхода из затруднения | Давайте прочитаем правило, которое находится под упражнением 108. Я, ты, он, она, мы , вы, они- это личные местоимения. Личные местоимения указывают на предмет, но не называют его. Расцвела сирень. Она очень красивая Открываем страницу 53, упражнение 110 Прочитайте загадки. Отгадайте их. 1. Он в самом омуте живёт, хозяин глубины. Имеет он огромный рот, а глазки чуть видны. 2. Она, как змейка, в траве мелькает, хвостом виляет. Хвост оборвёт — другой наживёт. -Выпишите местоимения, а рядом запишите имена существительные, вместо которых употреблены эти местоимения. Вывод: -Почему в загадках используются местоимения? (чтобы не называть предмет, который нужно отгадать) Вспомните другие загадки, где встречаются местоимения. -С помощью местоимений засекречивается объект речи, местоимения не называют предмет, а подменяют его название. Кто- она, он- можно узнать, когда будет отгадана загадка. -Теперь давайте выполним фонетический разбор, а запишем на доске.(Учитель вызывает ученика) А вы ребята записываете у себя в тетрадях. глазки [гласк’и] 2 слога г [г] – согл., звонк., твёрд. л [л] – согл., звонк., твёрд. а [а] – гласн., ударн. з [с] – согл., глух., твёрд. к [к’] – согл., глух., мягк. и [и] – гласн., безуд. 6 б., 6 зв. -Все верно, теперь давайте разберем слово змейка. змейка [зм’эй’ка] 2 слога з [з] – согл., звонк., твёрд. м [м’] – согл., звонк., мягк. е [э] – гласн., ударн. й [й’] – согл., звонк., мягк. к [к] – согл., глух., твёрд. а [а] – гласн., безуд. 6 б., 6 зв. Выполнение упражнений Упражнение 111. - Обратите внимание на упражнение 111.Что нам нужно сделать? -Вам нужно списать последнее предложение, указать часть речи. Подчеркнуть главные члены предложения. А много ль рассветов ты встретил в лесу? (С. Маршак) (ты- личное местоимение, встретил -глагол) − Скажите, на кого или на что указывает местоимение в каждом предложении. − Когда в разговорной речи вы употребляете личное местоимение вы, а когда — ты?: В разговорной речи местоимение ты говорят другу, близкому знакомому, родственнику, а так местоимение вы − старшим людям, когда обращаются сразу к нескольким собеседникам. | Образец на доске: -Он -сом; она -ящерица. - Он всюду: в поле и в саду, А в дом не попадёт. И никуда я не иду, Покуда он идёт. (Дождь) Рукава есть у меня, Рук хотя и нет, И хоть я не из стекла, Я как зеркало светла… Кто я? Дай ответ! (Река) -Работа в тетради. Для начала его нужно прочитать Работа в тетради -1. вы − на того (или тех), к кому обращается автор. 2. вы-на товарища. 3. ты-на лётчика. 4. ты − на василек. 5. ты − на того, к кому обращается автор. -Да -Поднимают руку |
Итог урока. Рефлексия | -Что мы изучали сегодня на уроке? -Что вы узнали о личных местоимениях? -Что больше всего вам понравилось на уроке? - Узнали ли вы что то новое для себя? - На полях тетради нарисуйте лесенку (три ступеньки). Если вы хорошо работали и у вас все получалось на уроке поставьте + на самой верхней ступеньке. Если у вас что-то не получалось + на второй ступеньке. Если у вас ничего не получилось на уроке + на самой нижней ступеньке. - Дети, встаньте. -Урок закончен, до свидания. | -Личные местоимения - Я, ты, он, она, мы , вы, они- это личные местоимения. Личные местоимения указывают на предмет, но не называют его. -Да Больше всего понравилось выполнять упражнения и физкультминутка. Да, узнали Мы вспомнили непроизносимые согласные, типы текста, падежи… |