Роль личности, общества и государства в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций
1
Решение проблем безопасности
Исторический опыт привёл людей к пониманию того, что коллективная защита от опасностей надёжнее и эффективнее защиты самостоятельной.
Технический прогресс в разные времена вынуждал людей придумывать всё новые и новые средства коллективной защиты. Когда в массовом порядке стали гореть городские постройки, были созданы пожарные подразделения. С развитием горнодобывающей промышленности появились горноспасатели. С появлением эпидемий люди стали придумывать различные карантинные меры.
1
Решение проблем безопасности
Подобные примеры можно приводить и далее. Складывающиеся обстоятельства вынуждали правителей и правительства принимать защитные меры. И неуклонно из века в век роль государства в решении проблем безопасности возрастала и становилась одной из основных его функций .
1
Государственная политика по защите от чрезвычайных ситуаций
На сегодняшний день в Российской Федерации защита от чрезвычайных ситуаций определена в качестве приоритетного направления государственной политики.
Её правовую основу составляют положения Конституции, согласно которым каждый гражданин имеет право на жизнь, труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями.
1
Государственная политика по защите от чрезвычайных ситуаций
Необходимость государственной защиты, учитывая, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, обусловлена следующим.
Во-первых , масштабы и объёмы антропогенной деятельности человека охватили практически всю биосферу, а также часть космического пространства.
1
Государственная политика по защите от чрезвычайных ситуаций
Во-вторых , обострились противоречия между производительными возможностями биосферы и быстрым ростом общественных потребностей. Используя природные ресурсы, общество обогащает себя новыми, более сложными технологиями и улучшает условия для своего последующего развития.
1
Государственная политика по защите от чрезвычайных ситуаций
Это приводит к недопустимо высокому загрязнению окружающей среды и снижает возможности биосферы к воспроизводству природных ресурсов, порождает изменение климата, угрожает стабильности исторически сложившихся мировых природно-климатических систем, способствует увеличению риска возникновения техногенных аварий и стихийных бедствий и ущерба от них, создаёт угрозу жизни и здоровью людей.
1
Государственная политика по защите от чрезвычайных ситуаций
Ряд атомных станций, гидроузлов и других гидросооружений, транспортных коммуникаций, добывающих предприятий, машиностроительных заводов, жилой фонд и другие элементы хозяйственной и социальной инфраструктуры могут оказаться через некоторое время опасными в использовании, если не принять соответствующие меры.
1
Государственная политика по защите от чрезвычайных ситуаций
В настоящее время тенденция такова, что совокупные масштабы прямых и косвенных потерь (людских, экономических, интеллектуальных и др.) от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с каждым годом возрастают и приближаются к критической отметке. При её достижении ни одно государство мира, включая Российскую Федерацию, не будет в состоянии самостоятельно восполнить потери за счёт собственных ресурсов.
1
Государственная политика по защите от чрезвычайных ситуаций
В связи с этим наше государство сегодня решает две крайне сложные и важные задачи:
• обеспечить в процессе замены основных производственных фондов приемлемый уровень технической безопасности;
• заложить при проектировании новых производственных мощностей более высокий уровень их надёжности и безопасности.
1
Правовые основы защиты от чрезвычайных ситуаций
Деятельность государства по защите населения от ЧС различного характера представляет собой систему мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию ЧС, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления, специально созданными органами управления и силами, предприятиями и учреждениями, общественными объединениями и гражданами как заблаговременно, так и при угрозе или возникновении экстремальных ситуаций.
1
Правовые основы защиты от чрезвычайных ситуаций
Основными направлениями государственной политики в области обеспечения безопасности населения и территорий от опасностей и угроз различного характера являются:
- создание энергосберегающих и экологически безопасных технологий, исключающих возможность возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера и уменьшающих их влияние на окружающую среду;
1
Правовые основы защиты от чрезвычайных ситуаций
- создание и развитие научно-методических основ управления рисками чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации и формирование необходимой нормативной, правовой и методической базы для обеспечения государственных процедур в сфере контроля и нормирования рисков;
- разработка на федеральном и региональном уровнях экономических механизмов регулирования деятельности по снижению рисков и уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций различного характера.
1
Правовые основы защиты от чрезвычайных ситуаций
Одновременно с обновлением основных производственных фондов продолжается внедрение безопасных технологий и технических систем производственной безопасности. Проводится сейсмостойкое строительство и сейсмоукрепление. По мере возможности осуществляется переселение людей и перевод опасных производств из потенциально опасных районов.
1
Правовые основы защиты от чрезвычайных ситуаций
На сегодняшний день основу законодательства Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций составляют федеральные законы: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О государственном материальном резерве», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также целый ряд указов Президента и постановлений Правительства Российской Федерации.
1
Правовые основы защиты от чрезвычайных ситуаций
МЧС России проводит ежегодный анализ состояния защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В нём приводятся статистические данные о чрезвычайных ситуациях, произошедших в стране, и их прогноз на следующий год, проводится оценка опасностей в техносфере, представляются предложения по совершенствованию защиты населения и территории России от ЧС. На основе этого анализа государство планирует свою деятельность по совершенствованию системы защиты населения от различных чрезвычайных ситуаций.
1
Государственная политика по предупреждению чрезвычайных ситуаций
Предупреждение ЧС заключается в установлении соответствующих норм, прав или критериев, определяющих порядок деятельности человека, хозяйствующих субъектов, органов власти и управления. Данные мероприятия должны быть направлены на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае возникновения экстремальных ситуаций.
1
Государственная политика по предупреждению чрезвычайных ситуаций
Сегодня без решения задач по предупреждению ЧС и ликвидации их последствий практически невозможно обеспечить конституционные права и свободы граждан в Российской Федерации, реализовать курс её устойчивого развития и на этой основе достичь основных национальных целей: социально-экономического и научно-технического прогресса, повышения уровня жизни граждан, сохранения и приумножения национального достояния и национальных ценностей, защиты национальных интересов страны во всех сферах и усиления её позиций на международной арене.
1
Роль общественных организаций по защите от чрезвычайных ситуаций
В нашей стране, помимо таких государственных структур, как Министерство обороны, Министерство внутренних дел, МЧС России, Министерство природных ресурсов и экологии, Министерство здравоохранения и т.д., обеспечивающих различные аспекты безопасности общества и государства, существует ряд неправительственных общественных организаций, которые также играют немаловажную роль в этом процессе.
1
Всероссийское добровольное пожарное общество (ВДПО)
ВДПО является продолжателем традиций российских пожарных добровольцев, которые были заложены в 1892 году.
Решая социальные проблемы, ВДПО
является настоящим помощником
государства. Организация ведёт работу по
формированию общественного сознания и гражданской позиции на селения в области пожарной безопасности, привлекает граждан к предупреждению и тушению пожаров.
1
Всероссийское добровольное пожарное общество (ВДПО)
Опираясь на славные традиции прошлого, ВДПО стремится способствовать развитию пожарного добровольчества в современной России. Работа с молодёжью — одно из приоритетных направлений работы ВДПО. Дружины юных пожарных вносят огромный вклад в дело поддержания противопожарной безопасности. Ежегодно проводятся мероприятия с детьми и молодёжью, в которых принимают участие более полутора миллионов человек.
1
Всероссийское добровольное пожарное общество (ВДПО)
В процессе своей деятельности ВДПО решает следующие задачи:
- пропаганда знаний в области пожарной безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций, охраны труда и электробезопасности;
- подготовка населения к действиям по предупреждению и тушению пожаров;
- участие в благотворительной и гуманитарной деятельности;
- популяризация пожарного и спасательного дела, профессии пожарного и спасателя;
1
Всероссийское добровольное пожарное общество (ВДПО)
- организация и проведение спортивных и иных мероприятий по пожарно-прикладному спорту и профессиональной ориентации детей и молодёжи;
- содействие деятельности общественных объединений пожарной охраны.
1
Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ)
Прародителем ДОСААФ была первая
добровольная оборонная организация —
Военно-научное общество (ВНО),
учреждённое в 1920 г.
27 июля 1926 г. ВНО было переименовано в Общество содействия обороне СССР (ОСО), а в 1927 г. в результате слияния различных добровольных оборонных организаций было образовано Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим).
1
Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ)
Основными задачами ДОСААФ являются:
- патриотическое (военно-патриотическое)
воспитание граждан;
- подготовка граждан по военно-учётным специальностям;
- развитие авиационных и технических
видов спорта;
- участие в развитии физической культуры и военно-прикладных видов спорта;
1
Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ)
- участие в подготовке к военной службе граждан, пребывающих в запасе;
- подготовка специалистов массовых технических профессий и развитие технического творчества;
- участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций.
1
Российский Красный Крест (РКК)
Красный крест на белом фоне —
эмблема неразрывно связанная с
понятиями милосердия и гуманизма.
Современный Российский Красный Крест
является правопреемником Российского
общества Красного Креста, образованного в 1867 году. Российский Красный Крест — участник Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца.
1
Российский Красный Крест (РКК)
Задача Российского Красного Креста — оказание экстренной гуманитарной помощи пострадавшим при стихийных бедствиях, авариях и катастрофах, в вооружённых конфликтах и медико-социальная помощь представителям незащищённых слоёв населения.
1
Всероссийское общественное движение «Школа безопасности»
Движение «Школа безопасности» было основано при активном содействии МЧС России в 1994 году и является ярким примером эффективного обучения подрастающего поколения навыкам безопасного поведения.
Основной целью Движения является объединение усилий общества в решении проблем безопасности молодёжи.
1
Всероссийское общественное движение «Школа безопасности»
Основная деятельность Движения направлена на:
- пропаганду и поддержание здорового образа жизни;
- приобщение детей и подростков к вопросам личной и коллективной безопасности, развитие у них интереса к вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций;
- обучение детей и подростков эффективным действиям в случае различных экстремальных и чрезвычайных ситуаций;
- формирование навыков оказания само и взаимопомощи;
1
Всероссийское общественное движение «Школа безопасности»
- проведение различных тренировок и соревнований по закреплению навыков поведения в условиях чрезвычайных ситуаций;
- развитие детского и молодёжного творчества;
- популяризацию деятельности пожарных и спасателей.
1
Всероссийское общественное движение «Школа безопасности»
Соревнования «Школа безопасности» занимают особое место в деятельности Движения. Они являются наиболее интересной формой приобретения практических навыков безопасного поведения. Ежегодно на различных уровнях организуется и проводится свыше 20 тысяч соревнований и полевых лагерей, в которых принимают участие около 2 млн. детей.
1
Обязанности граждан РФ в области защиты от ЧС
Граждане Российской Федерации обязаны:
- соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
1
Обязанности граждан РФ в области защиты от ЧС
- изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой помощи пострадавшим, правила охраны жизни людей на водных объектах, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
1
Обязанности граждан РФ в области защиты от ЧС
- выполнять установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации;
- при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
1
Вывод
Чтобы умело и грамотно противостоять последствиям проявления любых опасностей в чрезвычайных ситуациях, необходимо постоянно совершенствовать уровень подготовки специалистов различных профилей, способных решать комплекс взаимосвязанных задач в обеспечении безопасной жизнедеятельности человека.
1
Спасибо за внимание!
1