СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Роль коллективного музицирования, в развитии музыкального и художественного вкуса у учащихся класса гитары детской школы искусств»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок в классе гитара, предмет ансамбль

Просмотр содержимого документа
««Роль коллективного музицирования, в развитии музыкального и художественного вкуса у учащихся класса гитары детской школы искусств»»

Приложение № ____

МКУ ДО «Олюторская РДШИ» преподаватель Прокофьева А.Ю.

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Олюторская районная детская школа искусств»



План-конспект открытого урока по предмету: «Музыкальное искусство» Гитара. Ансамбль.

Преподаватель по классу гитары: Прокофьева Анна Юрьевна

МКУ ДО «Олюторская РДШИ»

24 января 2020 года

Ансамбль из 4-ух учащихся 4 класса.

Тема: «Роль коллективного музицирования, в развитии музыкального и художественного вкуса у учащихся класса гитары детской школы искусств», использование знаний и навыков, приобретенных в процессе обучения.

Цель: развитие творческих способностей и углубление музыкального опыта, на материале упражнений, гамм и изучаемых произведений и применение их на практике.

Задачи: закрепить понятие «коллективное музицирование» и обрести навыки, влияющие на качество звучания произведения, для расширения творческих возможностей учащихся в процессе обучения игры в ансамбле.

Обучающие:

- закрепление изученных теоретических знаний

- формирование практических навыков ансамблевой игры

- закрепление приёмов звукоизвлечения (апояндо, тирандо и разгеадо,) и артикуляции (легато, форшлаги), соответствующие образным характеристикам выбранных произведений, согласования приемов звукоизвлечения,

- обучение игры в ансамбле с метрономом

- приобретение навыков передачи голоса от партнера к партнеру.

- отработка синхронности при взятии и снятии звука, отработка  соблюдение общности ритмического пульса, устойчивость темпа.


Развивающие:

- развитие ритмического, мелодического и гармонического слуха

- приобретение навыков последовательной игры: от простого к сложному

- освоение технических навыков исполнительства

- формирование навыка слухового контроля за качеством исполняемого материала

- формирование навыка анализа собственного исполнения

- способствование развитию внимания учащегося

- формирование метроритмических способностей

Воспитательные

- формирование навыков сценической культуры.

- воспитание внимания, аккуратности, трудолюбия, доброжелательного отношения друг к другу, сотворчество;

- воспитание сосредоточенности, настойчивости, уверенности в себе

- воспитание художественного вкуса, фантазии, чувства гармонии и красоты;

- приобщение к коллективному исполнительскому искусству;

- создание внутреннего комфорта на уроке.

- формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения


Здоровьесберегающие:

- способствовать устранению мышечных зажимов, напряжения

- контроль за правильной посадкой, положением рук, установкой инструмента.


Педагогические технологии: личностно-ориентированные

Методы обучения: беседа, демонстрация и объяснение нового материала, самостоятельная работа, видео демонстрация, методы активизации логического мышления, практического освоения музыкальной информации, методы развития творческих способностей.

Для активизации познавательной и творческой деятельности воспитанников в качестве основной цели достижения результата обучения, целесообразны различные формы ИКТ: демонстрация видеофрагментов выступлений ансамбля гитаристов с последующей дискуссией

Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, первичное и комплексное применение знаний).

Структура урока.

Начало урока. 

1)   Организационный этап.

А) приветствие;

б) сообщение  цели и хода работы на уроке.

Основная часть урока.

1.    Теоретическая часть.

2.    Работа над музыкальными произведениями

Заключительный этап.

1.    Оценка.

2.    Домашнее задание.

3.    Конец урока. 


Репертуарный план:

  1. Переборы с метрономом

  2. Хроматическая гамма с метрономом

  3. С. Ирадье «Голубка»

  4. Л. Иванова «Танец»


Средства обучения:

Зрительный ряд: видеоролик, наглядные пособия с рисунками упражнений для рук, ноты

Оборудование: Телевизор, жесткий диск, пульт ДУ, классические гитары, тюнер, метроном, пюпитр, ноты, тетрадь, карандаш, дневник


План урока:

  1. Организационная и содержательная установка

  2. Игра упражнений и гаммы под метроном. Ритм как фактор ансамблевого единства

  3. Приемы игры апояндо и тирандо. Ведение темы, фразировка, тембр, интонация

  4. Проверка глубины понимания и прочности знаний учащегося.

  5. Закрепление изученного материала и упражнений. Динамика и темп как средства музыкальной выразительности

  6. Физкультминутка. Гимнастика для снятия напряжения

  7. Взаимодействие преподавателя и ребенка на основе сообщения – усвоение знаний, умений, навыков. Приемы достижения синхронности ансамблевого звучания

  8. Диагностика прочности усвоения знаний

  9. Инструктаж по выполнению домашнего задания


Ход урока:

Учитель: Ансамбль – группа исполнителей, выступающих совместно. Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль с индивидуальностью исполнения партнера. Исполнения в ансамбле предусматривает не только умение играть вместе, здесь важно другое – чувствовать и творить вместе. Основное правило ансамбля «Один за всех, все за одного», «Успех или неудача одного есть успех или неудача всех».

Посадка и постановка инструмента остается одним из важнейших моментов, а в ансамбле это еще и эстетический вид исполнителей. Важно, и порой очень сложно совместить «правильность» и удобство в освоении необходимой позиции необходимо учитывать индивидуальные особенности ученика, с учетом типовой формы постановки и посадки.

Начнем урок с разминки, ранее изученных упражнений.

/Хроматическя гамма/.

Играть будем под метроном с поэтапным увеличением темпа. Ритм в музыке - категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая. Чувство ритма образуется из темпа, акцента, соотношения длительностей во времени. Все это складывается в музыкально-ритмическую способность.

/ С. Ирадье «Голубка»/

Голубка - символ любви и ласковое обращение к женщине. Песня, написанная около 1860 года испанским композитором Себастьяном Ирадьером (1809—1865). Это одна из самых часто исполняемых песен в мире. Ее относят к жанру кубинской хабанеры. Именно от хабанеры песня взяла свой характерный ритм.

Сегодня мы продолжаем работу над ранее изученным произведением. Разберём его по частям, предложениям и фразам, отработаем трудные места по ритму и технике быстрой игры.

Исполнение любой музыки сопровождается “веской” акцентировкой при игре. Чувство метрической пульсации, подчеркивание начальных долей такта в ансамблевом исполнении проявляется особо ярко. Вот некоторые более сложные проблемы музыкально-исполнительского ритма:

темпо-ритм (музыкальная пульсация) - категория качественная. При ансамблевой игре партнеры должны определить темп, еще не начав совместного исполнения. В ансамбле темпо-ритм должен быть коллективным.

В процессе работы над упражнением или новым произведением происходит формирование двигательных навыков и одновременно контроль слуховых представлений. В этот период необходимо добиться ощущений свободы игрового аппарата — это необходимая первооснова для работы над звуком.

/Физкультминутка, разминка/

Игра в ансамбле вызывает живой интерес у учащихся, активизирует их внимание, организует исполнительскую волю, повышает чувство ответственности. Ансамблевая техника выдвигает перед исполнителями особые требования. Главная трудность – это умение слушать не только то, что играешь сам, а одновременно общее звучание обеих партий, сливающихся в органически единое целое. В процессе работы над ансамблем дети приучаются слышать партию партнера, подхватывать, если произошел срыв у одного из партнеров, следить за изменениями темпов и подстраиваться.

/Л. Иванова «Танец»/

Темп быстрый, игра с метрономом, работа над форшлагами, контроль за качеством звука интонацией и выразительностью.

Вывод:

Подводя итог всего урока, рассмотрев развивающие возможности ансамблевой игры, и формирование навыков коллективного музицирования у учащихся можно сделать следующие выводы:

  • Ансамблевое музицирование способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, полифонического, тембродинамического).

  • Игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства.

  • Ансамблевая игра способствует развитию аналитической, логической, рациональной памятью.

  • Работа в гитарном ансамблем интенсивно развивает образное мышление учащихся.

  • Ансамблевая игра оказывает положительный эффект на процесс развития игровых способностей.

  • Ансамблевая игра может быть включена в различные виды деятельности учащихся в классе гитары.

  • Ансамблевое музицирование представляет форму сотрудничества ученика и учителя. Позволяет учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Выступает как коллективный вид деятельности.

В своей педагогической деятельности педагог должен не только ставить цель – достигнуть высокого результата в обучении игре на музыкальном инструменте, а уметь анализировать, каким образом происходит изнутри процесс обучения.

Ансамбль – необходимый педагогический инструмент, без которого невозможно полноценное развитие учащихся в обучении на музыкальном инструменте. Ансамблевая игра – это тот элемент, который помогает формировать мотивацию к обучению, сохранять интерес к занятиям, формирует необходимые личные качества ученика и исполнительские навыки.









Литература:

  1. Баренбойм Р. «Педагогическая психология. Принципы обучения». Москва. 1973 г.

  2. Гитман А. «Начальное обучение на шестиструнной гитаре». «Престо» Москва. 2000г.

  3. Дункан Ч. «Искусство игры на классической гитаре» «Офсет плюс». Красноярск 2004 г.

  4. Замятина Н. «Первые 20 уроков с начинающими гитаристами», учебное пособие для студентов «Гитарная школа» - Красноярск: 2005г.

  5. Курсы повышения квалификации. Лекции С.Ф.Найко. 2005г

  6. Майерс Л Д. «Психология». «Путь к музицированию». «Прогресс» Минск. 2000 г.

  7. Осипов. В. «Методика работы с начинающими в классе гитары ДМШ» Свердловск. 1988г.

  8. Пухоль. Э. Москва. «Школа игры на шестиструнной гитаре». «Советский композитор». 1985г.

  9. Шувалова И. «О методике работы с начинающими в классе гитары ДМШ». Методические рекомендации.М.1990,

  10. Петрушин В. «Музыкальная психология» М.2008г.

Директор МКУ ДО «Олюторская РДШИ» ___________________И.Н. Парфенова




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!