СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль кислорода в физиологических процессах организма человека

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока включает разные формы работы с учащимися и два варианта контроля знаний. Может быть использована при подготовке интегрировапнных уроков по предметам естественного цикла

Просмотр содержимого документа
«Роль кислорода в физиологических процессах организма человека»

Методическая разработка

интегрированного урока по предметам

естественного цикла (биология, химия, физика) по теме:


«Роль кислорода в физиологических процессах организма человека»





Тема: «Роль кислорода в физиологических процессах организма человека».


Общеобразовательные задачи урока:

  • расширить знания о роли кислорода в основных физиологических процессах организма человека;

  • сформировать навыки решения биологических задач, умение отслеживать знания путём самооценки и самоконтроля.

Развивающие:

  • развивать умение применять знания естественных наук, оперировать ими при объяснении биологических явлений;

  • развивать творческие способности учащихся, логическое мышление и комбинаторские способности, формирующие системное мышление.

Воспитательные:

  • воспитывать идею познаваемости мира;

  • коммуникативные качества личности;

  • выйти из рамок стандартного мышления.


Основные методы и приёмы:

  • информационно-рецептивные (рассказ, объяснение);

  • учебно-исследовательские (постановка опытов);

  • наглядный (демонстрация таблиц, графиков);

  • поисковый (решение творческих биологических задач);

  • репродуктивный (тесты, рассказ).


Тип урока: урок творческого использования знаний и совершенствование умений.

Форма проведения: ролевая игра.


Оборудование и материалы: штативы с пробирками, лабораторный штатив, газоотводная трубка, пробиркодертель, физиологический раствор, р-р CHl, KmnO4, горелка, фильтр, сухой спирт, лучина, прибор для измерения количества гемоглобина в крови, пипетка, таблицы «Газообмен в лёгких и тканях».

Структура и содержание урока


I. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Сообщение темы и задач урока. Ознакомление со структурой урока, критериями оценивания их действия, с правилами заполнения инструктивной карточки.


II. Основная часть урока.

Учащиеся были объединены в группы, каждая из которых получила индивидуальное задание (творческие биологические задачи на развитие логических способностей, установление причинно-следственных связей):

Группа

Творческая биологическая задача

Биологи

Как состояние крови связано с выполнением ею дыхательной функции.

Географы

Почему при подъёме в горы человеку становится трудно дышать.

Валеологи

Почему у курильщиков уменьшает снабжение организма кислородом.

Химики

В каком виде транспортируется кислород кровью.

Физики

Используя понятия физики объясните, с чем связана диффузия кислорода из альвеолярного воздуха в кровь?

Мед. лаборатория

Что произойдёт с кровью, если вместо физиологического раствора ввести дистиллированную воду?

Отдельные учащиеся /средний уровень успеваемости/ работают индивидуально (самостоятельно) по вариантам. Им предлагается проверочная карточка с контрольными вопросами, которую они должны заполнить в течение урока.


План работы групп

  1. Блок теоретической информации.

  2. Постановка опыта, анализ схем, таблиц.

  3. Формулировка условия расчётной задачи.

  4. Решение задач в группах.

  5. Контроль и анализ решенных задач.

  6. Вывод.

Содержание материала групп


Биологи

План ответа

  1. Функции крови.

  2. Значение гемоглобина.

  3. Содержание крови в организме.

  4. Малокровие.

  5. Постановка опыта: определение содержания гемоглобина в крови.

  6. Условие предполагаемой задачи:


I вариант: Определите количество крови в вашем организме, если известно, что оно составляет 1/13 массы тела.


II вариант: Определите количество крови в вашем организме, если известно, что оно составляет 8% массы тела.

Географы

План ответа

  1. Состав воздуха.

  2. Причины плохого самочувствия в горах.

  3. Горная болезнь и её симптомы.

  4. Зависимость количества эритроцитов в крови от положения над уровнем моря.

  5. Условие предполагаемой задачи:


Определите количество гемоглобина в крови вашего организма, если известно, что в 100 мл крови содержится_______(данные из опыта группы биологов) г гемоглобина.


Валеологи

План ответа

  1. Влияние курения на состояние органов дыхания.

  2. Причины уменьшения снабжения организма курильщиков кислородом.

  3. Влияние дыма сигареты на внешность человека.

  4. Постановка опыта (модель легких человека, попадание сигаретного дыма в них).


Использование нейтрализации сигаретного дыма. Сообщение учителя о значении ароматов и их влияния на физиологические процессы организма человека.(Использование аромалампы и ароматизация комнаты эфирными маслами лимона, эвкалипта, розы).


Химики

План ответа.

  1. Строение эритроцита, гемоглобина.

  2. Понятие об оксигемоглобине.

  3. Свойства кислорода (хороший окислитель, поддерживает горение, дыхание).

  4. Постановка опыта: получение кислорода.

  5. Условие предлагаемой задачи:


Зная количество гемоглобина в крови вашего организма, определите, какое максимальное количество кислорода может содержаться в вашей крови, если 1г гемоглобина связывает 1,34 см3 кислорода.


Физики

План ответа

  1. Газообмен в легких и тканях.

  2. Транспорт кислорода по малому и большому кругам кровообращения.

  3. Понятие о диффузии, парциальном давлении.

  4. Условие предлагаемой задачи.


В состоянии покоя через сердце человека протекает 4 литра крови в минуту. Какое количество крови получат ткани вашего организма за 5 минут (II вариант – за 10 минут), если 100 мл крови, протекая по тканевым капиллярам, отдают тканям около 5 мл кислорода?


Медицинская лаборатория

План ответа

  1. Определение физиологического раствора.

  2. Значение физиологического раствора.

  3. Явление гемолиза.

  4. Постановка опыта (в пробирки с кровью вносят соответственно физиологический раствор и дистиллированную воду, наблюдение во второй пробирке явление гемолиза.).

  5. Условие предлагаемой задачи:

I вариант: Определите сколько соли и воды надо взять для приготовления 300 грамм физиологического раствора?

II вариант: Определите сколько соли и воды надо взять для приготовления 200 грамм физиологического раствора?

III. Контроль знаний (Тесты).

IV. Мониторинг знаний.

V. Домашнее задание:


I уровень: Каково значение кислорода в обменных процессах клетки?

II уровень: Запишите уравнение реакции полного окисления глюкозы.

III уровень: При работе мышцы руки в течение 10 минут расходуется 14,2 г глюкозы. Какой объем кислорода потребуется для окисления органического вещества?


Ф.И. _______________________ Класс ______________________

Дата___________________

Тема: «Роль кислорода в физиологических процессах организма человека».

Задачи:

  1. углубить представление о роли кислорода в основных физиологических процессах организма человека;

  2. развивать умение применять теоретические знания для решения биологических задач;

  3. развивать творческие способности при изучении данной темы;

  4. формировать навыки самооценки и взаимного контроля;


Вид работы

Подготовка групп (max 6 баллов.)

Решение задач (по 3 балла)


Тесты


Сумма баллов

Оценка

(сумму балов разделить на 2)

Задача 1

Задача 2

Задача 3

Задача 4











Ход урока

Решение задач.

Задача № 1.

Дано: Решение:





Ответ:

Задача 2.

Дано: Решение:




Ответ:

Задача 3.

Дано: Решение:




Ответ:

Задача 4:

Дано: Решение:




Ответ:

Тесты:

Задание: выбрать вариант (ты) правильного ответа.

  1. 3.

  2. 4.

За каждый правильный ответ в задании № 1, 2, 3 поставить 1 балл, за правильный ответ в тесте № 4 поставить 2 балла. Подсчитайте сумму и внесите результат в таблицу «Тесты»

Вариант 1


Задача № 1(группа биологов)

Определите количество крови в вашем организме, если известно, что оно составляет 1/13 массы тела.


Задача № 2 (группа географов)

Определите количество гемоглобина в крови вашего организма, если известно, что в 100 мл крови содержится _____ (данные из опыта группы биологов) г гемоглобина.


Задача № 3(группа химиков)

Зная количество гемоглобина в крови вашего организма, определите какое максимальное количество кислорода может содержаться в вашей крови, если 1 г гемоглобина связывает 1,34 см3 кислорода?


Задача № 4(группа физиков)

В состоянии покоя через сердце человека протекает около 4л крови в минуту. Какое количество кислорода получат ткани вашего организма за 5 минут, если 100 мл крови, протекая по тканевым капиллярам, отдают тканям 5 мл кислорода?


Задача № 5(мед. лаборатория)

Определите сколько соли и воды необходимо для приготовления 300 г физиологического раствора?



Вариант 2


Задача № 1(группа биологов)

Определите количество крови в вашем организме, если известно, что оно составляет 8% массы тела.


Задача № 2 (группа географов)

Определите количество гемоглобина в крови вашего организма, если известно, что в 100 мл крови содержится _____ (данные из опыта группы биологов) г гемоглобина.


Задача № 3(группа химиков)

Зная количество гемоглобина в крови вашего организма, определите какое максимальное количество кислорода может содержаться в вашей крови, если 1 г гемоглобина связывает 1,34 см3 кислорода?


Задача № 4(группа физиков)

В состоянии покоя через сердце человека протекает около 4л крови в минуту. Какое количество кислорода получат ткани вашего организма за 10 минут, если 100 мл крови, протекая по тканевым капиллярам, отдают тканям 5 мл кислорода?


Задача № 5(мед. лаборатория)

Определите сколько соли и воды необходимо для приготовления 200 г физиологического раствора?




Ф.И.______________________ Класс____________________


Проверочная работа

ВАРИАНТ 1.


1. В чем состоит транспортная функция крови?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Какую часть массы тела составляет кровь?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Как изменяется состав выдыхаемого воздуха?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Почему при подъеме в горы ухудшается самочувствие?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5. В какой форме транспортируется кислород в организме?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


6. Почему у курильщиков почти всегда наблюдаются воспалительные процессы дыхательных путей?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


7. Какова разность парциального давления кислорода между альвеолярным воздухом и кровью?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________


8. Какова концентрация солей в физиологическом растворе?

___________________________________________________________________________


9. Какой процесс называется диффузией?

Ф.И.______________________ Класс____________________


Проверочная работа

ВАРИАНТ 2.

1. Назовите основные функции крови:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Чему равно количество гемоглобина в крови человека ?

___________________________________________________________________________


3. Как изменяется количество эритроцитов в крови человека с поднятием в горы?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Какое заболевание называют горной болезнью?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5. Из каких соединений состоит гемоглобин?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________


6. В результате чего у курильщиков уменьшается снабжение организма кислородом?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


7. Благодаря чему обеспечивается переход кислорода из альвеолярного воздуха в кровь?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


8. Что такое физиологический раствор?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


9. Какой процесс называется гемолизом?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ТЕСТ, вариант I


1. Основная функция эритроцитов:

а) двигательная;

б) защитная;

в) транспортная;

г) дыхательная.

2. Парциальное давление кислорода в крови:

а) 40 мм рт. ст.;

б) 100 мм рт. ст.;

в) 46 мм рт. ст.;

3. Небелковая группа гемоглобина, содержащая железо:

а) фибрин;

б) гем;

в) глобин;

4. При добавлении воды в кровь эритроциты разрушаются, так как:

а) вода устремляется;

б) вода из клеток переходит в плазму крови;

в) склеиваются между с тобой.


ТЕСТ, вариант II


  1. Основные функции крови:

а) двигательная;

б) защитная;

в) транспортная;

г) опорная.

2. Какой процент от массы тела составляет кровь:

а) 15%;

б) 11%;

в) 7%;

3. Кислород – это газ, который:

а) легче воздуха;

б) тяжелее воздуха;

в) по плотности равен воздуху.

4. Диффузия – это:

а) движение воды в область большей концентрации вещества;

б) проникновение веществ через полупроницаемую перегородку;

в) взаимное проникновение веществ.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!