Методическая разработка
интегрированного урока по предметам
естественного цикла (биология, химия, физика) по теме:
«Роль кислорода в физиологических процессах организма человека»
Тема: «Роль кислорода в физиологических процессах организма человека».
Общеобразовательные задачи урока:
расширить знания о роли кислорода в основных физиологических процессах организма человека;
сформировать навыки решения биологических задач, умение отслеживать знания путём самооценки и самоконтроля.
Развивающие:
развивать умение применять знания естественных наук, оперировать ими при объяснении биологических явлений;
развивать творческие способности учащихся, логическое мышление и комбинаторские способности, формирующие системное мышление.
Воспитательные:
воспитывать идею познаваемости мира;
коммуникативные качества личности;
выйти из рамок стандартного мышления.
Основные методы и приёмы:
информационно-рецептивные (рассказ, объяснение);
учебно-исследовательские (постановка опытов);
наглядный (демонстрация таблиц, графиков);
поисковый (решение творческих биологических задач);
репродуктивный (тесты, рассказ).
Тип урока: урок творческого использования знаний и совершенствование умений.
Форма проведения: ролевая игра.
Оборудование и материалы: штативы с пробирками, лабораторный штатив, газоотводная трубка, пробиркодертель, физиологический раствор, р-р CHl, KmnO4, горелка, фильтр, сухой спирт, лучина, прибор для измерения количества гемоглобина в крови, пипетка, таблицы «Газообмен в лёгких и тканях».
Структура и содержание урока
I. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Сообщение темы и задач урока. Ознакомление со структурой урока, критериями оценивания их действия, с правилами заполнения инструктивной карточки.
II. Основная часть урока.
Учащиеся были объединены в группы, каждая из которых получила индивидуальное задание (творческие биологические задачи на развитие логических способностей, установление причинно-следственных связей):
Группа | Творческая биологическая задача |
Биологи | Как состояние крови связано с выполнением ею дыхательной функции. |
Географы | Почему при подъёме в горы человеку становится трудно дышать. |
Валеологи | Почему у курильщиков уменьшает снабжение организма кислородом. |
Химики | В каком виде транспортируется кислород кровью. |
Физики | Используя понятия физики объясните, с чем связана диффузия кислорода из альвеолярного воздуха в кровь? |
Мед. лаборатория | Что произойдёт с кровью, если вместо физиологического раствора ввести дистиллированную воду? |
Отдельные учащиеся /средний уровень успеваемости/ работают индивидуально (самостоятельно) по вариантам. Им предлагается проверочная карточка с контрольными вопросами, которую они должны заполнить в течение урока.
План работы групп
Блок теоретической информации.
Постановка опыта, анализ схем, таблиц.
Формулировка условия расчётной задачи.
Решение задач в группах.
Контроль и анализ решенных задач.
Вывод.
Содержание материала групп
Биологи
План ответа
Функции крови.
Значение гемоглобина.
Содержание крови в организме.
Малокровие.
Постановка опыта: определение содержания гемоглобина в крови.
Условие предполагаемой задачи:
I вариант: Определите количество крови в вашем организме, если известно, что оно составляет 1/13 массы тела.
II вариант: Определите количество крови в вашем организме, если известно, что оно составляет 8% массы тела.
Географы
План ответа
Состав воздуха.
Причины плохого самочувствия в горах.
Горная болезнь и её симптомы.
Зависимость количества эритроцитов в крови от положения над уровнем моря.
Условие предполагаемой задачи:
Определите количество гемоглобина в крови вашего организма, если известно, что в 100 мл крови содержится_______(данные из опыта группы биологов) г гемоглобина.
Валеологи
План ответа
Влияние курения на состояние органов дыхания.
Причины уменьшения снабжения организма курильщиков кислородом.
Влияние дыма сигареты на внешность человека.
Постановка опыта (модель легких человека, попадание сигаретного дыма в них).
Использование нейтрализации сигаретного дыма. Сообщение учителя о значении ароматов и их влияния на физиологические процессы организма человека.(Использование аромалампы и ароматизация комнаты эфирными маслами лимона, эвкалипта, розы).
Химики
План ответа.
Строение эритроцита, гемоглобина.
Понятие об оксигемоглобине.
Свойства кислорода (хороший окислитель, поддерживает горение, дыхание).
Постановка опыта: получение кислорода.
Условие предлагаемой задачи:
Зная количество гемоглобина в крови вашего организма, определите, какое максимальное количество кислорода может содержаться в вашей крови, если 1г гемоглобина связывает 1,34 см3 кислорода.
Физики
План ответа
Газообмен в легких и тканях.
Транспорт кислорода по малому и большому кругам кровообращения.
Понятие о диффузии, парциальном давлении.
Условие предлагаемой задачи.
В состоянии покоя через сердце человека протекает 4 литра крови в минуту. Какое количество крови получат ткани вашего организма за 5 минут (II вариант – за 10 минут), если 100 мл крови, протекая по тканевым капиллярам, отдают тканям около 5 мл кислорода?
Медицинская лаборатория
План ответа
Определение физиологического раствора.
Значение физиологического раствора.
Явление гемолиза.
Постановка опыта (в пробирки с кровью вносят соответственно физиологический раствор и дистиллированную воду, наблюдение во второй пробирке явление гемолиза.).
Условие предлагаемой задачи:
I вариант: Определите сколько соли и воды надо взять для приготовления 300 грамм физиологического раствора?
II вариант: Определите сколько соли и воды надо взять для приготовления 200 грамм физиологического раствора?
III. Контроль знаний (Тесты).
IV. Мониторинг знаний.
V. Домашнее задание:
I уровень: Каково значение кислорода в обменных процессах клетки?
II уровень: Запишите уравнение реакции полного окисления глюкозы.
III уровень: При работе мышцы руки в течение 10 минут расходуется 14,2 г глюкозы. Какой объем кислорода потребуется для окисления органического вещества?
Ф.И. _______________________ Класс ______________________
Дата___________________
Тема: «Роль кислорода в физиологических процессах организма человека».
Задачи:
углубить представление о роли кислорода в основных физиологических процессах организма человека;
развивать умение применять теоретические знания для решения биологических задач;
развивать творческие способности при изучении данной темы;
формировать навыки самооценки и взаимного контроля;
Вид работы | Подготовка групп (max 6 баллов.) | Решение задач (по 3 балла) | Тесты | Сумма баллов | Оценка (сумму балов разделить на 2) |
Задача 1 | Задача 2 | Задача 3 | Задача 4 |
| | | | | | | | |
Ход урока
Решение задач.
Задача № 1.
Дано: Решение:
Ответ:
Задача 2.
Дано: Решение:
Ответ:
Задача 3.
Дано: Решение:
Ответ:
Задача 4:
Дано: Решение:
Ответ:
Тесты:
Задание: выбрать вариант (ты) правильного ответа.
3.
4.
За каждый правильный ответ в задании № 1, 2, 3 поставить 1 балл, за правильный ответ в тесте № 4 поставить 2 балла. Подсчитайте сумму и внесите результат в таблицу «Тесты»
Вариант 1
Задача № 1(группа биологов)
Определите количество крови в вашем организме, если известно, что оно составляет 1/13 массы тела.
Задача № 2 (группа географов)
Определите количество гемоглобина в крови вашего организма, если известно, что в 100 мл крови содержится _____ (данные из опыта группы биологов) г гемоглобина.
Задача № 3(группа химиков)
Зная количество гемоглобина в крови вашего организма, определите какое максимальное количество кислорода может содержаться в вашей крови, если 1 г гемоглобина связывает 1,34 см3 кислорода?
Задача № 4(группа физиков)
В состоянии покоя через сердце человека протекает около 4л крови в минуту. Какое количество кислорода получат ткани вашего организма за 5 минут, если 100 мл крови, протекая по тканевым капиллярам, отдают тканям 5 мл кислорода?
Задача № 5(мед. лаборатория)
Определите сколько соли и воды необходимо для приготовления 300 г физиологического раствора?
Вариант 2
Задача № 1(группа биологов)
Определите количество крови в вашем организме, если известно, что оно составляет 8% массы тела.
Задача № 2 (группа географов)
Определите количество гемоглобина в крови вашего организма, если известно, что в 100 мл крови содержится _____ (данные из опыта группы биологов) г гемоглобина.
Задача № 3(группа химиков)
Зная количество гемоглобина в крови вашего организма, определите какое максимальное количество кислорода может содержаться в вашей крови, если 1 г гемоглобина связывает 1,34 см3 кислорода?
Задача № 4(группа физиков)
В состоянии покоя через сердце человека протекает около 4л крови в минуту. Какое количество кислорода получат ткани вашего организма за 10 минут, если 100 мл крови, протекая по тканевым капиллярам, отдают тканям 5 мл кислорода?
Задача № 5(мед. лаборатория)
Определите сколько соли и воды необходимо для приготовления 200 г физиологического раствора?
Ф.И.______________________ Класс____________________
Проверочная работа
ВАРИАНТ 1.
1. В чем состоит транспортная функция крови?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какую часть массы тела составляет кровь?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Как изменяется состав выдыхаемого воздуха?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Почему при подъеме в горы ухудшается самочувствие?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. В какой форме транспортируется кислород в организме?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Почему у курильщиков почти всегда наблюдаются воспалительные процессы дыхательных путей?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Какова разность парциального давления кислорода между альвеолярным воздухом и кровью?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Какова концентрация солей в физиологическом растворе?
___________________________________________________________________________
9. Какой процесс называется диффузией?
Ф.И.______________________ Класс____________________
Проверочная работа
ВАРИАНТ 2.
1. Назовите основные функции крови:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Чему равно количество гемоглобина в крови человека ?
___________________________________________________________________________
3. Как изменяется количество эритроцитов в крови человека с поднятием в горы?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какое заболевание называют горной болезнью?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Из каких соединений состоит гемоглобин?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. В результате чего у курильщиков уменьшается снабжение организма кислородом?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Благодаря чему обеспечивается переход кислорода из альвеолярного воздуха в кровь?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Что такое физиологический раствор?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Какой процесс называется гемолизом?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТЕСТ, вариант I
1. Основная функция эритроцитов:
а) двигательная;
б) защитная;
в) транспортная;
г) дыхательная.
2. Парциальное давление кислорода в крови:
а) 40 мм рт. ст.;
б) 100 мм рт. ст.;
в) 46 мм рт. ст.;
3. Небелковая группа гемоглобина, содержащая железо:
а) фибрин;
б) гем;
в) глобин;
4. При добавлении воды в кровь эритроциты разрушаются, так как:
а) вода устремляется;
б) вода из клеток переходит в плазму крови;
в) склеиваются между с тобой.
ТЕСТ, вариант II
Основные функции крови:
а) двигательная;
б) защитная;
в) транспортная;
г) опорная.
2. Какой процент от массы тела составляет кровь:
а) 15%;
б) 11%;
в) 7%;
3. Кислород – это газ, который:
а) легче воздуха;
б) тяжелее воздуха;
в) по плотности равен воздуху.
4. Диффузия – это:
а) движение воды в область большей концентрации вещества;
б) проникновение веществ через полупроницаемую перегородку;
в) взаимное проникновение веществ.