СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль информационно – коммуникационных технологий в педагогической деятельности учителя.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Роль информационно – коммуникационных технологий в педагогической деятельности учителя.»

Роль информационно – коммуникационных технологий в педагогической деятельности учителя.


За все время своей работы в школе учителем я всегда хотела сделать уроки более интересными, запоминающимися для ребят. Всегда меня интересовал вопрос: «Что же нужно сделать для того, чтобы ребята с радостью шли ко мне на урок?» И сегодня этот вопрос остается для меня актуальным. Недавно на сайте "Общественная экспертиза и оценка учебников" прочитала о том, что был подведён итог обсуждения темы "ИКТ на уроках". И вот к каким выводам пришли наши коллеги:

- учебник - наиболее привычный инструмент и помощник ребенку и педагогу, который можно листать, ощущать, общаться с ним, как с человеком, но ИКТ-технологии - дополнительные возможности учения. Поэтому ИКТ и учебник – единое целое;
- с помощью ИКТ интенсифицируется информационное взаимодействие между субъектами информационно-коммуникативной предметной среды, и как следствие результатом является формирование более эффективной модели обучения;
- применение ИКТ- технологий на уроке необходимо - это требование времени, которое разнообразит урок, позволяет увеличить его плотность, активизировать работу учащихся. Трудно не согласиться с этими доводами, ведь давно известно, что школа должна ориентироваться на развитие личности ученика, его познавательных и созидательных способностях. Я уверена, что целенаправленное применение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе на уроках позволит ускорить формирование учебно-познавательной компетенции учащихся, стимулировать мотивацию и добиться повышения качества обучения. Необходимость использования ИКТ в образовательном процессе продиктована самой жизнью: дети живут в технологическом пространстве и в школе, и дома. Поэтому современный урок не может быть эффективен и интересен без использования ИКТ, и авторитет учителя резко падает, если он не следит за современными педагогическими технологиями. Я считаю, что ИКТ дают возможность:

- повысить интерес к предмету, делая процесс обучения более увлекательным, запоминающимся;

-поставить в центре обучения самого обучающегося, его психологические особенности;

-расширить возможности для плодотворного сотворчества учеников и учителя, что положительно влияет на эмоциональную атмосферу на уроке;

- увеличить объем информации, сообщаемой ученику на уроке;

- помогает расширить кругозор учащихся, мотивировать детей самостоятельно искать информацию;

- активизировать организацию процесса познавательной деятельности школьника;

- активизировать умственную деятельность учащихся.

Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют  орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов воспитывают интерес к уроку, делают его более интересным. 

На уроках литературы применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Мультимедийные презентации – это самый удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, то есть те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При этом, материал могут находить и сами ребята, составляя презентации, таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку.

Не обойтись без презентации и при подготовке к ЕГЭ и ГИА, на занятиях элективных курсов. Ребята, которые пропустили занятие, могут получить презентацию на дом и проработать самостоятельно материал. Современные эксперты информационных технологий, проведя множество экспериментов, выявили, что если материал был звуковым, то человек запоминал около 1/4 объема, если информация была представлена визуально - около 1/3. При воздействия зрительного и слухового восприятия усвояемость материала повышается до 75%.

На данный момент можно  сказать, что урок с использованием ИКТ стал более наглядным, красочным, информативным. Благодаря этим технологиям, педагог стал экономить время своё и ученика. Темп на таком учебном занятии изменился.  Учитель может работать с обучающимися индивидуально и дифференцированно. Появилась  возможность оперативно проверить и оценить результаты усвоения знаний, применения их на практике.

Благодаря новым технологиям, на моих занятиях осуществляются межпредметные связи, повышается мотивация обучения на уроках русского языка и литературы. Я стараюсь создать положительный настрой и активизировать  самостоятельную деятельность учащихся. ИКТ дают   педагогу  возможность помочь  обучающимся в познании окружающего мира, развивают наблюдательность, учат  разносторонне видеть мир. Благодаря этим технологиям, учитель  воспитывает  в детях чувство прекрасного и развивает  его   личностные  способности. В итоге мы получаем  на выходе из школы выпускника, свободно владеющего  и  способами анализа полученной информации, и человека, который творчески реализует свои способности, знания, умения и навыки.


  Уже сам факт проведения урока русского языка и литературы в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется (пусть внешняя) мотивация. Ребенок чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше. Из  внешней мотивации «вырастает» интерес к предмету русского языка. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень  компетенций, навыки профессионального общения.


  Таким образом, можно предположить, что информационно-коммуникационные технологии способны:

- стимулировать познавательный интерес к русскому языку и литературе;

-  придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер;

-  во многом способствовать обновлению содержательной стороны школьных предметов;

 - индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.

Век компьютерных технологий набирает обороты , и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому я считаю, что использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Общаясь с ребятами на уроках русского языка и литературы, я сделала для себя вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения, и огромную роль в этом играют именно информационно-коммуникативные технологии.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!