СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Роль иллюстрации в восприятии художественного произведения. Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» в работах Г.В.Калиновского и Надежды Рушевой.».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Предмет исследования: художественные иллюстрации Г.В.Калиновского и Надежды Рушевой к роману М.А.Булгакова ,текст романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Объект исследования:  своеобразие иллюстрирования булгаковского произведения данными художниками

Цель исследования: понять роль  иллюстрации в восприятии художественного произведения, проникнуть в мир художников-иллюстраторов.  

Гипотеза: анализ работ художника-иллюстратора может  помочь в восприятии героев художественных произведений, способствует развитию умения сопоставлять прочитанное с увиденным на картине, вызывает желание творить самому.

 

Просмотр содержимого документа
««Роль иллюстрации в восприятии художественного произведения. Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» в работах Г.В.Калиновского и Надежды Рушевой.».»


Занятие предметного кружка

Тема: Культура речи. Словесная живопись (на примере лирики С. А. Есенина )

Цели: 1. Активизировать познавательную деятельность учащихся

2. Развивать у учащихся речемыслительные способности

3. Учить детей правильно и красиво говорить, практикуя решение тестовых заданий ЕГЭ (№4,5,6,7,24)

4. Развивать навыки выразительной речи учащихся, умения обобщать, делать выводы

5. Углубить интерес к творчеству С. А. Есенина.


Ход занятия

1). Здравствуйте, уважаемые гости, дорогие ребята! Улыбнёмся друг другу, поприветствуем партнёра по лицу и по плечу. И начнём нашу работу. Сегодняшнее занятие кружка мы проведём в форме тематического журнала, в котором будет несколько страниц .

_О чём будем говорить? Ответ найдёте , вспомнив тему прошлого разговора и прослушав стихотворение В.Шефнера «Устная речь»


Это так, а не иначе.

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

Гаснет устная словесность,

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь- людское чудо-

Не скудела в наши дни.

---Да, речь пойдёт о культуре речи :о речи хорошей и правильной.


Страница 1 «Секреты правильной речи»

Используя Frayer Model (модель Фрейер), попытаемся ответить на вопрос: ____Какую речь можно считать правильной?

Шаблон модели Фрейер: 3 мин

1.Сложите лист А4 так, чтобы получились четыре равные части.

2.Согнуть внутренний угол листочка в форме треугольника.

3.Раскрыть листочек А4 и прочертите линии сгиба маркером.

4.Озаглавьте 4 квадрата- «Обязательные характеристики», «Необязательные характеристики», «Примеры», «Анти-примеры».

5.Запишите изучаемое слово или понятие в центре листочка.

Заполнение модели Фрейер:




Учитель называет понятие, которое ученики должны проанализировать: правильная речь.(речь правильная :соблюдаются нормы литературного языка(грамматические,лексические,стилистические,орфографические,пунктуационные,орфоэпические).

---Звонок директору школы:

Голос :--- Это директор ЧерёмухОвской школы ?

---- Да,слушаю.

---- Вам звОнит учитель русского языка.

---- Не верю (кладёт трубку).

------Как вы думаете, ребята, почему так отреагировала директор на звонок ?

___ Допущены орфоэпические ошибки: звонИт, ЧерЁмуховская (в русском языке буква Ё всегда ударная). ___ Совершенно верно.

Наша 2 страница «Дорогу осилит идущий»

Предлагаю и вам провести орфоэпическую разминку: расставить ударения в словах из орфоэпического минимума ЕГЭ-2015 года (такой тип заданий мы встречаем в заданиях №4 государственного экзамена)

Добыча,закупорить,обеспечение,завсегдатай,сливовый,шасси,жалюзи,водопровод,красивее,налита,оптовый,диспансер,исчерпать,средства,оксюморон.

ДобЫча,закУпорить,обеспЕчение,завсегдАтай,слИвовый,шассИ,жалюзИ,водопровОд,красИвее,налитА,оптОвый,диспансЕр,исчЕрпать, срЕдства, оксЮморон.

__ Проверьте себя (на проекте слайд с правильными ответами).

__ Попробуем вспомнить и другие речевые нормы ,решив тестовые задания № 5,6 ЕГЭ-проверка знаний речи, языковых норм)

Задания №7 ЕГЭ-2015 года: установить соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками. (Работа в парах)

1. НАДЕТЬ - ОДЕТЬ

В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить слово НАДЕТЬ?

1) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдёшь, придётся одеть охотничьи сапоги.

2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.

3) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю.

4) Танцоров одели в национальные костюмы.

2. ОБСУЖДЕНИЕ - ОСУЖДЕНИЕ

В каком предложении вместо слова ОБСУЖДЕНИЕ нужно употребить ОСУЖДЕНИЕ?

1) ОБСУЖДЕНИЕ проблемы загрязнения окружающей среды стало важней темой.

2) Никогда нельзя предугадать результаты ОБСУЖДЕНИЯ сути научного открытия.

3) Урок был посвящен ОБСУЖДЕНИЮ новой книги В. Распутина.

4) ОБСУЖДЕНИЕ преступника судом на 3 года исправительных работ вызвало недовольство горожан.

____ В связи с распространённостью речевых ошибок было решено провести социологический опрос о культуре речи среди учащихся 9-11 классов и работников нашей школы.

И наша 3 страница« Исследовательская ».

Слово членам исследовательской группы-Ване, Ефиму, Серёже. (Представление презентации:




Социологический опрос среди учащихся 9-11 классов и работников школ)


1.Фрагмент спектакля «12 стульев»(1966года) . -Вы, конечно, узнали героиню

Ильфа и Петрова-Эллочку Щукину(Людоедку) в исполнении Алисы Фрейндлих.


2.Проводя наше небольшое социологическое исследование, мы искали ответ на 2 вопроса.

1)---Исправите ли вы собеседника, услышав ошибку в речи?

Были опрошены 48 человек. Результаты опроса мы оформили в виде таблицы(чтение таблицы).

Таким образом, ответы распределились почти в равных отношениях

2)---Как вы оцениваете речь своих сверстников?(по 5-бальной системе).В опросе участвовали 24 старшеклассника.

На «5»не был оценён никто,

На «4»-8 человек,

На «3»-16 человек.

«Двоечников» среди учащихся 9-11 классов не оказалось

Итак, можно сделать вывод, что гены Эллочки-Людоедочки очень живучи. Они проявляются почти в каждом из нас. Мы убеждаемся в этом, когда слышим такое: «клёво», «заколебали», «о’кей», «блин» …

А победить это, на наш взгляд, можно только с помощью правильной и хорошей речи.

_-----А что характеризует хорошую речь?(Яркость, эмоциональность, выразительность) Какие средства выразительности речи вы знаете?).Используя обучающую структуру Find The Fib(Файнд зе фиб),вспомним другие многочисленные термины, обозначающие средства художественной выразительности (задания №24 ЕГЭ):

1.Участник № берёт лист А4 ,разрывает его на 2 части ,1часть-ещё на 3 части.

2.Участник № любимым маркером крупно пишет цифры 1,2,3.

3.Учитель читает 3 утверждения:

1)Градация-это расположение синонимов по степени нарастания или ослабления признака.

2)Оксюморон-соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга.

3)Ассонанс-повтор согласных звуков, создающий образ.(аллитерация)

1)Парцелляция-членение единого по смыслу высказывания на самостоятельные предложения.

2)Перифраза-это изменение обычного порядка слов в предложении.(инверсия)

3)Эпифора-повтор частей, одинаковое синтаксическое построение конца предложения.

Задача участников команды, придя к консенсусу, определить, какое высказывание является выдумкой. Зачитывает участник №


Страница 4 «России стихотворная душа».

Удивительным мастером художественного слова является С.А.Есенин, чьё 120-летие со дня рождения и 90-летие со дня смерти отмечаем в этом год. Его воспринимают как «России стихотворную душу».





Есенин в своих произведениях искусно пользовался всем разнообразием языковых

средств для создания словесных образов, будь то пейзаж, портрет или повествование о событии.

Как верно заметил А.И.Куприн, «Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

Поэзия Есенина поэтична, музыкальна, полна изобразительными средствами, которые автор мастерски использует. Это привлекает внимание слушателя.

Убедимся в этом:(чтение отрывков из стихотворений Есенина, например (чтение 2-3учащимися стихов С.А.Есенина).

«Рыжий месяц жеребёнком запрягался в наши сани», «Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде»…

«Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Кленёночек маленький

матке зелёное вымя сосёт»

У Есенина вечер золотой метелкой «расчищает путь», «синий сумрак бредет», как стадо овец. Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе, ради красивой формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить себя. В этом мы убедились, изучая лирику Есенина. Мы воспринимаем Есенина как «России стихотворную душу» (Чтение стихотворения Зубатовой Анной)

















А если к словам присоединить ещё и музыку! Послушаем, как это звучит (Белоглазова Катя поёт «Не жалею, не зову не плачу…».


Проведём практическую работу, используя структуру Сорт кардс ( Sort Cards),распределяем карточки:( 1)олицетворения,2)метафоры,3)сравнения (карточки подготовлены учителем).

1.Сортируем карточки, на схожести и различиях, создаём 3-5 категорий. В командах ученики сортируют карточки в зависимости от категорий и объясняют причины своего выбора.

2 .Записываем название каждой категории разными цветными маркерами, устанавливаем их над списком слов.(3мин)

3.Встать из-за стола, задвинуть стулья, взять тетради, ручки ,подойти к другому столу. Читать, смотреть, но не двигать, не трогать руками карточки.

4.Можно записать новые идеи, мысли, слова, замечания, исправить что-то на своём столе.

5.Презентация своих категорий (участник № )

-----Запись учителем предложенных категорий на доске:


Страница 5 «Язык мой-друг мой».

Используя структуру Placemat Consensus(плейсмэт консенсус), обсудите вопрос:__ Как развить речь и научиться говорить красиво? 3 мин

1.Учитель задаёт тему

2.Ученики записывают максимальное количество идей по теме на своей части листа

3.Ученики по очереди обмениваются своими идеями

4.Если вся команда приходит к консенсусу(«большой палец вверх»),один ученик записывает эту идею в центральный квадрат

5.Ученики продолжают до тех пор, пока все не поделятся своими идеями

6.Идеи, записанные в центральном квадрате, являются решением всей



команды.Вывод: Никто, думаю, не станет спорить с тем, что умение красиво говорить – ценнейшее человеческое качество. Человек, владеющий грамотной речью, производит выгодное впечатление, он чаще добивается поставленной цели, он более успешен в профессиональной деятельности, ему легче адаптироваться в любой жизненной ситуации.

Правильная речь имеет почти магическое действие. Ее хочется слушать и слушать; а от иной – закрыть уши и бежать подальше.

Владение искусством красиво и грамотно говорить, к сожалению, встречается все реже.

Люди, мыслящие шедеврально, порой не умеют столь же ярко выразить себя на словах. Многим бывает трудно высказать свои мысли, чувства, пересказать что-либо интересное из прочитанного, увиденного, пережитого.

А ведь за безыскусной речью таких людей порой скрывается великолепный интеллект, интересная личность. Но чтобы распознать это, требуется время. А время – это то, чего нам постоянно не достает.

Отсюда только один путь – свою речь нужно и можно тренировать. Ведь умение красиво говорить – это не природный дар, а благоприобретенный навык, который можно довести до совершенства. Даже если вы не собираетесь стать профессиональным оратором, умение красиво говорить, правильно пользоваться речью, необычайно пригодится как в работе, так и в повседневной личной жизни.

Следование некоторым правилам может существенно повысить качество речи. Во-первых, больше читайте. Газеты, журналы, качественная художественная литература. В этом смысле идеально подойдет наша отечественная классика, которую мы все штудировали в школьные годы

(или не штудировали, что печально). Читайте или перечитывайте классиков! Причем вслух, не торопясь. Такое чтение даст колоссальный эффект. Оно приучит вас к правильному построению слов в предложения, увеличит словарный запас.

Во-вторых, исключите из своей речи слова-паразиты: «ну», «в общем», «как бы», «ну это», «блин», и т. п. Старайтесь, по возможности, оставаться внешне спокойными, не размахивайте руками, не отражайте в речи сильных эмоций. Это только повысит уровень доверия к вам и придаст авторитетности. Говорите простыми фразами, не торопитесь. В-третьих, следите за темпом речи. Она не должна быть монотонной. Паузой выделяйте главные моменты разговора. Она должна быть уместна и не затянута.

В-четвертых, используйте в разговорной речи, беседе сравнения, метафоры, образные выражения, поговорки, наконец. Это оживит речь, сделает ее

более интересной. И конечно, беспроигрышный вариант – юмор. Уместная самоирония, шутка придадут блеск вашей речи. Ведь слова – это только средства

для передачи информации, а то, как вы их составите, произнесете – либо западет в душу, либо нет.

В-пятых, говорите, тренируйте речь как можно больше. Это легко сделать, если у вас широкий круг общения. Если же его нет, то поможет телевизор или радио. Выберите телеведущего, который вам больше всех нравится, и старайтесь подражать ему. Повторяйте вслух (!) за ним фразы, копируя также его голосовые интонации. Это не просто, но спустя некоторое время вы непременно увидите прогресс. Кроме выработки мелодичной речи, вы пополните свой лексикон.





Есть еще одно забавное, и только поначалу сложное упражнение. Выберите какой-нибудь простой предмет из домашнего обихода, например, игрушку или домашние тапочки. Определите себе лимит времени, в котором будете рассказывать об этом

предмете красивым литературным языком. Сначала будет сложно целых 5 минут говорить о каком-то банальном предмете. Но с каждой тренировкой будет проще. Увеличивая лимит времени, и усложняя тему, вы вскоре преодолеете неуверенность, робость перед словами, неумение их подобрать. В итоге же вы целый час сможете увлеченно рассказывать о своих домашних тапочках, ни разу не повторившись. Этим лучше заниматься в группе или с домашними, превратив тренировку в своеобразную игру. Поочередно каждый становится и исполнителем, и слушателем. Вы не заметите, как влюбитесь в слова: вы почувствуете свою власть над ними, они придадут вам уверенности, и будут

служить вам. Пополняя словарный запас, черпайте информацию отовсюду – из книг, статей, фильмов. Запоминайте яркие фразы, словосочетания, интересные речевые обороты. Записывайте их в блокнот, используйте в повседневной речи.

Узнавайте значение незнакомых слов, обращая внимание на правильное ударение, тренируйте их произношение. Неправильное произношение и неуместное употребление слов может сделать вашу речь смешной, вмиг обесценив ее. Составляйте сами новые фразы и предложения. Избегайте словарных клише, используйте речевую образность.

В идеале, после нескольких месяцев систематических (!) тренировок, у вас сформируется мелодичная, запоминающаяся и яркая речь. Вы легко простыми предложениями сможете объяснить суть сложных вещей. Ваша речь будет походить на журчание ручейка. Она будет литься легко и свободно. Отныне такая речь всегда и везде будет с вами.

Отличное владение своим родным языком придаст вам уверенности в себе. Более того, изменит качество вашей жизни, - вы без труда и страха сможете общаться с людьми. Вы будете всегда на высоте!

Слайд

___ 1.Больше читать.

___ 2.Исключить из своей речи слова-паразиты: «ну», «в общем», «как бы», «ну это», «блин»…

___ 3.Следите за темпом речи. Она не должна быть монотонной, затянутой.

___ 4.Говорите, тренируйте речь как можно больше.

___ 5.Используйте в разговорной речи сравнения, метафоры, образные выражения, пословицы, поговорки, шутки.

Страница 6 «Билетик на выход»:

__Зачем нужно читать художественную литературу?

__В чём роль поэзии?


Всё, что бог нам однажды отмерил, друзья.

Увеличить нельзя и уменьшить нельзя.

Так давайте достойно истратим наличность,

На чужое не зарясь, взаймы не прося.

(Гияс ад-Дин Абу-л-Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям Нишапуси-персидский поэт, философ, математик, астролог, писал рубаи). Приземляя эти прекрасные философские стихи, надо напомнить, что ближайшее, что нам отмерено-ЕГЭ.

И мы достойно должны будем с ним справиться, выполнив в том числе и задания



на знание речевых норм.

«Многие русские слова сами по себе излучают поэзию ,подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск»(К.Паустовский).

«Как человека можно распознать по его обществу, так о нём можно судить по его языку»(Дж.Свифт).

----- Спасибо за работу, удачного дня и хорошего настроения!

----- При выходе из класса обратите внимание на парковку, где можете оставить вопросы и пожелания по ходу нашего занятия

.



























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!