СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль языка в жизни человека

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль языка в жизни человека.

Роль русского языка в современном обществе.

Влияние современных СМИ на развитие русского языка.

Разговорный язык молодёжи.

Просмотр содержимого документа
«Роль языка в жизни человека»

Роль языка в жизни человека.

До наших дней дошла легенда времен Великой Отечественной войны.

К коменданту города Орел, оккупированного фашистами, пришла молодая, симпатичная девушка. Как оказалось, это была учительница русского языка и литературы. Она просила разрешения открыть музей русского писателя И. С. Тургенева. Комендант подумал и решил, что в этой просьбе нет ничего особенного. Разрешение было получено.

Каково же было удивление коменданта, когда он увидел, как каждый день в открывшийся в скором времени музей валом валит народ. Комендант решил сам посмотреть, в чем дело.

Первое, что бросилось ему в глаза при входе в музей, был огромный плакат со словами: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Только тут комендант понял, какую ошибку он совершил.

Многозначна роль русского языка в жизни людей. В этой легенде чётко показана роль языка, как умение сплотить людей, поддержать в трудную минуту, как вера в великое предназначение страны, неразрывная связь языка и народа. Каждый язык – это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище.

Язык относится к тем общественным явлениям, которые действуют на всем протяжении существования человеческого общества.

Главное назначение языка – средство общения людей. Он неразрывно связан с мышлением, сознанием человека, служит средством формирования и выражения мыслей.

Язык в своем развитии прошел долгий путь. Развитие языка позволило людям закреплять свой разнообразный опыт, передавать его из поколения в поколение, что способствовало повышению материального уровня жизни, прогрессу науки, техники, культуры.

Ключевое слово в сочетании «современный русский язык» слово русский. Это язык, созданный народом, на котором он строит свою культуру; для русского человека он – родной.

Среди более двух с половиной тысяч языков (по другим данным – около 3 500), известных на земном шаре, русский язык является одним из распространенных и удовлетворяет языковые потребности не только русских, но и людей других национальностей, живущих в России и за ее пределами.

Россия – многонациональное государство. Выполняя роль посредника между всеми языками народов России, русский язык помогает решать задачи политического, экономического и культурного развития нашей многонациональной страны. В соответствии с Конституцией РФ (1993 год) русский язык является государственным языком РФ на всей ее территории. Разноязычность народов с глубокой древности поставила проблему преодоления языковых барьеров. В многонациональных странах необходимость преодоления языкового барьера между нациями приводит, как правило, к развитию двуязычия. Этот процесс наблюдается во многих странах мира, где общим обычно становится язык наиболее многочисленной нации. Как, скажем, китайский в КНР, вьетнамский во Вьетнаме, английский в Великобритании, русский в нашей стране.

В многоязычных странах без общего языка обойтись нельзя. Полиглотами могут быть немногие. А наличие общего языка не требует таких усилий, второй язык наряду с родным выучить по силам каждому.

Весь мировой опыт показывает, что иного пути нет, что государство не может существовать как единое целое без общего средства общения и единения. Тем более страна с развитой культурой, экономикой. Ставя перед собой цель: определение роли русского языка в современном обществе, я попытаюсь решить следующие задачи:

-привлечь внимание современного молодого поколения к проблемам русского языка;

-способствовать развитию интереса к родному языку;

-воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к слову;

-развивать монологическую речь, совершенствовать навыки выразительной речи;

побуждать к самостоятельной работе со словарями.

-показать влияние средств массовой информации на состояние нашего языка

-определить значение молодёжного сленга в разговорной речи.



Роль русского языка в современном обществе.

Перед вами громада – русский язык!

Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье

Погрузиться во всю неизмеримость его и

Изложить чудные законы его…

Н. В. Гоголь

Русский язык по общему числу говорящих занимает место в первой десятке мировых языков, однако точно определить это место довольно трудно. Численность людей, которые считают русский родным языком, превышает 200 миллионов человек. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года русским языком владеют 138 миллионов (99,4%) из почти 143 миллионов человек, проживающих на территории России.

Всего же, по данным Интернет, русским языком в мире в той или иной степени владеют более полумиллиарда человек, и по этому показателю русский занимает третье место в мире после китайского и английского.

Русский язык – один из развитых языков. Он обладает богатым словарным запасом и терминологией по всем областям науки, техники, культуры, выразительностью лексических и грамматических средств, развитой системой функциональных стилей, способностью отобразить все многообразие и богатство окружающего мира.

Интерес к русскому языку велик и за рубежом. Он является одним из официальных и рабочих языков ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций; входит в число «мировых языков». В период, предшествующий распаду СССР, и непосредственно после него, во многих зарубежных странах существенно сократилось количество людей, изучающих русский язык; в бывших союзных и автономных республиках началось не всегда оправданное ограничение сфер функционирования русского языка, вытеснение его из экономической, образовательной и культурной сфер. Но несмотря на это, именно наш язык остаётся самым популярным и востребованным. За последнее время авторитет русского языка возрос не только среди народов России, но и в других странах СНГ и за рубежом. Возрождаются Центры русской культуры в странах ближнего и дальнего зарубежья. В России приняты меры, способствующие дальнейшему развитию русского языка и продвижению его на мировой арене: 2007 год объявлен Годом русского языка, принята Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2011-2015 годы. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации о ежегодном праздновании Дня русского языка в России учрежден и впервые проходил в 2012 году Всероссийский фестиваль «Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации».

Русский язык — один из замечательных языков мира по разнообразию грамматических форм и по богатству словаря. Он всегда был предметом гордости русских писателей, любивших свой народ и свою родину. «Народ, у которого такой язык,— народ великий»,— говорил один из прекрасных знатоков русского слова И. С. Тургенев. М. В. Ломоносов находил в русском языке «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского» и, кроме того, «богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».

«Мы должны быть благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие – образный, ёмкий, умный язык. В нем самом есть уже элементы искусства: и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слова, и словесная живопись». (С.Я.Маршак)

«В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, картину и звук небо отчизны, ее воздух, физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы – весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой родине…». (К.Д.Ушинский)

«Язык живет вместе с жизнью народа». (В.Г.Белинский)

«Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». (К.Г.Паустовский)

«Язык видоизменяется с каждым поколением. Только в суете быта люди не замечают пришельцев. Но пусть будут они достойны великого языка, данного великому народу. Прекрасен русский язык, и на нем скажут лучшие мысли о будущем». (Н.Рерих)

Значение русского языка дает возможность общения каждому человеку с людьми других национальностей и открывает пути и перспективы межнационального и межкультурного сотрудничества. Таким образом, исследования показывают, что роль русского языка велика и многозначна. Но к великому сожалению хочу отметить, что наш язык утрачивает свою красоту, самобытность, колорит.



Влияние современных СМИ на развитие русского языка.

Обладая высоким престижем и самыми современными средствами распространения, язык СМИ выполняет в современном обществе роль своеобразной модели национального языка, он активно воздействует на литературную норму, формирует языковые вкусы и предпочтения.

С одной стороны, язык СМИ по-своему обогащает литературный язык, насыщая его новыми словами, терминами, оценочными оборотами, формируя отточенную, нередко афористическую речь. С другой стороны, нельзя не видеть негативной роли языка некоторых СМИ, изобилующего многообразными отступлениями от нормы, наводняющего речь жаргонными и иноязычными словами. Именно в СМИ происходят активные процессы, влияющие на формирование языковых норм русского языка.

Радио, телевидение перестали быть хранителями речевой нормы и превращаются в главных ее разрушителей. Журналисты часто употребляют жаргонные слова, а публичные люди: политики, известные артисты, телеведущие – нецензурную брань. Именно из уст таких людей звучат слова с неправильным произношением ударений, даже с неправильным смыслом отдельных выражений. Мы часто подражаем, порой даже копируем в разговорной речи известных людей с экранов телевидения, не отдавая себе отчет в том, что перенимаем ошибки произношения, смысла, правильности употребления русского языка. Но хуже всего приходится детям: ведь они погружаются в эту зараженную атмосферу раньше, чем научаться читать и любить удивительный русский язык, мудрую русскую литературу.

Мне кажется, сейчас происходят изменения в сознании человека и его отношении к миру, и во многом это отношение человека к миру оказывается грубо искаженным: мы видим мир не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким представляют нам его средства массовой информации и общепринятая идеология.

Ещё хочется сказать о телепередачах. Перед нами часто предстают фрагменты, логически не связанные, выхваченные то ли из жизни, то ли вовсе не из жизни. Только лишь наметилась одна тема – и сразу сюжет из другой. В результате происходит постепенное отвыкание от целостности, гармоничности мира. Просто хаос и подкрепляется он искаженными формами языка.

Современная «эстетика разорванного мира» находит полную аналогию в современной русской разговорной речи. Фрагментарность, алогичность высказываний, неуместные повторы – вот характерные черты нашей разговорной речи.

Язык сокращается всеми ведомыми способами.

Если обратиться к школьным учебникам, то и здесь можно увидеть множество слов, словосочетаний иностранного происхождения. Особенно много встречаются в обществознании, истории. Вопросы, содержащиеся в ГИА, ЕГЭ формулируются порой не корректно.

К счастью, есть очень достойные издательства СМИ, программы, передачи и образованные, грамотные, эрудированные журналисты, телеведущие, но их слишком мало.

Грамотность должна стать одним из приоритетов СМИ. Думаю, нужно вернуть на телевидение учебно-познавательные программы, телепередачи, которые будут формировать языковые нормы и вкусы.

Словами Н.В. Гоголя можно признаться в любви и родному языку, и русскому народу: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».

Вспомните М.Горького, А.Куприна, А.Чехова, где они путешествовали в поисках родной речи? Конечно же, в народной среде, гуще жизненных событий, в массе народных типов и характеров. Д.С. Лихачев сказал «Язык народа – показатель его культуры, язык отдельного человека – показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа».



Разговорный язык молодёжи.

Следующим объектом изучения является различного рада образования в разговорном языке молодежи.

Проблем, волнующих современную молодежь, очень много и все они находят отражения в языке и прежде всего в постоянно изменяющемся разговорном.

Остаться равнодушным к тому, с чем сталкиваемся постоянно ежедневно, просто не возможно. От людей старшего поколения зачастую слышу столько противоположенных мнений о языке подростков, что мне захотелось исследовать данную проблему и выразить свою точку зрения.

Я обратился, прежде всего, к теоретическим основам изучаемой проблемы, трудам известных ученых–лингвистов: В.Г. Гака, Н.М. Шанского, Л. В. Сахарного. Вместе с тем тщательно изучил молодежный сленг в публикациях СМИ, Интернета и непосредственно в живой речи, речь моих сверстников. Проблемы, волнующие современную молодежь, находят свое отражение и в языке, причем не в устоявшемся литературном, а в быстро изменяющемся разговорном

Влияние юношеского сленга на развитее современного русского языка является актуальной, потому что нельзя игнорировать процессы, происходящие в родном языке. Надо помнить, что не только мы, но и язык влияет на нас. В последнее десятилетие, пожалуй, можно говорить о существовании двух языков или двух форм одного языка, распределенных по разным сферам употребления. Словарь интенсивно пополняется «новыми» словами. Активные вторжения «инноваций» приводит порой к абсурдным ситуациям: читать газеты, слушать радиопередачи порождает желание взять в руки словарь. Факты бесспорны и необходимость их лингвистического исследования очевидна.

Формы разговорного, т. е. нелитературного языка существует в языках разных социальных групп. Молодежный сленг – самая оригинальная форма отношений, сложившаяся с языком. Я тоже отношусь к этой группе, этот язык близок мне, я им пользуюсь изучать его интересно. Молодежи свойственно «радикальность» во всем, в том числе и в публичности, в речевом поведении, экспрессивности, динамичности. Именно такой и становиться речь молодежи, она четко реагирует на все появления новых слов и выражений.

Исследование данной темы я начал с научного определения термина сленга, данного в энциклопедического словаре. К сленгу относятся слова, которые рассматриваются как нарушение норм стандартного языка. Это очень выразительные, ироничные слов, служащие для обозначения предметов, о которых говорят в повседневной жизни. В переводе с английского языка термин «сленг» - речь социально или профессионально обособленной группы в противоположности литературному языку, выражен разговорной речью, не совпадающего с нормальной литературной речью.

Академик Шахматов предлагал обращать на подобные явления внимание, а не увлекаться пропагандой отрицания сленга и указание, как надо говорить.

Молодежь во все времена стремились самоутвердиться в обществе, создать свой стиль общения, отличный от общепринятого среди старшего поколения. Первым документальным в котором был зафиксирован этот интересующий феномен, является «Очерки бурсы» Н. Г. Помяловского, которые описывают нравы и быт Петербуржской семинарии середины 19 века.

Сведения о лексике студенческого и школьного жаргона содержится в словарных и научных работах конца 19 начало 20 века. В научной публикации Э.М. Береговской «Молодежный сленг: формирование и функционирование», помещенной в журнале «Вопросы языкознания» появление молодежного сленга, интенсивное его развитие связывается с историческими катаклизмами. Бурный всплеск и изучение разных пластов русской речи произошел поле революции 1917 года. В 1918 был создан Институт живого слова, одним из направлений которого было изучение языка молодежи. Речь подростков, учащихся того времени окрасилась множеством «блатных словечек», влияющих, как отмечает автор, на поведение молодежи.

Новые слова возникают в разговорной речи молодежи постоянно, некоторые существуют недолго, другие становятся общеупотребительными, их включают в словари. Огромный интерес представляют словари сленга. Их достаточно много. Молодёжный язык упрощает общение, слова употребляются часто в сокращении (например: комп. – компьютер и другие). Наше поколение часто употребляет слова, подчёркивающие эмоциональное состояние (например «улёт», «отрыв» и другие). Таким образом, процесс жаргонизации молодежной речи можно рассматривать как своеобразное языковое творчество, которая базируется на уже существующих традициях и одновременно следует текущей моде. Сленг служит в молодежной среде средством разрядки внутреннего состояния. Одновременно дает представление о говорящем, его мироощущении и уровне развития. Но если вдуматься, красят ли такие слова, выражения наш язык в целом?

На мой взгляд, вульгарности здесь больше чем красоты слова. Язык, конечно, у современной молодёжи не только средство общения, но и единения, а вот национальная самобытность утрачивается. В среде моих сверстников преобладает лексика, которая характеризуется как фамильярная, то есть с эмоциональным оттенком презрения, пренебрежения. Слова данного лексического слоя не имеют оценочного значения, но употребление их в речи выражают стремление говорящих снизить предмет речи, его социальную значимость.

В среде молодежи старшего возраста прослеживается тенденция использование фамильярной лексики к социальным явлениям, традиционно уважаемым в обществе: родители (предки); взаимоотношения между мужчиной и женщиной (клеится, кадрить, мутить). Причиной тому – стремление молодых подчеркнуть архаичность наследия отцов, потому и восприятия их опыта скептическое. Еще одну группу составляет лексика презрительная с пренебрежением. В отличие от фамильярной она обладает оценочным компонентом: (лошок – простак, наивный человек; алкаш – пьяница;, мочалка – девушка; олень,– глупый человек). Такая лексика зачастую используется в качестве бранной. Но также в молодежном сленге представлена лексика с положительной эмоциональной окраской: (Кент – хороший парень; кадр – шутник; перец – уважаемый человек). Но процент использования такой лексики невелик, так как у подростков это вызывает внутренней протест

В последнее время в речи даже современного культурного человека можно услышать эмоциональные цельные речения, сформулированные на языке сленга: «Не наезжай!», «Не грузи!», «Не тормози!», «Не гони!», «Не тупи!». Это свидетельство того, что молодежный язык пополняется новыми единицами, причем захватывающими все больший пласт общества. И это сигнал бедствия: язык – в опасности.

Исследовав проблему влияния юношеского сленга на современный русский язык, я пришёл к выводу о глобальной жаргонизации речи современной молодежи. В обществе сформировалась новая социальная категория, с новым социальном статусом, со своим образом и стилем жизни, существенно отличающемся от образа жизни взрослых, и со своей собственной молодежной культурой

Негативное влияние юношеского сленга на развитие современного языка очевидно.

Наличие или отсутствие сленговых выражений напрямую зависит от общей культуры, развитости и грамотности ее носителей.

Богатства языка необходимо показывать с ранних юношеских лет, не отделяя его от других элементов культуры, так как «материальная и духовная ее части отражаются в языке народа», «Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли» (Л. Толстой)

Заключение

Тема, исследованная в работе, жизненно значима, многогранна, затрагивает множество проблем, порождаемых овладением искусством речи. А ведь язык является выражением личности, помогает восприятию мира во всей его полноте.

Наш язык – культурное достояние нации, это колоссальный труд всех поколений, живших до нас, это культура великого народа, поэтому изучение, бережное отношение к нему является главным в воспитании гражданина России. Наш язык – это государственный язык, на котором составлены все государственные документы, При помощи языка люди имеют возможность общаться, передавать из поколения в поколения знания, опыт, всё то, чего добилось человечество за всю историю своего развития. Язык непосредственно связан с мышлением, он является орудием мышления. Следовательно, язык необходимое условие существования и развития общества, это элемент его духовной культуры. Русский язык – язык великого русского народа, имеющего героическую историю, выдающиеся достижения в области науки, культуры, литературы, общественной мысли.

Язык, культура речи пронизывает все сферы общества. Язык – это форма мышления и средство коммуникации. Знание языка необходимо для формирования культурного уровня человека, его возможности устанавливать взаимоотношения с обществом. Профессиональная карьера очень зависит от культуры общения и использования профессионального языка. Умение налаживать отношения с коллегами совершено необходимо для продуктивной профессиональной деятельности любого современного человека. Но в ходе работы я пришёл к выводу о том, что наш язык утрачивает свою самобытность, свой колорит. Мы часто говорим неправильно: произносим иностранные слова, не всегда понимая их значение, ставим неправильные ударения, употребляем в речи молодёжный жаргон. Все эти ошибки искажают язык. На мой взгляд, необходимо формировать общественное отношение к русскому языку.

Горят, как жар, слова

Иль стынут, словно камни

Зависит от того,

Чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час

Притронулся руками

И сколько отдал им

Душевной теплоты.

Н. Рыленков

Несмотря на трудности, которые испытывает русский язык сточки зрения употребления, он по прежнему престижен. Ведь чтобы добиться успеха, современный человек должен правильно говорить, грамотно писать, ставить знаки препинания. Необходимо часто обращаться к словарям, читать произведения классиков. Полагаю, что не менее важно учиться красноречию, ведь правильно, точно, грамотно говорить нужно везде и всегда. Закончить работу хочу замечательными словами И. С. Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками», «Берегите чистоту языка, как святыню!»

Список используемой литературы:

  1. Головин Б.Н. «О качествах хорошей речи», Москва,1965г.

  2. Рождественский Ю.В. «Введение в общую филологию», Москва,1979г.

  3. Соколова В.В. «Культура речи и культура общения», Москва: Просвещение»,1995г.

  4. Крысин Л. П. «Язык в современном обществе» Москва Русское слово» 2008 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!