СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль и сущность дидактической игры

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В  период   от  четырёх   до  семи  лет  у  ребёнка  продолжается  быстрое  развитие  мышления,  формируются  представления  об  окружающем  мире,  понимание  самого  себя     и  своего  места  в  жизни,  складывается  самооценка.  Основной  его  деятельностью  является  -  игра.  Постепенно  формируются  новые   мотивы  игры:  исполнение  роли  в   воображаемой   ситуации.  В   этом   возрасте   присутствует   интерес  к   миру  взрослых,  стремление   быть  похожими  на  них.  В  игре  проявляется   притязание   на  главные   роли,   желание   побеждать.   Это   своеобразное   проявление   потребности    детей  в  признании,  получении   одобрения   родителей,  учителя.

       Главная  задача    этого   возраста   -   постижение   окружающего   мира   природы  и   мира  слов,  речи.  Как   человек   научиться  говорить   до  7  лет,  так   и  будет  говорить   всю  жизнь.  Главным  механизмом   учёбы   -  является   воля.   Только  играя,  должно  проходить   школьное   обучение   в  1-ом  классе,  нельзя  насиловать  его  волю.   

       К  6  годам   ребёнок   в  основном   уже   готов    к   систематическому    школьному   обучению.    Он   уже   является   личностью,  поскольку   осознаёт   своё  поведение,   может  сравнить  себя   с   другими.   В   этот   период   интенсивно   формируются    почти   все   интеллектуальные,  социальные   и   нравственные    качества,  многие   из   них   уже   останутся   неизменными   на    протяжении  всей   жизни.

      Становление   личности   маленького   школьника   происходит   под   влиянием    новых   отношений    со  взрослыми    (учителями)    и  сверстниками    (одноклассниками),   новых    видов   деятельности  (учения)  и  общения,  включения    в   целую   систему    коллективов.   У  него    складываются   навыки   общественного   поведения  (коллективизм,   ответственность,   за   поступки,  товарищество,  взаимопомощь). 

      При   этом   следует  помнить,  что   мотивационная      сфера   по   темпам    развития   отстаёт   от   интеллектуальной.   Воля   не   сформирована,   мотивы   не   осознаются.   В  этом  возрасте   выделяется   повышенная   чувствительность,  способность   глубоко    и  сильно   переживать   превалирует  над  доводами   разума,  поэтому   младший   школьник   совершает   множество   необдуманных   действий.

       Для   проявления   социальных   качеств   личности   лучше   всего   сочетать   труд   с  игрой,  приносящей   пользу.

      Всегда   ли   существовала   игровая   деятельность?   Д.Б. Эльконин   на  основе  анализа   этнографического   материала  выдвинул   гипотезу   об  историческом   характере   возникновения   и  развития   ролевой   игры.   Согласно  ей  игра  не  всегда  сопровождала   детство.   Её  возникновение   определяется   историческим  развитием   общества   и  тем   реальным   местом   в  системе   общественных   отношений,   которые   ребёнок   в   ней    занимает. 

      Стремление   активно   участвовать   в  жизни   взрослых    и   невозможность   осуществления   этого   прямым    путём   привели   к   возникновению   нового  вида   деятельности   -   к  ролевой   игре.   Развитие   игры   проявляется,   прежде  всего,  в   изменении   её   сюжета   и  содержания.   Сюжет  игры  -  это   сфера   деятельности,  которую  дети   отражают  в  своих  играх.   Сюжет  и  содержание   игры   воплощается   в   ролях:    их    выполнение    и  является    главным    моментом   творческой   игры.   Игры   в  своём   развитии   эволюционируют   от  предметных   к  ролевым   и  от  ролевых   к   дидактическим.

        

Просмотр содержимого документа
«Роль и сущность дидактической игры»

Государственное учреждение образования

«Учебно-педагогический комплекс ясли сад-средняя школа №24»







Направление: Математика









Роль и сущность дидактической игры





Преподаватель высшей категории:

Янкова Юлия Ивановна















2016г. Борисов

Оглавление

Введение 2

1. Роль взрослых в игровой деятельности младшего школьника 4

2. Роль, сущность и система дидактической игры 5

3. Игры и занимательные задания при изучении различных разделов математики в 1-ом классе 7

3.1.Составим узор 7

3.2. Лучший счётчик 7

3.3. Построим гараж 8

3.4. Весёлый счёт 8

Используемая литература 9








Введение

В период от четырёх до семи лет у ребёнка продолжается быстрое развитие мышления, формируются представления об окружающем мире, понимание самого себя и своего места в жизни, складывается самооценка. Основной его деятельностью является - игра. Постепенно формируются новые мотивы игры: исполнение роли в воображаемой ситуации. В этом возрасте присутствует интерес к миру взрослых, стремление быть похожими на них. В игре проявляется притязание на главные роли, желание побеждать. Это своеобразное проявление потребности детей в признании, получении одобрения родителей, учителя.

Главная задача этого возраста - постижение окружающего мира природы и мира слов, речи. Как человек научиться говорить до 7 лет, так и будет говорить всю жизнь. Главным механизмом учёбы - является воля. Только играя, должно проходить школьное обучение в 1-ом классе, нельзя насиловать его волю.

К 6 годам ребёнок в основном уже готов к систематическому школьному обучению. Он уже является личностью, поскольку осознаёт своё поведение, может сравнить себя с другими. В этот период интенсивно формируются почти все интеллектуальные, социальные и нравственные качества, многие из них уже останутся неизменными на протяжении всей жизни.

Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов. У него складываются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность, за поступки, товарищество, взаимопомощь).

При этом следует помнить, что мотивационная сфера по темпам развития отстаёт от интеллектуальной. Воля не сформирована, мотивы не осознаются. В этом возрасте выделяется повышенная чувствительность, способность глубоко и сильно переживать превалирует над доводами разума, поэтому младший школьник совершает множество необдуманных действий.

Для проявления социальных качеств личности лучше всего сочетать труд с игрой, приносящей пользу.

Всегда ли существовала игровая деятельность? Д.Б. Эльконин на основе анализа этнографического материала выдвинул гипотезу об историческом характере возникновения и развития ролевой игры. Согласно ей игра не всегда сопровождала детство. Её возникновение определяется историческим развитием общества и тем реальным местом в системе общественных отношений, которые ребёнок в ней занимает.

Стремление активно участвовать в жизни взрослых и невозможность осуществления этого прямым путём привели к возникновению нового вида деятельности - к ролевой игре. Развитие игры проявляется, прежде всего, в изменении её сюжета и содержания. Сюжет игры - это сфера деятельности, которую дети отражают в своих играх. Сюжет и содержание игры воплощается в ролях: их выполнение и является главным моментом творческой игры. Игры в своём развитии эволюционируют от предметных к ролевым и от ролевых к дидактическим.












1. Роль взрослых в игровой деятельности младшего школьника


Руководство игрой требует глубоких знаний теории игровой деятельности. Выдающийся советский психолог А.Н. Леонтьев подчеркивает, что без знаний внутренних законов игры как деятельности попытки управлять игрой могут превратить её в ломку.

Осуществление грамотного, эффективного руководства игровой деятельностью предполагает, как сообщают педагоги-практики высокий уровень владения профессионально- педагогическими умениями, как:

  • наблюдать игру, анализировать её, оценивать уровень развития игровой деятельности;

  • проектировать развитие игры, планировать приёмы, направленные на её развитие;

  • обогащать впечатления детей с целью развития игр; оказывать помощь в выборе наиболее ярких впечатлений;

  • организовать начало игры, побуждать детей к игре;

  • проектировать развитие конкретной игры; предвидеть её развитие;

  • широко использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребёнка, его опыт (проблемные игровые ситуации, вопросы);

  • изменять характер и содержание игр с детьми в соответствии с уровнем развития игровой деятельности конкретной группы, для создания благоприятных условий для формирования готовности к переходу игры на более высокую ступень;

  • включаться в игру на главных или второстепенных ролях; устанавливать игровые отношения с детьми;

  • прямыми способами (показ, объяснение) обучать игре;

  • предлагать с целью развития игры новые роли, игровые ситуации, новые игровые действия;

  • регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие во время игры, использовать игру с целью создания педагогически целесообразного микроклимата в группе, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных, малоактивных детей;

  • обсуждать и оценивать игру.

Игра как бы создаёт «зону ближайшего развития ребёнка» «В игре ребёнок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребёнок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения». /Л.С. Выготский /«Вопросы психологии», 1966г.№6, стр.74 /


2. Роль, сущность и система дидактической игры

Интерес детей к дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Так, в ролевой игре «Капитаны» дети, действуя в воображаемой ситуации, «ведут корабль», поворачивают воображаемый руль то в одну, то в другую сторону, гудят. А в дидактической игре они подражают умственной работе капитана - «ведут корабль по заданному курсу» на основе выполненных расчётов.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, облегчает процесс усвоения знаний.

Дидактические игры конструируются по-разному. В некоторых из них есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило, в других - только отдельные элементы; действие или правило или то и другое.

По структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие только отдельные элементы игры. В играх - упражнениях задача игры выражена ясно. В дидактической игре - замысел её, правило, действие и умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий.

При подборе игр необходимо помнить о том, что они должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помочь ребёнку овладеть умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать. В процессе проведения игр интеллектуальная деятельность по отношению к окружающим предметам.

Например, на уроках математике в процессе игры необходимо применять модели изучаемого материала. Психологи установили. что усвоение ребёнком знаний начинается с материального действия с предметами или их моделями, рисунками, схемами. При этом образы предметов, их свойства, признаки и действия, которые дети осуществляют с предметами или их моделями, переносятся в план представлений. Практические действия дети описывают словесно. Таким образом, осуществляется связь между материальной и внешнеречевой формами действия. Опора на действия с предметами или их моделями постепенно сокращается. Проговаривание игровых действий переносится во внутренний план (действия в уме). Таким образом, материальная форма действия является исходной, внешнеречевая предполагает рассуждения, умственная форма действия (проговаривание) осуществляется тогда, когда про себя у учеников уже сформированы представления или понятия.

Эти три формы влияют на развитие различных сторон мышления: наглядно-образного, наглядно-действенного и словесно-логического. При изучении каждого раздела математики необходимо, чтобы дети усвоили все формы действия. Деятельность детей должна быть разнообразной не только по форме, но и по содержанию и строиться в соответствии с закономерностями обучения. Так, например, Краевский В.В. - педагог, в своей работе «Процессы обучения и его закономерности» считает, что «чем больше и разностороннее обеспечиваемая учителем интенсивность деятельности учащихся с предметом усвоения, тем выше качество усвоения на уровне, зависящем от характера организуемой деятельности - репродуктивной или творческой».

На уроках математике в 1-ом классе можно применять следующие игры:

  • Группа игр, требующих от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу, например, игра «Составим узор».

  • Группа игр, требующих воспроизводящей деятельности. Эти игры направлены на формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10. Это игры «Математическая рыбалка», «Лучший лётчик», «Лучший космонавт».

  • Игры, в которых запрограммирована преобразующая деятельность детей. С помощью этих игр дети изменяют примеры и задачи в другие логически связанные с ними. Например, игры «Цепочка», «Математическая эстафета», «Составь круговые примеры». К преобразующей деятельности относятся также игры, развивающие навыки контролёра и самоконтроля – это «Контролёры», «Арифметический бег по числовому ряду», «Проверь угадай-ку».

  • Игры, в которые включены элементы поиска и творчества. Это «Угадай загадки Весёлого Карандаша», «Определи курс движения самолёта».

В игре должен участвовать каждый ученик класса. Если у доски осуществляют игровую деятельность часть учащихся, то все остальные дети должны исполнять роль контролёров, судей, учителя. В системе уроков по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону. характер управления игрой. С этой целью используются средства обратной связи с учеником: сигнальные карточки или веера цифр, перекидушка с цифрами. Сигнальные карточки служат средством активизации детей в игре.

В большинстве игр надо вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процесс обучения. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать впечатления от игры. К разбору ошибок надо привлекать самых слабых учащихся.

Успешное овладение многими видами деятельности тесно связано с формированием у учащихся пространственных представлений, с умением определять положение предметов по отношению к себе и своё положение по отношению к различным объектам. Например, в игре «Построим гараж» дети определяют левую и правую страницу, верхнюю и нижнюю часть листа, а в игре «Найди спрятанную карточку с цифрой» ученики определяют своё положение по отношению к предметам.

Игры и занимательные задания при изучении различных разделов математики в 1-ом классе


1.Составим узор

Дидактическая цель: Выявить простейшие числовые представления у детей, умения различать предметы по цвету, форме, расположению.

Средства обучения: Набор из 9 фигур - 1 красный круг, по 2 жёлтых и зеленых треугольника, по 2 красных и синих квадрата.

Содержание: Учитель предлагает одному из учеников составить узор на магнитной доске, другим - у себя на парте.

Задание: Разместить на середине красный круг, вверху и внизу от круга 2 жёлтых треугольника, справа и слева 2 красных. Затем предложить другой узор, дать задание расположить такой же левее первого узора, сосчитать число фигур в каждом узоре, в двух, в трёх.


2. Лучший счётчик

Дидактическая цель: Установление соответствия между числом рисунков и цифрой.

Средства обучения: Таблицы, вкладыши к учебнику.

Содержание: Учитель размещает рисунки (от 1 до 10рис.). Открывая каждый сектор поочерёдно, он предлагает детям сосчитать число рисунков и показать цифру – количество рисунков. Кто быстрее всех сосчитает рисунки и покажет нужную цифру.



3. Построим гараж

Дидактическая цель: Закрепление понятий «сначала», «потом», «после этого», «справа», «между».

Средства обучения: Иллюстрации легковой и грузовой машин и автобуса.

Содержание: Ученик строит гараж, обозначая его полосками бумаги на доске, остальные у себя на столе. Ставят в левую часть гаража легковую машину, в правую - грузовую; автобус между легковой и грузовой. Определить положение машин в гараже, сравнить их размеры, цвет.

4. Весёлый счёт

Дидактическая цель: Закрепление счёта от 1 до 10, от 10 до 1.

Средства обучения: Карточки с цифрами 1,2, …10. Они перемешены и разложены на столах учащихся.

Содержание: Дети одновременно подбирают по порядку карточки с цифрами и показывают учителю. Аналогично счёт от 1 до 10.



5. Помогите числам занять свои места по порядку

Дидактическая цель: Закрепление представления о порядковом значении числа.

Средства обучения: Карточки с цифрами от 1 до 9.

Содержание: Учитель расставляет на планке цифры, обозначающие числа от 0 до 9 в беспорядке и обращается к детям: «Помогите числам занять свои места». Дети расставляют цифры на свои места.



6.Угадай-ка

Дидактическая цель: Закрепление последовательности натурального ряда чисел от 1 до 10.

Содержание: Детям предлагают отгадать число, если оно:

- Находится между числами 6 и 8. Какое место оно занимает? На 1 больше 5 и 1 меньше 7.

- Какое место в ряду оно занимает? Мой сосед слева живёт в 8-ом доме, а сосед справа в 10-м доме. В каком домике живу я? (в 9-ом).



Используемая литература


1. Т.К. Жикалкина. Игровые и занимательные задания по математике. Москва.1989г.

2. Я. Л. Коломинский. Детская психология. Минск, 1988г.

3. Н. Н. Максимук. Дидактические игры по обучению грамоте. Минск. 2003г.

4. А.И. Сорокина. Дидактические игры для шестилеток. Москва. 1982г.

5. Н.С. Старжынская, Сябруем і гуляем разам. Мінск. “Народная Асвета”. 1974г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!