СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль и проблемы профессионального обучения в системе социально – профессионального становления будущего специалиста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемы профессионального обучения в системе социально – профессионального становления будущего специалиста.Выступление на педсовете

Просмотр содержимого документа
«Роль и проблемы профессионального обучения в системе социально – профессионального становления будущего специалиста»

Роль и проблемы профессионального обучения в системе социально – профессионального становления будущего специалиста

Ефимов А.А. Образовательная среда – одно из наиболее эффективных и в то же время одно из наименее используемых средств подготовки современного профессионала. На фоне развития новых подходов к содержанию профессионального образования, проблематика, связанная с созданием и эффективным использованием профессионально ориентированной образовательной среды остается в тени. 

В настоящее время есть множество определений что такое образовательная среда и какова её структура.

Образовательная среда - это пространство, в котором происходит взаимодействие субъектов образования.

Образовательная среда может быть охарактеризована как совокупность социальных, культурных,профессиональных, а также специально организованных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия индивида с которыми происходит становление его личности. 
В училище закрытого типа одним из направлений подготовки успешного специалиста, отвечающего современным требованиям рынка труда, является конструирование условий для развития его профессионально и социально-значимых компетенций, которые в своей совокупности и представляют профессиональную образовательную среду.

Проблем подготовки выпускника СУВУ - будущего специалиста - много. Это и психологическое и физическое здоровье воспитанника, и проблемы психологического климата в семье, и будущее окружение, и низкая правовая культура, и проблемы нехватки квалифицированных кадров СУВУ, и низкий уровень социальной компетентности воспитанника (незнание социальных законов, низкая культура поведения, неумение организовать досуг и.т.д.) Вполне понятно, что мы и призваны исправить всё это.

Однако я хочу затронуть аспект использования возможностей профессионального обучения для социально – профессионального становления будущего специалиста.

. Качественное профессиональное образование сегодня - это средство социальной защиты, гарантия стабильности, профессиональной самореализации человека на разных этапах жизни.

Выпускник СУВУ должен владеть набором компетенций, обеспечивающих готовность к работе в динамичных экономических условиях, воспринимать и анализировать социально-экономические процессы, прогнозировать их развитие, адаптироваться к ним.

Одной из важных является проблема недостаточной компетентности выпускников СПО: они не всегда могут быстро адаптироваться к изменениям в обществе, не используют инновационные технологии, не могут в полной мере проводить анализ собственной деятельности. Одна из причин указанной проблемы заключается в отсутствии интереса к профессии и к учебной деятельности в целом. Мы задавались вопросом, как поднять уровень мотивации учебной, самостоятельной и творческой деятельности воспитанников. И тогда на помощь пришли декады профессиональног мастерства, в рамках которых развиваентся конкурсное движение. В педагогической науке и практике признано, что эффективными формами самореализации и самосовершенствования обучающихся являются олимпиады, фестивали, конкурсы профессионального мастерства, проектная деятельность, учебные и производственные практики. Проведение конкурсов профессионального мастерства – это увлекательная форма соревнования среди ребят. Обучающиеся учатся организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность. Именно, конкурсы профессионального мастерства создают оптимальные условия для творческой самореализации личности, её профессиональной и социальной адаптации. По разным оценкам в рамках участия в конкурсах профессионального мастерства участники получают информацию, которую они усваивают в обычных условиях за недели и даже месяцы обучения.

Каковы же основные проблемы профессионального обучения в учебно – производственных мастерских в свете реализации федерального проекта «Молодые профессионалы» и пути их решения?

Мангушева Е.Г. Думаю, что не открою Америки, если скажу, что развитие профессионального обучения с учетом меняющихся роли, места и функций рабочих кадров, тормозится:

Во – первых, недостаточной связью учебно – производственных мастерских с современными предприятиями;

. Во - вторых, почти невозможным подбором баз для производственной практики;

В - третьих, устареванием материальной базы, станочного и иного оборудования;

. В - четвёртых, невозможностью обеспечить в полном объеме подготовку выпускников более высокой квалификации, в том числе и из – за отсутствия пополнения преподавателями и мастерами производственного обучения, обладающими опытом профессиональной деятельности на современных предприятиях.

. А ведь востребованная и хорошо оплачиваемая профессия в руках нашего выпускника – это половина успеха его социально – профессионального становления.

1.Начну с последнего: проблемы кадров, ведь ещё Сталин говорил, что кадры решают всё! Процесс воспитания и обучения зависит от мастера, его личностных и профессиональных качеств, от его умения совершенствоваться, творчески подходить к учебно-воспитательному процессу. «В обучении мастерству все дело в том, кто мастер». Понятно, что мастер тоже человек. Ему часто больше интересен сильный, понятливый, заинтересованный в получении профессии воспитанник. Заниматься с ним приятнее, интересней, эффективней.

Но педагогическое воздействие особенно важно для таких учащихся, которые имеют индивидуально-психологические особенности (медлительность, агрессивность, неуверенность в себе, заниженную или завышенную самооценку). В повседневной практике мастеру постоянно приходится корректировать поведение воспитанников, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки.

В федеральном проекте Молодые профессионалы будет осуществляться государственная программа повышения квалификации. 35 тыс. преподавателей-мастеров производственного обучения повысят квалификацию по программам, основанным на опыте Союза Ворлдскиллс Россия, не менее 10 тыс. из них — будут сертифицированы в качестве экспертов — к концу 2024 г.

Но мы уже сейчас движемся в данном направлении:5 мастеров проходят курсы профессиональной переподготовки с правом вести образовательную деятельность в качестве мастера производственного обучения. 1 мастер подал заявку, но пока ещё не приступил к занятиям. Повышение профессионального уровня мастеров производственного обучения позволит повысить эффективность подготовки воспитанников , конкурентоспособных на современном рынке труда. Также хотелось бы повысить психолого – педагогическую грамотность коллектива учебных мастерских. Считаю это одной из задач, которую необходимо решить в ближайшее время.

Ефимов А.А. Вторая проблема – связь с работодателями и базы призводственной практики.

В соответствии с ростом потребности в рабочих профессиях государственная политика предусматривает опережающее развитие системы профессионального образования. На общегосударственном уровне заявлено о его приоритетности и значимости в обеспечении развития экономики и общества в целом. Но опережающее развитие - это первостепенное изменение качества образования.

Модификация социально-экономических условий диктует необходимость качественно нового уровня подготовки рабочих кадров, а пременительно к нашим выпускникам, это ещё и надежда на то, что подросток найдёт себя в новых экономических условиях. И это возможно достичь путем перехода на инновационный путь развития, позволяющий обеспечить рост результативности обучения. Поэтому важным аспектом инновационного развития профессионального образования, выступающего как практико-ориентированное обучение, является его интеграция с производственной сферой.

Это является фактором адекватности результатов системы профессионального образования нуждам производства, сближения процесса подготовки кадров запросам различных отраслей экономики и конкретных работодателей, обеспечения связи обучения воспитанников с будущей работой на предприятиях.

Работодатель хочет через три месяца (а лучше через месяц) видеть результаты работы молодого специалиста. Этого можно добиться только в одном случае: выполнение реальных конкретных действий, связанных с решением профессиональных задач, должно осуществляться в реальных производственных условиях (на рабочем месте). В этом случае будет приобретаться профессиональный опыт. Для этого работодатель должен предоставлять свои производственные помещения для проведения занятий во время производственной практики.

К сожалению, пока у нас нет возможности устраивать производственную практику воспитанников на современных предприятиях, чтобы они пробовали свои силы, работая на современных станках, общаясь в трудовом коллективе. Тогда выпускнику легче адаптироваться при устройстве на работу после выпуска из СУВУ. У нас есть примеры того, когда выпускники, устраиваясь на завод, через некоторое время увольняются, не справляясь с требованиями режима работы. Необходима практика на реальном производстве, строительстве. Только тогда мы сможем говорить об эффективном использовании возможностей УПМ для профессионального становления выпускников. Задача налаживания связей с современными предприятиями должна решиться в ближайший год. Надеемися, что этим вопросом займутся руководители УПМ.

Постоянно изменяющиеся требования работодателей, вызванные появлением новых производственных технологий, требуют изменения содержания обучения.

Формат реализации федеральных государственных образовательных стандартов делает необходимым участие работодателей в разработке рабочих учебных планов и программ дисциплин, в организации учебных практик и стажировок на базе предприятий, привлечение квалифицированных кадров предприятий к образовательному процессу (дуальное обучение).

Отсутствие осознанного профессионального плана является одной из причин того, что многие молодые люди, вышедшие из СУВУ, становятся криминальными элементами. Без определения профессиональной траектории сложно себе представить построение будущих перспектив и программы ресоциализации воспитанников. ФГОС СПО, основанные на компетентностном подходе к подготовке специалиста, ориентируют на профессиональную направленность содержания образования, что предполагает инновационные методы в организации учебной и производственной практики, активное внедрение практико-ориентированных технологий обучения и воспитания, усиление междисциплинарных связей и развитие способности личности интегрировать разнопредметные знания, использовать их для решения профессиональных и жизненных ситуаций. Что действительно у нас есть так это приоритет практики. Ребята с удовольствием занимаются на практических занятиях, но чтобы интерес не угас, необхъодимо новое современное оборудование , обеспеченность материалами и инструментами.

Современный рынок труда требует специалиста с высоким уровнем профессиональной подготовки, обладающего психологической устойчивостью к нагрузкам, стрессовым ситуациям, способностью ориентироваться в постоянно изменяющейся обстановке, работать в команде, принимать самостоятельные решения.

Наша задача сформировать всё это у воспитанника к выпуску, несмотря на перечисленные выше, проблемы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!