Класс:
Тема: «Родственные слова» «Корень слова»
Цель: «Сформировать понятие родственные слова и корень слова.»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-Научить детей давать определение понятию «Родственные слова», «Корень слова».
-Закреплять умения выделять родственные слова, выделять корень в родственных словах.
Коррекционно-развивающие:
-обогащение словарного запаса учащихся;
-развитие понимания речи;
-развитие высших корковых функций: зрительно-пространственного восприятия, внимания, памяти, мышления.
Коррекционно-воспитательные:
-Воспитывать отзывчивость, любовь к природе, любовь к животным, умение работать коллективно и индивидуально, умение слушать педагога и других детей.
Методы обучения:
Игровые, словесные, наглядно-практические.
Ход урока.
Этапы | Содержание | Примечание |
Организационный момент | Здравствуйте ребята! Мы сегодня с вами отправимся в волшебный лес. В этом лесу нас ждут разные интересные испытания, захватывающие приключения, новые друзья, а главное мы узнаем много нового. Вы готовы к путешествию? | |
Актуализация знаний. | Но прежде чем отправится в путешествие, давайте проверим, проснулись вы или нет. Покажите мне указательный палец правой руки, а теперь большой палец левой руки, покажите мне оба больших пальца. Молодцы ребята, теперь я вижу, что вы проснулись. - Ребята не зря наш лес называется волшебным, в нем все животные умеют говорить. Нас встречает в лесу белочка, но чтобы мы отправились дальше, она просит вас ответить на вопросы. -Какое сегодня число? -Какой день недели? -Какой сейчас месяц? - Какой день недели стоит после четверга? -Какого числа мы отмечаем Новый год? -Молодцы, за выполнения задания белочки вы получаете вот такой орешек. Ну что, ребята, отправимся дальше в путешествие? -На этот раз нам на пути встретился медвежонок, он для вас приготовил такое задание, посмотрите на доску. Минутка чистописания. Запись на доске. Ум да разум надоумят сразу. - Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.) -Запишите дату, классная работа. -Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии. - Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока. 3. Введение в тему урока. А сейчас послушайте загадку. Загадка: Под кочкою крошка, только шляпка да ножка. (гриб) -Молодцы, справились с этим заданием. Ребята в нашем волшебном лесу растет очень много ягод, цветов и деревьев и еще растет то, что изображено на картинке, а что же это? На доске картинки: 1 – большой гриб, 2 – средний гриб, 3 – маленький гриб. Задание: посмотрите на картинки. Что нарисовано? Как назовем первый предмет? Второй? Третий? (при назывании предмета выставляются по очереди таблички – гриб, грибок, грибочек.). Как мы назовем их все вместе? (грибы) Похожи эти слова друг на друга? Чем похожи? (У каждого слова есть общая часть – гриб). Можем мы назвать эти слова родственниками? | Вывешивается картинка белочки. Раздаются каждому орешки. Вывешивается медвежонок. Записывается на доске пословица Вывешивается маленький,средний и большой гриб, картинка грибов вывешивается. |
Изучение нового материала | 1. Объяснение нового материала. Посмотрим еще раз на наши картинки. Какие слова мы уже назвали? А какие слова с общей частью – гриб- вы знаете? Я вам подскажу: как назовем человека, который собирает грибы? (грибник), какой суп варят из грибов? (грибной). Посмотрите, сколько новых слов мы составили с одной общей частью – гриб. Прочитайте их. Как вы думаете, что общего в этих словах? Как называются эти слова? (родственные слова). Что вы знаете о родственных словах? (правило) (родственные слова - это 1 слова, имеющие общий корень; 2 эти слова сходны по смыслу.) Как называется общая часть родственных слов – корнем (вывешивается правило). Читаем вместе правило. Правильно ребята, молодцы! Кстати, наш волшебный лес называется лесом родственных слов. Сегодня на уроке мы будем изучать слова- родственники. Учится определять корень в словах. -Давайте запишем эти слова. - Составьте предложение с одним из слов, и самое красивое мы запишем. Рано утром грибники пошли за белыми грибами. -Выделите грамматическую основу предложения. - О ком говорится в предложении? (о грибниках) - Что делали? (пошли) - За грибами какими? (белыми) -Молодцы, за это вы получаете баночку меда от нашего медвежонка. Гуляя по лесу нам встретился заяц, вот его задание. Выполнить упражнение, выходя к доске по очереди. Игра “ Четвертый лишний”. Задание: Прочитать слова, найти лишнее слово, подчеркнуть его, объяснить выбор. -маленький, малыш, малевать, малявка; - шипучка, шиповник, шипящий, зашипел; - полевой, полюшко, половик, поле; - горящий, горелый, горюющий, горит; - скорость, скорлупа, скоростной, скорый; - покос, коса, накосить, косынка. А еще, специально для вас зайчик приготовил вот такую физ.минутку, все дружно встанем. | Записываются слова под картинками: гриб, грибок, грибочек. После идет запись слов. Банки меда раздаются. Вывешивается картинка зайца. Раздаются листы с заданием каждому ученику |
Физ.минутка. | Руки подняли и покачали- Это деревья в лесу. Руки нагнули, кисти встряхнули Ветер сбивает росу. В стороны руки плавно помашем Это к нам птицы летят Как они сядут - тоже покажем Крылья сложили назад. | |
Закрепление изученного материала. | -Молодцы, за то, что вы такие активные, заяц дарит вам морковку. Ребята, проделав такой длинный путь, мы не можем пойти дальше, посмотрите у нас на пути стоит железный дровосек. Он не пропустит нас в лес, если мы не поможем ему выполнить одно задание. Для этого он приготовил каждому из вас конверты со словами, где вы их должны распределить на 3 группы родственных слов. Каждую группу слов закрасьте одним цветом. Постарайтесь, пожалуйста. (дети получают карточки со словами)горе, сгореть, прогорать, горный, горка, гореть, горюшко, горевать, пригорок, пригорюнился, гористая, горючий. ребята, а что такое горе?( горе – это чувство.) -Молодцы ребята, вы выполнили задание дровосека, поэтому он пропускает нас дальше. -А дальше нам на пути встретился ежик, он приготовил игру, которая называется Да-Нет. Я буду называть вам пары слов, а вы должны будете определить родственные эти слова или нет. корова – телёнок – нет; Рис – рисунок – нет; Двор – дворик – да; Коза – козлёнок – да; Горевать – горка – нет; Вода – проводник – нет. - Молодцы, за это вам ежик дарит яблочки. | Раздается каждому ребенку морковка. Вывешивается картинка дровосека. Раздаются конверты с заданием. Вывешивается картинка ежика. Раздаются яблоки. |
Итог урока. | Вот и подошло к концу наше путешествие по волшебному лесу родственных слов. Ребята, скажите мне, пожалуйста, что же такое родственные слова? Приведите примеры родственных слов. · Как называются слова, близкие по смыслу? · Как называется общая часть родственных слов? | |
Класс:
Тема: Мягкий знак в конце слова
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-Научить детей давать определение понятий «звук – буква», «гласные – согласные», «мягкие – твёрдые», «слово – предложение».
-Закреплять умения умение работать с понятиями «звук – буква», «гласные – согласные», «мягкие – твёрдые», «слово – предложение».
Коррекционно-развивающие:
-развитие фонематического слуха, развивать грамматический строй речи.
-развитие высших корковых функций: зрительно-пространственного восприятия, внимания, памяти, мышления.
Коррекционно-воспитательные:
-Воспитывать отзывчивость, умение работать коллективно и индивидуально, умение слушать педагога и других детей.
Ход:
1.Организационный момент.
Послушайте стихотворение и скажите о какой букве мы будем говорить:
Что за буква, кто узнает?
Звука не обозначает.
Может только показать
Как согласную читать.
- Тема занятия: мягкий знак.
Правильно, сегодня мы будем говорить о мягком знаке. Эта буква не обозначает никакого звука. Чем отличается буква от звука. Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим.
Написать мягкий знак мы можем, а сказать одним звуком нет. Мягкий знак
Всегда прячется за соседнюю согласную букву и мы слышим мягкий
Согласный звук. Мягкий знак обозначает мягкость согласного звука.
2. Артикуляционная гимнастика.
Стоял в лесу теремок, вот такой (сделать ладошками крышу). Вокруг теремка
был забор, вот такой заборчик. В домике окошки – вот такие (открыть рот).
Бежала по лесу мышка. Как мышка пищит? Пи –пи – пи. (Губки улыбаются).
Увидела мышка теремок, постучала т – т – т . Никто не отозвался. Зашла она
В теремок, стала коврики выбивать (шлёпать по язычку губами: пя – пя – пя).
Устала, легла отдохнуть. (Положить язычок на нижнюю губу). Скачет ля –
гушка прыг – прыг. Видит теремок, стучится, спрашивает: Кто в теремочке
живёт? Я мышка – норушка, заходи в теремок, и стали они с мышкой печку
разжигать. (Дуть на язычок, зажатый между губами). Мимо скачет зайка,
прыг – скок. (Поднять язычок вверх, опустить). Пустили и зайчика в теремок.
Бежит по лесу лисичка и хвостиком следы заметает (облизать нижнюю губу
влево – вправо). Стала лиса жить в теремке. Идёт по лесу волк, воет: у – у – у.
(Губы вытянуть вперёд). Смотрит по сторонам, нет ли охотников. (Язычок
«смотрит» влево – вправо). Пустили и волка в теремок. Идёт медведь и
мёд слизывает (облизать верхнюю губу сверху – вниз). Пустили и медведя
в теремок.
3. Формирование речевого дыхания.
В теремке на стене висят часы с кукушкой. Кукушка своей песней сообщает,
который час. Когда звери приходят из школы кукушка кричит им 1раз – ку –
ку. Когда звери обедают: ку – ку, ку – ку. Когда учат уроки ку – ку, ку – ку,
ку – ку. Когда идут на прогулку ку – ку, ку – ку, ку – ку, ку – ку. Зверята
всегда знают время и везде успевают.
4. Различение мягкости в парах и слогах.
Повторяем за логопедом.
Т – ТЬ, М – МЬ, В – ВЬ, АТЬ, ОНЬ, УНЬ, ОПЬ, ОЛЬ, АТ – АТЬ, ОМ – ОМЬ, УП – УПЬ, ОВ – ОВЬ.
5. Реконструирование букв.
Каждому элементы и буквы Ь. Какие буквы можно построить? (Б, В, Ы, Ъ).
6. Выберете картинки, в названии которых есть мягкий знак. Назовите
картинки.
7. Отгадайте загадки, запишите отгадки.
Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко, рога раскинув широко (лось).
Спит или купается, всё не разувается.
День и ночь на ножках красные сапожки (гусь).
У какой кисочки, на ушах кисточки (рысь).
Он и стройный и красивый, у него густая грива!
Он копытцами цок – цок, покатай меня дружок (конь).
8. Словесная игра «Измени слово».
Я говорю слова, которые заканчиваются на твёрдый согласный, вы мне
возвращаете слова, которые заканчиваются на мягкий согласный.
Мел – мель, угол – уголь, жал – жаль, плакат – плакать.
9.Физминутка.
А часы идут – идут.
Тик – так, тик – так , в доме кто умеет так?
Это маятник в часах отбивает каждый такт (наклоны вправо – влево).
А в часах сидит кукушка, у неё своя избушка (приседания).
Прокукует птичка время, снова спрячется за дверью (приседания).
Стрелки движутся по кругу, не касаются друг друга (вращения вправо).
Повернёмся мы с тобой против стрелки часовой (вращения влево).
А часы идут, идут (ходьба).
Иногда вдруг отстают (замедленная ходьба).
А бывает, что спешат, словно убежать хотят (быстрая ходьба).
Если их не заведут, то они совсем встают (остановиться на месте).
10. Дидактическая игра « Светофор» (по следам анализа).
Нужно поднять зелёный свет, если последний звук звучит мягко, синий –
твёрдо: нос, семь, огонь, конь, шар, стол, слон, зверь, окунь, дверь, пень,
боль, пять, сом.
11. Работа со схемами. Подбери схему к слову.
День ---ь, дождь ----ь, путь ---ь, сирень -----ь.
12. Грамматическое упражнение « Подбери признак».
Дождь мелкий, день светлый, путь длинный, сирень белая.
13. Работа с предложением «Исправьте ошибки».
Мама рассыпала сол. Малыш ель яблоко. Грузовик везёт угол. В лесу выросла ел.
14. Итог.
Чему сегодня научились на занятии?.
11