СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Родственные слова» «Корень слова»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по логопедии. Для 2 класса, по теме «Родственные слова» «Корень слова»

Просмотр содержимого документа
««Родственные слова» «Корень слова»»

Класс:

Тема: «Родственные слова» «Корень слова»

Цель: «Сформировать понятие родственные слова и корень слова.»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-Научить детей давать определение понятию «Родственные слова», «Корень слова».

-Закреплять умения выделять родственные слова, выделять корень в родственных словах.

Коррекционно-развивающие:

-обогащение словарного запаса учащихся;

-развитие понимания речи;

-развитие высших корковых функций: зрительно-пространственного восприятия, внимания, памяти, мышления.

Коррекционно-воспитательные:

-Воспитывать отзывчивость, любовь к природе, любовь к животным, умение работать коллективно и индивидуально, умение слушать педагога и других детей.

Методы обучения:

Игровые, словесные, наглядно-практические.

Ход урока.

Этапы

Содержание

Примечание

  1. Организационный момент

Здравствуйте ребята! Мы сегодня с вами отправимся в волшебный лес. В этом лесу нас ждут разные интересные испытания, захватывающие приключения, новые друзья, а главное мы узнаем много нового. Вы готовы к путешествию?


  1. Актуализация знаний.

Но прежде чем отправится в путешествие, давайте проверим, проснулись вы или нет. Покажите мне указательный палец правой руки, а теперь большой палец левой руки, покажите мне оба больших пальца. Молодцы ребята, теперь я вижу, что вы проснулись.

- Ребята не зря наш лес называется волшебным, в нем все животные умеют говорить.

Нас встречает в лесу белочка, но чтобы мы отправились дальше, она просит вас ответить на вопросы.

-Какое сегодня число?

-Какой день недели?

-Какой сейчас месяц?

- Какой день недели стоит после четверга?

-Какого числа мы отмечаем Новый год?

-Молодцы, за выполнения задания белочки вы получаете вот такой орешек.

Ну что, ребята, отправимся дальше в путешествие?

-На этот раз нам на пути встретился медвежонок, он для вас приготовил такое задание, посмотрите на доску.

  1. Минутка чистописания.

Запись на доске.

Ум да разум надоумят сразу.

- Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы?

(Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)

-Запишите дату, классная работа.

-Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.

- Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока.

3. Введение в тему урока.

А сейчас послушайте загадку.

Загадка:

Под кочкою крошка, только шляпка да ножка. (гриб)

-Молодцы, справились с этим заданием.

Ребята в нашем волшебном лесу растет очень много ягод, цветов и деревьев и еще растет то, что изображено на картинке, а что же это?

На доске картинки: 1 – большой гриб, 2 – средний гриб, 3 – маленький гриб.

Задание: посмотрите на картинки. Что нарисовано? Как назовем первый предмет? Второй? Третий? (при назывании предмета выставляются по очереди таблички – гриб, грибок, грибочек.). Как мы назовем их все вместе? (грибы) Похожи эти слова друг на друга? Чем похожи? (У каждого слова есть общая часть – гриб). Можем мы назвать эти слова родственниками?






Вывешивается картинка белочки.

Раздаются каждому орешки.





Вывешивается медвежонок.

Записывается на доске пословица






Вывешивается маленький,средний и большой гриб, картинка грибов вывешивается.

  1. Изучение нового материала



1. Объяснение нового материала.


Посмотрим еще раз на наши картинки. Какие слова мы уже назвали? А какие слова с общей частью – гриб- вы знаете? Я вам подскажу: как назовем человека, который собирает грибы? (грибник), какой суп варят из грибов? (грибной). Посмотрите, сколько новых слов мы составили с одной общей частью – гриб. Прочитайте их. Как вы думаете, что общего в этих словах? Как называются эти слова? (родственные слова). Что вы знаете о родственных словах? (правило)

(родственные слова - это 1 слова, имеющие общий корень; 2 эти слова сходны по смыслу.)

Как называется общая часть родственных слов – корнем (вывешивается правило). Читаем вместе правило.

Правильно ребята, молодцы! Кстати, наш волшебный лес называется лесом родственных слов. Сегодня на уроке мы будем изучать слова- родственники. Учится определять корень в словах.

-Давайте запишем эти слова.

- Составьте предложение с одним из слов, и самое красивое мы запишем.


Рано утром грибники пошли за белыми грибами.


-Выделите грамматическую основу предложения.


- О ком говорится в предложении? (о грибниках)


- Что делали? (пошли)


- За грибами какими? (белыми)

-Молодцы, за это вы получаете баночку меда от нашего медвежонка.


Гуляя по лесу нам встретился заяц, вот его задание.

Выполнить упражнение, выходя к доске по очереди.

Игра “ Четвертый лишний”.


Задание: Прочитать слова, найти лишнее слово, подчеркнуть его, объяснить выбор.


-маленький, малыш, малевать, малявка;


- шипучка, шиповник, шипящий, зашипел;


- полевой, полюшко, половик, поле;


- горящий, горелый, горюющий, горит;


- скорость, скорлупа, скоростной, скорый;


- покос, коса, накосить, косынка.

А еще, специально для вас зайчик приготовил вот такую физ.минутку, все дружно встанем.



Записываются слова под картинками: гриб, грибок, грибочек. После идет запись слов.












Банки меда раздаются.


Вывешивается картинка зайца.





Раздаются листы с заданием каждому ученику

Физ.минутка.

Руки подняли и покачали-


Это деревья в лесу.


Руки нагнули, кисти встряхнули


Ветер сбивает росу.


В стороны руки плавно помашем


Это к нам птицы летят


Как они сядут - тоже покажем


Крылья сложили назад.


  1. Закрепление изученного материала.

-Молодцы, за то, что вы такие активные, заяц дарит вам морковку.

Ребята, проделав такой длинный путь, мы не можем пойти дальше, посмотрите у нас на пути стоит железный дровосек. Он не пропустит нас в лес, если мы не поможем ему выполнить одно задание. Для этого он приготовил каждому из вас конверты со словами, где вы их должны распределить на 3 группы родственных слов. Каждую группу слов закрасьте одним цветом. Постарайтесь, пожалуйста.


(дети получают карточки со словами)горе, сгореть, прогорать, горный, горка, гореть, горюшко, горевать, пригорок, пригорюнился, гористая, горючий.

ребята, а что такое горе?( горе – это чувство.)


-Молодцы ребята, вы выполнили задание дровосека, поэтому он пропускает нас дальше.

-А дальше нам на пути встретился ежик, он приготовил игру, которая называется Да-Нет.

Я буду называть вам пары слов, а вы должны будете определить родственные эти слова или нет.


корова – телёнок – нет;


Рис – рисунок – нет;


Двор – дворик – да;


Коза – козлёнок – да;


Горевать – горка – нет;


Вода – проводник – нет.

- Молодцы, за это вам ежик дарит яблочки.


Раздается каждому ребенку морковка.

Вывешивается картинка дровосека.

Раздаются конверты с заданием.

Вывешивается картинка ежика.










Раздаются яблоки.

  1. Итог урока.

Вот и подошло к концу наше путешествие по волшебному лесу родственных слов. Ребята, скажите мне, пожалуйста, что же такое родственные слова? Приведите примеры родственных слов.

· Как называются слова, близкие по смыслу?

· Как называется общая часть родственных слов?


































Класс:

Тема: Мягкий знак в конце слова

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-Научить детей давать определение понятий «звук – буква», «гласные – согласные», «мягкие – твёрдые», «слово – предложение».

-Закреплять умения умение работать с понятиями «звук – буква», «гласные – согласные», «мягкие – твёрдые», «слово – предложение».

Коррекционно-развивающие:

-развитие фонематического слуха, развивать грамматический строй речи.

-развитие высших корковых функций: зрительно-пространственного восприятия, внимания, памяти, мышления.

Коррекционно-воспитательные:

-Воспитывать отзывчивость, умение работать коллективно и индивидуально, умение слушать педагога и других детей.


Ход:


1.Организационный момент.


Послушайте стихотворение и скажите о какой букве мы будем говорить:


Что за буква, кто узнает?


Звука не обозначает.


Может только показать


Как согласную читать.


- Тема занятия: мягкий знак.


Правильно, сегодня мы будем говорить о мягком знаке. Эта буква не обозначает никакого звука. Чем отличается буква от звука. Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим.


Написать мягкий знак мы можем, а сказать одним звуком нет. Мягкий знак


Всегда прячется за соседнюю согласную букву и мы слышим мягкий


Согласный звук. Мягкий знак обозначает мягкость согласного звука.


2. Артикуляционная гимнастика.


Стоял в лесу теремок, вот такой (сделать ладошками крышу). Вокруг теремка


был забор, вот такой заборчик. В домике окошки – вот такие (открыть рот).


Бежала по лесу мышка. Как мышка пищит? Пи –пи – пи. (Губки улыбаются).


Увидела мышка теремок, постучала т – т – т . Никто не отозвался. Зашла она


В теремок, стала коврики выбивать (шлёпать по язычку губами: пя – пя – пя).


Устала, легла отдохнуть. (Положить язычок на нижнюю губу). Скачет ля –


гушка прыг – прыг. Видит теремок, стучится, спрашивает: Кто в теремочке


живёт? Я мышка – норушка, заходи в теремок, и стали они с мышкой печку


разжигать. (Дуть на язычок, зажатый между губами). Мимо скачет зайка,


прыг – скок. (Поднять язычок вверх, опустить). Пустили и зайчика в теремок.


Бежит по лесу лисичка и хвостиком следы заметает (облизать нижнюю губу


влево – вправо). Стала лиса жить в теремке. Идёт по лесу волк, воет: у – у – у.


(Губы вытянуть вперёд). Смотрит по сторонам, нет ли охотников. (Язычок


«смотрит» влево – вправо). Пустили и волка в теремок. Идёт медведь и


мёд слизывает (облизать верхнюю губу сверху – вниз). Пустили и медведя


в теремок.


3. Формирование речевого дыхания.


В теремке на стене висят часы с кукушкой. Кукушка своей песней сообщает,


который час. Когда звери приходят из школы кукушка кричит им 1раз – ку –


ку. Когда звери обедают: ку – ку, ку – ку. Когда учат уроки ку – ку, ку – ку,


ку – ку. Когда идут на прогулку ку – ку, ку – ку, ку – ку, ку – ку. Зверята


всегда знают время и везде успевают.


4. Различение мягкости в парах и слогах.


Повторяем за логопедом.


Т – ТЬ, М – МЬ, В – ВЬ, АТЬ, ОНЬ, УНЬ, ОПЬ, ОЛЬ, АТ – АТЬ, ОМ – ОМЬ, УП – УПЬ, ОВ – ОВЬ.


5. Реконструирование букв.


Каждому элементы и буквы Ь. Какие буквы можно построить? (Б, В, Ы, Ъ).


6. Выберете картинки, в названии которых есть мягкий знак. Назовите


картинки.


7. Отгадайте загадки, запишите отгадки.


Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,


Ходит смело и легко, рога раскинув широко (лось).


Спит или купается, всё не разувается.


День и ночь на ножках красные сапожки (гусь).


У какой кисочки, на ушах кисточки (рысь).


Он и стройный и красивый, у него густая грива!


Он копытцами цок – цок, покатай меня дружок (конь).


8. Словесная игра «Измени слово».


Я говорю слова, которые заканчиваются на твёрдый согласный, вы мне


возвращаете слова, которые заканчиваются на мягкий согласный.


Мел – мель, угол – уголь, жал – жаль, плакат – плакать.


9.Физминутка.

А часы идут – идут.


Тик – так, тик – так , в доме кто умеет так?


Это маятник в часах отбивает каждый такт (наклоны вправо – влево).


А в часах сидит кукушка, у неё своя избушка (приседания).


Прокукует птичка время, снова спрячется за дверью (приседания).


Стрелки движутся по кругу, не касаются друг друга (вращения вправо).


Повернёмся мы с тобой против стрелки часовой (вращения влево).


А часы идут, идут (ходьба).


Иногда вдруг отстают (замедленная ходьба).


А бывает, что спешат, словно убежать хотят (быстрая ходьба).


Если их не заведут, то они совсем встают (остановиться на месте).


10. Дидактическая игра « Светофор» (по следам анализа).


Нужно поднять зелёный свет, если последний звук звучит мягко, синий –


твёрдо: нос, семь, огонь, конь, шар, стол, слон, зверь, окунь, дверь, пень,


боль, пять, сом.


11. Работа со схемами. Подбери схему к слову.


День ---ь, дождь ----ь, путь ---ь, сирень -----ь.


12. Грамматическое упражнение « Подбери признак».


Дождь мелкий, день светлый, путь длинный, сирень белая.


13. Работа с предложением «Исправьте ошибки».


Мама рассыпала сол. Малыш ель яблоко. Грузовик везёт угол. В лесу выросла ел.


14. Итог.

Чему сегодня научились на занятии?.

11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!