СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родной русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Родной русский язык»

  1. Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному курсу «Родной (русский) язык» для 2 класса разработана на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

  • Базисного учебного плана общеобразовательных организации федерального и регионального уровней;

  • Федерального перечня учебников, утверждённых, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих программы общего образования;

  • Основной образовательной программы МБОУ СШ № 6;

  • Учебного плана МБОУ СШ № 6 на 2021-2022 уч. год.

  • Устава МБОУ СШ N6;


Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целью изучения предмета «Родной (русский) язык» в начальной школе являются воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.





  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Родной (русский) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе.

Родной язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками.

Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Предмет «Родной (русский) язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Изучение родного (русского)языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения родного (русского) языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его правильному использованию, понимание того, что грамотная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека.

На уроках родного (русского) языка школьники учатся ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, усваивают основные правила общения, развивают умение строить свои высказывания, выбирая языковые средства, наиболее пригодные для успешного решения коммуникативных задач. Учащиеся получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета.

Родной (русский) язык, являясь основой всего процесса обучения, способствует развитию мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формированию универсальных учебных умений, служит основным каналом социализации личности. Успехами в изучении русского языка во многом обусловливаются результаты обучения по другим школьным предметам.



III. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение родного (русского) языка в начальной школе выделяется 51час. Во 2—4 классах на уроки родного (русского) языка отводится по 17 ч (1 час в неделю в 1 полугодии).

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты изучения учебного предмета «Родной язык» должны быть ориентированы на формирование:

- уважения и ценностного отношения к своей Родине – России; понимания своей этнокультурной и общенациональной (российской) принадлежности, сопричастности  настоящему и будущему своей страны и родного края; уважения к другим народам (патриотическое воспитание);

- способности к проявлению взаимопомощи, конструктивному общению, к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; о нравственно-этических нормах поведения и межличностных отношений;

- проявления доброжелательности, толерантности, неприятия любых форм поведения, направленного на причинение физического, и морального вреда  другим людям (духовно-нравственное воспитание); 

- позитивного опыта творческой деятельности, интереса обучающихся к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма уважительного отношения и интереса к культурным традициям и народному творчеству своего и других народов (эстетическое воспитание);

- понимания важности научных знаний для жизни человека и развития общества; познавательных интересов, позитивного опыта познавательной деятельности,  умения самостоятельно организовывать самостоятельное познание окружающего мира (формирование первоначальных представлений о научной картине мира);

Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Родной язык»  должны отражать:

1) овладение познавательными универсальными учебными действиями:

- использовать наблюдения для получения информации об особенностях изучаемого объекта;

- проводить по предложенному плану опыт (небольшое несложное исследование) по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

- формулировать выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта;

- устанавливать основания для сравнения; формулировать выводы по его результатам;

- объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;

- определять существенный признак для классификации; классифицировать несложные объекты;

- использовать знаково-символические средства для представления информации и создания несложных моделей изучаемых объектов;

- осознанно использовать базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего мира (в рамках изученного).

2) овладение умениями работать с информацией:

- выбирать источник для получения информации (учебник, цифровые электронные средства, справочник, Интернет);

- анализировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

- использовать схемы, таблицы для представления информации;

- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;

- соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни  и при работе в сети Интернет.

3) овладение регулятивными учебными действиями:

- понимать учебную задачу, сохранять ее в процессе учебной деятельности;

- планировать способы решения учебной задачи, намечать операции, с помощью которых можно получить результат; выстраивать последовательность выбранных операций;

- контролировать и оценивать результаты и процесс деятельности;

- оценивать различные способы достижения результата, определять наиболее эффективные из них;

- устанавливать причины успеха/неудач деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

4) овладение коммуникативными универсальными учебными действиями:

- осуществлять смысловое чтение текстов различного вида, жанра, стиля – определять тему, главную мысль, назначение текста (в пределах изученного);

- использовать языковые средства, соответствующие учебной познавательной задаче, ситуации повседневного общения;

- участвовать в диалоге, соблюдать правила ведения диалога (слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументировано высказывать свое мнение);

- осознанно строить в соответствии с поставленной задачей речевое высказывание; составлять устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) на темы, доступные младшему школьнику;

- готовить небольшие публичные выступления;

- соблюдать правила межличностного общения с использованием персональных электронных устройств.

5) овладение умениями участвовать в совместной деятельности:

- понимать и принимать цель совместной деятельности; обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата;

- распределять роли в совместной деятельности, проявлять готовность руководить и выполнять поручения;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело;

- проявлять готовность толерантно разрешать конфликты.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Родной язык» должны быть ориентированы у обучающихся на применение знаний, умений и навыков в элементарных учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать сформированность языковой компетенции и обеспечить:

  • осознание роли языка как основного средства человеческого общения и как явления национальной культуры: понимать роль языка как основного средства человеческого общения; осознавать язык как одну из главных духовно-нравственных ценностей народа;

  • понимать значение родного языка для освоения и укрепления культуры и традиций своего народа; понимать необходимость овладения родным языком; проявлять познавательный интерес к родному языку и желание его изучать;

  •  формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Российской Федерации;

  • о месте родного языка среди других языков народов России; понимать, что родной край есть часть России;

  • составлять высказывания о малой Родине, приводить примеры традиций и обычаев, объединяющих народы России;

  • составлять небольшие рассказы о взаимосвязях языков, культур и истории народов России; осознавать роль родного языка как носителя народной культуры, средства её познания, освоения морально-этических норм, принятых в российском обществе;

  • понимать эстетическую ценность родного языка, стремиться к овладению выразительными средствами, свойственными родному языку;

  • освоение первоначальных знаний о родном языке как системе, о его нормах, специфике, закономерностях его функционирования: владеть основными орфоэпическими и лексическими нормами родного языка; применять на практике правила словообразования и словоизменения, построения словосочетаний и предложений (простых и сложных);

  •  формирование и развитие видов речевой деятельности на родном языке (слушание (аудирование), говорение, чтение, письмо):

  • слушание (аудирование) и говорение: понимать на слух речь, звучащую из различных источников (учитель, одноклассники, телевизионные и радиопередачи и др.);

  • определять тему и главную мысль прослушанного высказывания (текста);

  • различать на слух интонации звучащей речи (радость, удивление, грусть, сочувствие и др.);

  • участвовать в диалогах на бытовые, учебные темы, обсуждать поставленные вопросы, прослушанные высказывания; формулировать вопросы, отвечать на вопросы в соответствии с темой диалога; применять в диалогической речи формулы речевого этикета, правила речевого поведения в различных учебных и жизненных ситуациях (понимать цель общения, проявлять желание слушать собеседников, учитывать мнение участников);

  • решать учебные задачи с использованием активного и потенциального словарного запаса; рассказывать устно о себе (внешность, интересы, любимые занятия), о своей семье (традиции, совместные занятия);

  • описывать предмет (название, качества, назначение); уместно употреблять в устной речи пословицы, поговорки родного народа, использовать изобразительные и выразительные средства родного языка (эпитеты, сравнения, олицетворения); составлять небольшие высказывания для публичного выступления с использованием небольших презентаций;

  • чтение и письмо: читать вслух небольшие тексты разного вида (фольклорный, художественный, научно-познавательный, справочный) в индивидуальном темпе, позволяющем понять содержание и смысл прочитанного;

  • составлять план текста (с помощью и самостоятельно); пересказывать текст в соответствии с учебной задачей (подробно и кратко); стихи на родном языке; списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения в соответствии с решаемой учебной задачей; строить связные высказывания в письменной форме на различные темы; выполнять небольшие творческие задания (дополнение и распространение предложения текста/изложения).



V. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Звуки: Звуки речи и буквы. Обозначение звуков речи на письме. Ударные и безударные гласные звуки в слове. Согласные звуки. Звонкие согласные звуки на конце слова.

Слово: Слова, называющие предметы. Слова, называющие признаки действия. Слово и предложение. Изменение формы слова с помощью окончания. Неизменяемые слова. Однокоренные слова. Слово и его значение.

Предложения, текст, речь: Различение предложений по цели высказывания и интонации. Что такое текст. Тема текста. Деление текста на части. Части текста и план. Типы текстов: описание и повествование. Типы текстов: научный и художественный.





VI.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Родной язык рассматривается как комплексный предмет, включающий следующие разделы:

- обучение грамоте,

-  развитие речи,

- обучение грамматике


п/п

Тема

Количество часов

1

Звуки

1 Звуки речи и буквы.

2. Обозначение звуков речи на письме.

3. Ударные и безударные гласные звуки в слове.

4. Согласные звуки.

5. Звонкие согласные звуки на конце слова.

5

2

Слова

1. Слово.

2. Слова, называющие предметы.

3. Слова, называющие признаки действия.

4. Слово и предложение. Изменение формы слова с помощью окончания.

5. Неизменяемые слова.

6. Однокоренные слова.

7.  Слово и его значение.

7

3

Предложения, текст, речь

1.Различение предложений по цели высказывания и интонации.

2.Что такое текст. Тема текста.

3. Деление текста на части. Части текста и план.

4. Типы текстов: описание и повествование.

5. Типы текстов: научный и художественный.

5

 

17



VII. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Методические пособия

1. Русский язык; учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях с приложением на электронном носителе; 2 класс; В.П. Канакина, В.Г. Горецкий - М.: Просвещение, 2016

2. А. Т. Арсирий. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для учащихся. М., «Просвещение», 2017.

3. Волина В. 1000 игр с буквами и словами. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2016.

4. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие. 2 класс / Т.Н.Соколова. – М.: Росткнига, 2017.

5. Мастерская речевого творчества: «Играем, мечтаем, рассказываем»: Рабочая тетрадь для 2кл./ Синицын В.А.- М.:Росткнига, 2018.

6. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Под редакцией проф. В.И. Максимова.- М.: Гардарики, 2016.



VIII. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Требования к уровню подготовки обучающихся


Обучающийся  научится

Обучающийся получит возможность

К концу изучения блока «Родной русский язык» обучающиеся:

1) познакомятся с представлениями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) узнают, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3) узнают, что правильная устная и письменная речь - это показатель общей культуры и гражданской позиции человека;

4) познакомятся с первоначальными представлениями о нормах русского как родного литературного языка и правилах речевого этикета;

5) узнают, что использование языковых единиц зависит от речевой ситуации, целей и задач общения.

К концу изучения блока «Родной русский язык» учащиеся получат возможность научиться:

1) формировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) понимать то, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознавать значение русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального

языка межнационального общения;

3) сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладеть первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; формировать умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладеть учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РОДНОГО (РУССКОГО) ЯЗЫКА

(1 ч в неделю, всего 17 ч – первое полугодие)

п/п

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Дата

План

Факт

Раздел 1: Звуки (5 ч)

Личностные результаты:

- принимают и осваивают социальную роль обучающегося, мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения;

-проявляют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов;

-нравственно-этическая ориентация: применять навыки конструктивного сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов;

-смыслообразование: осуществлять самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- уметь организовать место занятий.

Познавательные УУД:

-использовать общие приёмы решения учебно-практических задач.

Коммуникативные УУД:

-отвечать на вопросы полно и аргументировано;

-формулировать вопросы для уточнения информации, выяснения каких-либо дополнительных сведений;

-обращаться за помощью к учителю и одноклассникам, к справочной литературе;

- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.

1

 Звуки речи. Слово звучащее и написанное.

1

урок открытие нового знания



2

 Гласные звуки. Особенности гласных звуков.

1

урок открытие нового знания



3

Звонкие и глухие согласные звуки. Особенности произношения согласных звуков.

1

урок открытие нового знания



4

Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

1

урок открытие нового знания



5

Сколько звуков и сколько букв в слове. Количество звуков и букв в словах с е, ё, ю, я и мягким знаком (ь).

1

урок открытие нового знания



Раздел 2: Слова (5 ч)

Личностные результаты:

-принимают и осваивают социальную роль обучающегося, мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; проявляют эстетические потребности, ценности и чувства;

-проявляют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов;

-нравственно-этическая ориентация: применять навыки конструктивного сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов;

-смыслообразование: осуществлять самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

РегулятивныеУУД: 

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки (самооценки) и учёта допущенных ошибок.

Познавательные УДД: 

-находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать её содержание;

-сравнивать схемы предложений, соотносить составленную схему предложения и предложение.

Коммуникативные УДД: 

-проявлять активность и тактичность во взаимодействии с партнерами для решения коммуникативных и познавательных задач;

-сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи: распределять роли при чтении диалога.

6

Устная речь: рассказ о месте, в котором живешь. «Если слово непонятно….».

1

урок открытие нового знания



7

Речевой этикет: выражение просьбы и вежливого отказа в различных ситуациях общения. Повторение правила переноса слов. Волшебное слово.

1

урок открытие нового знания



8

 Речевая ситуация: выражение лица и жесты при общении. «Помощники устного слова».

1

урок открытие нового знания



9

Речевая ситуация: уточнение значения незнакомых слов. Как составить толковый словарик.

1

урок открытие нового знания



10

Речевая ситуация: использование интонации при общении. Знакомство со словами, близкими по значению. Говорим  тихо – громко.

1

урок открытие нового знания



Раздел 3: Речь, текст, предложение (7 ч)

Личностные результаты:

- самоопределение: готовность принять образ «хорошего ученика», сохранять внутреннюю позицию школьника на основе положительного отношения к школе;

-нравственно-этическая ориентация: проявлять этические чувства: доброжелательность, симпатию и эмоционально-нравственную отзывчивость;

- смыслообразование: проявлять мотивацию учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная, внешняя).

Регулятивные УДД: 

-определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного

Результата;

- предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

Познавательные УДД: 

- осуществлять рефлексию способов и условий действий, с опорой на составленный алгоритм, разработанный способ действий. 

Коммуникативные УДД:

-прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников.

11

Язык как средство общения. Для чего нужна речь.

1

урок открытие нового знания



12

 Устная и письменная речь. Говорим и пишем.

1

урок открытие нового знания



13

Речевой этикет: слова приветствия. Учимся вежливости. Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения.

1

урок открытие нового знания



14

 Овладение нормами речевого этикета в ситуациях бытового общения (прощание, извинение). Простое слово  «извините».

1

урок открытие нового знания



15

 Речевой этикет: слова просьбы и благодарности. Очень важные слова.

1

урок открытие нового знания



16

Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Говорим медленно – быстро.

1

урок открытие нового знания



17

Устная речь: рассказ о месте, в котором живёшь.

1

урок открытие нового знания

























Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Дата проведения по факту





































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!