Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Родной (русский) язык» для 2 класса разработана на основе:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
Базисного учебного плана общеобразовательных организации федерального и регионального уровней;
Федерального перечня учебников, утверждённых, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих программы общего образования;
Основной образовательной программы МБОУ СШ № 6;
Учебного плана МБОУ СШ № 6 на 2021-2022 уч. год.
Устава МБОУ СШ N6;
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целью изучения предмета «Родной (русский) язык» в начальной школе являются воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Родной (русский) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе.
Родной язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками.
Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Предмет «Родной (русский) язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Изучение родного (русского)языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения родного (русского) языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его правильному использованию, понимание того, что грамотная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека.
На уроках родного (русского) языка школьники учатся ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, усваивают основные правила общения, развивают умение строить свои высказывания, выбирая языковые средства, наиболее пригодные для успешного решения коммуникативных задач. Учащиеся получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета.
Родной (русский) язык, являясь основой всего процесса обучения, способствует развитию мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формированию универсальных учебных умений, служит основным каналом социализации личности. Успехами в изучении русского языка во многом обусловливаются результаты обучения по другим школьным предметам.
III. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение родного (русского) языка в начальной школе выделяется 51час. Во 2—4 классах на уроки родного (русского) языка отводится по 17 ч (1 час в неделю в 1 полугодии).
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты изучения учебного предмета «Родной язык» должны быть ориентированы на формирование:
- уважения и ценностного отношения к своей Родине – России; понимания своей этнокультурной и общенациональной (российской) принадлежности, сопричастности настоящему и будущему своей страны и родного края; уважения к другим народам (патриотическое воспитание);
- способности к проявлению взаимопомощи, конструктивному общению, к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; о нравственно-этических нормах поведения и межличностных отношений;
- проявления доброжелательности, толерантности, неприятия любых форм поведения, направленного на причинение физического, и морального вреда другим людям (духовно-нравственное воспитание);
- позитивного опыта творческой деятельности, интереса обучающихся к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма уважительного отношения и интереса к культурным традициям и народному творчеству своего и других народов (эстетическое воспитание);
- понимания важности научных знаний для жизни человека и развития общества; познавательных интересов, позитивного опыта познавательной деятельности, умения самостоятельно организовывать самостоятельное познание окружающего мира (формирование первоначальных представлений о научной картине мира);
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Родной язык» должны отражать:
1) овладение познавательными универсальными учебными действиями:
- использовать наблюдения для получения информации об особенностях изучаемого объекта;
- проводить по предложенному плану опыт (небольшое несложное исследование) по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
- формулировать выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта;
- устанавливать основания для сравнения; формулировать выводы по его результатам;
- объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
- определять существенный признак для классификации; классифицировать несложные объекты;
- использовать знаково-символические средства для представления информации и создания несложных моделей изучаемых объектов;
- осознанно использовать базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего мира (в рамках изученного).
2) овладение умениями работать с информацией:
- выбирать источник для получения информации (учебник, цифровые электронные средства, справочник, Интернет);
- анализировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
- использовать схемы, таблицы для представления информации;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
- соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет.
3) овладение регулятивными учебными действиями:
- понимать учебную задачу, сохранять ее в процессе учебной деятельности;
- планировать способы решения учебной задачи, намечать операции, с помощью которых можно получить результат; выстраивать последовательность выбранных операций;
- контролировать и оценивать результаты и процесс деятельности;
- оценивать различные способы достижения результата, определять наиболее эффективные из них;
- устанавливать причины успеха/неудач деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
4) овладение коммуникативными универсальными учебными действиями:
- осуществлять смысловое чтение текстов различного вида, жанра, стиля – определять тему, главную мысль, назначение текста (в пределах изученного);
- использовать языковые средства, соответствующие учебной познавательной задаче, ситуации повседневного общения;
- участвовать в диалоге, соблюдать правила ведения диалога (слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументировано высказывать свое мнение);
- осознанно строить в соответствии с поставленной задачей речевое высказывание; составлять устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) на темы, доступные младшему школьнику;
- готовить небольшие публичные выступления;
- соблюдать правила межличностного общения с использованием персональных электронных устройств.
5) овладение умениями участвовать в совместной деятельности:
- понимать и принимать цель совместной деятельности; обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата;
- распределять роли в совместной деятельности, проявлять готовность руководить и выполнять поручения;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело;
- проявлять готовность толерантно разрешать конфликты.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Родной язык» должны быть ориентированы у обучающихся на применение знаний, умений и навыков в элементарных учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать сформированность языковой компетенции и обеспечить:
осознание роли языка как основного средства человеческого общения и как явления национальной культуры: понимать роль языка как основного средства человеческого общения; осознавать язык как одну из главных духовно-нравственных ценностей народа;
понимать значение родного языка для освоения и укрепления культуры и традиций своего народа; понимать необходимость овладения родным языком; проявлять познавательный интерес к родному языку и желание его изучать;
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Российской Федерации;
о месте родного языка среди других языков народов России; понимать, что родной край есть часть России;
составлять высказывания о малой Родине, приводить примеры традиций и обычаев, объединяющих народы России;
составлять небольшие рассказы о взаимосвязях языков, культур и истории народов России; осознавать роль родного языка как носителя народной культуры, средства её познания, освоения морально-этических норм, принятых в российском обществе;
понимать эстетическую ценность родного языка, стремиться к овладению выразительными средствами, свойственными родному языку;
освоение первоначальных знаний о родном языке как системе, о его нормах, специфике, закономерностях его функционирования: владеть основными орфоэпическими и лексическими нормами родного языка; применять на практике правила словообразования и словоизменения, построения словосочетаний и предложений (простых и сложных);
формирование и развитие видов речевой деятельности на родном языке (слушание (аудирование), говорение, чтение, письмо):
слушание (аудирование) и говорение: понимать на слух речь, звучащую из различных источников (учитель, одноклассники, телевизионные и радиопередачи и др.);
определять тему и главную мысль прослушанного высказывания (текста);
различать на слух интонации звучащей речи (радость, удивление, грусть, сочувствие и др.);
участвовать в диалогах на бытовые, учебные темы, обсуждать поставленные вопросы, прослушанные высказывания; формулировать вопросы, отвечать на вопросы в соответствии с темой диалога; применять в диалогической речи формулы речевого этикета, правила речевого поведения в различных учебных и жизненных ситуациях (понимать цель общения, проявлять желание слушать собеседников, учитывать мнение участников);
решать учебные задачи с использованием активного и потенциального словарного запаса; рассказывать устно о себе (внешность, интересы, любимые занятия), о своей семье (традиции, совместные занятия);
описывать предмет (название, качества, назначение); уместно употреблять в устной речи пословицы, поговорки родного народа, использовать изобразительные и выразительные средства родного языка (эпитеты, сравнения, олицетворения); составлять небольшие высказывания для публичного выступления с использованием небольших презентаций;
чтение и письмо: читать вслух небольшие тексты разного вида (фольклорный, художественный, научно-познавательный, справочный) в индивидуальном темпе, позволяющем понять содержание и смысл прочитанного;
составлять план текста (с помощью и самостоятельно); пересказывать текст в соответствии с учебной задачей (подробно и кратко); стихи на родном языке; списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения в соответствии с решаемой учебной задачей; строить связные высказывания в письменной форме на различные темы; выполнять небольшие творческие задания (дополнение и распространение предложения текста/изложения).
V. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Звуки: Звуки речи и буквы. Обозначение звуков речи на письме. Ударные и безударные гласные звуки в слове. Согласные звуки. Звонкие согласные звуки на конце слова.
Слово: Слова, называющие предметы. Слова, называющие признаки действия. Слово и предложение. Изменение формы слова с помощью окончания. Неизменяемые слова. Однокоренные слова. Слово и его значение.
Предложения, текст, речь: Различение предложений по цели высказывания и интонации. Что такое текст. Тема текста. Деление текста на части. Части текста и план. Типы текстов: описание и повествование. Типы текстов: научный и художественный.
VI.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Родной язык рассматривается как комплексный предмет, включающий следующие разделы:
- обучение грамоте,
- развитие речи,
- обучение грамматике
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Звуки 1 Звуки речи и буквы. 2. Обозначение звуков речи на письме. 3. Ударные и безударные гласные звуки в слове. 4. Согласные звуки. 5. Звонкие согласные звуки на конце слова. | 5 |
2 | Слова 1. Слово. 2. Слова, называющие предметы. 3. Слова, называющие признаки действия. 4. Слово и предложение. Изменение формы слова с помощью окончания. 5. Неизменяемые слова. 6. Однокоренные слова. 7. Слово и его значение. | 7 |
3 | Предложения, текст, речь 1.Различение предложений по цели высказывания и интонации. 2.Что такое текст. Тема текста. 3. Деление текста на части. Части текста и план. 4. Типы текстов: описание и повествование. 5. Типы текстов: научный и художественный. | 5 |
| 17 |
VII. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Методические пособия
1. Русский язык; учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях с приложением на электронном носителе; 2 класс; В.П. Канакина, В.Г. Горецкий - М.: Просвещение, 2016
2. А. Т. Арсирий. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для учащихся. М., «Просвещение», 2017.
3. Волина В. 1000 игр с буквами и словами. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2016.
4. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие. 2 класс / Т.Н.Соколова. – М.: Росткнига, 2017.
5. Мастерская речевого творчества: «Играем, мечтаем, рассказываем»: Рабочая тетрадь для 2кл./ Синицын В.А.- М.:Росткнига, 2018.
6. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Под редакцией проф. В.И. Максимова.- М.: Гардарики, 2016.
VIII. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность |
К концу изучения блока «Родной русский язык» обучающиеся: 1) познакомятся с представлениями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; 2) узнают, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения; 3) узнают, что правильная устная и письменная речь - это показатель общей культуры и гражданской позиции человека; 4) познакомятся с первоначальными представлениями о нормах русского как родного литературного языка и правилах речевого этикета; 5) узнают, что использование языковых единиц зависит от речевой ситуации, целей и задач общения. | К концу изучения блока «Родной русский язык» учащиеся получат возможность научиться: 1) формировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; 2) понимать то, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознавать значение русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального языка межнационального общения; 3) сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; 4) овладеть первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; формировать умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; 5) овладеть учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РОДНОГО (РУССКОГО) ЯЗЫКА
(1 ч в неделю, всего 17 ч – первое полугодие)
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Дата |
План | Факт |
Раздел 1: Звуки (5 ч) Личностные результаты: - принимают и осваивают социальную роль обучающегося, мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; -проявляют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов; -нравственно-этическая ориентация: применять навыки конструктивного сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов; -смыслообразование: осуществлять самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - уметь организовать место занятий. Познавательные УУД: -использовать общие приёмы решения учебно-практических задач. Коммуникативные УУД: -отвечать на вопросы полно и аргументировано; -формулировать вопросы для уточнения информации, выяснения каких-либо дополнительных сведений; -обращаться за помощью к учителю и одноклассникам, к справочной литературе; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. |
1 | Звуки речи. Слово звучащее и написанное. | 1 | урок открытие нового знания | | |
2 | Гласные звуки. Особенности гласных звуков. | 1 | урок открытие нового знания | | |
3 | Звонкие и глухие согласные звуки. Особенности произношения согласных звуков. | 1 | урок открытие нового знания | | |
4 | Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. | 1 | урок открытие нового знания | | |
5 | Сколько звуков и сколько букв в слове. Количество звуков и букв в словах с е, ё, ю, я и мягким знаком (ь). | 1 | урок открытие нового знания | | |
Раздел 2: Слова (5 ч) Личностные результаты: -принимают и осваивают социальную роль обучающегося, мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; проявляют эстетические потребности, ценности и чувства; -проявляют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов; -нравственно-этическая ориентация: применять навыки конструктивного сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов; -смыслообразование: осуществлять самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности. РегулятивныеУУД: -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки (самооценки) и учёта допущенных ошибок. Познавательные УДД: -находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать её содержание; -сравнивать схемы предложений, соотносить составленную схему предложения и предложение. Коммуникативные УДД: -проявлять активность и тактичность во взаимодействии с партнерами для решения коммуникативных и познавательных задач; -сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи: распределять роли при чтении диалога. |
6 | Устная речь: рассказ о месте, в котором живешь. «Если слово непонятно….». | 1 | урок открытие нового знания | | |
7 | Речевой этикет: выражение просьбы и вежливого отказа в различных ситуациях общения. Повторение правила переноса слов. Волшебное слово. | 1 | урок открытие нового знания | | |
8 | Речевая ситуация: выражение лица и жесты при общении. «Помощники устного слова». | 1 | урок открытие нового знания | | |
9 | Речевая ситуация: уточнение значения незнакомых слов. Как составить толковый словарик. | 1 | урок открытие нового знания | | |
10 | Речевая ситуация: использование интонации при общении. Знакомство со словами, близкими по значению. Говорим тихо – громко. | 1 | урок открытие нового знания | | |
Раздел 3: Речь, текст, предложение (7 ч) Личностные результаты: - самоопределение: готовность принять образ «хорошего ученика», сохранять внутреннюю позицию школьника на основе положительного отношения к школе; -нравственно-этическая ориентация: проявлять этические чувства: доброжелательность, симпатию и эмоционально-нравственную отзывчивость; - смыслообразование: проявлять мотивацию учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная, внешняя). Регулятивные УДД: -определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного Результата; - предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Познавательные УДД: - осуществлять рефлексию способов и условий действий, с опорой на составленный алгоритм, разработанный способ действий. Коммуникативные УДД: -прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; - разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников. |
11 | Язык как средство общения. Для чего нужна речь. | 1 | урок открытие нового знания | | |
12 | Устная и письменная речь. Говорим и пишем. | 1 | урок открытие нового знания | | |
13 | Речевой этикет: слова приветствия. Учимся вежливости. Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения. | 1 | урок открытие нового знания | | |
14 | Овладение нормами речевого этикета в ситуациях бытового общения (прощание, извинение). Простое слово «извините». | 1 | урок открытие нового знания | | |
15 | Речевой этикет: слова просьбы и благодарности. Очень важные слова. | 1 | урок открытие нового знания | | |
16 | Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Говорим медленно – быстро. | 1 | урок открытие нового знания | | |
17 | Устная речь: рассказ о месте, в котором живёшь. | 1 | урок открытие нового знания | | |
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Дата проведения по факту |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |