СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание «Правовая ответственность за совершение противоправных деяний в отношении несовершеннолетних»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из важнейших направлений сотрудничества школы и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье. Поэтому проблема, поднятая на собрании, актуальна. Очень часто в последнее время в СМИ извещают об очередном факте нарушения прав ребенка в семье или в образовательном учреждении. Причина эта не в отсутствии законов, а в недостаточном использовании правовой базы.

Просмотр содержимого документа
«выступление»

Родительское собрание . Колпакова Е.С.

ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ПРОТИВОПРАВНЫХ ДЕЯНИЙ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Уважаемые родители!

За последнее время участились случаи совершения преступлений в отношении несовершеннолетних детей, в том числе убийства, изнасилования, насильственные действия сексуального характера. Участились случаи пропажи детей. Нередко дети становятся жертвами преступлений либо несчастных случаев в период нахождения их без взрослых, например, во время следования из образовательных учреждений домой, или, например, в связи с самовольным уходом из образовательного учреждения.

Научить ребенка правилам безопасного поведения можно и нужно! Дети обязательно должны знать, как вести себя в экстремальных ситуациях, когда их жизни и здоровью угрожает опасность. Как вести себя с незнакомыми людьми, как избежать опасных ситуаций, а в критических случаях дать отпор при нападении на улице, в лифте, машине и дома


Обеспечение прав и свобод несовершеннолетних, и, в первую очередь, защита детей от преступных посягательств, является одним из наиболее приоритетных направлений внутренней политики Российской Федерации. Это вызывает необходимость создания эффективной системы предупреждения насилия и агрессии в отношении детей и подростков, небрежного отношения к ним, профилактики семейного неблагополучия.


Жестокое обращение с детьми рассматривается действующим законодательством РФ как одна из форм злоупотребления родительскими правами. В связи с этим действия родителей или лиц их заменяющих, угрожающие физическому или психическому здоровью ребенка или его жизни, влекут за собой вмешательство в деятельность семьи извне. Выявлением семей, где дети могут быть подвергнуты насилию и жестокому обращению, занимаются в пределах своей компетенции учреждения здравоохранения, учреждения образования, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, жилищно-коммунальные хозяйства и иные государственные органы и организации. Сведения о фактах жестокого обращения с ребенком в семье могут быть также предоставлены в вышеназванные учреждения родственниками ребенка, другими лицами, владеющими достоверными сведениями о сложившейся в конкретной семье сложной ситуации.


Что необходимо знать педагогам и родителям по проблеме:

Основным документом, защищающим права детей, является «Конвенция ООН о правах ребенка» (1989 г). Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

В основу содержания деятельности по социально-правовой защите детей могут быть положены следующие положения Конвенции по защите прав детей:

 Право ребенка на уровень жизни, необходимый для гармоничного развития (ст. 6, 17, 27-31)

 Ответственность родителей, лиц их заменяющих за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка (ст.3, 5, 18, 26)

 Право ребенка на защиту от всех форм насилия (ст.16, 19, 32-37).


ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА №4


Жестокое обращение с детьми включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями, другими членами семьи ребенка, другими взрослыми.

Формы жестокого обращения с детьми:

Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.


Физическое насилие - это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.


Сексуальное насилие (или развращение) – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми в целях получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.


Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психологической форме насилия относятся:

- открытое неприятие и постоянная критика ребенка

- угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме;

- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

- однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.


Пренебрежение нуждами ребенка – отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:

- отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Пренебрежение основными интересами и нуждами ребенка как распространенная форма насилия может проявляться в следующем:

- недостаточное удовлетворение его потребностей в еде, физической и психологической безопасности, любви;

- отсутствие должной опеки;

- недостаточное обеспечение ребенка необходимой медицинской помощью, когда он болен;

- причинение умышленного вреда ребенку;

- воздействие эмоционально травмирующих факторов, связанных с семейными конфликтами

- воздействие факторов, оказывающих деморализующее влияние на ребенка (алкоголизация, противоправное поведение родителей).


Недостаток заботы о ребенке может быть непредумышленным. Он может быть следствием болезни, безработицы, хронической бедности, неопытности родителей или их некомпетентности, следствием стихийных бедствий или социальных потрясений.


В области воспитания детей многие родители продолжают жить устаревшими нормами. В большой части нашего общества телесное наказание ребенка воспринимается как нечто нормальное и ошибочно считается методом дисциплинарного воздействия на ребенка.

Давайте попробуем разобраться в том, что побуждает родителей воспитывать своих детей методами телесного наказания, как такой стиль воспитания отражается на детском теле и психике, и к чему, в конечном итоге, это может привести.


Почему родители бьют своих детей?

1.Так издавна у них в семье поступали предыдущие поколения родителей. Будучи детьми, родители сами подвергались телесному наказанию.

2.Родители не знают о последствиях телесного наказания для развития ребенка, в то время как оно оставляет глубокие следы в психике ребенка и влияет на его поведение и индивидуальность.

3.Ребенок считается собственностью родителей. Ребенок не рассматривается как полноправная личность. Поэтому некоторые родители считают себя вправе проявлять агрессию по отношению к ребенку: «я тебя породил, я тебя и убью».

4.Взрослый человек не в состоянии контролировать собственное поведение.

5.Загруженный рабочий график, бытовые проблемы, материальное неблагополучие, забота о завтрашнем дне и т.д. вызывают нервное напряжение, которое некоторые родители выливают на своих детей.


Последствия телесного наказания.

Обычно, телесное наказание сопровождается другими формами агрессивного поведения: запугиванием, угрозами, словесными оскорблениями, отвержением, и т.д. Все эти формы поведения усиливают страдания ребенка, а особенно сильные страдания он испытывает от эмоциональной агрессии (оскорбления).

Физическое наказание может привести к потере здоровья, в той или иной степени вплоть до летального исхода.

Скрытые последствия телесного наказания со стороны родителей (психологические последствия).

Иногда, опасаясь физического наказания от взрослого, ребенок отказывается от поведения, за которое был наказан. Казалась бы, телесное наказание достигло свей цели. Отнюдь! Телесное наказание, на самом деле, сильно повлияло на индивидуальность ребенка. После телесного наказания ребенок чувствует себя: униженным; оскорбленным; беспомощным; бесправным; нелюбимым своими родителями; лишенным поддержки; нежеланным.

Долгосрочные последствия телесного наказания.

Ребенок, подвергающийся жестокому обращению со стороны взрослого:

накапливает в душе чувства разочарования, бессилия, унижения;

переживает чувства сильного страха, потери контроля;

его самооценке нанесен ущерб и, соответственно, его чувство собственного достоинства ущемлено;

становится агрессивным и неадекватно реагирует на нейтральные формы поведения;

не чувствует себя в безопасности;

испытывает сильное беспокойство;

подавлен;

может быть предрасположен к саморазрушению (попытки самоубийства);

становится менее приспособленным к внешним условиям;

снижаются его способности (низкая школьная успеваемость);

у него меньше красивых фантазий о будущем;

мало чего ожидает от завтрашнего дня.

Отношения ребенка, подвергающегося жестокому обращению, с другими людьми:

он не доверяет окружающим его людям;

сталкивается с трудностями в установлении контактов с другими людьми;

склонен проявлять агрессию по отношению к другим людям;

отказывается от взаимодействия;

склонен к самоизолированию.


Став подростком, ребенок, подвергающийся жестокому обращению, может столкнуться со следующими рисками: наркотики или алкоголь, преступления, проституция, нежелательная беременность.

Став взрослым, ребенок, подвергающийся жестокому обращению, может:

проявлять агрессию по отношению к своим детям;

провоцировать супружеское насилие.


Практикум «Оценка ситуации»:

Родителям предлагается определить, является ли способ поведения родителей проявлением жестокого обращения с ребенком. Если да – предложить альтернативный вариант решения.

Примеры ситуаций для анализа:

1. Сын-подросток, имеющий много друзей и любящий общение, пришел домой в 0.00 часов, не предупредив родителей. За это отец наказал его полным лишением прогулок на 1 месяц (да)

2. Маленький ребенок имеет плохой аппетит, поэтому кормить его приходится насильно (да)

3. Ребенок учится очень слабо, хотя уроки готовит всегда старательно и долго. За каждую полученную двойку ему запрещают играть в компьютерные игры. (нет)

4. Девочка накануне экзамена пошла в гости к подруге без разрешения родителей, за что была наказана тем, что без завтрака и обеда должна была сидеть в своей комнате и неотрывно готовится к экзамену. (да)

5. Ребенок родился гиперактивным (очень подвижным), имеющим трудности со вниманием. Мама, не веря диагнозам врачей, считает, что он просто ленится и наказывает его за каждое отвлечение от выполнения уроков. Были случаи привязывания к стулу. (да)

6. Мама, ругая сына-третьеклассника за то, что он вместо того, чтобы готовится к контрольной работе весь вечер играл в компьютерные игры, поставила его в угол на 20 минут. (нет)

7. Девочка-подросток любит спортивный стиль одежды и брюки. Мама очень старательно следит за тем, чтобы дочь в школу носила только платья и юбки и всегда сама выбирает ей вещи. (да)

8. Ребенок 6 лет. Не хочет идти в детский сад и каждое утро после собственной истерики слышит от родителей фразы: «Такой непослушный ребенок мне не нужен! Как же ты меня бесишь! Не будешь слушаться – не заберу тебя из садика, оставлю здесь!» (да)


ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА №3


Рекомендации для родителей по взаимодействию с детьми без насилия и агрессии:

 Не предпринимайте никаких действий, если Вы раздражены. Для начала возьмите себя в руки и успокойтесь. Отстранитесь от ситуации и постарайтесь взглянуть на нее со стороны. Все решения принимайте в спокойном состоянии.

 Вспомните о своих интересах, уделите себе внимание. Успокоившись и расслабившись сами, Вы станете спокойнее вести себя и со своим ребенком.

 Будьте с ребенком доброжелательным, но твердым.

 Будьте последовательны в своих действиях.

 Предоставляйте ребенку право выбора. Пусть он знает о тех мерах, которые Вы предпримите в ответ на его непослушание, и сделает самостоятельно выбор между своим послушным поведением и возможным наказанием.

 Позвольте ребенку столкнуться с последствиями своих действий.

 Дайте ребенку возможность достичь с вами договоренности.

 Постарайтесь в своей семье не устанавливать слишком много запретов. Но те, которые существуют, нарушать нельзя – ребенок должен быть в этом уверен. В противном случае его ждет наказание.

 Учитесь правильно критиковать ребенка: порицая, следует дать понять ребенку, что вы критикуете конкретный поступок ребенка, а ваше отношение к нему не меняется.

 Если Вы чувствуете, что вы не правы – имейте мужество признаться ребенку в этом.


Профилактика конфликтов с детьми

Рекомендации для родителей:

 Не давайте подростку чрезмерных нагрузок, когда у него не остается времени даже для того, чтобы погулять во дворе. Не забывайте - он еще ребенок.

 Если кто-то жалуется на поведение вашего сына или дочери, не спешите сразу наказывать детей, выясните мотивы их поступков.

 Выбирайте наказание, адекватное проступку.

 Не наказывайте ребенка из-за того, что у вас плохое настроение или «для профилактики».

 Будьте внимательны и справедливы к своим детям, решайте вместе их проблемы, и тогда ваш ребенок вряд ли убежит из дома.

 Развивайте в ребѐнке уверенность, положительное отношение к себе, принятие своих качеств, особенностей, отличительных черт.

 Научите ребѐнка эффективным моделям противостояния негативному влиянию и независимому поведению в сложных социальных ситуациях.

 Научите подростка не агрессивному и в то же время уверенному отстаиванию своего мнения, умению сказать нет.

 Оставьте дома, на видном месте информацию о работе телефонов экстренной психологической помощи, «телефона доверия» для детей и подростков. Объясните ребѐнку: для чего люди ходят к психологу? Какие проблемы называют психологическими? как обратиться к психологу?

Дорогие родители, теперь вы информированы о последствиях жестокого обращения с детьми в воспитательном процессе. И вам выбирать, КАК ИМЕННО ВОСПИТЫВАТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА. НО ВЫ ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ:

Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Если ребёнок живёт во вражде, то он учится быть агрессивным.

Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.

Если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других.

Если ребёнка часто хвалят, то он учится быть благодарным.

Если ребёнок растёт в честности, то он учится быть справедливым.

Если ребёнок растёт в безопасности, то он учится верить в людей.

Если ребёнка поддерживают, то он учится ценить себя.

Если ребёнка высмеивают, то он будет замыкаться в себе.

Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, то он учится находить любовь в этом мире и любить окружающих.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!