СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание-практикум «Как помочь ребёнку стать внимательным?».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

1) познакомить родителей с понятием «внимание» и его основными свойствами;

2) изучить в ходе собрания  игровые упражнения и игры, которые способствуют развитию внимания у учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание Как помочь ребёнку стать внимательным»

Родительское собрание-практикум

« Как помочь ребёнку стать внимательным? ».

Цели:

1) познакомить родителей с понятием «внимание» и его основными свойствами;

2) изучить в ходе собрания игровые упражнения и игры, которые способствуют развитию внимания у учащихся.

Участники: классный руководитель, родители учащихся, школьный психолог.

Подготовительная работа..

1. Приглашение родителей на собрание.

2. Проведение анкетирования родителей.

Анкета для родителей.

1. Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения заданий

( подчеркните один из предложенных ответов)?

- Да;

- трудно сказать ( и да, и нет);

- нет.

2. Можно ли назвать вашего ребенка сосредоточенным, усидчивым, внимательным?

- Да;

- Трудно сказать ( и да, и нет);

- Нет.

3. Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребёнка развивалось внимание? ____________

3. Анализ результатов анкетирования родителей, который проводится классным руководителем совместно со школьным психологом и председателем родительского комитета класса.

4. Подготовка совместно со школьным психологом, библиотекарем выставки книг, статей из журналов и газет о внимании и других познавательных процессах.

5. Приглашение школьного психолога для участия в родительском собрании, обсуждение с ним методических аспектов показа родителям игр и упражнений для развития внимания младших школьников.

6. Подготовка для игровых групп листов с описанием игр.

7. Форма проведения: групповая.

Оформление, оборудование и инвентарь:

а) выставка книг, статей из журналов, газет о развитии внимания, о психологии познавательных процессов личности ребенка;

б) оборудованные игровые места для трёх родительских групп (столы с прикреплённым к нему листом синего, красного или зелёного цвета);

в) листы с описанием игр;

г) реквизиты для игр: мяч листы с текстами, карандаши;

д) компьютер для показа презентаций;

е) квадратики для проведения рефлексии;

ж) рекомендации-памятки для родителей.

Ход собрания:

1.Установление свободной и доверительной атмосферы.

Звучит музыка. Родители занимают места, за синим, красным и зеленым столом, в результате чего образуются три рабочие группы участников собрания.


2. Сообщение темы и целей родительского собрания.

- Тема нашего родительского собрания сегодня « Как помочь ребёнку стать внимательным».

Цели собрания:

1) познакомить вас уважаемые родители с понятием внимания и его основными свойствами;

2) изучить в ходе собрания игровые упражнения и игры, которые способствуют развитию внимания у учащихся.

Слайд 1,2

3.Родительским группам предлагается продолжить следующую фразу: « Внимательный ребёнок- это …» (Время для выполнения задания- 3 минуты).

Слайд 3

4.Представитель каждой группы читает вслух коллективно предложенную фразу.

Классный руководитель обобщает мнение участников собрания.


5.Председатель родительского комитета класса выступает с сообщением о результатах анкетирования родителей (Приложение 3) и предлагает более детально разобраться на этом собрании в том, что такое внимание и как его развивать.

Учитель приводит результаты выполненных заданий учащимися.

(Приложение 4)



Слайд 4

6.Теоретическая часть.

-Успехи нашего ребёнка в учёбе и других видах деятельности во многом зависит от сформированности у него способности быть внимательным.

Давайте вспомним стихотворение С. Маршака:

Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки-

Оказалось это брюки…

Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду,

Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки…

Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребёнку трудно учиться в школе. Маленький ученик, словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.

Что же такое внимание? Внимание – это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из неё полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание. Охарактеризуем основные свойства внимания, к которым относятся концентрация, объём, устойчивость, распределение и переключение.

Концентрация внимания- умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу. Человек с высокой концентрацией внимания обычно отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, человек, у которого слабо развито это свойство. Бывает рассеянным, несобранным.

Объём внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от трех до пяти. При хорошем объёме внимания ребёнку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Если у ребенка недостаточный объём внимания, то ему трудно одновременно увидеть, осознать все необходимые признаки вещей или явлений, и в таком случае ошибки в решении поставленной задачи весьма вероятны.

Устойчивость внимания – это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдения за ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: писать письмо и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься работой и наблюдать за окружающим и т. п. легко ли воспринимаются и запоминаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя и родителей.

Переключение внимания- это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в работу, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях или действиях.

Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Младшему школьнику это сделать очень трудно. Если необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главными помощниками ребёнку могут стать мама и папа.

- Я догадываюсь о том, что у вас возникли вопросы, которые касаются темы нашего собрания. Ответы на них вам поможет найти психолог школы. (Родители задают вопросы психологу.)

К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных процессов личности младшего школьника относятся игры и игровые упражнения. С некоторыми из них я предлагаю, познакомиться на нашем родительском собрании.






















Слайд 5









Слайд 6










Слайд 7









Слайд 8










Слайд 9









Слайд 10

7. Практическая часть.

Учитель группам родителей раздает листы с описанием игр или игровых упражнений для развития внимания. В течение 10 минут члены каждой микрогруппы знакомятся с их содержанием и готовят выступление, в котором необходимо кратко рассказать о том, как проводятся эти игры с детьми.

Одну из наиболее понравившихся игр микрогруппа демонстрирует. В ней могут принимать участие члены данной группы или все участники родительского собрания. Для ознакомления и демонстрации предлагаются игры и игровые упражнения, описание которых предоставлено в книгах «Занимательное азбуковедение», «Игры-шутки, игры-минутки», « От игры к самовоспитанию», « От игры к знаниям».

Игра « ПОВТОРИ БЫСТРО ».

Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово «повторите». Далее идет быстрый диалог-«перестрелка»:

- Ну начали! Повторите – «стол».

Играющие повторяют: « Стол».

- Повторите – «Окно».

Играющие говорят: «Окно».

- Скажите – «Улица». Быстро – «кошка» и т. д.

Игра « НЕ СОБЬЮСЬ».

1. По сигналу играющий начинает счет до 30. Числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, называть нельзя. Вместо того чтобы их называть, играющий подпрыгивает. Самый внимательный игрок тот, кто не произнёс запрещённое число и вовремя подпрыгнет. Условия игры можно менять, например, нельзя называть числа, содержащие цифру 5 или делящихся на Вместо названия говорить слово»гоп» и т. п.

2.Игровые упражнения.

Даны напечатанные тексты ( для упражнений дома можно взять старые газеты, журналы).

- Зачеркните первую букву каждого слова в заданном тексте (1 мин.).

- Зачеркните только букву «а» в тексте линией в одном направлении (1 мин).

Зачеркните две буквы «а», «у» в каждом слове линиями в разных направлениях (2 мин.).

Игра «ПОЛСЛОВА ЗА ВАМИ».

Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова, а тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например, паро-воз, теле-фон, и т. п. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро.

Игровое упражнение «КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?».

- Я предлагаю вам, уважаемые родители, внимательно прослушать сказку «Лисёнок и лягушонок» Г.Юдина и подсчитать в ней количество слов со звуком «л».

В лесу в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины.

Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала он лепил лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимончики. Потом слепил слона и уже после этого – льва на лыжах и лошадь в лодке. Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисёнок (завидовал он, что ли?) приходил, все ломал, да еще и дразнился.

-Зеленее всех зеленок – лупоглазый лягушонок! И это продолжалось до тех тор, пока лисенок не вырос.

Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал:

- Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось.

- Ничего! – сказал лягушонок. – Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы.



8. Заключительный этап.

- В качестве решения родительского собрания я предлагаю вам следующие рекомендации («Памятки родителям») (Приложение 5):

- помогите вашим детям стать внимательными;

- приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания;

- играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания;

- научите играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют «школой внимания»;

- не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления;

- учите детей быть наблюдательными – умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое в знакомом.


9.Оценка.

В заключении собрании я предлагаю представителям каждой рабочей группы продолжить фразу: « Сегодня на родительском собрании мы поняли, что внимание…»



Слайд 11

10. Рефлексия.

Родителям предлагается оценить информацию, полученную на собрании одним из трех квадратиков красного, синего, зеленого цвета.

Красный цвет – «считаю информацию, полученную на собрании полезной»;

синий цвет – «считаю информацию, полученную на собрании недостаточно полезной»;

зеленый цвет – « мне на собрании было не интересно».


11. Минута благодарности.

- Уважаемые родители, я благодарю вас за активное участие в работе собрания и желаю вам успехов в воспитании детей!

















Муниципальное образовательное учреждение

«Тарко – Салинская средняя общеобразовательная школа № 2»








Тема: «Как помочь ребёнку стать внимательным». Родительское собрание в 1 классе

(с презентацией).



Разработала

учитель начальных классов

МОУ «Т-С СОШ №2»

Спиридонова Валентина Фёдоровна










г. Тарко – Сале

2010 год.


Просмотр содержимого презентации
«vnimanie»

Родительское собрание по теме:   « Как помочь ребенку стать внимательным»

Родительское собрание по теме: « Как помочь ребенку стать внимательным»

1. Часто ли Ваш ребёнок отвлекается во время выполнения заданий?  - Да. . -  - Трудно сказать -  - Нет -

1. Часто ли Ваш ребёнок отвлекается во время выполнения заданий?

- Да. . -

- Трудно сказать -

- Нет -

2.Можно ли назвать Вашего ребёнка сосредоточенным, усидчивым?  - Да -  - Трудно сказать -  - Нет -

2.Можно ли назвать Вашего ребёнка сосредоточенным, усидчивым?

- Да -

- Трудно сказать -

- Нет -

3.Хотелось бы Вам, чтобы Ваш ребёнок был внимательным?  - Да  - Трудно сказать -  - Нет -

3.Хотелось бы Вам, чтобы Ваш ребёнок был внимательным?

- Да

- Трудно сказать -

- Нет -

4. Что Вы делаете для того, чтобы у Вашего ребёнка развивалось внимание?  - Занимаемся  - Затрудняюсь ответить  - Не знаем -

4. Что Вы делаете для того, чтобы у Вашего ребёнка развивалось внимание?

- Занимаемся

- Затрудняюсь ответить

- Не знаем -

Внимание – это способность человека сосредоточиться на определённом объекте и явлениях. Основные свойства: концентрация, объём, устойчивость, распределение, и переключение.

Внимание – это способность человека сосредоточиться на определённом объекте и явлениях.

Основные свойства: концентрация, объём, устойчивость, распределение, и переключение.

Внимание может быть:

Внимание может быть:

  • Непроизвольным (не имеющим цели и волевого усилия).
  • Произвольным (наличие цели и активное её поддержание посредством силы воли).
  • Послепроизвольным ( наличие цели, но без волевого усилия).
Концентрация внимания

Концентрация внимания

  • - это умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу.
Объём внимания

Объём внимания

  • - Он характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов.
Устойчивость внимания - Это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте, одной и той же проблеме.

Устойчивость внимания

- Это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте, одной и той же проблеме.

Распределение внимания

Распределение внимания

  • - это одновременное внимание к одному или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдений за ними.
Переключение внимания

Переключение внимания

  • - это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другой в связи с постановкой новой задачи
Индивидуальные особенности внимания:

Индивидуальные особенности внимания:

  • Устойчивое, но слабо переключаемое внимание: дети могут долго и старательно решать одну задачу, но с трудом переходят к следующей.
Индивидуальные особенности внимания 2 . Легко переключаемое внимание в процессе работы, но так же и легко отвлекаемое на посторонние моменты.

Индивидуальные особенности внимания

2 . Легко переключаемое внимание в процессе работы, но так же и легко отвлекаемое на посторонние моменты.

Индивидуальные особенности внимания 3. Хорошо организованное внимание сочетается с малым объёмом. 4. Легко отвлекаемое внимание.

Индивидуальные особенности внимания

3. Хорошо организованное внимание сочетается с малым объёмом.

4. Легко отвлекаемое внимание.

Индивидуальные особенности внимания 5. Устойчивое непроизвольное внимание: Дети сосредотачивают внимание на интересных особенностях изучаемого материала.

Индивидуальные особенности внимания

5. Устойчивое непроизвольное внимание:

Дети сосредотачивают внимание на интересных особенностях изучаемого материала.

Если у детей не сформировано произвольное внимание, то -   Они будут заменять буквы – гласные или согласные, близкие по акустическим признакам: дети –теди,  дети – бети , з вуки – ж вуки.

Если у детей не сформировано произвольное внимание, то -

  • Они будут заменять буквы – гласные или согласные, близкие по акустическим признакам: дети –теди,

дети – бети , з вуки – ж вуки.

Если у детей недостаточно развита устойчивость внимания, то они будут:

Если у детей недостаточно развита устойчивость внимания, то они будут:

  • Пропускать буквы в словах – тава –трава, трва – трава;
  • В примерах пропускают цифры и знаки: 12-6=5 1 -6=5 12- 6 5;
Если ребёнок добавляет в слова гласные, то -  это связано с неустойчивостью произвольного внимания, например,   дрова –дорова, стройка – сытыройка.

Если ребёнок добавляет в слова гласные, то -

  • это связано с неустойчивостью произвольного внимания, например,

дрова –дорова, стройка – сытыройка.

Признаки невнимательности:

Признаки невнимательности:

  • неумение сосредоточиться на деталях,
  • - неспособность удерживать внимание и вслушиваться в обращенную к нему речь,
  • - частое отвлечение на посторонние раздражители,
  • - беспомощность в доведении задания до конца,
  • - отрицательное отношение к заданиям, требующим напряжения, забывчивость,
  • - потеря предметов, необходимых для выполнения задания.
Распространённые причины рассеянного внимания:   ухудшение состояния здоровья,  общее ослабление НС (неврастения),  физическое и умственное переутомление,  наличие тяжёлых травм и переживаний,  эмоциональная перегрузка вследствие  большого количества впечатлений,

Распространённые причины рассеянного внимания:

  • ухудшение состояния здоровья,
  • общее ослабление НС (неврастения),
  • физическое и умственное переутомление,
  • наличие тяжёлых травм и переживаний,
  • эмоциональная перегрузка вследствие

большого количества впечатлений,

  • недостатки воспитания,
  • нарушение режима занятий и отдыха,
  • нарушения дыхания (аденоиды и т.д.),
  • чрезмерная подвижность.
Внимание – это не раз и навсегда данное качество!

Внимание – это не раз и навсегда данное качество!

  • Внимание можно и нужно развивать!
  • Самому ребёнку это сделать трудно. Ему необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главным помощниками ребёнку могут стать мама и папа.
ПОМОЩЬ НЕВНИМАТЕЛЬНОМУ РЕБЕНКУ  ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

ПОМОЩЬ НЕВНИМАТЕЛЬНОМУ РЕБЕНКУ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

  • отчетливое понимание ребёнком конкретной задачи своей деятельности;
  • - привычные условия при выполнении уроков;
  • - возникновение интересов (мотивов) при выполнении уроков- стремление получить поощрение, похвалу, сюрприз;
  • - создание благоприятных условий для выполнения уроков;
  • - тренировка произвольного внимания (путем повторений и упражнений) для того, чтобы воспитывать у ребёнка наблюдательность.
Рекомендации родителям:

Рекомендации родителям:

  • Помогите вашим детям стать внимательными.
  • Приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания.
  • В основе внимания лежит интерес. Играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания.
  • Научитесь играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют «Школой внимания».
  • Не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления.
  • Учите детей быть наблюдательными – умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое- в знакомом.
  • Постоянно тренируйте внимание своего ребенка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, походы, любую возможность.
  • Стимулируйте интерес к развитию внимания собственными примерами и примерами из жизни других людей.
  • В семейном кругу демонстрируйте достижения ребенка по развитию собственного внимания.
  • Наберитесь терпения и не ждите немедленных, успешных результатов.
С П А С И Б О  ЗА  ВНИМАНИЕ!

С П А С И Б О ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!