СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание «Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие ребенка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь классному руководителю 5-11 класс. Содействовать пониманию родителями проблем семейного воспитания, способствовать повышению позитивных взаимоотношений между ребенком и родителями.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание «Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие ребенка»»


Родительское собрание

«Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие ребенка»

Цель: содействовать пониманию родителями проблем семейного воспитания, способствовать повышению позитивных взаимоотношений между ребенком и родителями.
Задачи:

  1. Познакомить родителей  с типами воспитания, негативно влияющими на психику ребенка;

  2. Побудить родителей к размышлениям об особенностях воспитания в их семье;

  3. Развивать умения родителей видеть себя со стороны.

Притча.

Жила-была на свете семья. Она была не простая.  Более  ста  человек  насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили  всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в семье  и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И решил он проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи  мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силён был в грамоте…


Интересно, что же такое написал старик на бумаге?

Конечно, я дочитаю вам эту притчу до конца, но, может быть, вы скажете, о чём пойдёт наш сегодняшний разговор?

- конечно, о семье, семейных ценностях.


«Все счастливые семьи счастливы одинаково, все несчастливые несчастливы по-своему…», - сказал великий классик, Л.Н.Толстой. А от чего же зависит семейное счастье?

Сегодня мы поговорим о стилях семейного воспитания, попробуем посмотреть на себя как на воспитателей со стороны, узнаем «риски» стилей воспитания и получим полезные советы в преодолении проблем семейного воспитания.

Существует ряд стилей воспитания детей.

Я предлагаю вам рассмотреть: демократический (авторитетный), авторитарный и либерально - попустительский стили воспитания.

Давайте попробуем определить какими параметрами определяется каждый стиль воспитания.

Перед вами таблица (приложение 1), которую нам нужно заполнить.

Демократический определяется следующими параметрами: предполагает высокий уровень вербального общения между детьми и родителями, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения, готовностью родителей прийти на помощь, если это требуется. Отношения строятся на взаимном уважении и доверии. Родители открыты для общения и обсуждают с детьми правила поведения в семье. Допускают и изменение своих требований в разумных пределах. Одновременно присутствует вера в успех самостоятельной деятельности ребенка и ограничение собственной субъективности в видении ребенка.

При демократическом стиле воспитания родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают ему, учитывают  его нужды и потребности.  Выражают ребёнку свою любовь, доброжелательность, играют с ним на интересные ему темы. Родители позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. А так же в свою очередь требуют осмысленного поведения от детей, проявляют  твердость и последовательность в соблюдении дисциплины.

Авторитарный тип семейного воспитания (в разных источниках встречаются еще такие названия, как «автократический», «диктат», «доминирование») определяет высокий уровень контроля и холодные отношения. Родители, придерживающиеся данного стиля поведения с ребенком, хорошо представляют, каким он должен вырасти, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях, зачастую, очень категоричны и неуступчивы. Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства

Либерально-попустительский стиль подразумевает общение с ребенком строится на принципе вседозволенности и низкой дисциплины. Для самоутверждения ребенок использует капризы, требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», демонстративно обижается. Ребенок не понимает слово «Надо!», "Нельзя", указания и требования взрослых не выполняет. Для родителей с либерально-попустительским стилем общения с ребёнком характерна неспособность или нежелание руководить, направлять ребенка. Ребенок –потребитель.

Рассмотрим связь между стилем родительского воспитания и особенностями ребенка.

Каким вырастет ребёнок при демократическом стиле семейного воспитания?

Дети растут активными, любознательными, самостоятельными, полноценными личностями с развитым чувством собственного достоинства и ответственностью за себя и близких ему людей. Дети хорошо учатся в школе, менее подвержены негативному влиянию сверстников, умеют хорошо ладить и строить взаимоотношения с людьми.

Ребёнок вырастает ответственным, независимым, компетентным, уверенным в себе с адекватной самооценкой, умеющий контролировать свои желания и как правило добивается больших успехов в жизни.

Дети знают, что родители всегда смогут его выслушать и помочь. 

Влияние авторитарного стиля воспитания на поведение подростков

По мере взросления ребенок становится все более нетерпимым по отношению к требованиям авторитарных родителей. В подростковом возрасте частые конфликты могут привести к плачевному исходу. Именно при авторитарном стиле семейного воспитания подростки будут порождать конфликты, относясь к окружающим с враждебностью. Родители всегда принимают решения за ребёнка сами, подавляя тем самым инициативу ребенка, лишая его возможности научиться брать ответственность за свои поступки на себя. 

Каким вырастет ребёнок при попустительском стиле семейного воспитания?

Вследствие чего ребенок вырастает эгоистичным, конфликтным, постоянно недовольным окружающими людьми человеком, что не дает ему возможность вступать в нормальные социальные  взаимоотношения и эмоциональные прочные связи с людьми. В школе у такого ребенка возможны частые конфликты из-за того, что он не приучен уступать, слушаться старших, следовать законам и правилам.

Ребёнок, выращенный в обстановке вседозволенности, более подвержен психологическим проблемам, фобиям, депрессиям. Такой ребенок не научен контролировать себя и своё поведение у него будет немного шансов развить самоуважение. В будущем ребёнок, воспитанный либеральными родителями, будет неспособен противостоять жизненным проблемам, у него возникнут трудности с социальным взаимодействием.  Что в свою очередь приведет к не сформированности адекватной самооценки и чувства собственного достоинства. Он будет конфликтовать со всеми, кто не потакает его желаниям.  

Таким образом, мы с вами немного приоткрыли двери, чтобы подсмотреть, как происходит процесс взаимодействия между родителями и детьми, рассмотрели под своим углом хорошо ли ребёнку рядом с нами.

Независимо, какой стиль воспитания в семье, но мы должны обладать теми качествами, чтобы в семье лад. Напишите их в самой последней строчке.

Какие качества присущи всем стилям воспитания?

Вернемся к нашей притче. Так какие слова написал старик?

           Старик передаёт лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ.

 Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И всё?

-Да,- ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И, подумав, добавил:- и МИРА тоже»

Так и я вашим семьям желаю мира, согласия, любви и терпения.


На память вам предлагаю памятки-рекомендации «Семейного воспитания», которые необходимы  для того, чтобы найти контакт со своим ребенком.


Рефлексия
- Что полезного почерпнули Вы для себя сегодня?
- Что было самым неожиданным?
- Какие вопросы, пожелания возникли в ходе сегодняшней встречи?

Закончить наш разговор хочу обращением к замечательному педагогу и воспитателю: «Любя своих детей, учите их любить вас, не научите – будете плакать на старости лет - вот, по-моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства».

В.А. Сухомлинский







Приложения

Приложение 1

Таблица для родителей

Стили воспитания

Демократический (авторитетный)

Авторитарный

Либерально - попустительский



Характеристика

предполагает


определяет


подразумевает

Особенности ребенка (риски)

Дети растут


По мере взросления ребенок становится

Вследствие чего ребенок вырастает

Качества

ЛАДНОЙ

семьи










Таблица-учителю

Стили воспитания

Демократический (авторитетный)

Авторитарный

Либерально - попустительский



Характеристика

предполагает

высокий уровень вербального общения между детьми и родителями,

обсуждение семейных проблем,

готовностью родителей прийти на помощь.

Отношения строятся на взаимном уважении и доверии.

Родители открыты для общения и обсуждают с детьми правила поведения в семье.

Допускают и изменение своих требований в разумных пределах. Одновременно присутствует вера в успех самостоятельной деятельности ребенка и ограничение собственной субъективности в видении ребенка.

определяет

высокий уровень контроля и холодные отношения.

Родители, придерживающиеся данного стиля поведения с ребенком, хорошо представляют, каким он должен вырасти, прилагают к этому максимум усилий.

В своих требованиях, зачастую, очень категоричны и неуступчивы.

Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства


подразумевает общение с ребенком строится на принципе вседозволенности и низкой дисциплины.

Для самоутверждения ребенок использует капризы, требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», демонстративно обижается.

Ребенок не понимает слово «Надо!», "Нельзя", указания и требования взрослых не выполняет.

Для родителей с либерально-попустительским стилем общения с ребёнком характерна неспособность или нежелание руководить, направлять ребенка.


Особенности ребенка (риски)

Дети растут активными, любознательными, самостоятельными, полноценными личностями с развитым чувством собственного достоинства и ответственностью за себя и близких ему людей. Дети хорошо учатся в школе, менее подвержены негативному влиянию сверстников, умеют хорошо ладить и строить взаимоотношения с людьми.

Ребёнок вырастает ответственным, независимым, компетентным, уверенным в себе с адекватной самооценкой, умеющий контролировать свои желания и как правило добивается больших успехов в жизни.

Дети знают, что родители всегда смогут его выслушать и помочь. 

По мере взросления ребенок становится все более нетерпимым по отношению к требованиям авторитарных родителей. В подростковом возрасте частые конфликты могут привести к плачевному исходу. Именно при авторитарном стиле семейного воспитания подростки будут порождать конфликты, относясь к окружающим с враждебностью. Родители всегда принимают решения за ребёнка сами, подавляя тем самым инициативу ребенка, лишая его возможности научиться брать ответственность за свои поступки на себя. 


Вследствие чего ребенок вырастает эгоистичным, конфликтным, постоянно недовольным окружающими людьми человеком, что не дает ему возможность вступать в нормальные социальные  взаимоотношения и эмоциональные прочные связи с людьми. В школе у такого ребенка возможны частые конфликты из-за того, что он не приучен уступать, слушаться старших, следовать законам и правилам.


Качества

ЛАДНОЙ

семьи















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!