СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание "Современные дети - современные родители"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Современные дети - современные родители"»

Общешкольное родительское собрание

«Современные дети – современные родители. Диалог поколений»



1.Вступление.

Вед. Добрый день, дорогие родители! Я очень рада приветствовать вас в этом зале и для начала нашей беседы хотела бы предложить просмотр эпизода из художественного фильма «Курьер» К.Шахназарова 1986 г., где идет разговор между представителями разных поколений (фильм «Курьер»).

Реальна ли ситуация, показанная в фильме? (Ответы)

2.Постановка проблемы

Как вы думаете, о чем пойдет наш разговор? Совершенно верно, встреча наша будет называться «Диалог поколений».

Предлагаю познакомиться с высказываниями некоторых известных личностей о будущем молодом поколении не вчера, не 100, и даже не 1000 лет назад.

Слайды со словами.

1слайд.«Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, теряет авторитеты, не уважает старших». Как вы думаете, чьи это слова?

(Сократ IV–III до н.э.)

2 слайд. Я потеряю всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь возьмет в свои руки бразды правления. Ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна» Гесиод, 720 год до нашей эры

  1. слайд. — Да, были люди в наше время,
    Не то, что нынешнее племя:
    Богатыри — не вы! (М.Ю. Лермонтов , 187г.)

Писали и высказывались неодобрительно о молодом поколении многие известные личности, но мир не рухнул.

Ведущий: А что подразумеваем мы, когда говорим о поколениях? (ответы)

А вот Теодор Шанин, профессор Московской высшей школы социологии, определил поколения таким образом:

В реальной жизни в поколение объединяются вовсе не по дате рождения, а по времени, когда происходит наиболее активная социальная жизнь, это приблизительно в возрасте от пятнадцати до тридцати лет.

Я предлагаю исходить сегодня из его определения, потому что многие эксперты с ним также соглашаются и выделяют 7поколений.

Сейчас в России живут и работают представители следующих поколений:

  • Поколение GI (1900–1923 г.р.)

  • Молчаливое поколение (1923–1943 г.р.)

  • Поколение Беби-Бумеров (1943–1963 г.р.)

  • Поколение Х (1963–1984 г.р.)

  • Поколение Миллениум или Y (1984–2000 г.р.)

  • Поколение Z (c 2000 г.р)

Очень коротко опишем основные характерные черты представителей различных поколений.

Поколение GI. Среди ныне живущих россиян самыми старшими являются «герои», родившиеся в период «осени» 1901-1922 годов и получившие условное название «поколение GI», или «поколение победителей». Как не сложно посчитать, их ценности формировались в период до начала 1930-х годов. А это значит, что на них наложили свои отпечатки две революции, 1905 и 1917 годов, гражданская война, две эпидемии (холера и испанка), НЭП, первые пятилетки, стахановское движение, коллективизация, электрификация. Как следствие, те, кому сейчас больше 90 лет, несмотря ни на что почти безоговорочно верят в светлое будущее и в социалистическую идеологию, отличаясь при этом завидным трудолюбием, оптимизмом и высокой ответственностью.

Молчаливое поколение. Следующее поколение, родившееся в период с 1923 по 1942 годы («зима», «художники»), получило название «молчаливого поколения». Воспитанные в условиях сталинских репрессий, Второй мировой войны, послевоенной разрухи, голода, они молчаливы, исполнительны и чрезвычайно терпеливы. Уважение к закону у них возведено в фетиш, как и уважение к должности и статусу человека. То, что именно в их период роста были изобретены антибиотики, перевернувшие медицину и сделавшие безопасными неизлечимые ранее заболевания, внушило им безоговорочное уважение к врачам. Слово доктора для «молчаливых» – закон, не подлежащий обсуждению. Активный отдых обязательно нацелен на пополнение запасов еды, которой им так не хватало в детстве. Холодильник «молчаливого» всегда забит продуктами, консервами, замороженными пельменями, на полках стоят банки с вареньями, соленьями и маринадами собственного приготовления.

Поколение беби-бумеров или бумеров (от слова "бум", которым характеризовали всплеск рождаемости в эти годы). Поколение беби-бумеров («весна», 1943-1963 годы, «пророки») названо так в честь произошедшего после войны бума рождаемости. В основе их характера лежит психология победителей. Они росли в настоящей супердержаве, которую боялся и уважал весь мир, которая победила в страшной войне и покорила космос. Для достижения поставленной перед ним цели он не остановится ни перед чем. Главное для него – победа, при этом бумер предпочитает работать в команде, ибо именно команда, коллектив выполняют у него роль той самой супердержавы, в которой он жил в детстве и без которой он ничего из себя не представлял. Лучший спорт – футбол, хоккей, баскетбол, лучший отдых – туризм или дача. По их мнению, отличительными качествами хорошего человека являются активность и любознательность.

Поколение Х (Неизвестное поколение). Родились в 1963-1983 годах («лето», «кочевники»). Фоном для них были холодная война, закрытость страны, война в Афганистане, застой, наркотики, СПИД, тотальный дефицит, начало перестройки. Прокатившийся в их время по стране бум разводов сделал Х-в более гибкими в отношениях с людьми, а постоянная занятость родителей-трудоголиков на работе – более самостоятельными. У бумеров задача заботы о подрастающем поколении вовсе не стояла в приоритетных. Напротив, с их точки зрения, ребенок должен был быть тем более счастлив, чем с большим числом трудностей он сталкивался. Поэтому Х-ы в детстве могли самостоятельно колесить по городу, они сами разогревали себе обед, с детства умели готовить яичницу. Все это привело к тому, что, став взрослыми, они превратились в людей, для которых главными качествами стали постоянная готовность к переменам, расчет только на собственные силы, собственный опыт. Главная ценность для него – возможность выбора. Лучшая работа для него та, которая позволяет проявить заложенные в нем творческие способности, широту и нестандартность мышления. Воспитанные за «железным занавесом», они не чувствовали на себе влияния других стран, поэтому Родина для Х-а -это его семья, его близкие, его дети.

Поколение Y (также названо поколением Сети и поколением Миллениум, так как его представители оканчивают школу в новом тысячелетии). Поколение Y, родившееся в период «осени», 1982-2000 годов («герои»), сейчас только вступает в фазу активной жизни. Как и положено, они очень похожи на поколение GI. Основные события их становления – это распад СССР, частые теракты, новые эпидемии. И все это на фоне самого бурного развития новых информационных, коммуникационных, цифровых и биотехнологий. У-и наивны и склонны к работе в команде. Они великолепно ориентируются в компьютерных сетях, как следствие, им легче общаться с единомышленником, проживающим на другом краю планеты, чем с соседом по подъезду. Разделение на реальное и виртуальное для них вообще довольно условно, они прекрасно живут в условиях виртуальной реальности, в блогах и искусственных компьютерных мирах. Родители баловали их, всячески оберегали, отучали от той самой самостоятельности, которой сами располагали практически неограниченно, поэтому поколение получилось хорошо управляемым, но вместе с тем уверенным в своей ценности. Для них важно немедленное вознаграждение за проделанную работу, поскольку в отдаленную перспективу они не верят. При этом долг и мораль в их системе ценностей занимает гораздо больше места, чем у их предшественников. Они лучше других разбираются в моде. Это поколение брендов. Мода – это вообще их кредо, а цель жизни – получение удовольствия в максимальных размерах. Даже спортом они занимаются не для того, чтобы победить или развить тело, а для того чтобы получить дополнительную порцию положительных эмоций. И лучшим спортивным снарядом для них становится байк, скейт или ролики.

Поколение Z (Generation Z, Generation M, Net Generation, Internet Generation, цифровое поколение, потерянное поколение, период «зима»). Годы рождения начиная с 2001 года по разным источникам. В какое время они живут? Они живут во времена экономического кризиса. Вертикаль власти крепнет, государственный аппарат получает все большую силу и мощь. Мелкие компании поглощаются крупными сетями, слабое погибает, сильное крепчает. А общество, к сожалению, ждет новых крупных терактов и новых страшных эпидемий вроде птичьего гриппа или атипичной пневмонии, ну и «дождались» коронавирус.

Поколение Z - это дети возрастных родителей Поколения X и молодых родителей Поколения Y. То, что предыдущие поколения называли «новыми технологиями» или «технологиями будущего», для поколения Z - это уже их настоящее.

Сегодня хорошо видно, что дети, относящиеся к цифровому поколению – они другие.



2. Отличие Z от предыдущих поколений.

*Это дети мультимедийных технологий. Это поколение, родившееся в информационном обществе. Представители Поколения Z «связаны» между собой благодаря таким вещам, как интернет в целом, YouTube, мобильные телефоны, SMS, различные мессенджеры

*Они более зависимы от цифровых технологий, чем их родители, которые пользовались телевидением как альтернативой книгам и газетам. Они нетерпеливы и сосредоточены в основном на краткосрочных целях, при этом они менее амбициозны, чем дети из предыдущих поколений.

*Развитие цифровых технологий сделало их поколением, выросшим в цифровой среде – почти всю информацию они получают из Сети. Неограниченный доступ к информации придает им уверенности в своих взглядах, которые далеко не всегда правильны. Поколение «юзеров» – они используют все средства для общения в Сети – сутками сидят в социальных сетях, играют в онлайновые игры, постоянно рассказывают о своей жизни в блогах и общаются в Skypе, Вконтакте и др. Общению в виртуальном пространстве часто отдается приоритет при выборе между личной встречей и обсуждению вопросов посредством электронной почты или службы мгновенных сообщений. Ценят честность и откровенность. Многие живут в Сети в придуманных мирках, но некоторые пишут правдиво и откровенно – они очень открыты и это часто шокирует людей старшего возраста.

Те, кому сейчас 30 и более лет, были воспитаны на книгах, но поколение Z мыслит совершенно иными категориями. Максимум, что они могут прочитать – какую-нибудь статью, но гораздо привычнее для них мини-новости, формат твитов и статусов в социальных сетях. Образ их мыслей отличается фрагментарностью.

*Они быстрее развиваются, чем дети этого возраста 10-15 лет назад. Например, средний возраст детей, играющих с куклой Барби, упал с 10 до 3 лет. Поколение «Z» обитает в виртуальном мире – они, в отличие от представителей старших поколений, менее склонны совершать поездки и выходить из своих домов. Виртуальные развлечения выходят на первый план. Растущие в Сети дети привыкли, что их желания в виртуальной реальности всегда исполняются, но, чтобы этого добиться в реальной жизни, часто недостаточно просто нажать на кнопку, поэтому дети поколения «Z» будут в будущем испытывать проблемы в связи с этим.

*Они – поколение опытных потребителей, знающих, чего они хотят и как это получить, дети поколения «Z» имеют в своем арсенале десятки аргументов, которые они используют при выпрашивании чего-либо у своих родителей.

А вот как описывает Поколение Z американский детский психолог Шерри Постник-Гудвин: «Они предпочтут текстовое сообщение разговору. Они общаются в сети – часто с друзьями, с которыми никогда не виделись. Они редко бывают на улице, если только родители не организуют их досуг. Они не представляют себе жизни без мобильных телефонов. Они никогда не видели мира, в котором не было высоких технологий. Компьютеры они предпочитают книгам и во всём стремятся к немедленным результатам. Они выросли в эпоху экономической депрессии, и от них всеми ожидается лишь одно – быть успешными. Большинство из них очень быстро взрослеют, видя себя значительно старше своих лет».

Все происходит соответственно ведущей деятельности в каждом возрасте.

Если в дошкольном возрасте ведущая деятельность – игра, то они и смотрят мультфильмы в сети и играют в онлайновые игры.

Дальше – больше. Ведущей деятельностью становится учение, потом интимно-личностное общение. И обучение, и общение со сверстниками становится все более онлайновым. Уже сейчас видно, что дети и подростки лучше разбираются в технике, в чем-то материальном, чем в человеческих эмоциях и в человеческом поведении. Это отражается даже на общении детей с родителями: коммуникативная дистанция между ними увеличивается. Сегодня родители все меньше играют роль авторитета для своих детей, – всезнающим авторитетом для последних становится интернет. Ну, а если дети не учатся у родителей, тогда родители начинают учиться у своих детей. Некоторые ученые говорят о том, что у нас начинает формироваться префигуративное общество. Это такое общество, в котором жизнь молодежи настолько отличается от жизненных моделей старшего поколения, что последние просто не могут передать детям ничего практически значимого, полезного. В таком обществе, напротив, младшее поколение способно передавать какие-то знания старшему. Соответственно, авторитет старших оказывается подорван.

Основной отличительной особенностью нового поколения является клиповое мышление.

Клиповое мышление — особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания теленовостей или видеоклипов.

Если верить недавним исследованиям, то можно отметить, что у поколения Z продолжительность внимания сократилась до 8 секунд. Они не могут сосредоточиться ни на чём более длительное время.

Содержанием ролика может быть как небольшое событие, так и история человеческих отношений и даже целая жизнь или эпоха. Так как даже за несколько минут невозможно отразить и десятой доли того, что происходит в реальной жизни, то режиссер прибегает к технике нарезки кадров, отражающих только знаковые моменты рассказываемой истории, например ее начало, кульминацию и результат.

Так как из клипа выпадают целые событийные звенья, то теряется видение процесса как единого и непрерывного явления. Становится непонятно, как работают причинно-следственные связи, каким образом целая цепочка предпосылок приводит к тому или иному результату. Событийный поток превращается в калейдоскоп случайностей. Люди могут дружить, а в следующий момент стать врагами — вся промежуточная череда действий, включающая первое случайно брошенное злое слово, зарождающееся недоверие, затаенную обиду, недопонимание, ссору, а, возможно, и предательство, остается за кадром.

В связи с этим, намечается такая тенденция – неспособность многих людей системно воспринимать информацию, системно мыслить и, соответственно, излагать свои мысли, ребенок не пытается понять текст целиком, а выхватывает кусок-раздражитель, на который у него уже готов заранее ответ.

Человек привыкает к постоянному мельтешению, сменам картинок и образов и уже не может воспринимать классические ленты, музыку, литературу — все, что требует сосредоточенности и умения делать выводы.

Естественно, человек не рождается с таким мышлением. Оно вырабатывается при длительном потреблении информации в мозаичном и препарированном виде через музыкальные каналы, СМИ, интернет. (вывод – с детства ограничивать)

Анализ ситуации, сложившейся в обществе в целом и в образовании в частности, позволяет сделать вывод: клиповое сознание вошло в наших детей и необходимо найти пути и возможности грамотного его применения как в образовательном процессе так во всех жизненных аспектах. Чтобы вычленяя краткую информацию, картинку обрывка мира, в дальнейшем передавать фундаментальные знания.

В настоящий момент учащийся не может сосредоточиться и слушать учителя более 10-15 минут, он устает и утрачивает внимание, особенно если ему подаваемая информация не совсем интересна. Если учащийся еще и не может «ухватить» о чем идет речь, то он переключается на любое другое занятие.

Клиповое мышление обладает не только недостатками, подростки способны к многозадачности.

Дети интернет-поколения одновременно могут слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии, делая при этом уроки. Но, разумеется, платой за многозадачность становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания. Сейчас подростки менее склонны к усердной, скрупулезной, усидчивой и целеустремленной работе. Они более дерганные, а с другой стороны, более лабильные. То есть здесь есть и сильная, и слабая сторона. С одной стороны, у них в компьютере одновременно запущен скайп, открыты несколько закладок в браузере, идет работа с электронной почтой, при этом они еще слушают музыку и делают уроки. И работа с этими всеми вещами идет одновременно. Раньше мы не могли одновременно открыть пять тетрадок и в пяти тетрадках по очереди что-то делать. И при этом представьте себе, что вы одновременно разговариваете с друзьями. Да, конечно, в студенческой читалке раньше были и пять тетрадок с книжками, и разговоры тоже. Но все-таки книжку надо отложить, надо взять другую, надо вернуться, то есть проделать определенные манипуляции. Они занимают время. Сейчас для того чтобы это сделать, достаточно переключиться. То есть переключение между задачами стало очень-очень легким. И это соблазняет. Встретился с какой-то трудностью - раз, переключился. А с другой стороны, вырабатывается готовность откликаться. Потому что приходят сообщения в разных местах, в том же «Фейсбуке» или на телефоне. В каком-то месте моя работа застопорилась, и я в этом месте - раз, смотрю, как подсказка, какой-нибудь скайп-разговор выскакивает или там SMSна телефоне, и я благополучно переключаюсь на эту задачу. Учащиеся становятся все более и более эрудированными, но все менее и менее знающими. С помощью интернета они попадают в мир, где все уже известно и где нужно только правильно сориентироваться, чтобы найти необходимый ответ. Этот конфликт знания и информации все чаще и чаще вспыхивает на уроках: учащиеся, привыкшие к клиповым режимам работы с информацией, практически не умеют мыслительно концентрироваться, у них оказываются крайне ослаблены способность воображения, рефлексии, понимания, в том числе, понимания другого и т.д.

Учащиеся, привыкнув к жизни в компьютере, оказываются в большом затруднении, когда их помещаешь в такую ситуацию, где им приходится действовать, а не говорить про действие и не играть в компьютерную игру: т.е. ставить цели, вступать во взаимодействие с другими учащимися, передавать им свой замысел. Обучать этому школьников с каждым годом становится все труднее и труднее. (на гиа нет телефона – опасная ситуация)

«Клиповое» мышление в том его виде, как оно сложилось и используется сейчас, вполне в силах уничтожить теоретическое мышление и классическое образование. Это вполне реальная перспектива.

Другие высшие психические функции тоже изменяются.

Немного об особенностях внимания школьников. Особенно для педагогического процесса важна концентрация внимания. В классических учебниках по возрастной психологии говорится, что в младшем школьном возрасте «отмечается слабость произвольного внимания, поэтому от педагога требуется короткая мотивация (поощрение, похвала)». Но вот уже в подростковом возрасте формирование внимания приобретает такие качества как устойчивость произвольного внимания. «Нарастает объем внимания, а также способность к переключению. Подросток уже способен организовывать и контролировать свое внимание». Учителю уже не требуется прилагать столько усилий, чтобы привлечь внимание учеников, как, в случае с младшими школьниками.

Специальных исследований особенностей внимания цифрового поколения пока в нашей стране пока не было. Однако, на основе зарубежных исследований можно с уверенностью сказать, что устойчивость внимания у школьников уменьшается в десятки раз по сравнению с предыдущим поколением, а вот переключение и распределение внимания развиты хорошо. Если 10 лет назад ребенок мог удерживать внимание 45 минут, то сейчас это происходит уже совсем на другой основе. И это тоже связано с клиповым мышлением.

Особенно необходима в процессе обучения память. Ученикам требуется запоминать большое количество школьного материала. Память всегда содержит в себе такие процессы, как: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание. Эти характеристики памяти являются неотъемлемыми частями учебного процесса в целом. Но и в этой сфере существуют возрастные различия. У младших школьников память отличается больше склонностью к механическому запоминанию, но уже развивается «умение управлять своей памятью». Подростки уже отличаются тем, что «память становиться более произвольной». Как отличаются особенности памяти у представителей разных поколений, и в частности, какие особенности памяти у цифрового поколения? У детей цифрового поколения будет больше развита кратковременная память, чем долговременная. Кратковременная память является хранилищем небольших порций информации. Если человек не считает ее важной, то память быстро избавляется от нее. Долговременная память надежно сохраняет информацию в течение длительного времени. Информация передается из кратковременной памяти в долговременную в том случае, если мы решаем, что имеет смысл ее хранить. Современному ребенку, имеющему возможность в любое время «погуглить» и найти нужную информацию нет смысла хранить ее в своей памяти. Современные подростки совершенно точно запоминают не содержание, а место, где находится какая-либо информация. Если раньше мы все помнили большое количество телефонов, адресов и т.д., то теперь все у нас записано и нет смысла это запоминать.

Личностные особенности поколения Z.

В наиболее ярком виде психологические особенности нового поколения можно наблюдать в форме определенных психологических синдромов.

Во-первых, это гиперактивность как результат клипового сознания. Это дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Этим детям трудно долго оставаться сосредоточенными на чем-то одном, они очень непоседливы и потому расторможены, гиперактивны. Поэтому у таких детей часто возникают проблемы с успеваемостью из-за неусидчивости и нетерпеливости, хотя при этом они и могут быть одаренными в каких-то отдельных сферах деятельности. Избыток информации, который обрушивается на детскую голову с первых лет жизни, приводят к нарушению возрастного развития нервной системы. Вот почему эти дети повышенно возбудимы, впечатлительны, непоседливы и менее послушны.

И хотя со временем эти черты детского поведения частично сглаживаются, но все-таки в будущем нас ждет общество бывших гиперактивных детей. Гиперактивный социум, в котором люди будут отличаться большей потребностью в новизне, поиске ощущений, меньшей терпеливостью и терпимостью, склонностью к повышенной конфликтности.

Вторая черта «поколения будущего» − склонность к аутизации. Речь идет об аутизме не в виде расстройства (хотя детей-аутистов становится все больше), а о доклинических формах аутизма, рассматриваемых как крайнее проявление тренда эволюции человечества. Аутизация, как способ взаимодействия с миром людей, с детства погруженных в себя и неспособных общаться с окружающими, выступает как защита от проблем современного образа жизни, как способ отгораживания от мира, по сути – способ десоциализации.

С одной стороны, поколение Z становится менее общительными, более погруженными в себя и виртуальный мир и фантазии.

Главный социально-психологический тренд для нового поколения – это инфантилизация. Она проявляется в том, что взрослые люди сохраняют детские черты и соответственно во «взрослых» ситуациях ведут себя по-детски, не осознавая этого. Соответственно, подростки будут менее ответственными, менее исполнительными, они не готовы признавать свою вину за срывы и неадекватное выполнение каких-то работ. Но при этом, как дети, будут постоянно ожидать от окружающих и от учителя безусловной положительной оценки всего, что они делают.

По сравнению с предыдущими поколениями у новой молодежи еще больше обострится конфликт отцов и детей, конфликт мировоззренческий. Углубляется разрыв поколений, и то, что дети должны воспринимать от родителей – жизненный опыт и т.д., сейчас они в основном отбрасывают. Для них взгляды родителей безнадежно устарели.

Следующий важный момент – исчезает традиционная семья. Эта тенденция сейчас уже явно проявляется, она существует в обществе как долгосрочный тренд. Для нового поколения, когда они вырастут, психологические проблемы создания семьи будут еще более острыми. У них нет личного опыта жизни в полной семье, семье, где много детей. Это тоже важно. Почему новая молодежь будет более эгоцентричной? Эти дети вырастают в семьях, где есть единственный ребенок, автоматически представляющий собой центр внимания. Ребенок привыкает к такому положению вещей и полагает, что и другие люди должны к нему относиться так же, как родители. С таким инфантильным эгоцентричным убеждением он и выходит в самостоятельную жизнь.

Новые формы семейных отношений – это суррогатные формы брака. Это уже не брак гражданский, а так называемая семья выходного дня. Люди вместе не живут, а только проводят выходные. Или серийный брак, когда обе стороны заранее знают, что это не надолго, год-полтора, максимум два. И в некотором смысле получается, что информационный прогресс в обществе на семью и детей влияет парадоксальным образом: возникает регресс.

Семейный круг, встречи родных тоже будут уходить в прошлое, и лет через 15-20 они станут виртуальными и общаться люди будут по аналогу Skype. Уже сейчас есть молодые люди, которые живя отдельно от родителей (но за их счет), общаются с «родаками» только по телефону или через сеть. И дело не в отдельно взятых семьях, к сожалению, это закономерность, образ жизни подталкивает молодежь именно к такому поведению.

Молодым людям будет все сложнее создать семью. Гораздо комфортнее жить у себя в квартире одному, никого никогда не видеть. Благополучно иметь там социальное общение, иметь там, не знаю, какую-нибудь карму 78-го уровня и ощущать свою гордость. Поэтому создание семьи будет требовать вполне определенных усилий.

У нового поколения возникает размывание жизненных принципов и жизненных ориентиров. Происходит это в силу нескольких причин.

Первая – быстрое изменение жизни, вследствие которого отдельные жизненные принципы, а то и стиль жизни в целом устаревают.

Второе – мировоззренческий разрыв с родителями, жизненные принципы старших становятся для молодежи неактуальными.

И, наконец, третье – избыточность информации, или информационная перегруженность, являющаяся неотъемлемой чертой современного информационного общества.

Получается, что человек живет как бы в тумане, в котором ориентиры не видны. Раньше устоявшееся в обществе жизненное кредо было понятным: каждый человек должен был сделать в своей жизни нечто, сводящееся к стандартному набору (построить дом, вырастить сына, посадить дерево). Сейчас такой определенности, которая бы сводилась к простым формулам, больше нет. Казалось бы, человек приобретает больше свободы, но он не знает, что с этой свободой делать. Как лучше всего жить? Каким быть? К чему стремиться? Как поступать, как распоряжаться своей жизнью правильно?

Как воспитывать современных детей?

  • Не усердствовать с запретами

  • Не отгораживать от информации, а помогать систематизировать

  • Поощрять стремление к самореализации

  • Не поучать фразами типа «Я в твои годы»

  • Делиться своими представлениями о жизни

  • Уважать его мнение

  • Поддерживать отношения «на равных»

  • Вникать в их интересы, учиться у них

  • Поддерживать авторитет других взрослых (напр. учителей)

  • Помогать «остаться в реальности» (избегать компьютерной зависимости)

  • Поощрять успехи

Рекомендации родителям поколения Z:

• Говорите о своих требованиях коротко и четко. • Ставьте лайки. Чаще хвалите. Похвала для них — не морковка для кролика, а топливо для поезда. Похвала и награды не мотивируют поколение Z, но их отсутствие выбивает из колеи.
• Не отбирайте гаджеты. Они в них живут. Не отнимайте у них возможность соцсетей

Займите их досуг. Они не хотят, чтобы их учили, но очень любят учиться.
• Найдите им друзей. Индивидуалисты с кучей френдов на самом деле одиноки. Виртуальное общение всё ещё не может заменить дружеские посиделки. Приглашайте их друзей в гости на чай с тортом, например.

Общаясь чаще и качественнее со своим ребенком, можно донести до него какие-то истины. Под качественным общением мы понимаем не дежурные “как дела?” и “есть будешь?”, а совсем другие разговоры — без нравоучений, на равных.
• Станьте Интернет-гуру для ребенка. Станьте положительным примером «умного» использования технологий для своего ребенка, и он, сам того не осознавая, будет тянуться за вами и брать с вас пример.

Проблемы возникают и в онлайн-общении. Пример: история мальчика Стёпы. Друзья смеялись над его страничкой в соцсети, называли маленьким. Тогда мама Степы попросила знакомых "полайкать" его страничку и картинки динозавров. И Стёпа вдруг стал мегапопулярным. Мама поступила правильно? Конечно, правильно, детям надо помогать. Мама воспользовалась коммуникациями, которые необходимы её ребёнку. Родители всегда вмешивались, если у детей не складывалось общение, просто раньше помощь была в другой форме. Мама приглашала друзей ребёнка домой, угощала вкусненьким, папа предлагал поиграть в футбол. Сегодня можно с ребёнком обсудить, как украсить свою страничку в интернете, красиво выступить. И потом, интернет-сообществ сейчас огромное количество, можно вместе поискать подходящее.

Иногда, родители без разрешения ребенка «заходят» на их страницу в социальных сетях (это очень неправильно), и обнаруживают, что ребенок при общении с друзьями использует ненормативную лексику.

Родители и учителя от этого в ужасе. Но запретами ничего не добьёшься. В юном возрасте многие употребляли неприемлемую лексику, но между собой. А теперь дети общаются в соцсетях, и родители могут все это прочитать. Подростки пытаются поднять свою популярность, и обязательно находится кто-то, кто начинает использовать мат. Как к этому относиться? Спокойно. Вообще, общение в интернете довольно жёсткое, потому, что оно во многом анонимное.

  • Как распознать интернет-зависимость?

Если ребёнок не расстаётся с гаджетом, а если его отобрать, впадает в ярость или отчаяние, это уже зависимость. Грозный признак, когда ребёнок не выходит из комнаты, входить к нему нельзя, а еду надо оставлять под дверью. Пора обращаться за профессиональной помощью. Если же он ходит в школу, справляется с учёбой, общается с родными, а в остальное время сидит за компьютером — ничего страшного, это теперь нормально.

Родитель — это тот, кто может приласкать, утешить, поддержать. В интернете ребёнок этого не найдёт. Будет неправильно, если вместо поддержки мы начнём учить, упрекать, кричать и наказывать.


Уважаемые родители! Мы должны понимать, что изменился тип культуры, и наши знания детям не пригодятся. Но мы можем помочь эмоционально. Ребёнку пригодится психическое здоровье, которое дети получают в семье с высоким психотерапевтическим потенциалом. Это семья, где люди спокойны, проводят время вместе и поддерживают друг друга. Так создаётся эмоциональная опора, которая важна для ребенка.




Скачать

© 2020, 1985 74

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!