СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание "Поощрения и наказания ребёнка в семье"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание "Поощрения и наказания ребёнка в семье"

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Поощрения и наказания ребёнка в семье"»

Родительское собрание «Поощрения и наказания ребенка в семье»






Наказание – очень трудная вещь, она требует от взрослых огромного таланта и осторожности.
А. Макаренко

Цель: Повышение уровня осведомлённости родителей по проблеме — "поощрения и наказания"

Задачи:

  1. Знакомство с приемами построения взаимоотношений родителей и детей в семье.

  2. Формировать у родителей правильное отношение к применению методов поощрения и наказания ребенка.

  3. Выяснить, какие методы поощрения и наказания предпочтительнее в семье.

Ход проведения.

Выходит психолог с горящей свечой в руке. Читает стихотворение:

Горит свеча, и язычок огня

трепещет и манит, и радует меня,

и заставляет думать о пути,

что нашим детям суждено пройти.

Зло и добро – вот две дороги разных.

Одна - поступков страшных, безобразных.

Другая - Света, Веры и Надежды.

Какую выбрать? – ваш ребёнок сам решит,

Но прежде …….

Обдумать и понять должны мы с вами,

Каким путём хотим идти мы сами.

- Добрый вечер, уважаемые родители!

Несмотря на вашу занятость и усталость вы пришли. Значит тема: «Поощрение и наказания ребенка в семье» для вас актуальна. Как часто, даже в течение одного дня, поведение ребенка то радует, то огорчает и приходится принимать решения о поощрении, наказании ребенка. Как избежать ошибок? Найти меру? Ваше участие, искреннее мнение, примеры из жизни, конечно же, обогатят наш разговор.

1. Упражнение «Знакомство»

Цель: содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы.

Прежде чем начать, давайте познакомимся и поприветствуем друг друга. Для этого я предлагаю всем встать в круг.

Назовите, пожалуйста свое имя, как бы Вам хотелось, чтобы мы сегодня называли Вас, а начните с такой фразы: «Здравствуйте, меня зовут…… мне приятно Вас видеть »

2. Правила работы в группе.

Цель: акцентирование участников на соблюдении правил работы в группе и регламентации работы.

Чтобы наша встреча была продуктивной, нужно придерживаться определенных правил.

Я зачитаю их, а вы обсудите, и выберите те, которые подходят нам для эффективного взаимодействия:

  • Говорить четко и конкретно.

  • Не перебивать друг друга.

  • Правило хорошего настроения.

Итак, правила поведения на собрании (тренинге) мы выделили.

Как Вы думаете, кому труднее живется в семье родителю или ребенку? Почему?

(ответы родителей)

- Да, ребенку, его постоянно оценивают, им командуют, не всегда считаются с его интересами, увеличениями, желаниями.

- Что такое семья для ребенка?

Для ребенка семья — это его эмоциональный тыл. Малышу нужна ласковая, внимательная и заботливая мама, к которой он может прижаться в трудную минуту, рассказать о своих переживаниях, поделиться своими секретами.

  Иногда мы правы, а иногда чувствуем вину перед ребенком, но не показываем этого. «Какой же я родитель? Кому же не хочется получить ответ на этот вопрос. На этот вопрос я предлагаю ответить вам с помощью теста, «Какой вы родитель?

Отметьте, пожалуйста, те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми.

  1. Сколько раз тебе повторять? (2 балла)

  2. Посоветуй мне, пожалуйста. (1балл)

  3. Не знаю, что бы я без тебя делала! (1 балл)

  4. И в кого ты такой уродился ( 2 балла)

  5. Какие у тебя замечательные друзья! ( 1 балл)

  6. Ну на кого ты похож? (2 балла)

  7. Я в твои годы…( 2 балла)

  8. Ты моя опора и помощник ( 1 балл)

  9. Ну что за друзья у тебя? (2 балла)

  10. О чем ты только думаешь? ( 2 балла)

  11. Какой ты у меня умница! ( 1 балл)

  12. А как ты считаешь? (1 балл)

  13. У всех дети как дети, а ты… ( 2 балла)

  14. Какой ты у меня сообразительный! ( 1 балл)

Теперь посчитайте общее количество баллов

От 5 до 7 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Вы уважаете ребенка, и он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

От 8 до 10 баллов намечаются некоторые сложности во взаимоотношениях с ребенком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.

От 11 баллов и более. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

Это лишь намек на действительное положение дел, ведь того, какой вы родитель не знает никто лучше вас самих.

Воспитание ребёнка складывается не только из положительных моментов, но и из отрицательных. Наказывать или не наказывать ребёнка? Как наказывать? Как поощрять? Это вопросы, которые волнуют и родителей и педагогов.

Если существуют запреты, то неизбежно возникает вопрос о наказаниях.

- Я предлагаю Вам сейчас с помощью упражнения «Недетские запреты» наглядно обыграть метод наказания. Используемый родителями.

Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, – то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» – завязывается рот, «Не бегай» – завязываются ноги и т.д.

После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи – говори спокойно».

Рефлексия

Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:

Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?

Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?

Что хотелось развязать в первую очередь?

Что вы чувствуете сейчас?

Рефлексия участников, игравших роль взрослого:

Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?

Что вам хотелось сделать?

Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?

Какие чувства вы испытываете сейчас?

Педагог-психолог: Слово «Наказание» для многих ассоциируется с агрессией, физическим насилием, детскими криками и слезами. Такая расправа над ребёнком – не является наказанием, а демонстрацией своего превосходства над слабым и беззащитным. Наказание из древних времён произошло от слова «наказ» и подразумевает наставление, назидание и вразумление.

Негативные формы наказаний: такие методы, как физические наказания, окрики, лишения общения, попытки напугать ребёнка, унижают его достоинство, лишают доверия к взрослому, заставляют почувствовать себя нелюбимым, ущербным и в конечном счёте могут стать источником невротических проявлений.

И сейчас я предлагаю вам следующее упражнение «Загибаем лист»

Практическое задание для родителей «Загибаем лист»:

Взять бумажное сердце. При каждом сгибе бумажного сердечка вспомнить негативное, сказанное или сделанное в адрес ребенка.

А сейчас начинайте разгибать бумажное сердце и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили или делали детям.

Вывод: Вы расправили бумажное сердце, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним. Поэтому прежде чем наказывать ребенка, подумайте о его чувствах, переживаниях, о его эмоциональной сфере. И вспоминайте это упражнение каждый раз, когда хотите наказать своего ребенка.

Но если наказание неизбежно, о чем должен помнить родитель, наказывая ребенка, вы прочтете в памятке:

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«КАК НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Нельзя наказывать детей:
1. Молчанием. Выдержать бойкот ребенку дошкольного возраста чрезвычайно трудно, для этого ему может потребоваться напряжение всех его психических сил.
2. Говорить: «Я тебя больше не люблю» и т. п. Лишение любви — это самое сильное наказание, конечно, при условии, если эта любовь к ребенку со стороны взрослых действительно имеется. Это наказание опасно применять к детям дошкольного возраста, поскольку оно подрывает ту основу основ, от которой зависит жизнь маленького ребенка.
3. Физически, поскольку за внешней эффективностью, кроме страха, не скрывается ничего. И утешать себя тем, что я бью ребенка для его же блага, бесполезно — вреда здесь больше: вы не только научили бояться наказания, но и преподали ребенку урок жестокости.
4. Кричать на ребенка, поскольку крик воспринимается ребенком дошкольного возраста как словесное битье.
5. Упрекать и поминать былые грехи ребенка, тем самым, закрепляя плохое поведение ребенка.

6.Даже если плохих поступков сразу совершено много, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не по одному - за каждый поступок.

4. Лучше совсем не наказывать, чем наказывать с опозданием, некоторые родители наказывают ребенка за плохие поступки, когда уже прошло время.

5. Наказан - прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как не было. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала.

7. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания ребенок должен бояться, не гнева вашего, а вашего огорчения.

8. Наказывайте только за грубый проступок. Не наказывайте по пустякам, за любое непослушание.

9.Никогда не приводите в пример других детей.

10.Не унижайте, не оскорбляйте ребенка, не давайте ему унизительных прозвищ.

11. Никогда не наказывайте сгоряча и дважды за один и тот же поступок. В гневе вы слышите только себя, а крики подливают масло в огонь. Помните, что лучше договориться с ребенком, в таком случае не придется кричать и нервничать.

Общаясь с ребенком надо все время помнить, что перед нами живой человек со своими чувствами и переживаниями. Сейчас он маленький, но он быстро растет. Чрезмерными окриками, строгостью хорошего человека не вырастит, так как строгость вызывает ответную жестокость и лицемерие. Если ребенка все время наказывать, он вырастет озлобленным, мстительным, обидчивым, боязливым. Поэтому, прежде всего надо любить ребенка, отдавать ему свое сердце, нежность, ласку.

Каждому ребенку необходимо постоянно подтверждение нашего доброго отношения к нему, так как он хочет знать, что его любят. Не бойтесь, слова одобрения в адрес маленького человека не испортят его.

Наука подтвердила давно известную истину – ребенку нужна любовь. Любовь взрослого нужна, чтобы развиваться и чувствовать себя защищенным, чтобы расти и самому научиться любить других.

Каждому из нас, в том числе и ребенку, похвала приятнее наказания. Больше хвалите и поощряйте детей, тогда и они будут меньше огорчать вас. И главное помните, самое дорогое для нас – это наши дети.

- Говорят «Дети – цветы жизни». Прошу Вас подумать, а на какой цветок похож ваш ребенок: веселый и простой колокольчик, красивая но колючая розочка, великолепный тюльпан или горделивый нарцисс. А поможет нам в этом :

Упражнение «цветок – имя»

Психолог: Закройте глаза и представьте себе летний день в саду или на лесной полянке. Почувствуйте запахи летнего дня. Может, кто-то сможет что-нибудь услышать, например, пение птиц или что-нибудь еще. Рассмотрите цветы вокруг себя. Они волшебные, на каждом из них живет чье – то имя. А теперь попробуйте увидеть цветок, на котором живет имя вашего ребенка. Представьте, что это ваш малыш нежный, цветущий. Возьмите его руки, понюхайте и посмотрите, какого он цвета. Подержите его в руках, запомните, что ощущают ваши руки. Сделайте глубокий вдох и откройте глаза. Вспомните, какого цвета был цветок. А сейчас Возьмите карандаши и нарисуйте Ваш «цветочек »на бумаге.

(Родители рисуют).

- Напишите в центре цветка имя вашего ребенка. А на его лепестках напишите слова, которые вы используете при поощрении ребенка.

(родители пишут)

А теперь я предлагаю зачитать их вслух.

Уважаемые родители хотя бы несколько раз в день найдите время сказать все эти добрые, ободряющие слова, которые вы говорили сегодня.

А я в свою очередь предлагаю вам памятки. «Словесные способы поощрения и поддержки ребёнка дошкольного возраста» Которые надеюсь, вам пригодятся.

«Словесные способы поощрения и поддержки ребёнка дошкольного возраста»

  • Великолепно! Правильно! Хорошо! Необыкновенно! Прекрасно! Совершенно! Отлично!

  • Замечательно! Превосходно! Чудно!

  • Ты делаешь это очень хорошо. Ты делаешь это красиво! Ты делаешь это сегодня значительно лучше. Хорошая работа! Ещё немного времени, и у тебя это получится. С каждым днём у тебя получается лучше. Я знал (а), что ты можешь сделать это. Твоя работа принесла мне много радости.

  • Это лучше всего! Ещё лучше! Это лучше, чем всегда. Так держать! Ты это сможешь! Ты смелее, сильнее, умнее!

  • Поздравляю! Мои поздравления! Я очень горжусь тобой. Это уже успех! Это твоя победа. Сердечно рад (а) за тебя.

  • Ты настоящий мастер. Я верю в тебя, у тебя будет получаться не хуже, чем сейчас. Хорошо запомнил! Ты сейчас на правильном пути.

  • Молодец! Умница! Ты быстро учишься! Это то, что надо! Ты прав!

  • Большое тебе спасибо. Ты хороший (ая)! Ты — чудо!

И в заключении я предлагаю вам ответить на вопросы.

Рефлексия. Обратная связь.

Каждый участник отвечает на вопросы:

  1. Чем полезна именно для Вас данная встреча?

  2. Какие конкретные знания и приемы Вы будете использовать в практической жизни?

  3. Ваши пожелания.

А закончить нашу встречу я хотела бы китайской притчей «Ладная семья»

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Вы скажете: чему здесь удивляться, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Затем передал лист владыке. Тот взял лист бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

Почесал владыка за ухом и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И подумав, добавил:

- И мира тоже.

Я хочу пожелать Вам, дорогие родители, чтоб в процессе воспитания ваших детей вам все время сопутствовали ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ и ТЕРПЕНИЕ.

9. «Прощание при свече». По кругу передают свечу и делятся впечатлениями.

«Я хочу чтобы тепло этой свечи согрело ваши сердца и души, а её свет озарил ваши лица улыбкой и любовью».

Любите своих детей,

Уважайте всегда.

Принимайте и цените ребенка таким, какой он есть.

Пусть ваш ребенок всегда согревает Вас,

Дарит вами только тепло, ласку и радость!

Спасибо за Внимание!





 

 Способы похвалить ребёнка 

1.У тебя все получилось. 
2.Очень хорошо. 
3.Отличная работа! 
4.Ты на верном пути. 
5.Великолепно! 
6.Правильно! 
7.Это именно то, что надо! 
8.Ты сделал это легко. 
9.Ты делаешь это очень хорошо. 
10.Ты сделал это так быстро! 
11.Это невероятно! 
12.Вот это да! 
13.Я не смог бы сделать лучше. 
14.Наконец-то! Я верил в тебя! 
15.Супер! 
16.Это намного лучше. 
17.Именно так! 
18.Это неплохой результат. 
19.Так держать! 
20.Необыкновенно! 
21.Прекрасно! 
22.Неплохо, очень даже неплохо. 
23.Ты быстро учишься. 
24.Тебя просто не узнать сегодня. 
25.Прекрасная идея! 
26.Отлично! 
27.Это была первоклассная работа. 
28.Замечательно! 
29.Лучше не бывает! 
30.Это уже успех! 
31.Это твоя победа! 
32.Ты понял это так быстро! 
33.Чудно! 
34.Фантастика! 
35.Ты сделал сегодня много работы. 
36.Вот таким ты мне нравишься! 
37.Ты сделал это очень хорошо. 
38.Превосходно! 
39.Поздравляю! 
40.Грандиозно! 
41.Мне нравится ход твоих мыслей! 
42.Ты превзошел сам себя сегодня. 
43.Я верю в тебя! 
44.Я очень рада за тебя. 
45.Как ты хорошо все запомнил! 
46.Большое тебе спасибо. 
47.Ты делаешь это очень красиво! 
48.Просто здорово! 
49.Как ты много сделал сегодня! 
50.Я очень горжусь тобой. 
51.Совершенно новый подход к делу! 
52.Я никогда не видел(а) ничего лучшего. 
53.Я знал(а), что ты можешь сделать это. 
54.Ты, наверное, долго тренировался? 
55.Я горжусь тем, как ты сегодня работал. 
56.Это лучшее, что я когда-либо видел! 
57.Еще немного, и у тебя это получится. 
58.Я счастлив (а) видеть такую твою работу. 
59.Ты делаешь это сегодня значительно лучше. 
60.Это лучшее из того, что у тебя получалось. 
61.Ты хорошо справляешься с этим заданием. 
62.Продолжая так работать, ты добьешься еще лучших результатов. 
63.Ты выбрал правильный способ, чтобы выполнить эту работу. 
64.С каждым днем у тебя получается все лучше. 
65.Ты действительно сделал сложную работу играючи. 
66.Какой оригинальный способ решения! 
67.Теперь ты чувствуешь свои возможности? 
68.Ты точно добьешься успеха, если будешь продолжать работать в этом направлении. 
69.Твоя ежедневная работа дала прекрасные результаты! 
70.Твоя работа доставила мне много радости. 















 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!