СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание на тему: "Суицид, как социально-психологический феномен".

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Суицидальное поведение в настоящее время является глобальной общественной проблемой.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание на тему: "Суицид, как социально-психологический феномен".»

Родительское собрание: «Суицид как социально-психологический феномен»


«Кто-то умер. Мне музыка слышится.

Под окном не меня ли несут?

Не моя ль голова колышется

По дороге на Страшный суд?» ( Это стихи 14-тилетнего мальчика).


Суицидальное поведение в настоящее время является глобальной общественной проблемой.


Суицид – это осознанное лишение себя жизни.

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности: мыслей, намерений, высказываний, угроз, попыток покушения.

Николай Бердяев в своём произведении «О самоубийстве» писал: «Нужно сказать, что в момент самоубийства человек в большинстве случаев находится в состоянии психического расстройства, психика его опрокинута и нарушено психическое равновесие, функция различения реальности поражается, иерархия ценностей извращена, и какая-нибудь одна, совсем не главная ценность делается единственной и абсолютной, сознание замутнено и память о слишком многом и важном парализована и удерживается лишь идеей фикс самоубийцы… Самоубийство есть прежде всего страшное сужение сознания… болезненный конфликт бессознательного и сознания ».

Исторические исследования проблемы суицида чётко показывают, что проблема ухода человека из жизни будет существовать, пока существует человек.

Есть естественная смерть (от болезни), случайная смерть (аварии, катастрофа), смерть насильственная (убийство), и самонасильственная.



Под суицидальным поведением человека понимаются различные формы его активности, обусловленные стремлением человека лишить себя жизни как последним средством разрешения личностного кризиса, содержанием которого является острое эмоциональное состояние при столкновении личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейшей потребности.


Суицидальное поведение включает в себя:

  • суицидальные мысли,

  • суицидальные намерения,

  • суицидальные попытки,

  • завершенный суицид.


Можно выделить три типа суицидального поведения:

  1. Демонстративное – без намерения покончить с собой.

  2. Аффективное – суицидальные попытки, совершенные на высоте аффекта.

  3. Истинное – обдуманное и постепенное выполнение намерения покончить с собой.



Существует типология постсуицида по времени: ближайший постсуицид – одна неделя, ранний постсуицид – один месяц, поздний постсуицид – до пяти месяцев.

Основные причины суицидального поведения подростков


Большинство исследований отмечает, что суицидальное поведение возрастает у детей с 14-15-тилетнего возраста. Именно подросткам свойственны впечатлительность, внушаемость, низкая критичность к своему поведению, колебания настроения, импульсивность, способность ярко чувствовать и переживать, остро реагировать на разрыв связей с друзьями, любимыми, на обострение отношений с родителями (эта вечная проблема отцов и детей).


Чаще всего причиной суицида подростка является длительная конфликтная ситуация в семье.

Подросток не находит иных способов решения своих проблем и останавливается на суицидальном.

Следует также уделить повышенное внимание к выпускникам школы в период подготовки, сдачи и ожидания результатов ЕГЭ, государственных экзаменов. Именно в эти моменты они испытывают сильное нервно-психическое напряжение.


В то же время одним из сильных антисуициадальных факторов, удерживающих молодых в жизни, являются отношения с родителями. Если отношения строятся на доверительной основе, в них проявляется диалогичность, если родители относятся к своему ребенку как к партнеру, то, как правило, в таких случаях формируются внутренние защитные механизмы, предохраняющие детей от суицидального поведения.



Что толкает подростка на самоубийство?

  • Результаты исследования, проведенного в школах страны, показывают, что причинами различных видов суицидального поведения, по мнению подростков, могут быть:

  • 1) проблемы в семье – 72 %;

  • 2) несчастная любовь – 50 %;

  • 3) употребление алкоголя, наркотиков – 48 %;

  • 4) безысходность положения – 32 %;

  • 5) проблемы в школе – 29 %;

  • 6) стремление дать понять окружающим, что человеку плохо – 12 %;

  • 7) стремление повлиять на другого человека, чтобы добиться от него желаемого - 9 %;

  • 8) желание заставить человека раскаяться в плохом отношении к другому – 8%;

  • 9) от нечего делать – 3 %;

  • 10) чтобы выделиться – 2 %;

  • 11) плохое настроение – 1 %.

  • Независимо от конкретной формулировки, более половины суицидов – это обращение к другому человеку, причем, значимому другому. Подростком руководит не желание умереть, целью суицида выступает желание повлиять на другого человека.

В сознании детей, смерть имеет обратимый характер – «когда-нибудь она закончится, и я обязательно вернусь». Наивная детская вера в бессмертие.

Свою «временную» гибель, ограниченный во времени уход из жизни ребенок воспринимает как средство воздействия на значимых близких (родителей, бабушку, сестру и др.):

Ребёнок думает: «Они поймут, как мне было плохо, как они жестоко со мной обращались, а потом вернусь, и наступит замечательная жизнь».

Суицидологи отмечают во внешнем поведении подростка ряд типичных изменений, которые могут свидетельствовать о суицидальных намерениях, депрессивных состояниях:

  • недостаток сна или повышенная сонливость;

  • нарушение аппетита, снижение веса, повышение веса;

  • признаки беспокойства, вспышки раздражительности;

  • усиление чувства тревоги;

  • признаки вечной усталости, упадок энергии;

  • неряшливый внешний вид;

  • усиление жалоб на физическое недомогание;

  • снижение интереса к учёбе;

  • склонность к быстрой перемене настроения;

  • отдаление от семьи и друзей, замкнутость;

  • излишний риск в поступках;

  • выражение безнадежности, поглощенность мыслями о смерти, разговоры о собственных похоронах; отсутствие планов на будущее.



Профилактика суицидального поведения учащихся

По данным Всемирной организации здоровья за последние 15 лет число самоубийств в возрастной группе от 15 до 24 лет увеличилось в 2 раза и в ряду причин смертности во многих странах мира стоит на третьем месте после несчастных случаев и убийств.

Какими бы тревожными эти данные не были, они, вероятно, занижены, ведь о самоубийствах не всегда сообщают по различным причинам. Однако от 6 до 13% подростков при опросах указывают на то, что они хотя бы один раз за свою короткую жизнь пытались покончить с собой. Еще 25% отмечают, что думали о суициде как о единственном выходе из создавшейся сложной ситуации.

Покушаются на свою жизнь как дети из неблагополучных семей, где часто происходят конфликты между родителями, родителями и детьми с применением насилия, так и воспитывающиеся в полных семьях, внешне благополучных.

В связи с этим особое внимание необходимо обратить на профилактику суицидальных явлений среди детей и подростков. Именно здесь немаловажную роль играет психологическая служба в образовании поскольку проблема требует профессионального решения.

Психолог в своей работе, прежде всего, ориентируется на изучение психологических и личностных особенностей субъекта обучения с целью своевременной помощи и предотвращения.

На втором месте – изучение взаимодействия ребенка с окружающей его средой,

особенности среды пребывания и общие психологические характеристики данной среды.

Третья задача, которую ставит перед собой психолог в школе - формирование психологически здоровой и адаптированной к проблемам общества личности ребенка.


Основные направления деятельности психолога:

1. Изучение социально-психологических процессов в учебных коллективах, психологических характеристик различных неформальных групп, проведение экспериментально – психологических обследований с целью выявления учащихся с повышенным суицидальным риском.

2. Выявление причин, условий и предпосылок, способствующих суицидальным проявлениям, своевременно информирование и выработка предложений должностным лицам о необходимости проведения тех или иных организационных мероприятий по их устранению.

3. Активное участие в создании в коллективах благоприятной, уважительной атмо-

сферы.

4. Своевременная разработка рекомендаций по работе с детьми, имеющими признаки затруднений адаптации.

5. Проведение психологического анализа каждого случая суицида и участие в качестве специалиста-эксперта в расследовании дел, связанных с самоубийством.

6. Проведение реабилитационных мероприятий с учащимися, совершившими суицидальную попытку.

7. Проведений занятий со всеми категориями по мерам профилактики самоубийств и покушений на самоубийство, ознакомление их с принципами и методами оказания первой психологической помощи суицидентам в разрешении кризисной ситуации, своевременном распознавании лиц с высокой вероятностью суицидального поступка.

Педагоги-психологи в образовании, опираясь на вышеизложенные задачи,

планируют и реализуют свою деятельность , направленную на профилактику

суицидов. С этой целью разрабатываются рекомендации по психологическому сопровождению образовательного процесса, по повышению психологической компетенции педагогов, учащихся и родителей.

Психологи определяют «группу риска» в которую входят дети с высоким уровнем нервно-психического напряжения, «изолированные или отвергаемые», имеющие высокий уровень агрессивности, замеченные в употреблении алкоголя и наркотических веществ, подвергающиеся физическому и психическому насилию. С детьми данной группы проводятся различные мероприятия направленные на профилактику суицидов.

Большое внимание уделяется вопросам обучения учащихся общению, выбору стратегий и форм поведения в различных ситуациях, формирование адекватной самооценки и оценке социальной действительности. Психологами разрабатываются специальные программы для работы с данной категорией учащихся.

Вот такие горькие цифры:


  • детские суициды в 99 случаях из 100 происходят в семьях со средним или выше среднего достатком;

  • 80 % детей, добровольно ушедших из жизни или попытавшихся это сделать, были психически здоровы;

  • по данным психиатров, в возрасте с 7 до 14 лет большее число суицидов совершают мальчики, а с 15 до 18 лет картина меняется: чаще жить не хотят девочки;

  • по некоторым данным, попыток суицида в 10 раз больше, чем состоявшихся самоубийств;

  • больше всего самоубийств регистрируется весной, когда человеческие несчастья контрастируют с цветением окружающей природы; тусклые краски зимы в какой – то мере гармонизируют с душевной подавленностью, но между мрачными переживаниями «я» и яркими днями весны возникает явный контраст.

Не понимают важности проблемы суицида не только дети, но и сами взрослые, которые игнорируют развитие депрессивных состояний у своих близких, не обращают внимание на наличие у тех суицидальных высказываний. Даже неудавшиеся суицидальные попытки детей не всегда оказывают должных эффект на родителей, которые часто воспринимают их как «баловство» и даже не утруждают себя выяснением того, в каком именно психическом состоянии находился их ребенок и не нуждается ли он в специализированной помощи.

В любом случае, подростковый суицид – это проблема, где лучше перестраховаться, чем недосмотреть. Можно и дальше закрывать глаза на эту проблему, но как показывает опыт, в отношении других таких же сложных социальных проблем (наркомания, детская преступность), они никуда не исчезают, а качественно ухудшаются, разрастаются и становятся основой для целой череды других негативных феноменов.

Поэтому, чем больше мы знаем о явлении самоубийства и чем лучше его понимаем, говорим о нем, тем больше мы можем надеяться на эффективную профилактику.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!