СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание на тему: «психофизиологические особенности младшего подросткового возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель собрания: ознакомить родителей с психофизиологическими особенностями детей младшего подросткового возраста.

Время проведения: 90 минут.

Участники: родители учащихся 5-6-х классов.

Необходимое оборудование: бумага А4 (по 2 листа на каждого участника), ручки, стимульный материал теста определения степени конфликтности, проектор, презентация интерпретации результатов теста, слайд с вопросами для родителей, памятки для родителей «Правила общения с подростком».

Рекомендации для ведущего: ознакомиться с теоретической и практической частью занятия.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание на тему: «психофизиологические особенности младшего подросткового возраста»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №15 г. Азова











РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

НА ТЕМУ:


«ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА»




Составитель: Мухина Тамара Леонидовна,

педагог-психолог

I квалификационной категории

МБОУ СОШ №15 г. Азова









г. Азов

2015 г.

Пояснительная записка


Цель собрания: ознакомить родителей с психофизиологическими особенностями детей младшего подросткового возраста.

Время проведения: 90 минут.

Участники: родители учащихся 5-6-х классов.

Необходимое оборудование: бумага А4 (по 2 листа на каждого участника), ручки, стимульный материал теста определения степени конфликтности, проектор, презентация интерпретации результатов теста, слайд с вопросами для родителей, памятки для родителей «Правила общения с подростком».

Рекомендации для ведущего: ознакомиться с теоретической и практической частью занятия.

Сценарий родительского собрания


1. Актуализация проблемы


На сегодняшнем занятии мы будем говорить о подростках.

Вопрос родителям:

– Давайте подумаем, какие они – наши подростки? Какими качествами они обладают?

(Ответы родителей желательно записать на доске: независимые, раздражительные, торопливые, невнимательные, самостоятельные, капризные, ленивые, взрывные, непослушные, вредные, с большими претензиями и т.п.)

Вопрос родителям:

– Как вы думаете, почему они такие?

(Ответы просто выслушать).


2. Теоретическая часть занятия (лекция)

Чтобы разобраться в чертах характера и мотивах поведения ребенка, нужно знать психофизиологические особенности каждого возрастного этапа. Сегодняшняя наша встреча посвящена особенностям младшего подросткового возраста.

Подростковый возраст – это остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором переплетаются противоречивые тенденции.

Этот период в жизни ребенка называют переходным возрастом, так как происходит переход от детского состояния к взрослости, от незрелости к зрелости. В этом смысле подросток – полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, а взрослость еще не наступила, то есть подросток это уже не дитя, но еще и не взрослый. Это противоречие является причиной конфликтов подростков с родителями и педагогами, так как подростки считают себя уже взрослыми, стремятся к самостоятельности, а родители и учителя желают видеть их послушными и зависимыми, как в детстве. Подросток не хочет, чтобы его считали ребенком, он претендует на роль взрослого, но реализовать эту потребность, как правило, в серьезной деятельности не может. Отсюда стремление к «внешней взрослости», которое проявляется в изменении внешнего облика в соответствии с модой взрослых, в преувеличенном интересе к проблемам пола, в подражании взрослым, которое иногда проявляется в негативных формах поведения (например, в подчеркнутой независимости, курении, употреблении спиртного и т.п.)

Задача взрослых – способствовать реализации у подростков «социальной взрослости» путем нравственного воспитания, включения их в самоуправление, в активную общественно полезную деятельность, спорт и др.

Переход от детства к взрослости пронизывает все стороны развития ребенка: и его анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие, и все виды его деятельности: учебную, трудовую и игровую.

Каковы же хронологические рамки подросткового периода? Хронологическая грань между периодами условна. Четких границ нет и это естественно, так как существуют индивидуальные различия в скорости физиологического созревания: одни дети вступают в переходный возраст раньше, другие намного позже, девочки развиваются быстрее, чем мальчики. Такая же неравномерность характеризует умственное, социальное и нравственное развитие. Общепринятыми хронологическими рамками подросткового возраста является период от 10–11 до 14–15 лет, что приблизительно соответствует возрасту учащихся 4–8 классов.

Подростковый возраст принято делить на два этапа: младший и старший подростковый возраст. Различия этих этапов и в физиологическом, и в психологическом плане существенны.

Остановимся на возрастных особенностях младшего подросткового возраста.

Хронологические рамки этой возрастной категории приблизительно 10–12,5 лет.

Есть понятие возрастная особенность – это особенность, которая проявляется в поведении всех представителей того или иного этапа в развитии ребенка.

К числу возрастных особенностей младших подростков относится, в первую очередь, повышенная утомляемость, в силу ряда причин возникающая именно в этот период. Вот что пишет физиолог Г.Г. Шахвердов, много лет изучавший особенности протекания физиологической перестройки организма школьников:

«У младших подростков наиболее интенсивно функционируют гипофиз, щитовидная железа и половые железы. Передняя доля гипофиза стимулирует рост организма в длину и вместе со щитовидной железой усиливает обмен веществ в организме. Сердечно-сосудистая система еще недостаточно совершенна. В среднем школьном возрасте в связи с ростом организма в длину наблюдается интенсивный рост всей сердечно-сосудистой системы при некотором несоответствии в росте сердца и сосудов. В самом начале этого возраста рост сердца несколько задерживается, кровяное давление понижается, это сопровождается часто общим малокровием, и в частности, малокровием мозга, что приводит к вялости и повышенной утомляемости». (Г.Г. Шахвердов «О возрастных особенностях физического и психического развития детей школьного возраста»).

«Малокровие мозга», как видим, возникает как раз в то время, когда рост организма усиливается и, следовательно, резко возрастает потребность в продуктах питания и кислороде. Изменения в деятельности эндокринной системы связаны с расходованием все возрастающего количества энергии, особенно нервной, и при несоответствии в развитии сердца и сосудов даже обычные нагрузки приводят к переутомлению.

Из сказанного выше следует, что повышенная утомляемость младших подростков имеет объективные физиологические причины, устранить которые невозможно, поэтому педагогам и родителям необходимо учитывать эту особенность в своем взаимодействии с младшими подростками.

Повышенная утомляемость, в первую очередь, отражается на поведении младшего подростка: младшие подростки чаще, чем другие возрастные категории детей, совершают немотивированные поступки, бывают упрямы, допускают злостные нарушения дисциплины, проявляют негативизм, критицизм, грубость, раздражительность, нетерпимость.

Процесс полового созревания сопровождается повышением возбудимости подкорки, и кора головного мозга временно не справляется с функцией контроля, отсюда импульсивность подростков. Особенно часто эти негативные проявления наблюдаются во второй половине дня.

Младшим подросткам необходима профилактика утомления. Взрослые, взаимодействующие с младшим подростком, должны помнить, что в бодром состоянии младший подросток более доступен педагогическому воздействию, и реакция его будет соответствовать характеру воздействия. Если же ребенок находится в плену усталости, немудрено потерять над ним контроль. В таких случаях, в первую очередь, надлежит позаботиться о «снятии» состояния утомления, после чего только и можно вновь рассчитывать на эффективность педагогических мер и воздействий. Исследования показывают, что в средних классах резко возрастает количество проявлений раздражительности, к концу первого полугодия в разряд раздражительных не попали всего 12% младших подростков.

Взрослым нужно помнить, что раздражительность в этом возрасте это лишь производное от повышенной утомляемости. Надо бороться не с раздражительностью, а с утомлением. В связи с этим совершенно необходимо контролирование нагрузок младших подростков. Родители детей этой возрастной категории часто обращаются к специалистам с жалобами на расстройства сна, аппетита, различные поведенческие девиации, проявляющиеся у ребенка. Часто причиной этих явлений, оказывается то, что пяти- или шестиклассник чрезмерно загружен: помимо школьных занятий и подготовки к урокам, он еще ходит на занятия по английскому языку, в музыкальную школу, спортивную секцию и т.п. Оказывается, что каждый день ребенка расписан буквально по минутам, даже в выходной день нет свободного времени на любимое занятие или просто на отдых. При этом некоторые родители требуют очень высокого уровня успеваемости, считают, что их дитя обязано быть успешным во всем. Возможно, это оправдано для других возрастных категорий, но младший подросток, в силу его физиологических особенностей, нуждается в разумном сочетании умственных и физических нагрузок, в более щадящем режиме, в полноценном отдыхе (сон не менее 9,5 часов) и сбалансированном питании. Если не проводить профилактику повышенной утомляемости младших подростков, то могут начаться не только проблемы во взаимоотношениях с родителями, но и проблемы со здоровьем ребенка. Здесь нужно расставить приоритеты и руководствоваться здравым смыслом.

Одним из ведущих мотивов поведения младшего подростка является потребность в достойном положении в коллективе. Если для учащихся начальной школы ведущей является учебная деятельность, то для подростков ведущая деятельность – общение со сверстниками, с детьми своего возраста, их ценности, взгляды, интересы, критерии. В связи с этим для младшего подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение, то есть в этом возрасте имеет место потребность в достойном месте в коллективе себе подобных. Потребность эта настолько значима для младшего подростка, что влияет на все стороны его жизни, и пятиклассник руководствуется в своем поведении необходимостью удовлетворить эту потребность.

Что значит для ребенка достойное место в коллективе? Каждый понимает это по-своему. Для одних это позиция лидера в группе, для других – быть признанным хорошим товарищем, для третьих – быть непререкаемым авторитетом в каком-то деле или лучшим учеником класса и т.п. Как показывают исследования, именно невозможность добиться такого положения чаще всего является причиной недисциплинированности и даже правонарушений подростков. Иногда нарушение дисциплины используется младшим подростком для повышения своего статуса в классе. Довольно часто, чтобы занять более высокую ступеньку в иерархии взаимоотношений со сверстниками, младшие подростки прибегают к дракам, стремятся публично противопоставить себя учителю, прослыть «героем», своевольничают, грубят, проявляют упрямство. Например, пятиклассник Боря во время урока биологии, где очень строгий учитель и всегда хорошая дисциплина, встал и вразвалочку направился в коридор. Что побудило его к этому поступку? Борю в классе не любили, и дружбу его отвергали. Мальчика тяготило положение «отвергаемого», и он давно искал случая выделиться. Когда разгорелся спор, что никто не осмелится противопоставить себя учителю биологии, судьба его была решена: упустить этот случай он не мог. Боря знал, как ценилась смелость, сильнее страха перед наказанием оказалось желание избавиться от положения «отвергаемого», и страх удалось превозмочь. Зато результат волевого усилия не замедлил сказаться: «нарушитель» преуспел в своей затее, его положение в классе улучшилось, из категории «отвергаемых» он перешел в категорию «принятых». Вот что думает об этом одна из одноклассниц: «Борька доказал, что он умеет держать слово. Хотя он пристает к девочкам, он неплохой товарищ. Смелый не может быть плохим товарищем».

Взрослые должны помнить, что младший подросток никогда не адаптируется к положению «худшего». Он будет стараться выкарабкаться, избавиться от этого «позорного» положения и будет при этом применять и хорошие и плохие средства в зависимости от воспитания, индивидуальной системы ценностей и конкретной ситуации. Родители и учителя должны помочь ребенку занять достойное место в коллективе. Педагогам и родителям необходимо проявлять предельную тактичность, не ругать и не критиковать младших подростков в присутствии их сверстников, так как это может нанести ущерб их положению в классе или в группе друзей, а также может нарушить взаимоотношения с учителем или родителями, позволяющими себе подобные действия.

Еще одна из возрастных особенностей младших подростков – поиск верного друга. Младшие школьники удовлетворяются «другом вообще», в то время как для младшего подростка характерен поиск верного друга, на которого можно было бы положиться во всем, который всегда поддержит, поможет, не оставит в беде. Младшие подростки одним из качеств героя, которому они хотели бы подражать называют верность в дружбе. Измена другу расценивается ими как поступок, не подлежащий прощению. С «изменниками» перестают дружить, их исключают из устоявшихся игровых коллективов и лишают той поддержки, которой обычно пользуется каждый член группировки друзей. В данном возрасте мальчики, как правило, дружат с мальчиками, девочки – с девочками, хотя младшим подросткам вовсе не чужда романтика любви. Взрослым не всегда нравится выбор друзей их детьми. Это касается социального происхождения, уровня воспитанности и культуры друзей, их интеллектуального развития, поведения и т.п. Запреты тут, как правило, не действуют, дети продолжают дружить даже против воли родителей. Мы не можем оградить ребенка от влияния друзей, поэтому должны помочь ему стать самостоятельным и ответственным человеком, который разборчиво подходит к выбору друзей, может отстоять свою точку зрения, может отказаться от нежелательных предложений. Родители вправе высказать ребенку свое мнение о поведении и круге общения его приятелей, но ни в коем случае нельзя осуждать их внешность, социальное происхождение, национальность, религиозную принадлежность их семей.

В 5-х классах учащиеся начинают объединяться в малые группы, члены которых проводят вместе время, делятся впечатлениями, помогают друг другу. В своем поведении младший подросток всегда будет учитывать, присутствуют ли при этом его друзья, можно ли рассчитывать на их поддержку. Если малая группа в сборе, то для отдельных ее членов может быть характерна большая смелость, решительность, а иногда и наглость. Внутри малой группы общие интересы, запросы, общий эмоциональный настрой. Одним из мотивов пребывания в малой группе является желание обеспечить себе поддержку со стороны товарищей. В 5-х классах группировки дружно защищают каждого своего члена, если младшим подросткам кажется, что их товарищ прав, а некоторые малые коллективы делают это даже при любых условиях – безотносительно к тому, кто прав или виноват, в то время как в третьих классах такое единство действий – редкое исключение. Учащиеся 3–4-х классов не осмеливаются противостоять учителю, даже если последний неправ. В 5 классе учащиеся, как правило, тоже не осмеливаются противопоставлять себя учителю, если лишить их поддержки. Но если пятиклассник чувствует поддержку друзей, особенно когда он прав, это придает ему уверенности, смелости, в такой ситуации подросток может вступить в конфликт даже с учителем. При прогнозировании ответной реакции взрослые должны иметь в виду эту особенность поведения подростков. Исследования показали, что более эффективными являются просьбы взрослого, обращенные не к классу в целом, а к отдельной группировке: заручившись поддержкой группы, вполне можно воздействовать на поступки каждого ее члена.

В каждой группировке есть лидер, в 3–4-х классах лидерами обычно являются те, кого из общей массы выделяет учитель, – более способные и осведомленные. В 5–7 классе мальчики предпочитают более сильных физически, ловких, более активных в волевом отношении; для девочек более значимым является преимущество в волевой активности, а также преимущество в способностях. Мнение учителя уже не играет решающей роли, хотя и может учитываться младшими подростками при выборах формального лидера (например, старосты класса).

Очень важно знать, что младшие подростки стремятся отмежеваться от всего подчеркнуто детского, боятся прослыть маленькими. Они относятся отрицательно, если не сказать враждебно, к попыткам опекать их, встречают в штыки «сюсюканье» в общении с ними, а также снисходительность в предъявлении к ним тех или иных требований. Слабую требовательность они расценивают как неуважение к ним, а иногда как слабоволие взрослого. Зато очень нравится младшим подросткам, когда взрослые относятся к ним как к равным себе. «Вся беда в том, что родители знали нас маленькими», – эти слова, которые в сердцах произнес один подросток, образно и во многом правильно показывают наиболее явную причину тех сложностей, которые испытывают подростки во взаимоотношениях с родителями.



3. Практическая часть занятия


Для участия в практической части занятия родителям нужно раздать по 2 чистых листа бумаги.


3.1 Беседа с родителями

После прослушивания лекции родителям предлагается в течение 7–10 минут письменно ответить на вопросы:

1. Что нового вы узнали о своих детях в процессе лекции?

2. Какие рекомендации вы дали бы родителям младших подростков?

Затем желающие зачитывают эти рекомендации, дополняя друг друга.

Педагог может прокомментировать выступления родителей и задать следующие вопросы, если они не были затронуты в выступлениях родителей:

1. На каком возрастном этапе находятся ваши дети в данный момент? (младший подростковый возраст).

2. Что такое подростковый возраст? (это остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором переплетаются противоречивые тенденции).

3. Почему этот период называют переходным? (происходит переход от детского состояния к взрослости, от незрелости к зрелости. В этом смысле подросток – полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, а взрослость еще не наступила, то есть подросток это уже не дитя, но еще и не взрослый).

4. Что является главной причиной конфликтов между подростками и взрослыми (родителями, учителями)? (Подросток это уже не дитя, но еще и не взрослый. Это противоречие является причиной конфликтов подростков с родителями и педагогами, так как подростки считают себя уже взрослыми, стремятся к самостоятельности, а родители и учителя желают видеть их послушными и зависимыми, как в детстве).

5. Почему младшие подростки чаще, чем другие возрастные категории, совершают немотивированные поступки, бывают упрямы, проявляют негативизм, грубость, раздражительность? (К числу возрастных особенностей младших подростков относится, в первую очередь, повышенная утомляемость, в силу ряда причин возникающая именно в этот период. Повышенная утомляемость отражается на поведении младшего подростка).

6. В чем должна состоять профилактика негативных форм поведения младших подростков? (Необходима профилактика утомления, контролирование нагрузок младших подростков, так как раздражительность в этом возрасте лишь производное от повышенной утомляемости).

7. Почему младших подростков не рекомендуется критиковать в присутствии их сверстников? (Публичная критика может нанести урон их авторитету среди сверстников, в то время как одной из возрастных особенностей младшего подростка является стремление занять достойное место среди себе подобных).

По окончании беседы желающие могут сдать педагогу свои письменные ответы, фамилию указывать не обязательно (наиболее оригинальные ответы родителей можно будет использовать в будущих занятиях в качестве примеров).


3.2 Диагностика

Мы выяснили, что в общении с подростком родителям нужно учитывать его возрастные особенности, но не лишне будет учесть и особенности своей личности, которые тоже влияют на взаимопонимание сторон.

Вам предлагается поучаствовать в психологическом тестировании. Какое качество личности мы будем выявлять, Вы узнаете позже. Обработку результатов теста каждый из Вас будет проводить самостоятельно и, соответственно, о результатах будете информированы только лично Вы, таким образом будет сохранена конфиденциальность.

Напишите, пожалуйста, в столбик номера вопросов от 1 до 8.

Чтобы получить достоверные результаты, просьба на вопросы отвечать искренне, не пытаться представить себя в более выгодном свете, тем более, что к результатам будете иметь доступ только Вы лично.

Ответьте на каждый вопрос теста, выбрав наиболее подходящий для Вас вариант ответа (а, б или в). Запишите его рядом с номером вопроса.


Вопросы теста:

1. Какова будет Ваша реакция. Если в общественном транспорте начался спор на повышенных тонах?

а) не принимаю участия;

б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой;

в) активно вмешиваюсь, чем вызываю огонь на себя.

2. Выступаете ли Вы на собраниях с критикой руководства?

а) нет:

б) только если имею для этого веские основания;

в) критикую по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает.

3. Часто ли Вы спорите с друзьями?

а) только если люди необидчивые;

б) лишь по принципиальным вопросам;

в) споры – моя стихия.

4. Как вы реагируете, если кто-то лезет в обход без очереди?

а) возмущаюсь в душе, но молчу: встревать – себе дороже;

б) делаю замечание;

в) прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.

5. Какова будет Ваша реакция, если дома на обед вам подали недосоленное блюдо?

а) не буду поднимать бучу из-за пустяков;

б) молча возьму солонку;

в) не удержусь от едких замечаний.

6. Как Вы отреагируете, если на улице или в транспорте Вам наступили на ногу?

а) с возмущением посмотрю на обидчика;

б) сухо сделаю замечание;

в) выскажусь, не стесняясь в выражениях.

7. Что Вы сделаете, если кто-то из близких купил вещь, которая Вам не понравилась?

а) промолчу;

б) ограничусь коротким тактичным комментарием;

в) выскажу свое мнение, не стесняясь.

8. Не повезло в лотерее. Как Вы к этому отнесетесь?

а) постараюсь казаться равнодушным, но в душе дам себе слово никогда больше не участвовать в ней;

б) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш;

в) проигрыш надолго испортит мне настроение.


Обработка результатов:

- за вариант «а» начисляется 4 балла;

- за вариант «б» – 2 балла;

- за вариант «в» – 0 баллов.

Соответствующие баллы проставьте рядом с каждым из своих ответов. Результаты суммируйте.

Родителям сообщается, что цель опросника – определение уровня конфликтности личности.

Интерпретация результатов:

21–32 балла. Вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже» никогда не было Вашим девизом. Может быть, поэтому Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости, когда обстоятельства требуют высказываться принципиально, невзирая на лица.

11–20 баллов. Вы конфликтуете, если нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразится на Вашем служебном положении или приятельских отношениях. При этом Вы не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к Вам уважение.

10 и менее баллов. Споры и конфликты – это воздух, без которого Вы не можете жить. Вы любите критиковать других, но раздражаетесь, если слышите замечания в свой адрес. Очень трудно приходится тем, кто рядом с Вами – на работе и дома. Ваша несдержанность отталкивает людей. Словом, постарайтесь перебороть свой конфликтный характер.

Интерпретация результатов демонстрируется на экране в течение 5–7 минут, на своих листочках родители могут написать выводы о себе.


Чем выше уровень Вашей конфликтности, тем труднее Вам общаться с подростком, а ему с Вами.

Родителям необходимо помнить, что в любом конфликте с подростком виноват взрослый:

- потому что он взрослый;

- потому что он облечен властью;

- потому что физиологические процессы в его организме сбалансированы, его кровь не «гормональный коктейль», как у подростка, поэтому взрослому человеку легче управлять собой.


Родителям, которые испытывают трудности в общении с подростками, надо учиться говорить по душам со своим ребенком. Разговоры эти могут касаться не только школьных дел, но и вопросов любви, семейной жизни, политики, работы, ценностей человеческой жизни. Если же подросток не находит у родителей понимания, желания обсудить важный для него вопрос, то он внутренне отгораживается от родителей и ищет ответы на поставленные вопросы на стороне, часто далеко не в подходящей компании. А потом мы удивляемся: «Как ты можешь так рассуждать? Откуда ты этого набрался?» Поэтому надо учиться диалогическому разговору, постараться понять иную точку зрения, не задеть самолюбия подростка и признаться себе в собственных упущениях.

Надо также помнить, что не только беседы сближают нас с нашими детьми. Большой эмоциональной близости способствуют совместные дела, творческие находки в процессе этих дел. Это может быть не только ремонт какой-то техники, рыбалка, приготовление обеда, но и помощь в решении задач, написании сочинения и многое другое.

Только будучи внимательными к чувствам и переживаниям, к внутреннему миру детей, мы можем рассчитывать на то, что они будут так же внимательны и отзывчивы к нашим проблемам и проблемам других людей. Говорите с детьми так, как бы вы хотели, чтобы они говорили с вами. Посмотрите на себя их глазами и ответьте на ряд вопросов:

1. Какой меня видит мой сын или дочь?

2. Чувствует ли он, что я люблю его?

3.Считает ли он, что я его понимаю?

4. Нравится ли ему, как я с ним говорю?

5. Хотел бы я, чтобы он говорил со мной так, как я с ним?

6. Если я, когда мы с ним ссоримся, чувствую обиду, злость, то что он чувствует ко мне?

7. Чувствует ли он себя одиноким, непонятым?

8. От чего он страдает, знаю ли я об этих страданиях или даже не догадываюсь?

9. Есть ли у нас с ним хотя бы одно занятие, которым мы занимаемся вместе и с удовольствием?

Вопросы демонстрируются на экране в течение 7–8 минут, пока родители думают над ответами, звучит спокойная музыка. Ответы на эти вопросы не обсуждаются публично.



4. Рекомендации для родителей

В конце собрания родителям можно раздать следующую памятку по общению с подростками, заранее распечатав ее соответственно численности учащихся класса (при размере шрифта 12 вся памятка уместится на одной странице).


Памятка для родителей

Правила общения с подростком

1. Родителям необходимо строить свои взаимоотношения с ребенком, учитывая особенности подросткового возраста.

2. Родители должны помнить, что авторитарный (жёстко-требовательный) стиль воспитания, слишком строгий надзор, гиперопека, а также проявление бурных эмоций (повышение голоса, гнев) могут вызвать у подростка протест, агрессию, негативизм, отчуждение от родителей, либо апатию, пассивность, покорность, страх, чувство своей нежелательности. При таком типе воспитания дети становятся:

а) либо ожесточенными борцами за свои права с гипертрофированной реакцией эмансипации, такой подросток может вообще выйти из-под контроля взрослых;

б) либо послушными, безвольными автоматами, во всем зависимыми от лидера, подкаблучниками, не умеющими самостоятельно принимать решения, все время ищущими «поводыря» в жизни, такие подростки легко попадают под влияние более сильной личности, обычно это случается, когда повзрослевший ребенок длительно оказывается вне дома, без контроля родителей (например, учеба в вузе).

3. Противоположным авторитарному является либерально-попустительский стиль воспитания, когда подросток не знает никакого иного закона, кроме «я хочу», т.е. это перегиб в сторону вседозволенности. У подростка отсутствует представление о том, что «я хочу» должно быть на втором месте после «надо». Такие дети становятся рабами своих страстей.

4. Наиболее оптимальным в отношении подростка является демократический стиль воспитания, когда родители объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение, власть используется в меру необходимости, в ребенке ценится не только послушание, но и независимость; родители не считают себя непогрешимыми, прислушиваются к мнению ребенка, но не исходят только из его желаний. В итоге такого похода формируется самостоятельность, активность, социальная ответственность, инициатива, не теряется близость с родителями.

5. Сначала вместе с подростком нужно выработать правила поведения, от которых он не должен отступать, а потом требовать выполнения этих правил.

6. Не требуйте от ребенка невозможного, вы должны быть абсолютно уверены, что ваш сын или дочь в состоянии выполнить то, чего вы от него хотите.

7. Отличайте злостное непослушание от безответственности, которая требует более терпеливого отношения.

8. На вызывающее поведение отвечайте уверенно, не будьте «бесхребетной медузой», т.к. они не заслуживают уважения.

9. В общении с подростком нужны не гнев и крики, а действия. На поведение подростка влияют не повышенный тон, а дисциплинарные методы. Лучше, если подросток заранее будет знать, какие наказания его ждут в случае того или иного нарушения, и родители спокойным голосом будут объявлять ему о наложении взыскания.

10. После наказания должно обязательно последовать примирение, это будет способствовать восстановлению душевного равновесия обеих сторон.

11. Чтобы избежать школьной лжи, нужно исключить сам соблазн солгать, скрыть от родителей оценки, для этого необходимо поддерживать постоянную связь с классным руководителем посредством телефонных переговоров или выставления всех оценок в дневник в конце каждой недели. Тогда сокрытие ребенком оценок потеряет смысл.

12. Не пытайтесь добиться мгновенных перемен, будьте терпеливы.

13. Во взаимоотношениях с подростком руководствуйтесь любовью, показывайте ему свою любовь как можно чаще (контакт глаз, физический контакт, пристальное внимание). Подросток должен чувствовать, что за наказаниями и нотациями стоит ваше беспокойство о нем, а не о своей спокойной жизни и родительской репутации.


Литература


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!