СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание 9 класс Как понять наших детей. Возрастные особенности старших подростков

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание 9 класс Как понять наших детей. Возрастные особенности старших подростков»

Родительское собрание 9 класс

Как понять наших детей.

Возрастные особенности старших подростков


Здравствуйте Уважаемые родители!

Многие дети, вступая в подростковый возраст, разительно меняются. Из ласковых, спокойных и послушных они вдруг превращаются в ершистых, неуправляемых, грубых. Пожалуй, именно грубость сильнее всего ранит и обижает родителей. Но прежде чем бороться с этим злом, давайте разберемся в причинах его возникновения.

К 15 годам у ребенка накапливается немало проблем подросткового возраста. Постепенно нарастает неуверенность в себе. Появляются тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей. Подростки готовы «застревать» в положении «обиженного», «непонятого», искать выход из трудных ситуаций путями, нередко чрезвычайно опасными для здоровья, стремятся преодолеть зависимость от взрослых. Порой возникают у них спонтанные агрессивные реакции защиты себя даже в ситуации, когда и угрозы-то никакой нет.

Вы знаете о проблемах подросткового возраста, как порой нелегко бывает понять своего ребенка и как мы сгоряча порой, сами того не замечая, отдаляем ребенка от себя.

Предлагаю вам посмотреть отрывок из фильма Авария — дочь мента»

Мы постараемся сегодня выстроить путь к пониманию наших детей.

Возраст от 15 до 18 лет принято считать периодом ранней юности.

Физическое и психическое развитие гармонизируется, в отличие от подросткового периода, основной чертой которого была неравномерность развития.

Центральным процессом юности, по Э. Эриксону, является формирование личностной идентичности, чувства преемственности, единства, открытие собственного “Я”. Вот почему старшеклассников так привлекает возможность узнать что-то новое о себе, о своих способностях.

В плане умственного развития этот возраст не показывает каких-либо качественных новообразований. Однако определенная специфика здесь имеется. Мышление старшего школьника приобретает личностный, эмоциональный характер. Интеллектуальная деятельность здесь приобретает особую аффективную окраску, связанную с самоопределением старшего школьника и его стремлением к выработке своего мировоззрения.

Самосознание юношей и девушек преимущественно устремлено в будущее. Этот возраст полон романтизма и в то же время опасений, как сложится жизнь в будущем.

Всем нам известно выражение “Дети-цветы жизни”. Сначала дети находятся за вашей спиной, ощущаю вашу поддержку заботу, и опеку, затем идут рядом с вами рука об руку, но наступит такое время, когда ваш ребенок будет вынужден сделать свой личный выбор и войти в самостоятельную жизнь, отделиться от вас. Таких выборов в жизни ваших детей будет достаточно много, но одним из первых и ближайших будет выбор профиля дальнейшего обучения либо выбор техникума.

В эмоциональной сфере юношей сохраняется повышенная ранимость, чувствительность, экзальтация сменяется депрессией.

Для юношей, как и для подростков, по-прежнему чрезвычайно значимо общение со сверстниками. Но если у подростков оно носило поверхностный характер, то теперь общение стало более интенсивным и глубинным.

Одновременно старший школьный возраст не лишен трудностей и конфликтов. Это касается в первую очередь несоответствия между физической и психической зрелостью учащихся и их социальным статусом.

Попробуйте на минуту почувствовать себя подростком. Какие слова они чаще всего слышат дома? "Ты должен хорошо учиться!", "Ты должен думать о будущем!", "Ты должен уважать старших!", "Ты должен слушаться родителей!".

Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: "Ты можешь…"; "Ты имеешь право...", "Тебе интересно..."

Слова "должен", "обязан" вызывают у подростков тревожные стрессовые состояния, страх оказаться несостоятельным и не "вытянуть" возложенной на них ноши долга. Эти страхи могут отражаться в: нежелании идти в школу — прогул уроков; высокий уровень тревожности — нервные срывы; чувство не соответствия — низкая самооценка; саморазрушающее поведение.

Давайте потренируемся! Даны типичные фразы, которые родители часто говорят подросткам. А вы предложите другие (не используя слово «должен»), более мягкие и позитивные формулировки, при сохранении общего смысла высказывания.

Типичная фраза

Как необходимо говорить

"Ты должен учиться!"

"Я уверен(-а), что ты можешь хорошо учиться"

"Ты должен думать о будущем!"

"Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?"

"Ты должен уважать старших!"

"Ты знаешь: уважение к старшим - это элемент общей культуры человека"

"Ты должен слушаться учителей и родителей!"

"Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться"

"Лжец", "Ты опять врешь!"

"Мне жаль, что я опять выслушиваю неправду", "Мне не нравится, когда меня обманывают. Постарайся больше так не делать"

Мы сделали один шаг к пониманию детей:

1. Используйте одобрительные фразы во время разговора.

2. Выбирайте правильный тон голоса. Помните, что тон голоса связан со смыслом ваших слов.

3. Выражайте поддержку не только словами. Это могут быть ваши улыбка, взгляд, прикосновение.

Помните словом можно сильно обидеть даже в том случае, когда вы правы. А если попробовать сказать по-другому? Посмотрите таблицу. Может, она поможет вам наладить отношения с ребенком?

Сказав так


Подумайте о последствиях


Возможен и другой вариант

«Горе ты мое!» «Тюфяк!» «Разгильдяй!» «Оболтус!»

Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями

«Счастье мое, радость моя!»



«Ты совсем, как твой отец (мать)...»

Трудности в общении с родителями, идентификация с родителями, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя

«Папа у нас замечательный!» «Мама у нас замечательная!»

«Не твоего ума дело!..»

Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужденность, конфликты с родителями

«А ты как думаешь?»

«Уйди с глаз моих!»

Нарушения взаимоотношений с родителями, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность

«Иди ко мне. Давай во всем разберемся вместе!»

«Ты бы лучше сделал это по- другому»

Когда похвала содержит в себе критику, дети склонны обращать внимание только на нее

«Молодец! У тебя хорошо получилось, а как можно было бы сделать еще?»


Уважаемые родители, мы сделали сегодня шаги к взаимопониманию с детьми.

Вы понимаете – нет готовых рецептов, чтобы добиться взаимопонимания с детьми, есть только советы, рекомендации (раздается памятка родителям), и только ваши чуткие сердца найдут правильное решение.

А сегодня вечером найдите время тихо, мирно поговорить с ребенком, а завтра утром ваша улыбка, ласковый голос разбудит его и с хорошим настроением встретьте наступивший день.

Всего вам доброго, растите хороших людей, чтобы они жили с постоянным желанием приехать к вам или позвонить, в постоянной мечте о тепле родительского дома. Желаю, чтобы они и вы в этом доме были счастливы.






Что не надо делать родителям?

Нельзя унижать ребёнка, придумывать ему клички, прозвища, зло высмеивать,иронизировать, акцентировать внимание на ошибках, просчётах, неудачах.

Нельзя угрожать: лишением любви, заботы, суровым наказанием.10

Нельзя злоупотреблять нравоучениями: во-первых, дети с трудом воспринимают фразы, состоящие более чем из восьми слов, а во-вторых, короткие указания обладают конкретным эффектом.

Нельзя злоупотреблять обещаниями: ребёнок живёт настоящим, а обещание – это будущее, легко пообещать – выполнить трудно.

Нельзя чрезмерно опекать: по мере взросления должна расти и самостоятельность, ибокаждого из нас в большей степени формирует то, что мы делаем сами, а не с нами.

Нельзя требовать немедленного повиновения: нужно время, чтобы принять требуемое,чтобы подумать, как его выполнить, а возможно, найти лучший вариант.

Нельзя требовать того, что не соответствует возрасту и возможностям ребёнка: поэтому надо знать, изучать своего ребёнка, а он меняется.

Нельзя лишать ребёнка права оставаться ребёнком: пусть будет в нём всё то, что свойственно ребёнку; помните, что образцовый ребёнок – это несчастный ребёнок, он не может быть самим собой.

Нельзя приклеивать ребёнку ярлыки: «Он у меня застенчивый», «Он у меня трусливый» и т.д.

Нельзя сравнивать ребёнка с другими детьми: такого, как ваш, ни у кого нет.

Нельзя говорить плохо о ребёнке в присутствии других людей: щадите самолюбие ребёнка; лучше поговорить о плохом наедине и без свидетелей, так будет больше шансов на то, что ситуация изменится.

Нельзя бесцеремонно проникать в уголки личной жизни ребёнка: он имеет право на свой интимный мир; ведите себя так, чтобы он сам приоткрыл часть его.

Нельзя строить воспитание на запретах: вспомните – запретный плод сладок, к тому же, если запрет исходит от родителей, у ребёнка возникает злость на весь мир.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!