Педагогические цели | Способствовать развитию умений определять род имен существительных, классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода |
Тип урока | Открытие новых знаний и способов действий / решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Осваивают первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, морфологии и синтаксисе, об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи |
Формируемые УУД: | Личностные : установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение Познавательные: общеучебные – овладевают базовыми предметными понятиями; логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез, классификацию, делают выводы. Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества |
Основное содержание темы, понятия и термины | Род имен существительных: мужской, женский, средний. Местоимения: он, она, оно. Родовые окончания. Кровать |
Образовательные ресурсы | Учебник, с. 25–26. Схема «Род имен существительных», рабочая тетрадь с печатной основой Компьютер, проектор, экран |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) | Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все на месте, все в порядке: Книга, ручка и тетрадки? – Проверим готовность к уроку | Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принад-лежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Наблюдение |
II. Актуализация знаний 1.Чистописание | го ро бо то ло погода сорока суббота яблоня На гладких молодых листьях блестит роса. | Выполняют письмо по образцу | Вырабатывают калли-графический почерк | Правильное написание |
2. Работа с предложением. | - Подчеркните грамматическую основу, надпишите части речи. Укажите число имён существительных. - Дайте характеристику предложению. - Подчеркните орфограммы. | Выполняют задание. Производят самопроверку и сверяют с доской. | | |
III. Повторение изученного материала об имени существительном | - Что такое имя существительное? - Какие бывают существительные? (одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные) - Как изменяются сущ? (по числам) - Приведите примеры. | Отвечают на вопросы учителя, приводят примеры | Систематизируют изученный материал | |
IV. Постановка учебной задачи 1. Работа в группах. 2. Формулирование задач урока с помощью учителя | На какие три группы можно разбить слова? Волна, гнездо, тётя, земля, дядя, зайчиха, кольцо, стол, письмо, дедушка, девочка, метель, мальчик, платье. - Запишите слова по группам. Выделите окончания. Прочитайте правило в учебнике на с. 25. Догадайтесь, какого рода имена существительные в каждой группе. (опора!) - Предположите, с чем вы сегодня познакомитесь на уроке и чему будете учиться. | Выполняют задание. | Принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя | |
V. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Род имен существительных (упр. 42) | - Распределите слова по столбикам: В 1 – ж.р , во 2 – м.р. - Фонетический разбор слова июль | Читают правило, отве-чают на вопросы учителя, работают со схемой. Выполняют упражнение | Используют знаково-символические средства для решения учебной задачи | Правило, упражнение |
3. Словарно- орфографическая работа. Кровать | Знакомит с написанием слова «кровать» | Запоминают написание словарного слова | Усваивают правописание слова. Грамотно осуществляют письмо | Письмо |
Физкультминутка | (про фомку) | Выполняют движения по тексту под руковод-ством учителя | Осуществляют профилактику утомления | Правильное выполнение движений |
VI. Закрепление знаний и способов действий. 1. Тренажёр | Работа с тренажёром «Род имён существительных» | Определяют род имён существительных и показывают на карточках. | | Упражнение |
2. Упр.43(работа в парах) | | | | |
2. Работа в печатной тетради | Упр.40 | | | |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | -Научились вы определять род имен существительных? Дополните предложения: Я сегодня узнал … Я научился … Мне понравилось … | Отвечают на вопросы | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморегуляция |
Домашнее задание: | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития | |
Береза, альбом, хирург, апрель, ворона, кузнечик, восток, врач, гвоздика, медведь, школьник, ветер, лягушка, обезьяна, ноябрь, сторож, иней, строитель, рисунок, рябина, учитель, ребята.