СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Риторика. "Культура речи педагога"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Риторика. "Культура речи педагога"»



Муниципальное общеобразовательное учреждение- ГИМНАЗИЯ №2





Выступление

на педагогическом часе


РИТОРИКА

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «

(с использованием презентации)































Подготовила воспитатель

(учитель- логопед)

Ильинская Галина Васильевна








Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов в правилах речевого общения; активизация умение выражать своё эмоциональное состояния педагогов; систематизация знаний педагогов о педагогической риторике.

Задачи:

  • Дать начальные понятия об основных понятиях риторики.

  • Способствовать овладению основными элементами правильной выразительной речи.

  • Уточнить и закрепить знания педагогов о компонентах речи (лексической стороны, грамматического строя, произношения, связной речи) в процессе специально организованных практических упражнений и игр.

  • Совершенствовать качество языкового оформления речи.

  • Создать комфортную обстановку для улучшения восприятия данной информации.

Форма проведения: смешанная: традиционная + деловая игра с показом презентации

Участники: педагоги МДОУ ДС № 58 «ЩЕЛКУНЧИК»

 Материал и оборудование: проектор, экран, презентация и материалы выступления, карточки с практическими упражнениями.

Ход педчаса:

Слайд № 1.

«Терпение и кропотливый труд,
Желание, усердие, старание,
Известно всем «всё перетрут»,
Коль будем
речи уделять внимание».

Добрый день, уважаемые коллеги!

Слайд № 2
Тема моего выступления посвящена речи педагога, так как речь- это важнейшее средство общения людей и служит образцом для подражания воспитанников.

Данное выступление проводится с целью повышения культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя в ДОУ.

Выступление будет проходить в форме презентации, мини- лекции с несколькими практическими упражнениями.

Слайд № 3 «Речевая культура»

Речевая культура в современном понимании – это область лингвистики и является составной частью риторики.

Риторика- это прежде всего филологическая дисциплина, фундаментальная теория, изучающая искусство речи и правила построения художественной речи.

Риторика хороша тем, что она учит творчеству, психологии и этике общения, выражению своих мыслей, ораторскому искусству красноречия.

Речевая культура- это составная часть риторики, её малая частица. Это пополнение словарного запаса и развитие грамматического строя речи, это обучение всем видам рассказов.


Слайд № 4 «Л.И. Скворцов»

Профессор Л.И.Скворцов даёт определение, согласно которому “Культура речи – это владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”.


Слайд № 5 «Речь педагога- образец…»
Не случайно считается, что речь педагога – образец для подражания воспитанников. Речь педагога должна быть правильной и грамотной, разноплановой во фразах, лёгкая в произношении, понятная для слушателя.

Слайд № 6 «Речь педагога - визитная карточка»

Речь педагога- его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно педагог выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Профессор Альберт Мерабиан утверждал, что важную роль в общении играют три основных фактора: «Что мы говорим, как мы говорим, язык нашего тела».

Умение грамотно говорить и умение выступать перед аудиторией сложно, но выполнимо, так как требует упорного труда, тренировки и самоанализа. Общаясь ежедневно с воспитанниками и их родителями, специалистами и коллегами, мы, в первую очередь, должны владеть грамотной речью. Сфера, в которой мы работаем, обязывает нас постоянно повышать уровень своей компетенции и подтверждать свою квалификацию.

Именно поэтому, к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования. Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.

В настоящее время грамотная, правильная и красивая речь педагога высоко ценится в профессиональной среде. От эффективного устного доклада, презентации, предложений, грамотных ответов на вопросы зависит авторитет сотрудника, его статус. В своём выступлении педагог должен уметь грамотно говорить публично, владеть точной, яркой, выразительной речью, может убедить и увлечь слушателей, а также, стимулировать интерес коллег к обсуждаемой проблеме.

Слайд № 7 «Что же такое речь?»

  • Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

  • Речь — это деятельность человека, применение языка для общения, для передачи своих мыслей, намерений, чувств.

  • Речь — это язык в действии.

  • Речь – это способность выразить свои мысли.

  • Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков,

  • Речь- это говорение, чтение, письмо.

  • Речь- это форма существования человеческого языка.

  • Речь- это основное средство человеческого общения.

  • «Речь- великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира».

Слайд № 8 «Компоненты речевой деятельности».

Важно обращать особое внимание на компоненты речи. Что же к ним относится?

Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда. К голосу предъявляется ряд требований:

  • Голос не должен вызывать неприятных ощущений, а должен обладать благозвучностью.

  • Педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.

  • Педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей.

  • С помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения.

  • Голос педагога должен быть достаточно вынослив.

Исходя из этих требований, можно сказать, что голос педагога должен обладать благозвучностью, гибкостью, полетностью, выносливостью.

Следующим компонентом речи является дикция. 

Дикция – четкое и ясное произношение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Дикция является одним из обязательных элементов техники речи педагога. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.

К компонентам речи также относятся:

  • Качество языкового оформления речи.

  • Ценностно- личностные установки педагога.

  • Коммуникативная компетентность.

  • Чёткий отбор информации для создания высказывания.

  • Ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

Педагог обязан владеть методическим мастерством, знать приемы, необходимые для оказания соответствующего влияния на речь детей, и уметь их применять во всех случаях общения с дошкольниками и другими людьми.

К таким приёмам относятся скороговорки.

Практические упражнения «Скороговорки» (карточки)


Слайд № 9 «Нормы литературного языка»

В русском языке для совершенствования культуры речи решающее значение имеет овладение нормами литературного языка. Разновидности нормы выделяются в соответствии с формами речи и уровнями языковой системы:

  • орфоэпические (произношение),

  • акцентологические (ударение),

  • орфографические и пунктуационные – нормы письменной речи;

  • лексические (словоупотребление),

  • словообразовательные и синтаксические, вместе именуемые грамматическими, проявляющиеся в устной и письменной речи;

  • стилистические.


Я вам предлагаю прочитать слово с правильной постановкой ударения. Читаете слова согласно номеру на карточке, и проверяем себя, глядя на экран. Правильно поставленное ударение обозначается красным цветом.


Слайд № 10 «Произнесите слово с правильной постановкой ударения»


1.ДОГОВОР, 2.ЖАЛЮЗИ, 3.ЗАВИДНО, 4.ЗВОНИТ, 5. ЗНАМЕНИЕ, 6.КАТАЛОГ, 7.КВАРТАЛ, 8.КРАСИВЕЕ, 9.ЛОМОТА, 10.ты мне ПОЗВОНИШЬ, 11.ЛАТТЕ, 12.ПРЕМИРОВАТЬ, 13.СВЕКЛА, 14.СРЕДСТВА, 15.ТВОРОГ, 16.ТОРТЫ, 17.ФЕНОМЕН, 18. ХВОЯ, 19.ЩАВЕЛЬ, 20.нет ЩАВЕЛЯ, 21.ДОСУГ, 22.ПОВТОРИШЬ, 23.СЛИВОВЫЙ,


Практическое упражнение «Как правильно сказать?» (КАРТОЧКИ)


Я предлагаю вам ещё одно задание. На карточках- предложения. Необходимо правильно его прочитать.


1. Яблоко разрезать пополам или напополам? (пополам)

2. Обратно проливной дождь пошёл. (опять)

3. Мы заблудились и решили повернуть опять. (назад)

4. В магазине много чулков и носок. (чулок и носков)

5. Книгу положи или клади на стол? (клади)

6.Тюль моя. (мой)

7.Кофе моё (мой)


Слайд №11 «Требования к речи педагога»


Какие требования необходимо предъявлять к своей речи?


Слайд № 12

  • Точность – это соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (т.е. смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.


Слайд № 13

  • Логичность – это выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.


Слайд №14

  • Уместность – Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться речевым этикетом, ориентироваться на ситуацию общения и др.)


Практическое упражнение «Заменить фразеологизмы глпголом» (карточки)

В своей речи мы часто используем фразеологизмы.

  1. Что такое фразеологизмы? (Фразеологизмы- это образное выражение, это устойчивые словосочетания, которые используются для придания речи выразительности, динамичности, лучшей передачи эмоции.)

  1. Одна нога тут, другая там – быстро сбегать по какому-то делу;

  2. Спустя рукава – выполнять работу кое-как;

  3. Дойти до ручки – потерять человеческий облик, опуститься.

  4. Реветь белугой — рыдать, громко и безудержно плакать;

  5. Брать на буксир — передать свой опыт, умения, знания; подтянуть в учёбе;

  6. Задеть за живое — глубоко волновать, заставить переживать, оскорблять самолюбие;

  7. Играть в жмурки — обманывать кого- либо, утаивать истинные намерения;

  8. Играть на нервах — намерен­о раздражать, нервировать кого-либо;

  9. Хвататься за соломинку — использовать любое, чаще сомни­ельное средство для выхода из трудной ситуации;

  10. Семь пятниц на неделе — о том, кто часто меняет свои планы;

  11. Биться как рыба об лёд — бороться с нуждой, бедствовать

  12. Идти на попятную- отступать

  13. Изобрести велосипед- придумать

  14. Раскинуть мозгами- подумать хорошо

  15. Как баран на новые ворота- смотреть недоумённо

  16. Как воды в рот набрал- лишился дара речи

  17. Как корова языком слизала- быстро исчезло

  18. Клевать носом- опускать голову

  19. Лить слёзы рекой- горько плакать

  20. Лезть в бутылку- раздражаться

  21. Грести деньги лопатой- много получать

  22. Выдрать как сидорову козу- наказать

  23. Вот такая петрушка- выхода нет


Слайд № 15

  • Выразительность – это элемент профессиональности речи педагога. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика.

Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности:

  • логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа),

  • пауз,

  • мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе),

  • темпа (количество слов произнесенных за определенную единицу времени).

Отсюда следует, что интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно и закончено.


Слайд № 16

  • Богатство – это умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.

Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.


Практическое задание «Подобрать синонимы к словам» (Ведущий называет слова каждой команде)


Дайте определение «Что такое синонимы?»

  1. Синонимы – это слова близкие по значению.

  2. Синонимы — это слова, разные по написанию, но имеющие схожее или тождественное значение.

  3. Когда в речи используют синонимы? ( Синонимы используют в речи для избегания повтора в тексте).

  • красивый — прекрасный, великолепный, роскошный;

  • храбрый – смелый, отважный, мужественный, бесстрашный;

  • большой – огромный, громадный;

  • маленький – крошечный, малюсенький;

  • сердитесь – обижаетесь, злитесь;

  • недалеко – близко, рядом;

  • обмануть – перехитрить, одурачить, провести;

  • река бежит- бурлит, журчит, шумит, льется, катится, плывет;

  • печальный,- невеселый, унылый, тоскливый, несчастный;

  • молодец- умник, умница, разумник, знаток. эрудит


Практическое задание «Подбери к слову синоним»


близко – рядом, быстро – скоро, есть – кушать, смотреть – глядеть, огонь – пламя, машина – автомобиль, скакать- прыгать, друг- товарищ, бросать- кидать, думать- размышлять, смеяться- хохотать, пианино- фортепьяно, обман- враньё, занавески- шторы, будка- конура, буря- ураган, турист- путешественник, малыш- ребёнок, ученик- школьник, дождь- ливень, жара- зной.

И следующий момент, на который необходимо обратить внимание- это правильность речи.


Слайд № 17

  • Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.


Практическое задание «Определите род имён существительных»:

КОФЕ, МОЗОЛЬ, ШАМПУНЬ, КАКАО, ГЕЛЬ, ТЮЛЬ, ВЕРМИШЕЛЬ, ПАЛЬТО, КАРАОКЕ, ВУАЛЬ

Практическое задание «Без запинки».


Я буду называть существительное, а вы должны от существительного образовать глагол):

  • Луч- излучать

  • Голос – голосить

  • Сын – усыновить

  • Пояс- опоясать

  • Решето – изрешетить

  • Вред – навредить

  • Позор-опозорить

  • Вода – наводнить

  • Корм- покормить

  • Пить- напоить


Слайд № 18

  • Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов- паразитов, диалектных и жаргонных слов.

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение  не только говорить с ребенком, но и слышать его.


Слайд №19 «Формула культуры речи»

Прежде чем что- то сказать, подумай, кому сказать, что сказать, где говорить о чём-то, зачем (а нужно ли это собеседнику?), каковы будут последствия?

Таким образом, знание названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование своей речи – это залог успешности работы воспитателя по речевому развитию детей в ДОУ.

Искусство речи — это инструмент успеха и воздействия, это эффективность и развитие лидерских способностей, впечатление и привлекательность, успех в общении, учебе, а в дальнейшем и в работе!


Слайд № 20

Аристотель в своё время очень верно и точно сказал такую истину:

«Мы слушаем не речь, а человека, который говорит».

«Слово — самое сильное оружие человека»


«Ода риторике» (Ольга Иванова- Гритчина)

Риторика- наука о словах.

Как жалок тот, кто чувствует и мыслит,

Но, не умея пару слов связать,

Наедине с собою остаётся.

Риторик- великое искусство:

Она и взгляд, и мимика, и жесты,

Она- идея и она- душа…

Риторика- бесценный Божий дар.

Так пусть она цветёт и плодоносит!

Взрасти её в саду души своей.

Люби её и жизнью наслаждайся!»


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Котелевская В. В., Анисимова Т.Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. - Феникс, 2007

  2. Метод М.Монтессори в России

  3. Гризик Т. Познавательное развитие детей 4-5 лет. М., 2007

  4. Скажи по-другому/ Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии/Под ред. О.С.Ушаковой. Самара, 2008

  5. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников 3-7 лет с литературой. М., 2010

  6. Виды работ по развитию речи. - М.: Министерство просвещения, 2003

  7. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. Для развития речи дошкольников. - М.: АСТ. Астрель, 2002

  8. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Я.: Академия развития. Академия К.,1998

  9. Львов М.Р. Риторика: Учеб. пособие.- М.: Академия. 1995

  10. Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? - Т.: Пеленг, 2003

  11. Методика развития речи. - М.: Просвещение. 2000

  12. Гин А. Приемы педагогической техники: Пособие для учителя.-3-е изд.-М.: Вита Пресс, 2007































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!