Мастер-класс «Ритмические игры»
Мастер-класс на развитие чувства ритма у детей с ОВЗ посредством музыкально-ритмических движений.
Чувство ритма лежит в основе многих природных процессов. Ещё будучи в утробе, малыш слышит сердцебиение матери, поэтому успокаивается, когда мама берёт его к себе на руки и прижимает к груди. Это одно из первых знакомств маленького человека с ощущением ритма.
Ритмично функционируют и другие системы человеческой жизнедеятельности:
1. Дыхание.
2. Бодрствование и сон.
3. Желудочно-кишечный тракт.
Ритмами пронизана вся природа. Благодаря им происходят:
1. Смена времён года.
2. Смена времени суток.
3. Приливы и отливы.
Человек — часть природы, поэтому нет людей, у которых полностью отсутствует чувство ритма. Оно может быть недостаточно развитым, но это вполне поправимо.
С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Эффективными средствами в коррекционно-развивающей работе с детьми на занятиях по музыкальному воспитанию, являются ритмические упражнения. Занятия ритмикой являются эффективной техникой в работе с детьми с особыми возможностями.
Ритмика — один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.
Построенная на связи движений с музыкой, ритмика является составной частью физического и художественного воспитания, способствует гармоническому развитию. Эмоционально-положительное состояние на занятиях способствует развитию психики, что особо важно для детей с ОВЗ.
Развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой. Необходимо выделить три элемента ритмики: доступность, эмоциональность, эффективность. Необходимо возможно раньше начать развивать эти умения в доступной форме: ритмических упражнениях, музыкальных игр, танцев, хороводов.
Занятия ритмикой с детьми с ОВЗ представляют собой не просто комплекс движений, помогающих исправлению осанки, постановке правильного дыхания, формированию движения и умения чувствовать ритм, но в первую очередь направлены на компенсацию ограничений в здоровье через творческую составляющую. Танец выполняет функцию психической и соматической релаксации, восстанавливает жизненную энергию ребенка с ОВЗ и его самоощущения как индивидуальности.
Репертуар может быть самым разнообразным (фольклор, классическая музыка всех эпох, современная музыка).
Не секрет, что самая близкая форма деятельности детей – игра. А, если игра или упражнения дополняются простейшими стихами, она приносит удовлетворения вдвойне. Простая метризация слов организует внимание, вызывает повышенный интерес к происходящему, усиливает образное мышление, тренирует память, развивает чувство ритма, музыкальный слух и вкус (если сопровождается музыкой).
Игры и упражнения на развитие чувства ритма:
№1 «Озвучь потешку»
Цель: формировать умение фиксировать ритм небольших фраз на ударных музыкальных инструментах. Соблюдать чёткий ритм и темп.
Ход игры (1 вариант): Учащимся предлагается прочитать потешку с хлопками, затем выбрать музыкальный инструмент и исполнить её в сопровождении выбранного инструмента.
(2 вариант): Одна группа детей сопровождает свое пение потешки на музыкальных инструментах ударами на сильную долю, другая группа детей отстукивает на ударных музыкальных инструментах метрический пульс потешки.
(3 вариант) - Часть группы поет потешку, остальные дети сопровождают их пение ритмическим аккомпанементом звуковых жестов.
№2 «Угадай мелодию».
Цель: Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомую песню. Мы сейчас убедимся в этом.
Прослушайте, пожалуйста, ритмический рисунок популярной песни и угадайте, что это за песня! «Маленькой елочке холодно зимой» и «В траве сидел кузнечик». Может быть кто – то из Вас хочет загадать нам ритмической рисунок песни?
Такое упражнение развивает мышление, чувство ритма и слух школьника.
№3 «Имена» - на внимание, выразительность интонации. Выбираем одно имя (по желанию детей) и произносим его на разные лады, отбивая ритм шага по коленям, хлопаем в ладошки. (Торжественно, ласково, вопросительно, укоризненно, жалея, жалобно, призывая, игриво, строго, сердито, удивленно, восхищенно, окликая, заигрывая).
№4«Цветная партитура»
Цель: развитие внимания, координации, чувства ритма.
Ход игры: Глядя на партитуру, детям предлагается исполнить попевку с заданным текстом, соблюдая при этом ритмический рисунок и звуковысотность. Каждый ребенок исполняет свою партию.
Когда дети уже усвоили задание, можно усложнить задачу.
(2 вариант) - предлагается исполнить эту же попевку, используя жесты: хлопки обозначены жёлтым цветом, шлепки – красным, притопы – зелёным.
№5«Дирижеры».
Цель: отработать в дирижерском жесте ощущение сильных и слабых долей
Ход игры: детям предлагается в дирижерском жесте под музыку отобразить сильные и слабые доли. Выбирается один дирижер, который будет показывать жестами сильные и слабые доли. Остальные учащиеся, используя звучащие жесты. На сильные доли выполняют громкий хлопок, на слабые шлепки по коленям легкие.
(2 вариант): исполнить песню с дирижированием, отмечая сильные и слабые доли.
№6 «Ритмические цепочки».
Цель: развитие слухового восприятия, памяти, быстроты реакции, точного воспроизведения и передачи заданного ритма.
Ход игры: дети делятся на группы. Встают друг за другом в колону. Учитель последнему ребенку каждой группы прохлопывает по плечу заданный ритм. Каждый ученик должен по цепочке передать в точности ритм другому не прерывая движения.
Процесс музыкального развития школьников на занятиях ритмикой будет проходить успешнее, если в обучении следовать педагогическим идеям Эмиля Жака –Далькроза, основоположника ритма:
• развивать музыкальные способности детей (чувство метроритма, музыкальный слух, память, чувство темпа, формы) комплексно;
• помимо музыкальных развивать также общие способности учащихся (память, внимание, волю, мышление, фантазию, воображение, ориентацию в пространстве и др.);
• в обучении учитывать возрастные и индивидуальные особенности психологии и физиологии детей;
• учебный процесс строить поэтапно, с постепенным усложнением и введением нового материала;
• соблюдать в обучении принцип систематичности (то есть формы работы должны быть постоянными на каждом уроке);
• использовать игровой метод как ведущий;
• формировать у детей умение передавать в движениях все средства выразительности музыкальной ткани;
• большое внимание уделять развитию творческих способностей, придавая основной части упражнений характер импровизационности.
Элементарное музицирование с инструментами по системе Карла Орфа – одна из интереснейших для детей форм музыкальной деятельности.
Ведущими принципами орфовской педагогики являются:
1. Креативность, под которым подразумевается сотворчество, созидание, доверительное отношение взрослого и ребёнка.
2. Синтез музыки – движения – речи, где ритм является первоосновой, открывает каждому ребёнку дверку для самореализации и выбора деятельности по своим способностям, желанию, независимо от музыкальных данных.
3. Решение проблем личностной адаптации, коммуникативных отношений.
4. Оздоровление. Реализация лечебно – оздоровительного педагогического действия средствами музыки на организм здоровых и ослабленных детей.
Содержание упражнений и методические приёмы, используемые для решения коррекционных задач, обусловлены целями и задачами логопедической ритмики Идеи орф-педагогики получили своё современное продолжение в разработках Татьяны Эдуардовны Тютюнниковай. Её методика, названная "методикой элементарного музицирования. затрагивает разные стороны развития ребёнка, в том числе и развитие речи. Используя методы и приёмы данной программы нашими музыкантами наряду с упражнениями для развития музыкальности детей, используется ряд дополнительных упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития мышечного чувства. Особое внимание уделяется речевым играм, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, постановке голосового аппарата; ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве; упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определённому музыкальному звуку, а также распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях. Упражнения и игры по данной тематике обязательно включаются в каждое музыкальное занятие. как его неотъемлемая часть. Все формы работы предполагают личностную активность ребёнка.
Занятия, направленные на развитие чувства ритма с детьми с ОВЗ представляют собой не просто комплекс движений, помогающих исправлению осанки, постановке правильного дыхания, формированию движения и умения чувствовать ритм, но в первую очередь направлены на компенсацию ограничений в здоровье через творческую составляющую. Танец выполняет функцию психической и соматической релаксации, восстанавливает жизненную энергию ребенка с ОВЗ и его самоощущения как индивидуальности.
Музыкальный ритм – одна из главных составляющих музыкальных способностей, необходимых для успешной музыкальной деятельности детей. Поэтому воспитание и развитие чувства ритма — серьёзная и ответственная задача в работе с детьми. Если работу проводить последовательно, целенаправленно и систематически, то можно добиться положительных и высоких результатов.