СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Рисование с натуры как одно из средств развития художественных способностей учащихся среднего школьного возраста».

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта педагога дополнительного образования Кузьминой Д.А.

Просмотр содержимого документа
««Рисование с натуры как одно из средств развития художественных способностей учащихся среднего школьного возраста».»

Министерство образования Российской Федерации

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества».























ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

«РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».



















Выполнила:

Кузьмина Диана Александровна

педагог дополнительного образования



























г. Курчатов

2018 г.

Содержание:



I. Информационный отдел обобщения опыта ………................................3

1.1 Тема опыта …………………………………………………………………3

1.2 Условия возникновения и становления опыта …………………………..3

1.3 Актуальность проблемы …………………………………………………..4

1.4 Ведущая педагогическая идея опыта……………………………………..5

1.5 Длительность работы над опытом ………………………………………..6

1.6 Диапазон опыта …………………………………………………………....6

1.7 Теоретическая база опыта ………………………………………………....6



II.   Технология опыта ……………………………………………………....11

2.1 Постановка целей и задач …………………………...................................11

2.2 Организация учебно-воспитательного процесса …..................................12



III. Результативность опыта………………………………………………...21



IV. Список используемой литературы …………………….……………....26




















I. Информационный отдел обобщения опыта.

1.1 Тема опыта: «Рисование с натуры как одно из средств развития художественных способностей учащихся среднего школьного возраста».

1.2 Условия возникновения и становления опыта:

  Стаж моей педагогической работы в должности преподавателя изобразительного искусства в художественной студии «Колорит» составляет 6 лет. Эти годы я занималась изучением такого вида изобразительной деятельности, как рисование с натуры и как оно влияет на развитие ребенка. Поэтому тема педагогического опыта была выбрана мной не случайно.  Рисование  с натуры является ведущим видом занятий по изобразительному искусству в течение всего курса обучения в художественной студии «Колорит», поскольку служит основным базовым видом изобразительной деятельности для овладения учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка и изобразительной грамотности. В свою очередь умение рисовать, возможность реализовать себя и достигать позитивного результата являются главными источниками мотивации к изобразительной деятельности, а их отсутствие - причинами  отказа от изобразительного творчества. Если средним школьникам не дать соответствующие знания, не вооружать необходимыми навыками, то в дальнейшем наступит разлад между тем, что они хотят выразить и что умеют. Разочаровавшись в своих возможностях в художественном творчестве, подростки не только бросают карандаши и кисти, но и надолго, если не навсегда, охладевают к искусству.

Освоение детьми элементарной грамоты изобразительного искусства в процессе рисования с натуры – залог того, что со временем они сумеют по достоинству оценить  не только глубину содержания художественных произведений, но и всю сложность их изобразительно-выразительных средств.  Без грамоты нелегко научить понимать язык изобразительного искусства. Именно благодаря практическому рисованию развиваются качества необходимые человеку как личности и как зрителю. 

Мотивация всегда основывается на внутренней структуре опыта, высших логических уровнях, которые  формируются и развиваются в практической деятельности.  Опираясь  на собственный педагогический опыт, могу с уверенностью сказать,   чем больше учащийся знает, как рисовать предметы и явления окружающего мира, тем больше у него желания к занятиям  изобразительной деятельностью, к самоутверждению через творчество.

1.3 Актуальность проблемы.

Перспективность и актуальность педагогического опыта продиктована современными условиями обучения. Это модернизация образовательного процесса, повышение эффективности и оптимизации учебного процесса, мотивации учащихся к процессу обучения. Данное направление актуально, так как требования, предъявляемые к молодому поколению современным уровнем жизни, значительно возросли. Кроме определенной базы знаний современный человек должен обладать творческим мышлением для решения нестандартных заданий. А отсутствие творческого начала становится непреодолимым препятствием. Поэтому развитие творческих способностей в наши дни становятся залогом экономического процветания и средством национального развития. Воспитывающие и развивающие функции искусства определили направление непрерывного образования. Процесс художественного образования длителен, непрерывен и, по существу не завершаем. Он имеет отсроченный и всегда промежуточный результат. Поэтому важнейшую роль в процессе обучения и воспитания молодого поколения играет непрерывность художественного образования. Система художественного образования включает эстетическое воспитание, общее художественное образование и профессиональное художественное образование. Важную роль в художественном образовании играют учреждения культуры и искусства. За время моей работы в художественной студии «Колорит», столкнулась с тем, что творческий потенциал учащихся требует более широкой и углубленной работы над особенностями мышления и воображения детей. Потребность самовыражения учащихся в творческой деятельности является актуальной задачей моей педагогической работы.


1.4 Ведущая педагогическая идея опыта.

 Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной деятельности. При обучении рисованию нужно иметь в виду, что целью изучения натуры является не только знакомство с ее внешней формой, но и знакомство с понятиями, выраженными этой формой, что крайне необходимо для усвоения других учебных предметов. Процесс познания объективной реальности во многом зависит от степени развития зрительного аппарата, от способностей человека анализировать и синтезировать получаемые зрительные впечатления. Рисование с натуры располагает большими возможностями для развития этой способности. Как бы ни была мала задача, поставленная учителем перед ребенком, решение ее невозможно без значительной активизации его умственной деятельности. В рисовании с натуры процесс познания предмета изображения является не простым созерцанием, а переходом от единичных и неполных понятий о предмете к полному и обобщенному представлению о нем.

Рисование с натуры является прекрасным средством развития художественных способностей детей. Рисуя с натуры пейзаж, натюрморт, цветок, изучая разнообразные предметы, окружающие нас, ребенок проявляет интерес к формам и объемам окружающей природы, к богатству и разнообразию ее красок и оттенков. Он видит пропорциональное соотношение частей и целого, улавливает ритм и гармонию форм природы, цветовых оттенков. Развивая у детей наблюдательность, чутье, мы тем самым решаем и задачи развития художественных способностей учащихся.


1.5 Длительность работы над опытом.

Длительность работы над опытом составляет 6 лет.

Первый этап – подготовительный (с 2012 по 2014 год) – накопление и изучение фактического материала с целью выявления и формирования художественных способностей учащихся среднего школьного возраста в процессе рисования с натуры, проведение предварительной диагностики художественно-творческих способностей учащихся. Изучение работ педагогов и психологов по проблеме развития художественных способностей в процессе рисования с натуры.

Второй этап – формирующий (с 2014 по 2016 год) - апробирование инновационных техник в ходе работы с детьми, систематизация художественных материалов по их применению. 

Третий этап (с 2016 по 2018 год) – заключительная динамика показала динамику интереса учащихся к предмету. Предмет изобразительное искусство был назван в ряду интересных предметов, увеличилось количество учащихся, занимающихся в художественной школе. 


1.6 Диапазон опыта.

Диапазон опыта представлен единой органичной системой: урок изобразительного искусства – внеурочная работа – индивидуальная работа с учащимися.

1.7 Теоретическая база опыта.

История методов преподавания, храня накопленный опыт предшествующих поколений, помогает правильно решать современные задачи. Человек всегда стремился, и стремиться к общению и умение рисовать давало и дает ему эту возможность. Еще в глубокой древности люди начали развивать свои навыки в рисовании. Согласно историческим данным очень важно отметить, что рисунки  являлись своеобразной формой передачи человеческой мысли.  Путем непосредственного наблюдения и подражания окружающей действительности первобытный человек приобретал необходимые навыки рисования.

  Очень большое значение рисованию придавали в Древнем Египте. И именно там умение рисовать становиться предметом школьного обучения.  В Древнем Египте появляются единые методы и система обучения. Рисовать учили не спонтанно от случая к случаю, а по уже утвержденным общим канонам и правилам, которые были установлены и требовали строжайшего соблюдения всех норм.  

Древнегреческие художники по-новому подошли к проблеме обучения и воспитания и значительно обогатили методы преподавания. Они стали призывать молодых мастеров внимательно изучать окружающую их действительность, а самое главное находить в ней свою красоту. Уже в 14 веке до нашей эры в Греции существовали несколько известных школ рисунка: Сикионская, Эфесска и Фиванская. В дальнейшем Сикионская школа оказала огромное влияние на дальнейшее развитие изобразительного искусства и методы обучения в целом. Именно в этой школе старались придерживаться научных методов обучения рисования и стремились, как можно ближе приблизить ученика к природе. Обучение в этом заведении базировалось на естествознании и строго соблюдения законов природы.  Памфил – глава  Сикионской  школы, считал, что без  знания нельзя было достичь совершенства в области искусства». Памфил считал рисование общеобразовательным предметом и вводил эту дисциплину во все школы Греции,  именно в Сикионской школе рисунка, был впервые заложен метод научного понимания искусства, а вместе с тем и научный  метод обучения.

       Исходя из этих сведений, мы выяснили, что как раз в это время
педагоги-художники впервые установили метод обучения рисунку, в основе которого лежало рисование с натуры.

 В эпоху Возрождения художники стремились к возрождению античного искусства, чтобы понять методы работы их создателей. Точка зрения художников того периода, была такова, что в основу обучения должно быть положено рисование с натуры. Эту мысль можно найти во многих трактатах в частности Ченнино. Ченнини в своем трактате пишет: «Заметь, что самый совершенный руководитель, ведущий через триумфальные врата к искусству, - это рисование с натуры. Оно важнее всех образцов; доверяйся ему всегда с горячим сердцем, особенно когда приобретешь некоторое чувство в рисунке».   

Ценные методические положения выдвинул в трактате «Три книге о живописи» Леон Батиста Альберти.  Эта работа является значительным трудом по теории рисования эпохи Возрождения. Его трактат рассказывает не столько о живописи и красках, сколько о рисунке и основных положениях правильного построения изображения на плоскости.

 Альберти считал, что весь процесс обучения необходимо строить на рисовании с натуры:  «А так как природа дала нам такое средство, как измерения,  познание которых доставляет немалую пользу, так пусть же прилежные живописцы в своей работе заимствуют их у природы и, приложи все свои умения и старания к познанию их, пусть они держат в памяти то, что они у нее заимствовали».  

 Изучив данные исторические источники, можно смело говорить о том, что огромное значение в процессе обучения рисованию являлось  рисование с  натуры. Методике рисования с натуры уделялось огромное внимание, и все методы обосновывались с научной точки зрения. 
Не обошли своим вниманием эту проблему и такие знаменитые и великие художники как Леонардо да Винчи, замечательный мастер
своего дела  А. Дюрер. Подводя итоги по эпохе Возрождения можно сказать, что они оставили после себя огромное наследие. Даже теперь их работы поражают глубоким знанием анатомии, перспективы, законов перспективы.

В 17 веке происходит становление новой педагогической системы – академической. Особенно много было сделано академиями в области методики обучения рисунку, живописи, композиции. На тот момент складывается четкая и организованная система художественного образования. Считалось, что овладеть рисунком без серьезных научных знаний нельзя. Польза же от рисования огромная, ведь занимаясь рисунком, ученик одновременно познает мир. Более обстоятельно о рисовании как общеобразовательном предмете высказывался французский ученый энциклопедист Жан Жак Руссо. Он считал, что для познания окружающей действительности большое значения имеют органы чувств, которые можно развить у ребенка, обучая его рисованию с натуры.  Согласно этому он утверждал, что недолжно у ребенка быть другого учителя, кроме самой природы, и других образцов кроме самих предметов. Иначе говоря, Руссо придерживался такого мнения, что дерево нужно рисовать с дерева, дом с дома, а не срисовывать их с изображения на листе бумаги. Таким образом, Руссо смотрел на методику преподавания рисования на много серьезнее своих предшественников.  

Позднее уже к концу 19 века специалисты школьного образования разделились на группы, одни из которых были сторонниками геометрических методов, а другие являлись натуралистами.

 Анализируя  геометральный  метод, мы можем заметить, что хотя он и был введен во всех образовательных школах с 1888 года, но все же в целом как метод он себя не оправдал. Многие учителя не правильно понимали процесс обучения. Геометрические фигуры стали изучаться отвлеченно, без какой либо связи с предметами реального мира. И все это привело к тому, что основная масса преподавателей рисования обратилась к опыту сторонников натурального метода.

В отличие от геометрического метода натуральный метод обучения заключался в том, что ученик должен был рисовать предметы сразу так, как он их видит, без каких-либо упрощений формы. Следовательно, такой метод обучения рисованию в отличие от геометрического приближает ребенка к жизни, к природе, к окружающей его действительности.  

В России рисование впервые появляется как общеобразовательный предмет в начале 17 века. Ссылаясь на исторические  сведения, именно в этот период на рисование начинают смотреть как на одно из средств, которое способствует развитию образного представления и умений, в связи с этим его можно применить в любой профессии.

 Со второй половины 19 века вопросам методики преподавания начинают уделять особое внимание не только выдающиеся художники-педагоги, но и рядовые учителя школ. Они понимали, что без специальной подготовки нельзя успешно вести педагогическую работу. В 1872 году рисование вновь включается в круг учебных предметов реальных и городских училищ. И согласно историческим сведениям именно в этот год были учреждены «Бесплатные воскресные классы рисования для народа».

В России  также как и Западной  Европе, широкое распространение получили копировальный, геометрический и натуральный методы обучения и метод обучения, основанный на рисовании с натуры.

В 1834 г. был издан первый учебник по рисованию А.П.Сапожникова, выдающийся русский преподаватель рассматривал рисование как важнейший общеобразовательный предмет, дающий знания и умения необходимые человеку в жизни. Ценность курса рисования А.П.Сапожникова заключалась в том, что предлагаемая автором методика обучения ориентировала учащихся на активное познание изображаемых предметов, на выявление геометрически обоснованного конструктивного строения предметов. Их пространственного расположения.
       Следует отметить, большую ценность для русского искусства представляют идеи Чистякова, взгляды и научные положения которого сыграли исключительно важную роль в развитии методов обучения реалистическому рисунку, в утверждении научных основ обучения изобразительной грамоте.  Говоря о методах преподавания рисования в школах, П.П.Чистяков писал: «Изучение рисования, строго говоря,  должно… начинаться и оканчиваться с натуры…» 

После октябрьского переворота в России  резко изменились задачи воспитания подрастающего поколения. В художественной жизни шла напряженная идейная борьба  убежденных сторонников реалистического искусства и так называемых «буржуазных формалистических направлений», отвергавших серьезную школу.

Среди специалистов, занимающихся проблемой образования,
не было единой концепции.  К 40-м годам советская школа рисунка прочно становится на путь реалистического искусства. В 50-е - 60-е годы появляется и целый ряд научно-исследовательских работ, которые во многом обогатили теорию методики преподавания. В 1970 году переработаны и утверждены новые по тому времени  учебные  программы,  где  сформулированы цели и задачи преподавания изобразительного искусства, определено содержание учебного материала.

В ходе исследований и обобщения лучшего педагогического опыта определялись и получали научное обоснование основные виды работы по изобразительному искусству: рисование с натуры, беседы об изобразительном искусстве. В программах и пособиях подчеркивается важная роль рисования с натуры как ведущего средства познания действительности.

 Изучив различные источники, которые касаются истории
возникновения и дальнейшее развитие методов обучения рисованию, можно
сказать, что на протяжении многих лет методика претерпевала множество
изменений и до сего времени авторы различных подходов пытаются внести свою лепту в наше образование. Безусловно, история методов преподавания, храня накопленный опыт предшествующих поколений, помогает правильно решать современные задачи.

Педагогикой определены пути развития художественных способностей. Общим для них явля­ется включение детей в творческую деятельность. Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными усло­виями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способность обнаруживается в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами дея­тельно­сти. Высокий уровень развития способности выражается понятиями таланта и ге­ниальности. Способности не приобретаются человеком в готовом виде, как нечто данное ему от при­роды, врожденное. Они формируются, проявляются и раскрываются в процессе дея­тельности. От способностей зависит быстрота, легкость овладения деятельностью, ориги­нальность полу­ченного результата. Развитие способностей у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Исходной предпо­сылкой для разви­тия служат врожденные задатки (слух, зрение, обо­няние, осязание...). Задатки – лишь предпосылки для развития способностей. То есть спо­собности – не столько дар природы, сколько продукт человеческой деятельности. В про­цессе деятельности человеческие задатки превращаются в многообразные и все более со­вершенные способности. Уже самые первые про­явления задатков превращают их в эле­ментарные способности. Вместе с тем каждая начинаю­щаяся складываться способность является как бы задатком для дальнейшего развития способно­сти.

На проявление и развитие способностей влияют такие качества личности, как воля, убеж­денность, увлеченность, трудолюбие и работоспособность. Изучение способностей к различным видам деятельности вскрывает взаимосвязь способностей с жизненной пози­цией личности, с ее склонностью заниматься определенной деятельностью. Склонность может раскрыться в инте­ресе. Наличие устойчивого интереса может привести к высоким результатам продуктивной дея­тельности и стать основой развивающейся способности.

Выявление и развитие способности возможно в любом возрасте, но наиболее благо­приятен школьный период. Ребенок может попробовать себя в различных видах учебной и трудовой дея­тельности под руководством педагога. Развитие и формирование способ­ностей зависит от того, как ребенок осваивает знания, и поэтому перед педагогом стоит задача, учитывая индивидуальные особенности, формировать и развивать их.

Один из базовых предметов, при обучении детей изобразительному искусству в художественной студии, является «Рисунок». С рисунка начинается всякое изображение формы, он лежит в основе всех видов изобразительного искусства. Еще Микеланджело писал: «Рисунок… есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок является источником и душой всех видов живописи и корнем всякой науки».

Одной из основных задач художественной студии «Колорит» подготовка детей к поступлению в ССУЗы и ВУЗы художественной направленности. «Рисунок» является основным предметом в предпрофессиональной подготовке учащихся.

Работая с детьми подросткового возраста необходимо учитывать психолого-возрастные особенности присущие детям 11 – 15 лет.

Дети в этом возрасте испытывают сильные изменения на всех уровнях, начиная от физиологии и заканчивая общением и мышлением. Их поступки порой противоречивы. Они еще не в силах дать объективную самооценку себе и своим поступкам, хотя в этом возрасте как раз и закладываются предпосылки к самопознанию, самоутверждению. Ребенок пытается все связать в определенную логическую цепь, установить какой-то порядок. Все эти процессы отражаются и в рисунке. Учащиеся хотят рисовать как взрослые – правильно. Вот тут и должен прийти на помощь учитель. В чем это выражается? В том, что нужно привести веские доказательства и аргументированные доводы: почему надо рисовать так, а не иначе? Как вообще вести работу от одного этапа к другому? Подростку нужны обоснованные ответы на свои вопросы.

Учебные занятия рисования с натуры должны обеспечивать:

  • Освоение основ наглядной перспективы;

  • Практическое постижение знаний о светотеневых отношениях;

  • Освоение навыков последовательной работы над рисунком;

  • Развитие чувства пропорций и умения избирательно видеть (отбирать наиболее существенное в изображаемом);

  • Развитие «твердости руки»;

  • Развитие творческих способностей учащихся.


II.   Технология опыта.

2.1 Постановка целей и задач.

Цель творческой поисковой деятельности - создание условий для развития художественных способностей учащихся среднего школьного возраста во время рисования с натуры.

Задачи практической деятельности:

- изучить и проанализировать состояние проблемы опыта в педагогической теории и практике.

- провести диагностику среди учащихся по выявлению уровня овладения изобразительной деятельностью;

- способствовать творческой самореализации личности через учебную работу.

- развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей, образного мышления, воображения, фантазии, познавательной активности личности учащегося в процессе изобразительной деятельности;

- формирование умений и навыков, необходимых для правильного ведения работы; совершенствование художественных способностей при работе с разными художественными материалами и техниками;

-стимулирование интереса к изобразительной деятельности;

-воспитание нравственных качеств личности учащихся

- помочь ребятам отойти от привычных стереотипов;

- развить коммуникативную компетентность учащихся;

- способствовать интеграции учебных предметов;

- научить сотрудничать;

- научить выявлять проблемы и самостоятельно искать пути решения поставленных задач;

- научить критически осмысливать информацию и принимать осознанные решения.

2.2 Организация учебно-воспитательного процесса.

Учебный процесс в художественной студии «Колорит» Дома детского творчества г. Курчатова осуществляется по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, разработанной на основе и с использованием материалов типовой программы «Рисунок, живопись, скульптура, композиция для ДХШ и ДШИ (художественных отделений)». Составители: Е.А. Афанасьева, Е.Д. Гераскевич, Е.Н. Зайцева, Т.И. Исраилян, Б.А. Иванов, Г.Б. Корягин, Л.А. Казарина, В.Н. Ларионов, Е.В. Лапин, В.А. Потанина, Л.В. Румянцева, В.А. Румянцев, М.И. Улупов, В.И. Щерба. Министерство Культуры СССР. Всесоюзный методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры, 1990 г. Программа «Колорит» делится на три уровня: стартовый- 1 год обучения, базовый- 2 и 3 год обучения и продвинутый- 4 год обучения. А в этом году была создана программа «Колорит-продвинутый курс» для работы с талантливыми, одаренными детьми и детьми с выдающимися способностями.

В художественной студии преподаются следующие дисциплины:

• Живопись;

• Рисунок;

• Композиция.

Основные задачи действующей программы:

- овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти и по представлению;

- развитие у детей художественных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя рисование по памяти и по представлению объектов действительности такими материалами как: карандаш, уголь, пастель, сангина, тушь, акварель, гуашь и масляные краски.


Дидактические принципы и методы.

На уроках изобразительного искусства осуществляются во взаимосвязи все основные принципы обучения: научность, систематичность, сознательность, доступность, прочность, наглядность, связь теории с практикой.


Научность

Особое значение приобретает соблюдение принципа научности обучения на уроках рисования с натуры. Поэтому на этих уроках предметом специального изучения становятся законы перспективы, оптики, цветоведения. Кроме того учащиеся постигают закономерности строения, пространственного расположения и другие характерные особенности предметов действительности - объектов изображения.

Принцип научности как активный фактор развития творческих способностей заключается, прежде всего, в усвоении системы научных знаний, которые помогают правильно понять закономерности строения форм природы и явления реальной действительности, а тем самым и овладеть методом реалистического искусства.

Усвоение учениками того или иного объективного закона изобразительного искусства должно осуществляться путём постоянного анализа, сравнения одного предмета с другим, объекта изображения с рисунком и т.д. поэтому существенное значение наряду с непосредственным процессом рисования приобретает наблюдение натуры. При этом педагог должен направлять внимание учащегося на конструктивное строение, перспективное сокращение форм, общее пространственное расположение, цвет предмета, подчеркивая наиболее характерное.

Принцип систематичности.

Процесс усвоения знаний и навыков предопределяет непрерывность между последующими знаниями и предыдущими, связь нового материала с пройденным, последовательное расширение и углубление знаний. Принцип систематичности и последовательности состоит в том, что новый учебный материал вызывает в памяти ранее воспринятое, уточняет его и дополняет.

Принцип систематичности в обучении рисунку требует строгого правила – не переходить к новому учебному материалу, пока не усвоен и не закреплён предыдущий. Учащийся должен закреплять отдельные разделы учебного рисунка, так как предыдущий раздел входит составной частью в последующий.

Серьезный момент в педагогической работе - связь между отдельными занятиями, которая дает возможность построить из этих занятий единую систему. Занятия оказываются плодотворными только в том случае, если педагог в процессе проведения уроков сознательно и систематически связывает каждый урок с комплексом занятий по изобразительному искусству. Преподавателя должно интересовать не проведение эпизодических уроков, а систематические занятия, входящие в состав всего курса обучения

Сознательность.

В педагогической науке принцип активности и сознательности рассматривается как один из главных. Поэтому и в деле обучения рисованию и художественному труду рассмотрим этот принцип как один из основных.

На занятиях рисования с натуры, где в основном идет практическая работа, без активности и сознательности ученика добиться успеха в обучении невозможно. Поэтому учителю надо постоянно приучать учащихся к самостоятельной и активной учебной работе.

Сознательная, активная и самостоятельная работа всегда ведет к лучшему усвоению учебного материала и к более прочному закреплению его. Кроме того, сознательность и активность являются прекрасной предпосылкой для углубления и расширения полученных знаний, развивают интерес к делу, способствуют творческим исканиям. Рисование с натуры приобретает для ребенка познавательное значение только тогда, когда педагог приучает его не пассивно наблюдать и срисовывать, а активно изучать натуру, выделять наиболее характерное, главное.

Доступность.

Принцип доступности обучения требует от педагога четкого установления степени сложности и глубины освещения учебного материала для каждого класса, для каждого возраста детей.

Чтобы привести сложность учебного материала в соответствие с возрастными особенностями детей, необходимо хорошо знать, какие знания и навыки могут быть доступны детям того или иного возраста, что они могут усвоить и выполнить за отведенное время. Соблюдая принцип доступности и посильности обучения, необходимо учитывать и индивидуальные способности каждого учащегося. В группе не может быть совершенно одинаковых учеников: одни усваивают материал быстро, другие - с большим трудом; одним легко дается тот или иной технический прием, другие долгое время не могут овладеть им. Следует поставить каждого в такие условия работы, при которых все смогли бы достигнуть наибольших успехов.

Прочность усвоения знаний.

Важным условием реализации этого принципа является точное представление целей занятия. В начале занятия учитель должен сформировать у детей четкое представление о том, к какому результату они должны прийти к концу занятия, какие знания и умения должны получить за это время.

Прочность усвоения знаний тесно связана с количеством информации. Она успешно достигается за счет повторения, закрепления систематических тренировочных упражнений, выполнения правил техники безопасности.

Большое влияние на прочность усвоения знаний и умений оказывает интерес к учебе, который повышается при правильном подборе заданий творческого характера, постановке творческих целей, проведения самостоятельных работ.

Наглядность.

Наглядность в обучении рисованию с натуры рассматривается не как вспомогательное средство обучения, а как ведущее. Принцип наглядности должен пронизывать всю систему обучения изобразительному искусству

Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе. Процесс познания объективной реальности во многом зависит от степени развития зрительного аппарата. От способности человека анализировать и синтезировать получаемые зрительные впечатления. Рисование с натуры располагает большими возможностями для развития этой способности.

Принцип наглядности требует такого преподнесения учебного материала, при котором понятия и представления учащихся становится более ясными и конкретными. Главное внимание при обучении рисованию с натуры обращается на верное изображение натуры, на правильную передачу перспективных явлений, особенности светотени, конструкций предмета. Для облегчения этих основных задач желательно рядом с натурой устанавливать специальные модели (из проволоки и картона), чтобы рисующий мог наглядно увидеть и ясно понять то, или иное явление, понять конструкцию формы предмета, его характерные особенности.

Методы.

1. Объяснительно-иллюстративный метод обучения (преподаватель объясняет, наглядно иллюстрирует учебный материал).

Осуществляется как лекция, рассказ, беседа, демонстрация этапов выполнения рисунка, педагогический рисунок, экскурсия.

2. Репродуктивный метод.

Преподаватель составляет задание для учащихся на воспроизведение ими знаний, способов деятельности, решение задач, воспроизводство рисунков и, таким образом, ученик сам активно воспроизводит учебный материал: отвечает на вопросы, решает возникшие задачи и т.д. в результате формируются «знания-копии».

3. Метод проблемного изложения.

Используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Ученики как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска.

4. Частично-поисковый или эвристический метод.

Заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами и учебными пособиями.

5. Исследовательский метод.

После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.

В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный - методы традиционного обучения, основная сущность которого сводится к процессу передачи готовых известных знаний учащимся.


Во время проведения занятий по выполнению рисунка с натуры, опираюсь на следующие принципы работы с детьми:

1.Признание ранее не признанных или не использованных возможностей.

2.Уважение желания ребенка работать самостоятельно.

3.Умение воздерживаться от вмешательства в процессе творческой деятельности.

4.Индивидуализированное применение учебной программы в зависимости от особенности учеников.

5.Исключение какого-либо давления на детей, создание раскрепощенной обстановки.

6.Уважение потенциальных возможностей отстающих.

7.Оказание авторитетной помощи детям, высказывающим отличное от других мнение.

8.Поиск возможных точек соприкосновения фантазии с реальностью.

9.Поощрение максимальной вовлеченности в совместную деятельность.

10.Способность убедить учеников, что учитель является их единомышленником, а не противником.

Натурные постановки:

Натурные постановки не должны быть случайными, ученикам надо дать почувствовать, что трудности учебной задачи от постановки к постановке возрастают. На каждом уроке перед группой ставятся новые задачи. Для того чтобы учащиеся умели правдиво изобразить натуру, педагог в первую очередь должен научить их основным особенностям строения. В учебном рисунке наблюдение и познание природы играют первостепенную роль, что создает наилучшие условия для развития художественных способностей. Необходимо создать такие условия, чтобы ученики, приступая к рисованию, понимали закономерности строения предмета, его конструкцию, характер, формы, пропорции и т. д., видели их в натуре. Для этого необходимо приучить средних школьников сочетать процессы анализа и синтеза – процессы расчленения целого на части и обратного воссоединения их в единое целое.

Анализ натурных постановок должен осуществляться при максимальной активности учащихся. Стоит так построить процесс работы, чтобы все учащиеся внимательно следили за ходом анализа, размышляли, были готовы в любую минуту ответить на поставленный педагогом вопрос.

Необходимо отметить, что обучение рисованию с натуры предполагает ознакомление учащихся с теоретическими положениями реалистического изображения и их закрепление в ходе выполнения практических упражнений. К числу теоретических знаний, которыми должны овладеть ученики на уроках рисования с натуры, следует отнести:

- знание конструктивного строения геометрических тел и сознательное применение этих знаний при изображении предметов сложной, комбинированной формы;

-знание линейной и воздушной перспективы;

-знание основ композиции и цветоведения;

Пленэр:

Упражнения, которые обогащают восприятие натуры, развивают любознательность и обогащают технические приемы, связаны с переходом от работы в закрытом помещении, к занятием живописью на воздухе, в условиях природы, на пленэре. Живая природа очень разнообразна и прекрасна. Новые интересные занятия помогут выработать способность определять цветовые отношения предметов на разных пространственных планах. Общение с природой на пленэре учит неисчерпаемой гармонии красок.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что организовывать для детей занятия на пленэре просто необходимо, так как интереснее зарисовывать живую ветку с распустившимися весенними цветами на природе, чем изображать самый искусно выполненный муляж. А самое главное у ребенка развивается наблюдательность, любознательность и мышление.

Одна из главных композиционных задач – это с самого начала определить на плоскости этюда крупные соотношения земли и неба. Все элементы пейзажа в дальнейшем будут строиться в зависимости от линии горизонта. Горизонт в свою очередь не должен делить картинную плоскость на две равные части. Этюд смотрится интереснее, когда на нем показано либо больше неба, либо наоборот, больше земли. Чтобы передать глубину в пейзаже, нужно более конкретно прописывать формы предметов или объектов переднего плана. На передних планах отчетливее проступают собственные цвета предметов, здесь они выглядят объемнее, насыщеннее, с контрастной светотенью. При решении дальних планов нужно учитывать законы воздушной перспективы. По мере удаления от зрителя формы предметов теряют объемность и приобретают уплощенный, силуэтный характер, ослабевает их насыщенность – цвета становятся обусловленными воздушной средой и зависят от степени удаления от зрителя.


При обучении детей рисованию с натуры решаются следующие задачи:

  • Формирование навыков целостного видения натуры, т.е. научить детей смотреть на натуру так, чтобы воспринимать предмет или группу предметов как единое целое, определяя, прежде всего характерные особенности его отдельных элементов.

  • Формирование навыков сравнения важных характеристик изображаемых предметов, правильной передачи их характерных особенностей, в том числе пропорций их отдельных частей.

  • Формирование навыков выполнения лаконичных рисунков, отражающих преимущественно главное в изображаемом предмете.

Для выполнения поставленных задач необходимо внимательно следить за пропорциями, соотношением частей и целого в рисунках учащихся, добиваться правильной их трактовки. Учащиеся должны твердо усвоить принципы последовательного выполнения рисунка. Начиная его выполнение, следует предварительно рассмотреть объект, определить его существенные, наиболее интересные особенности, мысленно представить себе конечный результат работы.

Роль показа учителем выполнения работы.

Велика роль педагогического рисунка. Он имеет обучающее значение и осуществляется учителем непосредственно во время одновременно с объяснением учебного материала. С помощью педагогического рисунка учитель наглядно показывает ход выполнения изображения, разъясняет приёмы работы, отмечает ошибки и т. д. Педагогический рисунок служит важным средством активизации внимания, мышления, памяти детей, средством воспитания интереса к рисованию. На уроках изобразительного искусства применение педагогического рисунка должно тесно сочетаться с показом других наглядных пособий.

Как правило, рисунок на отдельном листке, показывающий последовательность выполнения изображения, убирается сразу же после объяснения учителя, чтобы учащиеся не копировали рисунок, и процесс изображения с натуры не превращался в пассивное срисовывание.

Важнейшее качество педагогического рисунка – быстрота, выразительность, лаконичность изображения. Учащиеся должны видеть, что учитель всё знает и вместе с тем сам умеет хорошо рисовать.

Показывая последовательность выполнения рисунка, мы идем, как уже говорилось, от схематического к более деталь­ному изображению предмета. Без известной схематизации ученик не может обойтись на начальном этапе построения рисунка. Это, например, включение листа клена в многоугольную геометри­ческую фигуру, бабочки — в трапецию, проведение горизонталь­ных и вертикальных осевых линий и т. д. Все эти вспомогательные линии построения дают возможность правильно начать и вести работу над изображением.

Доводить рисунок до мелких подробностей нет необхо­димости. Его цель заключается в том, чтобы помочь детям спра­виться с наиболее трудными для них задачами, указать им пра­вильный путь построения основной (большой) формы предмета.


Для того чтобы задания выполнялись учащимися продуктивно и качественно, применяются различные методы мотивации и стимулирования познавательной, творческой деятельности. Сюда включаются: нестандартное начало, занимательность уроков, постановка вопросов, возможность увидеть натуру с новой, неожиданной стороны, которую я достигаю красивой постановкой, эффектным освещением; при выполнении набросков и зарисовок фигуры человека - неожиданным внешним видом одногрупников, которые обычно и служат натурой для учащихся художественной студии. Проведение мини-выставок в конце занятия, высокая оценка только лучших работ – для детей это все очень важно, ведь это их самоутверждение в среде сверстников, также служит эффективным методом стимулирования учащихся.

Для успешного продвижения к своей цели используются вполне стандартные способы организации уроков:

1. Фронтальные (выполнение всеми одновременно одинаковой работы).

2. Индивидуальные (учащийся работает по заданию специально подобранному для него).

3.Групповые (учащиеся делятся на группы для решения каких-либо учебных задач).

В эти стандартные способы можно вводить формы «Оживления» урока и результаты становятся на порядок выше. Например, предлагаю детям, что время от времени кто-то из них будет выступать в роли учителя, его задача заключается в том, чтобы указать на ошибки в рисунке товарища и посоветовать, как их исправить. Детям эта форма тоже очень нравится. Они чувствуют, что я им доверяю, и отвечают тем же.

Используя такие формы организации урока, можно незаметно для детей проводить наблюдение и контроль уровня усвоения материала.

Оценочная деятельность:

  • индивидуальная личностная (когда ребенок сравнивается с самим
    собой вчерашним, что позволяет увидеть индивидуальный успех или его отсутствие);

  • при обсуждении работ детей подчеркивается их старание, терпение,
    организованность, аккуратность, создание ситуации успеха;

прием взаимного рецензирования;

Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. Основная задача обучения рисованию с натуры детей среднего школьного возраста - научить рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.

Рисуя с натуры, ученик внимательно рассматривает предмет рисования, старается отметить его характерные особенности, понять структуру предмета. При рисовании с натуры понятия, суждения и умозаключения о предмете изображения становятся все более конкретными и ясными, ибо находящаяся перед глазами натура доступна зрению, осязанию, измерению и сравнению. На основе ясных представлениях о предметах, образной памяти у ученика развивается и способность воображения. Во время рисования с натуры развивается и абстрактное мышление. Дать конструктивный анализ формы предмета, не прибегая к абстрактному мышлению невозможно, а в рисунке постоянно приходится иметь дело с конструктивным анализом. Причем надо отметить, что рисование с натуры как никакой другой вид изучения формы предмета, дает возможность развивать художественные способности.

На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка. Для того чтобы можно было успешно решить учебные и творческие задачи, занятия должны быть интересными, а также методически правильно сформированным. В своей работе руководствуюсь принципом от простого к сложному.


III. Результативность опыта.

Целенаправленное рисование с натуры содействует формированию художественных способностей учащихся, приучает их к сознательному восприятию явлений и предметов окружающей действительности, воспитывает их художественный вкус.

Для успешного решения учебных задач в развитии художественных способностей я придерживаюсь стратегии развития творчества:

• Максимально использовать заинтересованность детей в творчестве;

• Исходить из уже проявленных способностей (живопись, графика, композиция);

• Для достижения успеха важна мотивация учащихся на результат;

• Применять творческий подход к методике проведения занятий.


Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения:

• изображение на плоскости (с натуры, по памяти, по представлению);

• декоративная и конструктивная работа;

• обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;

• изучение художественного наследия;

• подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

• творческая связь с литературой (выполнение иллюстраций), с историей (изучение эпохи, исторических событий, баталий, сражений при изучении сюжетно – тематических картин и т.д.) и др.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей но, я на своих занятиях стремлюсь дать каждому ученику возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда. На мой взгляд, на уроках изобразительного искусства критерии оценки – умение мыслить, создавать, творить. Самый эффективный стимул познавательной деятельности – ситуации успеха, которую необходимо создавать на занятиях. Каждый ученик для меня интересен как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира.

Большинство обучающихся показывают высокие результаты в освоении образовательной программы. Они активно усваивают полученные знания, показывают высокую работоспособность в выполнении учебных заданий, проявляют важные в творческой деятельности качества: творческий интерес, целеустремленность, трудолюбие, обладают врожденными художественными способностями. Участники выставок творческих работ студии. Неоднократные участники и призеры в таких конкурсах, как «Мы – дети Атомграда», «Мой Курчатов - завтра», «Есть такая профессия - Родину защищать», «Защитники нашего Отечества», «Конкурс социальных плакатов», «Космос глазами детей», «Неопалимая купина», «Мир, в котором я живу».


Таблица 1.

№ п/п

Ф.И.О./название коллектива (команды) с перечислением участников

Возраст

Название конкурс

ного мероприятия, дата и место проведения

Вид награды

(Гран-при, Лауреат, дипломант),

её степень


Муниципальный уровень

1.

Норштейн Семён Борисович

14 лет.

Городской конкурс рисунков «Защитники нашего Отечества»

(Пр.ЦРО города Курчатова

13.02.2017 г. №23)

1 место

2.

Иванова Кристина Кирилловна


Баскакова Элина Сергеевна

14 лет


15 лет

Региональный детский творческий конкурс

художественного проекта «Мы – дети Атомграда.

Апрель-октябрь 2017

(20.10.подведены итоги)

ИАЦ КУАЭС


Дипломант 2ст.


Дипломант 1ст.

3.

Иванова Кристина Кирилловна


Масолова Влада Дмитриевна

14 лет


14 лет

Конкурс детских рисунков

«Мой Курчатов завтра»


3 место


2 место

4.

Филиппова Анастасия Сергеевна

14 лет

Городской

конкурс рисунков

«Есть такая профессия - Родину защищать»

12-23.01.2018 г.

МКУ ЦРО


1 место

5.

Степанова Вера Николаевна

14 лет

Городской конкурс детско-юношеского творчества по противопожарной и аварийно-спасательной тематике

«Неопалимая купина»

26.12.-25-01.2018 г.

МКУДО «ДДТ»


3 место

6.

Лысых Екатерина Николаевна

17 лет

Городской фотовидеоконкурс «Мир, в котором я живу»

12.12.-12.01.2018 г.

МКУДО «ДДТ»


2 место

7.

Команда Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества»

Передерий Дарья

Норштейн Варвара

Норштейн Семён

Баскакова Элина

Белугина Алина

Дмитракова Юля






17 лет

13 лет

14 лет

15 лет

12 лет

14 лет

Конкурс-акция социально-экологических плакатов "В гармонии с

природой", проводимого в рамках городского экологического марафона

"Только вместе улучшим экологию на нашей планете", посвященного году

экологии в России среди учащихся образовательных учреждений г.

Курчатова и района. 28.04.2017 г.


Команда победитель в номинации "Соответствие художественному

стилю",




Большое внимание в художественной студии уделяется профессиональной ориентации детей и подготовке к поступлению детей в художественные ВУЗы и ССУЗы. Гордость художественной студии – это ее выпускники: художники, архитекторы, дизайнеры, декораторы, реставраторы, аниматоры. За 6 лет существования студии, 13 выпускников поступили в средние и высшие учебные заведения художественной направленности.

  1. Ярощук Андрей Игоревич поступил в ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» на художественно-графический факультет, специальность: архитектор в 2016 году. Бюджетная основа.

  2. Колюбаева Александра Игоревна поступила в ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет» (ЮЗГУ) на факультет строительства и архитектуры в 2016 году. Бюджет.

  3. Калиниченко Мария Евгеньевна поступила в ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры», специальность: дизайн (графический дизайн) в 2016 году. Коммерция.

  4. Симонов Максим Витальевич поступил в ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», факультет: архитектуры и градостроительства, в 2016 году. Коммерция.

  5. Лунина Мария Юрьевна поступила в ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет» (ЮЗГУ) на факультет строительства и архитектуры в 2016 году. Бюджет.

  6. Прилепских Ксения поступила в  «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» (СПбПУ) на факультет: институт металлургии, машиностроения и транспорта, направление:
    инженерная графика и дизайн. В 2014 году.

  7. Глухоедов Семён Витальевич поступил в ОБПОУ «Курский государственный политехнический колледж», специальность: дизайн, в 2015 году. Бюджет.

  8. Передерий Дарья Вадимовна поступила в ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)». Факультет: реставрация, в 2017 году. Бюджет.

  9. Яценко Анна Александровна поступила в «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет» (СПбГАСУ), факультет: архитектурный, в 2017 году. Бюджет.

  10. Лысых Екатерина Николаевна поступила в ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет» на факультет архитектуры и градостроительства, специальность: дизайн архитектурной среды. В 2018 году, бюджет.

  11. Железная Анна Александровна поступила в ФГБОУ ВО «Обнинский институт атомной энергетики» — филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», отделение: Дизайн промышленный, в 2018 году. Коммерция.

  12. Тиунова Анастасия поступила в ФГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры», специальность – графика. В 2018 году, коммерция.

  13. Норштейн Варвара Борисовна поступила на отделение Абрамцевского художественно-промышленного колледжа имени В.М. Васнецова филиал ФГБОУ ВО «МГХПА им. С.Г. Строганова» по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», художественная обработка керамики, в 2018 году. Бюджет.

Работая в художественной студии, я стараюсь принимать активное участие со своими учениками во всевозможных конкурсах, сама принимаю участие в мероприятиях по повышению уровня педагогического мастерства на разных уровнях: посещаю уроки и мастер-классы коллег, занимаюсь самообразованием, изучаю передовой опыт учителей России, прохожу курсы повышения квалификации. Я уверена что, дополнительное образование обеспечивает реальную возможность организовать для школьников разного возраста социально-творческие виды деятельности, в которых раскрываются творческие способности детей, умение общаться, сотрудничать, формируются представления о будущей профессии. Годы, проведённые в учреждении дополнительного образования, останутся приятными воспоминаниями о месте, где провёл детство, о педагоге, о первых достижениях, обо всём том, что стало началом успеха в жизни.

IV. Список используемой литературы.

  1. Агеева, И.Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 160 с.

  2. Алиева Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития // Психологический анализ учебной деятельности М.: ИПРАН. 2014. С.7.

  3. Альберти Л.Б. «Десять книг о зодчестве». Т 2.

  4. Альберти Л.Б. «Три книги о живописи».

  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 2013. - 534 с.

  6. Гликман И.З. Теория и методика воспитания [Текст]/ И.З. Гликман // М.: Владос, 2012.-176с.

  7. Грегг М. Ферс. Тайный мир рисунка Перевод с англ –СПб.: Деметра, 2013 – 176с.

  8. Дюрер А. «Дневники, письма, трактаты». М., 1957, т 2.

  9. Ильницкая И.А. О готовности учителя к работе по выявлению и развитию творческого потенциала учащегося // Образование Омской области № 01 (08) 2012, январь.

  10. Кирцер Ю.М. «Рисунок и живопись». М., «Высшая школа» 1992

  11. Кузин В.С. «Основы обучения изобразительному искусству в школе», М.,«Просвещение», 1977.

  12. Милюков А.А. организация натурных постановок на уроках изобразительного искусства в школе. - М., 1978

  13. Никанорова Н.П. «Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством», М.,«Просвещение», 1975.

  14. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 2012. - 416 с.

  15. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство. 5-9 кл. /Сост. В.С. Кузин, И.В. Корнута.- 3-е изд., перераб.- М.: Дрофа, 2001

  16. Ростовцев Н.Н. «Академический рисунок», М.,«Просвещение», 1995.

  17. Ростовцев Н.Н. «Методика преподавания изобразительного искусства в школе». М.,1980.

  18. Ростовцев Н.Н. Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. – М., 1987.

  19. Сокольникова Н. М. «Основы живописи», изобразительное искусство часть 2, Обнинск, «Титул», 1996

  20. Теплов Б.М. Способности и одарённость / Проблемы индивидуальных различий. -М., 2012.



17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!