СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Результаты внедрения и реализации Федеральных государственных требований: опыт, проблемы, перспективы

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья подготовлена для Всероссийской научно-практической конференции «Балакиревские чтения в Казани - 2017». Тема конференции: «Детская школа искусств в условиях модернизации российского образования: проблемы, поиски, решения»

Просмотр содержимого документа
«Результаты внедрения и реализации Федеральных государственных требований: опыт, проблемы, перспективы»

Н.В. Ярославцева,

заместитель директора по УВР

МБУДО «ДМШ № 1» Кировского района г. Казани


РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГТ:

ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

В последние несколько лет существенно меняются условия деятельности учреждений дополнительного образования. Новое законодательство, новые вызовы времени, изменения в жизни общества диктуют современной детской музыкальной школе и новые требования: она должна стать конкурентоспособной структурой и одновременно сохранить традиции отечественной системы дополнительного образования детей.

Правительством РФ был разработан пакет нормативных документов, регулирующих деятельность учреждений этой сложной образовательной системы. Во всех этих документах красной нитью проходит мысль о том, что современное дополнительное образование создает условия для развития творческих и профессиональных интересов учащихся в самых разных областях

культуры, науки и спорта. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает учащимся в профессиональном самоопределении.

Внедрение федеральных государственных требований (ФГТ) связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дополнительного образования с целью обеспечения каждому ребенку равных стартовых возможностей, реализацию права ребенка на доступное, качественное образование.

Федеральные государственные требования являются документом, устанавливающим общие требования и нормы, обязательные для всех детских музыкальных школ. Данные нормы объединяют школы в единую систему, в которую должны вписаться и малые сельские школы с контингентом до 100 человек, и крупные школы мегаполисов.

Научно-практические конференции в области художественного образования, прошедшие в регионах России в 2014, 2015, 2016 годах, подтолкнули профессиональное сообщество, руководителей и педагогов ДМШ и ДШИ к осмыслению перспектив развития и поиска решения новых задач, поставленных перед детской музыкальной школой современной социокультурной средой.

Процесс, через который предстоит пройти музыкальным школам, – труден, так как требует перестройки мировоззрения многих руководителей и преподавателей. На это нужно время, а его практически нет.

С первого сентября 2014 года ДМШ № 1 приступила к реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Народные инструменты», «Хоровое пение». Вступили в действие новые учебные планы по этим программам.

Необходимо заметить, что «предпрофессиональная» направленность вовсе не означает, что отныне все выпускники будут ориентированы на поступление в музыкальные колледжи и вузы. ФГТ не предполагают специальных условий для особых детей. Это обычные учебные планы, ориентированные на качественное обучение (причём, массовое). Но качество обучения должно быть таким, чтобы, при желании, каждый выпускник мог бы продолжить образование в сфере музыкального искусства на профессиональном уровне.

Остановимся на том, что было сделано в ДМШ № 1 при внедрении ФГТ, и какие проблемы возникают на этом пути.

Мы проанализировали возможности школы в части реализации предпрофессиональных программ. Проанализировали на перспективу достаточность учебных помещений с учетом увеличения сроков обучения и введением новых обязательных предметов.

Продумали программу управления образовательным процессом в период действия трех видов образовательных программ – дополнительных предпрофессиональных («новых»), дополнительных общеразвивающих («новых», срок обучения – 3 года) и дополнительных общеразвивающих (бывших художественно-эстетических).

Подготовили новые программы к лицензированию. Новые программы четко ориентированы на результат обучения. На каждом этапе прописаны конкретные требования к знаниям, умениям и навыкам, которые должен иметь ученик. Другими словами, в пятом классе нужно исполнять программу за пятый класс, а не за четвертый. С введением предпрофессиональных программ - подход другой.

На основе ФГТ, примерных учебных планов и примерных графиков учебного процесса разработали дополнительную предпрофессиональную общеобразовательную программу учреждения.

Подготовили прием детей в 1-й класс. В период перехода детских музыкальных школ к новым аспектам деятельности с учетом ФГТ возникла необходимость и нового подхода к отбору детей для музыкального образования. Школа получила право конкурсного отбора детей. Для осуществления ФГТ необходимо было распределить приоритеты от количественного в пользу качественного отбора детей для начального предпрофессионального образования. Мы разработали цикл мероприятий по привлечению детей к поступлению в ДМШ. Постарались обеспечить конкурсную ситуацию для того, чтобы выявить наиболее способных, мотивированных, готовых к освоению новых программ. Так как правильный подход к отбору детей повышает результативность процесса обучения предпрофессиональной музыкальной подготовки и является здоровьесберегающим фактором подрастающего поколения.

Обновили базу локальных документов школы: устав, порядок приема, положение о промежуточной и итоговой аттестации, правила внутреннего распорядка для обучающихся; разработали новые локальные акты.

Сегодня по дополнительным предпрофессиональным программам в нашей школе обучаются 155 человек (учащиеся 1-3 классов), что составляет 39,7% от общего количества детей.

По итогам работы за трехлетний период можно выделить ряд проблем, для решения которых необходима консолидация сил – учредителей, деятелей культуры и искусства, заинтересованных органов власти.

При реализации ФГТ необходимо, чтобы каждый из участников образовательного процесса (администрация, преподаватель, ученик, родитель) осознал новый уровень ответственности за результат своей работы: администрации необходимо поддерживать постоянный контакт с управлением

образования по вопросу зачёта учебы учащихся в ДМШ в стандарты внеурочной деятельности, следить по возможности за составлением удобного расписания по групповым предметам; преподавателям не просто добросовестно вести свои уроки, но стараться организовать творческую и культурно-просветительскую работу с каждым учеником своего класса. Ведь согласно ФГТ концертная практика, конкурсно-фестивальная деятельность, воспитание заинтересованного, образованного слушателя - это обязательная составляющая образовательного процесса. Перед каждым родителем стоит обязанность обеспечивать условия, регулярность самостоятельной работы своего ребенка. Ученик - обязан упорно трудиться не только в классе, но и дома в соответствии с минимальными часами самостоятельной работы по каждому учебному предмету, прописанными в ФГТ. При этом задание домашнее должно вызывать интерес у учеников, оно не должно быть слишком объемным и трудным.

Реализация образовательных программ в ДМШ осложняется проблемой загруженности детей в общеобразовательной школе, в том числе, необходимостью посещать занятия в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования.

В последние годы одной из основных проблем в обучении детей становится их здоровье. Повышенная заболеваемость у детей отражается перегруженностью в общем образовании. Не каждый ребёнок готов к таким психоэмоциональным нагрузкам и, как следствие, частые простудные заболевания являются элементарной самозащитой детского организма.

Одновременное обучение в двух образовательных учреждениях создаёт дополнительную нагрузку на здоровье обучающихся. Наши выпускники отмечают, что им было трудно совмещать учёбу в музыкальной школе с учёбой в общеобразовательной школе.

Сложный и разнонаправленный образовательный процесс современной ДМШ требует и соответствующего учебно-методического обеспечения. Реализация дополнительных образовательных программ невозможна без учебно-методического обеспечения каждого учебного предмета, а именно: наличия учебников и учебных пособий, раздаточного материала, дидактических, информационных и справочных материалов, тематических учебных и методических пособий, специальной и методической литературы и т.п.

Поэтому одним из важных направлений организации образовательной деятельности, как процесса преподавания и обучения, в детской музыкальной школе является создание учебно-методического комплекса по учебному предмету. Сейчас в ДМШ № 1 ведется активная работа в этом направлении.

Требует особого решения и проблема материально-технического обеспечения учебного процесса. Реализация дополнительных предпрофессиональных программ в области музыкального искусства сопряжена с особым оснащением образовательного процесса, необходимостью его обеспечения специальным инструментарием и оборудованием.

Подводя итоги, хочется сказать, что сегодня необходимо создавать условия, направленные на сохранение и развитие существующих в системе музыкального образования детей традиций, и внедрение педагогических и социокультурных инноваций для развития содержания музыкального образования детей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!