СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение задач с помощью рациональных уравнений

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация к открытому уроку с использованием физминутки и рефлексии.

Просмотр содержимого документа
«Решение задач с помощью рациональных уравнений»

Ребусы

Ребусы

8 класс.

8 класс.

Цели: рассмотреть типы задач, решаемых с помощью дробных рациональных уравнений;  рассмотреть понятие математической модели ; Составить алгоритм решения задачи.

Цели:

  • рассмотреть типы задач, решаемых с помощью дробных рациональных уравнений;
  • рассмотреть понятие математической модели ;
  • Составить алгоритм решения задачи.
Эпиграф к уроку  Если хотите научиться плавать,  то смело входите в воду, а если  хотите научиться решать задачи,  то решайте их. Дж. Пойа

Эпиграф к уроку

Если хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их.

Дж. Пойа

Какое уравнение называется рациональным?  Если левая и правая части уравнения являются рациональными выражениями, то такие уравнения называются рациональными уравнениями.

Какое уравнение называется рациональным?

Если левая и правая части уравнения являются рациональными выражениями, то такие уравнения называются

рациональными уравнениями.

  Алгоритм решения дробных рациональных уравнений. Найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение; Умножить обе части уравнения на общий знаменатель; Решить получившееся целое уравнение; Исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель.

Алгоритм решения дробных рациональных уравнений.

  • Найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение;
  • Умножить обе части уравнения на общий знаменатель;
  • Решить получившееся целое уравнение;
  • Исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель.
Устная работа «Угадайте слово»:  каждому верно выполненному заданию соответствует буква. Угадав слово, мы узнаем одну из задач, которую мы сегодня поставили перед собой:

Устная работа

«Угадайте слово»:

каждому верно выполненному заданию соответствует буква. Угадав слово, мы узнаем одну из задач, которую мы сегодня поставили перед собой:

Задачи, приводящие к решению дробных рациональных уравнений

Задачи, приводящие к решению дробных рациональных уравнений

Алгоритм решения задачи: 1. Составление математической модели. Вводится переменная, текст задачи переводится на математический язык, составляется уравнение. 2. Работа с математической моделью. Решение уравнения. 3. Ответ на вопрос задачи. Анализируя полученное решение, записывается ответ на вопрос задачи.

Алгоритм решения задачи:

1. Составление математической модели.

Вводится переменная, текст задачи переводится на математический язык, составляется уравнение.

2. Работа с математической моделью.

Решение уравнения.

3. Ответ на вопрос задачи.

Анализируя полученное решение, записывается ответ на вопрос задачи.

Задача №618. Из города в село, находящееся от него на расстоянии 120 км, выехали одновременно два автомобиля. Скорость одного была на 20 км/ч больше скорости другого, и поэтому он пришел к месту назначения на 1 час раньше. Найдите скорость каждого автомобиля.

Задача №618.

Из города в село, находящееся от него на расстоянии 120 км, выехали одновременно два автомобиля. Скорость одного была на 20 км/ч больше скорости другого, и поэтому он пришел к месту назначения на 1 час раньше. Найдите скорость каждого автомобиля.

Анализ текста задачи  и составление условия - таблицы Необходимо ответить на вопросы: Сколько участников задачи? Какими величинами характеризуется ситуация? Каково количество ситуаций, в которые попадают участники задачи? Какие величины известны? Как связаны величины, характеризующие процесс задачи?

Анализ текста задачи и составление условия - таблицы

Необходимо ответить на вопросы:

  • Сколько участников задачи?
  • Какими величинами характеризуется ситуация?
  • Каково количество ситуаций, в которые попадают участники задачи?
  • Какие величины известны?
  • Как связаны величины, характеризующие процесс задачи?
Сколько ситуаций в задаче? Две ситуации Две строки в таблице 1 автомобиль 2 автомобиль

Сколько ситуаций в задаче?

  • Две ситуации
  • Две строки в таблице

1 автомобиль

2 автомобиль

Какими величинами характеризуется ситуация? Скорость, v  км/ч Время, t  ч Путь, S  км v 1автомобиль t 2автомобиль S

Какими величинами характеризуется ситуация?

  • Скорость, v км/ч
  • Время, t ч
  • Путь, S км

v

1автомобиль

t

2автомобиль

S

Какие величины известны? заносим в таблицу все известные значения  v 1автомобиль t 2автомобиль S 120 120

Какие величины известны?

  • заносим в таблицу все известные значения

v

1автомобиль

t

2автомобиль

S

120

120

Как связаны величины, характеризующие процесс задачи? заносим в таблицу все связи  Пусть х км/ч – скорость первого автомобиля v 1автомобиль t 2автомобиль Х S Х+20 120 120

Как связаны величины, характеризующие процесс задачи?

  • заносим в таблицу все связи

Пусть х км/ч – скорость первого автомобиля

v

1автомобиль

t

2автомобиль

Х

S

Х+20

120

120

Заполняем таблицу, используя формулы связывающие величины: выражаем величины одну через другую t=S/v  v 1автомобиль х 2автомобиль t Х+20 S 120 120

Заполняем таблицу, используя формулы связывающие величины:

  • выражаем величины одну через другую t=S/v

v

1автомобиль

х

2автомобиль

t

Х+20

S

120

120

120 км Так как 1-ый пришел на 1 час раньше 2-ого, то составим уравнение: Г О Р О Д Глава III, 9 класс. 9.2 Физика Задача 9.2.38 Бродский И.Л., Видус А.М., Коротаев А.Б. Сборник текстовых задач по математике ля профильных классов. 7-11 классы/ Под ред. И.Л. Бродского. М.: АРКТИ, 2004. – 140с. С Е Л О 17

120 км

Так как 1-ый пришел на 1 час раньше 2-ого,

то составим уравнение:

Г О Р О Д

Глава III, 9 класс. 9.2 Физика Задача 9.2.38

Бродский И.Л., Видус А.М., Коротаев А.Б. Сборник текстовых задач по математике ля профильных классов. 7-11 классы/ Под ред. И.Л. Бродского. М.: АРКТИ, 2004. – 140с.

С Е Л О

17

Решим уравнение Ответ: 40км/ч, 60км/ч

Решим уравнение

Ответ: 40км/ч, 60км/ч

Физкультминутка - Мы устали чуточку, Отдохнем минуточку. - Встаньте пожалуйста станьте удобно, расслабьте тело, Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели! Теперь в океане дельфином плывете, Теперь в саду яблоки спелые рвете. Налево, направо, вокруг посмотрели, Друзьям улыбнулись , и снова за дело!

Физкультминутка

- Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку.

- Встаньте пожалуйста

станьте удобно, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Друзьям улыбнулись , и снова за дело!

Решим задачу самостоятельно Задача №621. Чтобы ликвидировать опоздание на 1ч, поезд на перегоне в 720км увеличил скорость, с которой шел по расписанию, на 10км/ч. какова скорость поезда по расписанию?

Решим задачу самостоятельно

Задача №621. Чтобы ликвидировать опоздание на 1ч, поезд на перегоне в 720км увеличил скорость, с которой шел по расписанию, на 10км/ч. какова скорость поезда по расписанию?

v По расписанию t х Фактически S 720/х Х+10 720  720/(х+10) 720

v

По расписанию

t

х

Фактически

S

720/х

Х+10

720

720/(х+10)

720

Решение уравнения:    720/х + 720/(х+10)=1 720(х+10)-720х=х(х+10) Х 2 +10х-7200=0 D =100+28800=28900 Х 1 =-90 – не подходит по условию Х 2 =80км/ч Ответ: 80км/ч

Решение уравнения:

  • 720/х + 720/(х+10)=1
  • 720(х+10)-720х=х(х+10)
  • Х 2 +10х-7200=0
  • D =100+28800=28900
  • Х 1 =-90 – не подходит по условию
  • Х 2 =80км/ч
  • Ответ: 80км/ч
Тест (ответы для самопроверки)  Вариант 1 Вариант 2 1. Верный вариант ответа: 1. Верный вариант ответа:  2) 0; 3. 4) 1 2/3. 2. Решите уравнение и в ответе укажите его наименьший корень 2. Решите уравнение и в ответе укажите его наибольший корень  Ответ: -9  Ответ: 2 3.Прочитав условие задачи, составьте уравнение, которое ему соответствует: 3.Прочитав условие задачи, составьте уравнение, которое ему соответствует: 560/х – 560/(х+10)=1 560/х – 560/(х+10)=1

Тест (ответы для самопроверки)

Вариант 1

Вариант 2

  • 1. Верный вариант ответа:
  • 1. Верный вариант ответа:

2) 0; 3.

4) 1 2/3.

  • 2. Решите уравнение и в ответе укажите его наименьший корень
  • 2. Решите уравнение и в ответе укажите его наибольший корень

Ответ: -9

Ответ: 2

  • 3.Прочитав условие задачи, составьте уравнение, которое ему соответствует:
  • 3.Прочитав условие задачи, составьте уравнение, которое ему соответствует:

560/х – 560/(х+10)=1

560/х – 560/(х+10)=1

Домашнее задание: Прочитать п. 26 из учебника, разобрать примеры. № 619, №625

Домашнее задание: Прочитать п. 26 из учебника, разобрать примеры.

619, №625

РЕФЛЕКСИЯ.

РЕФЛЕКСИЯ.

 Спасибо за внимание

Спасибо

за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!