Ребусы
8 класс.
Цели:
- рассмотреть типы задач, решаемых с помощью дробных рациональных уравнений;
- рассмотреть понятие математической модели ;
- Составить алгоритм решения задачи.
Эпиграф к уроку
Если хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их.
Дж. Пойа
Какое уравнение называется рациональным?
Если левая и правая части уравнения являются рациональными выражениями, то такие уравнения называются
рациональными уравнениями.
Алгоритм решения дробных рациональных уравнений.
- Найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение;
- Умножить обе части уравнения на общий знаменатель;
- Решить получившееся целое уравнение;
- Исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель.
Устная работа
«Угадайте слово»:
каждому верно выполненному заданию соответствует буква. Угадав слово, мы узнаем одну из задач, которую мы сегодня поставили перед собой:
Задачи, приводящие к решению дробных рациональных уравнений
Алгоритм решения задачи:
1. Составление математической модели.
Вводится переменная, текст задачи переводится на математический язык, составляется уравнение.
2. Работа с математической моделью.
Решение уравнения.
3. Ответ на вопрос задачи.
Анализируя полученное решение, записывается ответ на вопрос задачи.
Задача №618.
Из города в село, находящееся от него на расстоянии 120 км, выехали одновременно два автомобиля. Скорость одного была на 20 км/ч больше скорости другого, и поэтому он пришел к месту назначения на 1 час раньше. Найдите скорость каждого автомобиля.
Анализ текста задачи и составление условия - таблицы
Необходимо ответить на вопросы:
- Сколько участников задачи?
- Какими величинами характеризуется ситуация?
- Каково количество ситуаций, в которые попадают участники задачи?
- Какие величины известны?
- Как связаны величины, характеризующие процесс задачи?
Сколько ситуаций в задаче?
- Две ситуации
- Две строки в таблице
1 автомобиль
2 автомобиль
Какими величинами характеризуется ситуация?
- Скорость, v км/ч
- Время, t ч
- Путь, S км
v
1автомобиль
t
2автомобиль
S
Какие величины известны?
- заносим в таблицу все известные значения
v
1автомобиль
t
2автомобиль
S
120
120
Как связаны величины, характеризующие процесс задачи?
- заносим в таблицу все связи
Пусть х км/ч – скорость первого автомобиля
v
1автомобиль
t
2автомобиль
Х
S
Х+20
120
120
Заполняем таблицу, используя формулы связывающие величины:
- выражаем величины одну через другую t=S/v
v
1автомобиль
х
2автомобиль
t
Х+20
S
120
120
120 км
Так как 1-ый пришел на 1 час раньше 2-ого,
то составим уравнение:
Г О Р О Д
Глава III, 9 класс. 9.2 Физика Задача 9.2.38
Бродский И.Л., Видус А.М., Коротаев А.Б. Сборник текстовых задач по математике ля профильных классов. 7-11 классы/ Под ред. И.Л. Бродского. М.: АРКТИ, 2004. – 140с.
С Е Л О
17
Решим уравнение
Ответ: 40км/ч, 60км/ч
Физкультминутка
- Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку.
- Встаньте пожалуйста
станьте удобно, расслабьте тело,
Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!
Теперь в океане дельфином плывете,
Теперь в саду яблоки спелые рвете.
Налево, направо, вокруг посмотрели,
Друзьям улыбнулись , и снова за дело!
Решим задачу самостоятельно
Задача №621. Чтобы ликвидировать опоздание на 1ч, поезд на перегоне в 720км увеличил скорость, с которой шел по расписанию, на 10км/ч. какова скорость поезда по расписанию?
v
По расписанию
t
х
Фактически
S
720/х
Х+10
720
720/(х+10)
720
Решение уравнения:
- 720/х + 720/(х+10)=1
- 720(х+10)-720х=х(х+10)
- Х 2 +10х-7200=0
- D =100+28800=28900
- Х 1 =-90 – не подходит по условию
- Х 2 =80км/ч
- Ответ: 80км/ч
Тест (ответы для самопроверки)
Вариант 1
Вариант 2
- 1. Верный вариант ответа:
- 1. Верный вариант ответа:
2) 0; 3.
4) 1 2/3.
- 2. Решите уравнение и в ответе укажите его наименьший корень
- 2. Решите уравнение и в ответе укажите его наибольший корень
Ответ: -9
Ответ: 2
- 3.Прочитав условие задачи, составьте уравнение, которое ему соответствует:
- 3.Прочитав условие задачи, составьте уравнение, которое ему соответствует:
560/х – 560/(х+10)=1
560/х – 560/(х+10)=1
Домашнее задание: Прочитать п. 26 из учебника, разобрать примеры.
№ 619, №625
РЕФЛЕКСИЯ.
Спасибо
за внимание