СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рефлексивный тренинг для педагогов "Личность педагога как инструмент воспитания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный тренинг призван помочь педагогам осмыслить свой личностный ресурс и обогатить им свою профессиональную деятельность. Тренинг знакомит с собой и своими личностными особенностями, предлагая рассмотреть их как ресурс воспитания, чтобы найти пути реализации своих интересов и ценностей в воспитательной работе с детьми.

Просмотр содержимого документа
«Рефлексивный тренинг для педагогов "Личность педагога как инструмент воспитания"»




Рефлексивный тренинг

для педагогов


«Личность педагога

как инструмент воспитания»









Автор-составитель

ЗИМИРЕВА

Марина Эйнаровна,

учитель технологии

(профиль «Помощник воспитателя»)

ЦТП МБОУ СОШ №1







п. Кавалерово

О том, что воспитание по своей природе субъект-субъектный процесс, что никакие технологии не заменят живого слова значимого взрослого, что воспитывают собственной личностью, знают все. Само по себе это знание мало что добавляет к мастерству педагога. И от того, что мы как заклинание произносим слова о гуманистическом воспитании и роли личности педагога, слова эти только выхолащиваются и теряется всякая надежда на их воплощение.

Чтобы собственная личность стала «инструментом» профессиональной деятельности, нужно, как минимум, два условия. Во-первых, свой личностный ресурс следует изучить и критически осмыслить: что там за содержание такое имеется, что нужно, а что и не стоит транслировать другим. Во-вторых, овладеть некоторыми приемами трансляции своего личностного содержания другим людям.


Согласитесь: само по себе, автоматически, ни первое, ни второе не происходит. А значит, и личностный ресурс воспитания чаще всего используется в общении педагога с ребенком интуитивно, как получится, без должной критической оценки.

Конечно, мелкими шажками и конкретными локальными действиями эту проблему в целом не решить. Но тем из педагогов, кто внутренне готов осмыслить свой личностный ресурс и обогатить им свою профессиональную деятельность, может помочь рефлексивный тренинг «Личность педагога как инструмент воспитания».


Данный тренинг направлен на решение следующих задач:


1. знакомство с собой и своими личностными особенностями, которые могут быть рассмотрены как ресурс воспитания;

2. осмысление своих личных интересов, ценностей;

3. нахождение путей реализации своих интересов и ценностей в воспитательной работе с детьми.


Тренинг рассчитан на работу группы из 10-15 человек. Очень важно: данный тренинг предполагает, что у педагогов уже есть опыт групповой психологической работы.











1-й этап:

«Это «Я»: знакомимся сами и знакомим других»


Задача этого этапа работы - настроить участников на тональность тренинга, создать атмосферу ценностного отношения к теме, поговорить об особенностях личности и индивидуальности каждого участника.


Упражнение «Грецкий орех»


Для проведения этого упражнения необходим мешочек с грецкими орехами (орехи - по числу участников). Ведущий высыпает орехи в центре круга и просит каждого взять себе один. Некоторое время участникам предлагается внимательно рассматривать свой орешек, изучать его структуру, особенности строения, постараться запомнить все его индивидуальные черточки. Затем орехи складываются обратно в мешок, перемешиваются и снова высыпаются в центре круга. Задача каждого участника - найти свой орех.

Как правило, свой узнается с первого взгляда. После того, как все орехи нашли своих владельцев, начинается обсуждение. Интересно узнать, кто как свой орех запоминал и какой стратегией пользовался, чтобы потом его найти (запоминал его особенности или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце останется нужный).

На первый взгляд кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться повнимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другими. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные чёрточки, «неровности», своя красота и привлекательность. Нужно только её почувствовать и понять.

Орешки можно подарить участникам на память.


Упражнение «Три цвета личности»


Каждый участник получает три небольших листочка разного цвета. Ведущий объясняет значение каждого цвета. Например: зелёный - «как все», синий - «как некоторые», розовый - «как никто больше». Каждому участнику предлагается на листочках соответствующего цвета сделать запись про себя, про собственные свойства и черты. При этом на листочке «как все» должно быть записано качество, реально присущее данному человеку и объединяющее его (как ему кажется) со всеми другими участниками группы. На листочке «как некоторые» - качество, свойство характера или особенность поведения (стиля жизни и т. д.), роднящее его с некоторыми, но не со всеми членами группы. Последний листочек должен содержать указания на уникальные черты данного участника, которые либо вообще не свойственны остальным, значительно сильнее у него выражены.

После заполнения листочков всеми участниками ведущий просит всех взять в руки тот, на котором записаны черты «как все». Задача участников - в свободном режиме пообщаться со всеми членами группы, выяснив, действительно ли они обладают такой же особенностью. На общение дается 2 -3 минуты, затем организуется общее обсуждение. Таким же способом ведущий просит обсудить содержание листочков «как некоторые». Каждый должен убедиться в том, что в группе есть люди, обладающие подобными особенностями, с одной стороны, и что эти свойства присущи не всем - с другой. Если условия не выполнены, нужно написать другое качество и также подвергнуть его проверке.

С листочками «как никто больше» работа организуется непосредственно в кругу: каждый участник озвучивает качество, которое он считает своим, неповторимым в данной группе. Группа либо соглашается с ним, либо помогает найти другое, действительно уникальное качество.

Упражнение проходит довольно лирично и искренне. Оно позволяет участникам увидеть себя как некоторое «единство непохожих», помогает каждому обрести поддержку и в то же время подчеркнуть свою индивидуальность.


Упражнение «Я учусь у тебя…»


Это завершающее упражнение данного этапа. Участники бросают друг другу в произвольном порядке мячик со словами: «Я учусь у тебя…» (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача принявшего мяч прежде всего подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику.


2-й этап

«Моё «Я» как профессиональный инструмент»


Задача данного этапа - проанализировать свои личностные особенности с точки зрения того, какие возможности они открывают в воспитательной деятельности и какие ограничения накладывают.

Практическая часть предваряется небольшим монологом ведущего о том, что в работе педагога невозможно полностью развести личное и профессиональное, а если и возможно, то это вряд ли пойдет на пользу жизни и работе. В том, что и как мы говорим детям, как реагируем на различные ситуации, какие поступки совершаем, - много профессионализма и не меньше личностных особенностей, личных ценностей и пристрастий. Изучение своих личностных особенностей - мощный ресурс профессионального развития, так как мы научаемся строить свою деятельность и своё общение с воспитанниками, максимально используя свои личные достоинства и возможности и нивелируя недостатки.


Социодрама


Предполагает анализ участниками своих личностных особенностей и осмысление их в качестве ресурса своей воспитательной деятельности. Для проведения социодрамы используется «Тест геометрических фигур».

Участникам предлагается выбрать одну из пяти геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг - и разбиться на группы в соответствии с выбранной фигурой. Затем каждая группа знакомится с интерпретацией результатов теста (в том объёме, который касается их фигуры) и кратко рассказывает остальным участникам о тех особенностях характера и поведения, которые присущи людям «их фигуры». На этом этапе работы у каждого участника есть возможность сообщить группе о том, что он ошибся с выбором, обосновать, почему он так считает, и перейти в более подходящую для него «фигуру».

Затем каждой группе дается время на подготовку презентации своей «фигурной» воспитательной программы и ответов на следующие вопросы:


1. Наш педагогический девиз.

2. Что нам доставляет удовольствие в работе и общении с детьми?

3. Что нас раздражает?

4. Что, как правило, хорошо получается, чему мы можем научить?

5. Что получается с трудом, плохо, без «искорки»?

6. Почему без нас детям плохо?

7. Возможные профессиональные деформации педагогов нашего типа.


Презентация выполняется в виде сценки, скульптуры, пантомимы, отражающей существенные черты воспитательного стиля людей данного «фигурного» типа.


Упражнение «Чем я могу быть интересна?»


Ведущий кладет в центр круга стопку карточек с описание ряда ситуаций. Участники тренинга по очереди берут карточки и читают текст. Нужно определить, есть ли в «запасниках опыта и личности» неожиданные ходы и решения, которые смогли бы сработать в этой ситуации. Первое право ответа принадлежит тому, кто зачитывал карточку, затем говорят все желающие.

Примеры ситуаций, которые могут быть записаны на карточках:


*** «Неожиданно посреди рабочего дня выяснилось, что у коллеги день рождения. Нужно срочно придумать подарок. Есть ли у вас что-то оригинальное на этот случай?»


*** «Вы с детьми отправились в поездку. Неожиданно ближе к вечеру в гостинице и на окружающих улицах на несколько часов погас свет. Есть ли у вас «заготовки» на этот случай? Чем бы вы могли быть интересны детям?»


*** «Назначен праздничный концерт, предполагается несколько номеров от педагогов. Неожиданно все ангажированные педагоги-артисты заболевают! Чем вы можете быть интересны в такой ситуации?»


3-й этап

«Мои интересы и жизненные ценности»


Если на предыдущем этапе речь шла о тех психологических особенностях личности каждого участника, которые задают возможности и ограничения его воспитательной деятельности, то на третьем этапе участникам предлагается проанализировать свои собственные ценностные ориентации и личные приоритеты. Ценности и жизненные приоритеты - это то, что стоит за нашими выборами и поступками, что определяет наши реакции на поведение и поступки других. Деятельность, соответствующая нашим ценностям, личностно окрашена, глубока, в неё легче погрузить других людей, видящих нашу заинтересованность и включенность. Педагог, осознающий свои ценности и приоритеты, будет более успешен в построении системы работы с детьми, так как сможет сделать её личностно значимой, а значит - живой, настоящей, идущей от сердца.


Упражнение «Мне интереснее…»


Ведущий предлагает участникам описания ситуаций, построенных по типу «или - или». Каждый раз у участников есть возможность индивидуально выбрать первый или второй вариант или ответ «не знаю». Свой выбор участники осуществляют, занимая определенное место в зале. Ведущий заранее сообщает, где собираются выбравшие первый вариант, где - выбравшие второй и где - остановившиеся на ответе «не знаю».

После того, как все участники сделали свой выбор в отношении конкретной ситуации, ведущий задает уточняющие вопросы представителям всех трёх групп.

Для выбора участникам могут быть предложены следующие ситуации:


Мне интереснее:

* сходить с детьми в театр, обсудить спектакль

* поставить спектакль вместе с детьми


Мне интереснее:

* провести беседу, поговорить «по душам»

* организовать ролевую игру


Мне интереснее:

* придумать что-то самой

* адаптировать готовый сценарий


Мне интереснее:

* работать с мальчиками

* работать с девочками


После того, как ведущий предложил несколько ситуаций, можно дать возможность самим участникам побыть в роли задающего ситуацию «Мне интереснее…».


«Мне важнее…»


Упражнение предваряет небольшой монолог ведущего о ценностях. В каждой ситуации, которая разворачивается в общении педагога с детьми, содержится некоторая ценность. В конфликтной ситуации чаще всего можно говорить о попранной, ущемленной ценности, в доверительных отношениях - о реализующихся ценностях. Педагогу очень важно уметь вычленять из ситуации, возвращать детям, в других случаях - удерживать в общении с ними то, что он сам считает важным и ценным. Предлагаемое упражнение направлено на тренировку умения вычленять ценность из ситуации, объяснять её окружающим людям своими словами.


Утро вечера мудренее.

Чужая душа - потёмки.

Видно птицу по полёту.

Без обеда не красна беседа.

Дорога ложка к обеду.


Всякий молодец на свой образец.

На хороший цветок летит и мотылёк.

Как проживёшь, так и прослывёшь.

Кто везде - тот нигде.

Молодость плечами крепче, старость - головою.


4-й, заключительный этап

«Я - педагог»


Ведущий предлагает участникам синтезировать новые знания и новый опыт, полученные во время данного тренинга.

Наша личность ярче всего проявляется в деятельности. Если задуманное дело насыщено важными для нас ценностями и смыслами, если в нём мы можем реализовать самые сильные и любимые стороны своей натуры, - значит, нам удалось совместить воспитание и собственную личность. Наша личность «заиграла» в работе как уникальный многозвучный инструмент.


Креативная деятельность


«Герб профессии»


Цель: - повышение самооценки,

- формирование культурной идентичности,

- развитие креативности.

Материалы: листы ватмана, ножницы, клей, цветная бумага, карандаши, краски, фломастеры, набор детских картинок.


Участникам предлагается изготовить герб, отражающий как можно полнее свойства профессии педагога. После выполнения задания необходимо провести обсуждение. Участники (возможно разделение на 2 - 3 подгруппы) представляют свой герб, расшифровывают его образы.


Упражнение «Вверх по радуге»


Цель: стабилизация эмоционального состояния.

Все встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вздохом они взбираются вверх по радуге, а выдыхая - съезжают с неё, как с горки. Упражнение повторяется трижды, затем желающие делятся впечатлениями.


Упражнение «Продолжи фразу»


Круг продолжает фразу: «Неожиданным для меня сегодня было…»


Упражнение «Круг энергии»


Пройдя через «круг энергии», мы снимем груз проблем - осуществим ритуал очищения, мобилизуем свою внутреннюю энергию, активизируем свои ресурсы и тем самым укрепим здоровье.











Приложение: «Тест геометрических фигур»

КВАДРАТ: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение правил, инструкций, аналитичность мышления, внимательность к деталям, ориентация на факты, пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность, практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие, профессиональная эрудиция, слабый политик, узкий круг друзей и знакомых.


ТРЕУГОЛЬНИК: лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу, прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность, импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску, высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость, великолепный политик, остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких и друзей.


ПРЯМОУГОЛЬНИК: изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность, любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость, нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность, новые друзья, имитация поведения других людей («примеривание ролей»), тенденция к простудам, травмам, дорожно-транспортным происшествиям.


КРУГ: высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о другом, щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция, спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность, доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность, слабый политик, болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому, склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.


ЗИГЗАГ: жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция, одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее, позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность, непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения, стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, душа компании, остроумие, безалаберность в финансовых вопросах.


квадрат

треугольник

прямоугольник

круг

зигзаг

внешний вид: женщины

сдержанный, неяркий,

худощавый

элегантный, дорогие вещи,

ухоженный

меняющийся, сумасбродный,

не в тон ситуации

неофициаль-ный, женственный, полные

разнообразный, небрежный, экстравагантный

рабочее место

каждая вещь на своем месте

символы статуса и успеха

беспорядок

уютная, домашняя обстановка

запущенность или демонстратив-ность

речь

сухая, монотонная, медленная, высокий голос, речевые штампы, профессиона-льная терминология

логичная, краткая, эмоциональная, быстрая, громкий, уверенный голос, остроты, жаргон

неуверенная, неясная, сбивчивая, эмоциональная, «паузы нерешительности», скороговорка, «слова-паразиты», срывающийся голос

непоследова-тельная, плавная, эмоциональ-ная, успокаивающая, сочный голос, комплименты

непоследовате-льная, яркая, быстрая, образная, эмоциоанальная, богатая лексика, жаргон, остроты

язык тела

скованная напряженная поза («зажа-тость»), рассчитанные движения, скупые жесты, солидная походка, бесстрастное лицо, потение, нервный смех

уверенные, плавные движения, выразительные жесты, энергичная походка, сжатые губы, властный взгляд

неуклюжий, резкие, отрывистые движения, неуверенные жесты и походка, бегающий взгляд, хихиканье, быстро краснеет

расслабленная поза, плавные движения, быстрые, доброжелатель-ная улыбка и приветствие, жизнерадостная походка

быстро меняющиеся позы, плавные движения, стремительная походка, живая мимика, манерность




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!