СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Рефлексивный отчет по проведенной серии последовательных уроков"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье я анализирую результативность своей работы на момент внедрения в свою практику семь модулей программы .

Просмотр содержимого документа
«"Рефлексивный отчет по проведенной серии последовательных уроков"»


«Рефлективный отчет по проведенной серии

последовательных уроков»

По прибытию в школу на практику, я себе задавала множество вопросов: «как я смогу внедрить модули?», «получится ли?», как отреагируют учащиеся? И многие другие вопросы. Меня беспокоило проведение серии уроков. Конечно, моя цель была научиться в ходе практической деятельности внедрять и совершенствовать технологию включения модулей. Самой первой ступенью было беседа с завучем школы, который тоже является сертифицированным педагогом и другими сертифицированными учителями из творческой группы. (Приложение 1) Я получила большое количество советов и рекомендаций, меня внимательно выслушали мои коллеги. Мне было интересно поделиться впечатлениями с людьми, которые уже прошли сертифицированное обучение. Я предоставила свой среднесрочный план и рассказала, как я буду внедрять идеи семи модулей. Коллеги оценили положительно внедрение модулей по Блуму. Более того им показалось это интересным. В данном отчете буду вести описание внедрения модулей на всей серии уроков по среднесрочному планированию. Изначально я столкнулась со сложностью проведения урока и нехваткой времени, дисциплина на первых двух уроках была неудовлетворительно. Учащиеся испытывали интерес и одновременно работа в группах создала атмосферу шума. Конечно до практики я применяла работу в парах, группах, но теперь ведь я включила в свою практику создание коллаборативной среды, я начала проводить тренинги в начале урока. (Приложение 2). Это и стало обсуждением среди учащихся на уроке. Поэтому дисциплина была немного нарушена так как я поменяла привычный ход обучения в группах, я начала менять привычную работу учащихся. Что же касается самих уроков, считаю, что все семь модулей мной внедрены в практику. Самым сложным был для меня модуль оценивания. Но этот модуль как сложен так и интересен. Занимает большое количество времени и обдумывания. Большое внимание уделяла саморегуляции учащихся, старалась учить их самостоятельности и умению контролировать время. (Приложение 3) Учащимся сначала было трудно проводить взаимооценивание и оценивание своего обучения. Через данный модуль я продолжу учить учащихся уметь объективно оценивать свое обучение. Я с учащимися обсудила данный элемент, им удобно оценивать себя последовательно отметками затем выводить оценку за урок. Проговаривая оценку учащиеся научились аргументировать свое оценивание, научились объяснять почему та или иная оценка была поставлена однокласснику. Данный модуль необходимо отрабатывать, чтобы он вошел в повседневную практику как должное. Теперь и мне стало легче проводить оценивание, я научилась составлять критерии оценивания и доводить до сведения учащихся, за счет этого они уже могут планировать свои результаты. Оценка становится ожидаемой. Особенно важным стал модуль по развитию критического мышления ведь за счет данного модуля формируется у учащихся мышление, навыки вести беседу, взаимодействовать, появляется уверенность в себе, креативность (Приложение 4). Хочется отметить тот факт, что учащиеся с удовольствием выполняли задания на развитие критического мышления. С большим удовольствием учащиеся работали с приемом «Синквейн», они обобщали ту информацию, тот материал, который прошли на уроке, либо то, что изучили сами. Сначала самостоятельные рассуждения учащихся были неуверенные, потом при суммативном оценивании с моей стороны, учащиеся все больше и больше накидывали идей и работали в группах, отлично взаимодействуя со мной на уроке. Применение на уроках ИКТ способствует расширению знаний и за счет дополнительной информации учащиеся формируют свои представления об исторических фактах, событиях. Также учащиеся сами занимались поиском информации и приносили ее на урок. Тут происходил процесс взаимообучения. Работа в группах предполагала взаимодействие всех учащихся: тех кто работает с низкой скоростью и тех кто быстро воспринимает материал. Модуль обучения одаренных и талантливых учащихся внедрялся мной тоже при групповой работе, это были задания простых и сложных вопросов. По средством такой работы сразу видно каким учащимся можно дать больше работы и даже отдельной информации, кто сможет подготовить материал и помочь учителю в изучении нового материала. Иногда учащиеся, самостоятельно готовили видеоматериал, подготавливали к нему вопросы для класса. По просмотренному историческому фильму задавали вопросы классу. Такая форма обучения очень полезна для учащихся, частично-поисковая деятельность формирует навыки самообразования и самообучения. Думаю, что даже мотивацию к обучению повышает. Диалоговое обучение прослеживается на всех этапах урока и во всей серии среднесрочного планирования (Приложение 5) Это прослеживается в модуле новые подходы в обучении. Диалог это неотъемлемая часть общения, как в парах так и в группах, диалог играет важную роль. С помощью диалога происходит обучение, взаимообучение. Я наблюдала за работой учащихся и сделала вывод, что при работе в группах, в парах учащиеся решали сложные вопросы, что-то обсуждали и доказывали друг другу. Диалог состоялся между учителем –учеником, между учеником-учеником. В парах учащиеся обсуждали домашнее задание в ходе самопроверки и работы с историческим материалом. Диалоговое обучение при работе в группах состоялся при изучении новой темы, при совместной работе группы. По моим наблюдениям, диалог всегда был разный, перерастал в беседу, иногда даже в спор. Я наблюдала за работой учащихся видела их взаимодействие и интерес разговора. Самое главное, что в завершении диалога всегда был конечный результат: работа выполненная от группы, будь то общее эссе, или же синквейн, или постер. Мне было приятно, что всегда учащиеся приходили к выводу и доводили начатую работу до конца. Что касается учета возрастных особенностей, для учителя данный подход должен быть всегда и постоянно применим. Так и в моей практике я постоянно учитывала потребности и возможности учащихся. Я это делаю постоянно, стараюсь видеть и слышать учащихся. Учет возрастных особенностей позволяет индивидуально подбирать подход к учащимся и позволяет раскрыться им при обучении. Сидя в классе, на уроке, у каждого учащегося имеются свои потребности. Я сделала вывод, что если физиологические потребности ребенка не удовлетворены: возможно не выспался, болеет, или иные причины, то обучение, как бы ни старался учитель пройдет неэффективно. Почему так? В моей практике ученик (С) является из неблагополучной семьи, условия неудовлетворительные. Среда этого ребенка напрямую влияет на его отношение к учебе, часто голодный, иногда не выспавшийся. Учебный процесс проходит у него тяжело и неудовлетворительно. Так при таких обстоятельствах, этот учащийся нуждается в индивидуальном подходе и даже понимании со стороны учителя. Такого учащегося можно заметить сразу и проявить снисходительность. В своей практике именно таким подходом я руководствуюсь по отношению ко всем учащимся. В данном модуле у меня затруднений не было. Модуль управление и лидерство в обучении, данный модуль применялся мной не во всей серии последовательных уроков, этот модуль способствует проявлению, а точнее акцентированию сильных сторон учащегося, его способности самостоятельно ставить цель, быть активным, быть примером, быть уверенным. Другими словами быть целеустремленным. В основном учащиеся (А) зарекомендовали себя в качестве лидеров, они брали на себя ответственность быть командирами в группе, они контролировали дисциплину и даже, контролировали выполнение заданий. Такие учащиеся являются мотиваторами для менее успешных учеников. В дальнейшей своей практике планирую как можно шире и больше применять и внедрять данный модуль. Думаю, что он будет способствовать повышению мотивации у учащихся как метод «косвенный опыт». Менее успешные учащиеся смогут улучшать свое обучение опираясь на пример и поддержку их более успешных одноклассников. Внедрение семи модулей позволило мне самой стать более уверенной в том, что я смогу дальше развиваться. Почему? Как? Потому, что это новая технология, которая должна внедриться в мою практику. Я смогу усовершенствовать методы, формы, приемы своей деятельности. Я уже начала это делать, начала меняться сама, мое отношение к преподаванию, особенно я еще более внимательна стала по отношению к учащимся. Ведь сначала я задавала себе множество вопросов и переживала. А по происшествии уроков поняла, что я могу сделать, провести, что–то изменить, откорректировать. А ведь мой профессиональный рост будет влиять и на обучение учащихся. Учащиеся уже способны работать в группах, вступать в диалог, знают многие тренинги и готовы в них принимать участие, они открыты для учителя, доброжелательны. Я вижу обратную связь своих учащихся, я слышу их высказывания, пожелания. Возможно потому, что я люблю свою работу, это дает какие-то позитивные результаты. Учащиеся чувствуя мое к ним отношение отвечают мне взаимностью. Я работаю со своим классом уже четвертый год и невозможно не любить своих учащихся. В них я вкладываю свою душу и очень рада, что есть положительные результаты. По результатам внедрения модулей могу сказать, что процесс прошел успешно. Учащиеся к концу проведения серии последовательных уроков, были адаптированы к диалогу, тренингам, лучше стали взаимодействовать между собой. Стало заметно, что учащиеся стали открытыми. Казалось бы всего четыре урока а результат уже есть. Атмосфера в классе немного изменилась, учащиеся стали менее шумные. Стали больше внимания обращать друг на друга и делать замечания по дисциплине. В ходе работы, больше стало сосредоточенности. Почему же так? Я думала и пришла к выводу, большую роль тут сыграл тренинг на создание коллаборативной среды. В ходе тренинга дается установка, внимательности дисциплины, соответственно, учащиеся на это начали обращать внимание. Второй аспект это то, что группы были переформированы, проводился расчет и перераспределение. Группа рассаживались не по интересам, а по определенному номеру. Я намерена продолжать работу по внедрению модулей и усовершенствовать свою практику. Конечно среди плюсов были и минусы: я сделала вывод, что необходимо планировать урок так, чтобы хватило времени, буду четко обозначать границы времени, либо же уточнять задание, чтобы учащиеся работали конкретно с заданием которое указано. На практике я столкнулась именно с тем, что учащиеся долго разбирали тему и думали, возможно задание было размытым. Также проблема учащихся, которые считают, что лучше промолчать, неактивны в работе на уроке. Тут конечно планирую сначала индивидуальную работу, задания по силам учащимся а затем при работе в группах такие учащиеся смогут выступать от группы, тем самым повысят свою самооценку. Будут постепенно успешными, после чего смогут, научатся работать, самостоятельно добывать знания. Конечно это будет не сразу, а постепенно. Ведь обучение это комплексный и целенаправленный процесс, постепенный, многоступенчатый. В данном процессе как и в медицине главное «не на вреди!», это такой девиз. Думаю для каждого из нас, педагогов, данный девиз должен быть в мыслях. Необходимо о нем помнить, так как работаем с детьми, чья душа открыта и ранима. Я планирую вывести в активную позицию тех, учащихся которые пока что остаются в тени. От простых индивидуальных заданий постепенно переходить на формативное оценивание, подводить к суммативному оцениваю, научить их работать с критериями, учиться оценивать свои возможности, создать «ситуацию успеха», другими словами осуществлять процесс скафолдинга. Еще планирую постепенно, научить учащихся умению объяснять оценки при взаимооценивании, используя критерии, и проговаривать своё мнение. Они еще не совсем понимают, что такое критерии оценивания, хочется, чтобы знали. Почему я хочу достичь такого понимания от учащихся? Потому, что в дальнейшей практике учащиеся будут на моих уроках работать самооцениванием и взаимооцениваем. Соответственно, им необходимо знать: отличия оценивания, понимать критерии, чтобы ориентироваться на уроке, работать активно, четко и быстро. Работа с родителями в момент моей практике тоже имела место. Данная работа прошла в форме беседы. Родителям учащихся было очень интересно, что за такие подходы новые, новые домашние задания, новая форма оценивания и т.д. Я объяснила о ходе своей практики и о внедрении семи модулей. Мое объяснение было простым, чтобы родители смогли понять суть того, с чем будут работать их дети. Работу в группах родители считают достаточно приемлемой, т.е. со слов их детей на уроке при групповой работе, изучение материала стало интересным, и даже увлекательным. Родители учащихся одобрили данный подход в обучении, так как по их мнению, это что-то новое. В моем классе есть ученик (С), чаще всего процесс обучения его не интересует, но при групповой работе этот учащийся себя проявляет как творческий и креативный ученик. Он берет всю работу на себя отлично находит главное из учебника, и даже способен других вовлечь в работу. Некоторое родители говорили о том, что их дети дома рассказывали, как теперь проходят их уроки истории. Кто то из учащихся рассказывал дома о своих первых успехах, кто-то говорил, что сложно и не интересно. Думаю, что это нормальный процесс адаптации. Для меня, тоже произошла смена понимания процесса преподавания. Я буду еще длительное время осознавать особенности внедрения семи модулей. Главное, что то, что я не могла понять изначально, я поняла сейчас. Теперь в моих планах реализовывать на практике. Уверена, что дальнейшая практическая деятельность станет для меня не нововведением, а привычным делом с усовершенствованием. Мои планы в будущем сконцентрированы на том, чтобы усовершенствовать не только процесс обучения, но и усовершенствовать свои поурочные планы. Постоянно в работу вносить изменения, вносить новшество. Какими они будут? Теперь такой вопрос я задаю себе. В первую очередь среднесрочное планирование станет фундаментальным, ведь именно через цели среднесрочного плана я смогу отслеживать ожидаемы результаты. Буду сравнивать полученный результат с намеченным результатом. Далее будет корректировка, если результаты ожидаемые не совпали с результатом полученным я буду искать причину несовпадения, и пути решения этой проблемы. Тем самым произойдет мой профессиональный рост, рост моего самосознания, смогу все более точнее и глубже анализировать свою практическую деятельность. Смогу применять что-то новое и тут же что-то менять. Так я планирую отработать навыки внедрения модулей. Планирую внедрить новую практику методов, форм, приемов так, чтобы это стало делом привычным и просто его усовершенствовать. Уверена, что это даст свои плоды при работе с учащимися. Практические умения учителя сильно влияют на учеников. Возможно даже быть примером для своих коллег в школе. Постараться быть лидером в своей работе.


















































Приложение 1 (консультирование с сертифицированными педагогами)





















Приложение 2



































Приложение 3























Приложение 4

Приложение 5

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!